МЕТОДИКА:
Доминирующий уровень проблемности при решении
педагогических проблемных ситуаций
(Кашапов М.М., Жихарева Ю.Н.).
Методика предназначена для экспериментального исследования доминирую-
щего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций.
Проблемность при решении педагогических проблемных ситуаций - психо-
логический фактор, обеспечивающий порождение познавательной мотивации учи-
теля в процессе разрешения педагогической ситуации. Чем более острую проб-
лемность приобретает педагогическая ситуация, тем более активизирует она
мыслительную деятельность учителя. Проблемность как субъективная реаль-
ность имеет определенные уровни существования: ситуативный и надситуатив-
ный.
Ситуативный уровень связан с выяснением педагогом причин возникнове-
ния противоречия и способов его снятия, преодоления. Изменения, происходя-
щие в субъекте в процессе разрешения проблемной ситуации, в основном свя-
заны с реконструкцией способов осуществления профессиональной деятельнос-
ти. Ситуативный уровень проблемности характеризуется не только переживани-
ем учителем определенных эмоциональных состояний, но и особенностями учета
их в целях успешного разрешения затруднения.
Данный уровень связан с ситуационной мотивацией учителя, т.е. осоз-
нанно или неосознанно учитель учитывает свое отношение к учащемуся, к
предмету, к самому себе.
Этот уровень обнаружения проблемности обусловлен влиянием конкретных
педагогических условий. На данном уровне большое значение придается уста-
новкам, целям, мотивам, основным представлениям педагога. В результате ре-
ализации этого уровня обнаружения проблемности педагогом принимаются реше-
ния, ориентированные на сиюминутную тактику и выгоду, а не на смысл педа-
гогической деятельности, ее цель и общественное предназначение. Действия
учителя по разрешению педагогической проблемной ситуации ориентированы на
ближнюю перспективу. В этом случае зачастую нет учета влияния данной кон-
кретной ситуации на учебно-воспитательный процесс в целом.
Педагогу представляется важным устранить помехи только сейчас, а что
будет потом - не столь важно. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, он стре-
мится найти подобную же ситуацию в прошлом опыте. Кажущееся сходство при-
водит к реализации решений, уже не адекватных данной ситуации. На этом
уровне учитель не видит связи между своими поступками и их последствиями.
Педагог, анализируя свою деятельность, приходит к определенным принципам и
правилам ее осуществления, которые ему уже трудно сменить. Такой педагог
не способен к преодолению стереотипов в своей деятельности. Преподаватель,
находясь в подобных условиях, осознанно или неосознанно испытывает напря-
женное отношение к педагогической проблемной ситуации.
В процессе реализации данного уровня становится более затрудненным
личностное развитие педагога. Ситуативный уровень решения педагогической
проблемной ситуации является эффективным, когда деятельность педагога свя-
зана с организацией деятельности учащихся, ее стимулированием и контролем.
В этом случае преподавателю легче увидеть и осознать несоответствие между
поставленными задачами и получаемыми результатами. Он эффективен в случае
дефицита времени и, если учитель адекватно переносит решение проблемной
ситуации из прошлого опыта в новую ситуацию, и проблема разрешается.
Надситуативный уровень проблемности напрямую связан со способностью
учителя "выйти за пределы" конкретной ситуации, с умением оригинально мыс-
лить, т.е. видеть объект с качественно новой точки зрения, способностью к
переносу, гибкостью мышления и т.д. Выход на надситуативный уровень проб-
лемности обычно сопровождается осознанием учителем необходимости самосо-
вершенствования, поднимает его на уровень, с которого он может анализиро-
вать себя и свои действия, учитывать их возможные последствия для учебного
процесса, учеников и для самого себя.
|