МЕТОДИКА:                                  
               Доминирующий уровень проблемности при решении                
                    педагогических проблемных ситуаций                      
                      (Кашапов М.М., Жихарева Ю.Н.).                        
 
      Методика предназначена для экспериментального исследования доминирую- 
 щего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций.   
      Проблемность при решении педагогических проблемных ситуаций -  психо- 
 логический фактор, обеспечивающий порождение познавательной мотивации учи- 
 теля в процессе разрешения педагогической ситуации. Чем более острую проб- 
 лемность приобретает педагогическая ситуация, тем более  активизирует  она 
 мыслительную деятельность учителя. Проблемность  как  субъективная  реаль- 
 ность имеет определенные уровни существования: ситуативный и  надситуатив- 
 ный.                                                                       
      Ситуативный уровень связан с выяснением педагогом причин  возникнове- 
 ния противоречия и способов его снятия, преодоления. Изменения, происходя- 
 щие в субъекте в процессе разрешения проблемной ситуации, в основном  свя- 
 заны с реконструкцией способов осуществления профессиональной  деятельнос- 
 ти. Ситуативный уровень проблемности характеризуется не только переживани- 
 ем учителем определенных эмоциональных состояний, но и особенностями учета 
 их в целях успешного разрешения затруднения.                               
      Данный уровень связан с ситуационной мотивацией учителя,  т.е.  осоз- 
 нанно или неосознанно учитель учитывает  свое  отношение  к  учащемуся,  к 
 предмету, к самому себе.                                                   
      Этот уровень обнаружения проблемности обусловлен влиянием  конкретных 
 педагогических условий. На данном уровне большое значение придается  уста- 
 новкам, целям, мотивам, основным представлениям педагога. В результате ре- 
 ализации этого уровня обнаружения проблемности педагогом принимаются реше- 
 ния, ориентированные на сиюминутную тактику и выгоду, а не на смысл  педа- 
 гогической деятельности, ее цель и общественное  предназначение.  Действия 
 учителя по разрешению педагогической проблемной ситуации ориентированы  на 
 ближнюю перспективу. В этом случае зачастую нет учета влияния данной  кон- 
 кретной ситуации на учебно-воспитательный процесс в целом.                 
      Педагогу представляется важным устранить помехи только сейчас, а  что 
 будет потом - не столь важно. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, он стре- 
 мится найти подобную же ситуацию в прошлом опыте. Кажущееся сходство  при- 
 водит к реализации решений, уже не адекватных  данной  ситуации.  На  этом 
 уровне учитель не видит связи между своими поступками и их  последствиями. 
 Педагог, анализируя свою деятельность, приходит к определенным принципам и 
 правилам ее осуществления, которые ему уже трудно сменить.  Такой  педагог 
 не способен к преодолению стереотипов в своей деятельности. Преподаватель, 
 находясь в подобных условиях, осознанно или неосознанно испытывает  напря- 
 женное отношение к педагогической проблемной ситуации.                     
      В процессе реализации данного уровня  становится  более  затрудненным 
 личностное развитие педагога. Ситуативный уровень  решения  педагогической 
 проблемной ситуации является эффективным, когда деятельность педагога свя- 
 зана с организацией деятельности учащихся, ее стимулированием и контролем. 
 В этом случае преподавателю легче увидеть и осознать несоответствие  между 
 поставленными задачами и получаемыми результатами. Он эффективен в  случае 
 дефицита времени и, если учитель адекватно  переносит  решение  проблемной 
 ситуации из прошлого опыта в новую ситуацию, и проблема разрешается.       
      Надситуативный уровень проблемности напрямую связан  со  способностью 
 учителя "выйти за пределы" конкретной ситуации, с умением оригинально мыс- 
 лить, т.е. видеть объект с качественно новой точки зрения, способностью  к 
 переносу, гибкостью мышления и т.д. Выход на надситуативный уровень  проб- 
 лемности обычно сопровождается осознанием учителем  необходимости  самосо- 
 вершенствования, поднимает его на уровень, с которого он может  анализиро- 
 вать себя и свои действия, учитывать их возможные последствия для учебного 
 процесса, учеников и для самого себя.                                      
     Надситуативный уровень проблемности возникает в результате осмысления 
 реальной педагогической ситуации и во многом зависит от эмоционального на- 
 строя учителя. На данном уровне происходит эффективное  преодоление  нега- 
 тивных эмоций, связанных с защитными реакциями личности педагога.          
      Выход на данный уровень напрямую связан со способностью учителя к ре- 
 флексии, т.е. с расширением личностной зоны учителя, способностью понять и 
 принять мотивы, чувства и переживания ученика, с рефлексированием,  с  го- 
 товностью изменить свои установки, отношения, тактику своего поведения.    
      На данном уровне учитель преодолевает негативные эмоции и воспринима- 
 ет проблемную ситуацию как творческую задачу,  стремится  выявить  скрытые 
 мотивы поступка ученика.                                                   
      Выход за пределы простого восприятия ситуации, за  пределы  привычных 
 видов деятельности связан со значительной активизацией творческого  потен- 
 циала личности педагога.                                                   
      Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика труда 
 учителя. Уровень надситуативной  проблемности  характеризуется  осознанием 
 учителем необходимости изменения, совершенствования некоторых особенностей 
 своей личности.                                                            
      Проблемные ситуации, возникающие  в  ходе  практической  деятельности 
 учителя, заставляют его "подняться" на уровень, с которого он мог бы  про- 
 анализировать самого себя не только в роли исполнителя, но и в роли  чело- 
 века, который программирует исполнительскую деятельность. Такое  состояние 
 субъекта выражается в поиске средств целенаправленного формирования  своих 
 профессионально-значимых и личностных качеств.                             
 
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе интерпретация результатов тестирования основаны на 
 показателях выраженных в процентах.                                        
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 26 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Доминирующий уровень проблемности при решении                    
           педагогических проблемных ситуаций.                              
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢> Ст           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> Нд           
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
              1. Ситуативный уровень    - Ст =  3  23%                      
              2. Надситуативный уровень - Нд = 10  77%                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. СИТУАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ.                                               
      Данный уровень связан с выяснением педагогом причин возникно-         
 вения противоречия и способов его снятия, преодоления.  Изменения,         
 происходящие в субъекте в процессе разрешения проблемной ситуации,         
 в основном связаны с реконструкцией способов осуществления профес-         
 сиональной деятельности.                                                   
      Ситуативный уровень проблемности  характеризуется  не  только         
 переживанием учителем определенных эмоциональных состояний,  но  и         
 особенностями учета их в целях успешного разрешения затруднения.           
      Данный уровень связан с ситуационной мотивацией учителя, т.е.         
 осознанно или неосознанно учитель учитывает свое отношение к  уча-         
 щемуся, к предмету, к самому себе.                                         
      Этот уровень  обнаружения  проблемности  обусловлен  влиянием         
 конкретных педагогических условий. На данном уровне большое значе-         
 ние придается установкам, целям, мотивам, основным  представлениям         
 педагога. В результате реализации этого уровня  обнаружения  проб-         
 лемности педагогом принимаются решения, ориентированные на  сиюми-         
 нутную тактику и выгоду, а не на смысл педагогической  деятельнос-         
 ти, ее цель и общественное предназначение.                                 
      Действия учителя по разрешению педагогической проблемной  си-         
 туации ориентированы на ближнюю перспективу. В этом случае  зачас-         
 тую нет учета влияния данной конкретной ситуации на  учебно-воспи-         
 тательный процесс в целом.                                                 
      Педагогу представляется важным устранить помехи  только  сей-         
 час, а что будет потом - не столь важно. Сталкиваясь с  проблемной         
 ситуацией, он стремится найти подобную же ситуацию в прошлом  опы-         
 те. Кажущееся сходство приводит к реализации решений, уже не адек-         
 ватных данной ситуации. На этом уровне учитель не видит связи меж-         
 ду своими поступками и их последствиями.                                   
      Педагог, анализируя свою деятельность, приходит к  определен-         
 ным принципам и правилам ее осуществления, которые ему уже  трудно         
 сменить. Такой педагог не способен  к  преодолению  стереотипов  в         
 своей деятельности. Преподаватель, находясь в  подобных  условиях,         
 осознанно или неосознанно испытывает напряженное отношение к педа-         
 гогической проблемной ситуации.                                            
      В процессе реализации данного уровня становится более затруд-         
 ненным личностное развитие педагога. Ситуативный  уровень  решения         
 педагогической проблемной ситуации является эффективным, когда де-         
 ятельность педагога связана с организацией деятельности  учащихся,         
 ее стимулированием и контролем. В этом случае преподавателю  легче         
 увидеть и осознать несоответствие между поставленными  задачами  и         
 получаемыми результатами. Он эффективен в случае дефицита  времени         
 и, если учитель адекватно переносит решение проблемной ситуации из         
 прошлого опыта в новую ситуацию, и проблема разрешается.                   
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      2. НАДСИТУАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ.                                            
      Данный уровень проблемности напрямую связан  со  способностью         
 учителя "выйти за пределы" конкретной ситуации, с  умением  ориги-         
 нально мыслить, т.е. видеть объект с качественно новой точки  зре-         
 ния, способностью к переносу, гибкостью мышления и т.д.  Выход  на         
 надситуативный уровень проблемности обычно сопровождается  осозна-         
 нием учителем необходимости самосовершенствования,  поднимает  его         
 на уровень, с которого он может анализировать  себя  и  свои  дей-         
 ствия, учитывать их возможные последствия для  учебного  процесса,         
 учеников и для самого себя.                                                
 
 осмысления реальной педагогической ситуации и во многом зависит от         
 эмоционального настроя учителя. На данном уровне происходит эффек-         
 тивное преодоление негативных эмоций, связанных с защитными  реак-         
 циями личности педагога.                                                   
      Выход на данный уровень напрямую связан со способностью  учи-         
 теля к рефлексии, т.е. с расширением личностной зоны учителя, спо-         
 собностью понять и принять мотивы, чувства и переживания  ученика,         
 с рефлексированием, с готовностью изменить свои установки, отноше-         
 ния, тактику своего поведения.                                             
      На данном уровне учитель  преодолевает  негативные  эмоции  и         
 воспринимает проблемную ситуацию как творческую задачу,  стремится         
 выявить скрытые мотивы поступка ученика.                                   
      Выход за пределы простого  восприятия  ситуации,  за  пределы         
 привычных видов деятельности связан со  значительной  активизацией         
 творческого потенциала личности педагога.                                  
      Творчество - наиболее существенная и необходимая  характерис-         
 тика труда учителя.                                                        
      Уровень надситуативной проблемности характеризуется осознани-         
 ем учителем необходимости изменения,  совершенствования  некоторых         
 особенностей своей личности.                                               
      Проблемные ситуации, возникающие в ходе практической деятель-         
 ности учителя, заставляют его "подняться" на уровень,  с  которого         
 он мог бы проанализировать самого себя не только в роли исполните-         
 ля, но и в роли человека,  который  программирует  исполнительскую         
 деятельность. Такое состояние субъекта выражается в поиске средств         
 целенаправленного формирования  своих  профессионально-значимых  и         
 личностных качеств.                                                        
      Тестовый показатель: повышенный.