МЕТОДИКА:
Диагностика уровня морально-этической ответственности личности
(ДУМЭОЛП)
(И.Г. Тимощук).
Методика предназначена для диагностики уровня морально-этической от-
ветственности личности.
Любая черта морально-этической сферы личности проявляется в опреде-
ленных ситуациях требующих актуализации и конкретного внешнего проявления
нравственных и моральных качеств в действиях и поступках. Последнее, в
свою очередь, может выражаться в широком диапазоне (диспозициях) поведе-
ния. Помимо анализа этической корректности собственно поступков важно так-
же учитывать их явную и (если это возможно) латентную детерминацию (бес-
сознательные аспекты мотивации, степень осознанности и рефлексии).
Шкалы опросника.
1. Рефлексия на морально-этические ситуации (моральная рефлексия или
рефлексия актуализирующаяся в ситуациях связанных с морально-этическими
коллизиями и конфликтами).
2. Интуиция в морально-этической сфере (нравственная интуиция).
3. Экзистенциальный аспект ответственности.
4. Альтруистические эмоции.
5. Морально-этические ценности.
6. Шкала лжи (социальной желательности).
Высокий уровень сформированности морально-этической ответственности
связан с социальной ответственностью, высоким уровнем самопонимания, низ-
ким уровнем социальной желательности.
Если количество баллов по шкале лжи составляют от 3 до 5 - результаты
недостоверны.
Для того, чтобы выявить уровень сформированности морально-этической
ответственности необходимо суммировать результаты, полученные по шкалам
опросника.
Низкий уровень сформированности морально-этической ответственности -
0 до 5.
Средний уровень сформированности морально-этической ответственности -
5 - 15.
Высокий уровень сформированности морально-этической ответственности -
15 - 25.
Опросник состоит из 30 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация резуль-
татов тестирования по субшкалам опросника основана на следующих условных
критериях:
0-1 балла - низкий показатель;
2 балла - пониженный показатель;
3 балла - средний показатель;
4 балла - повышенный показатель;
5 балла - высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика уровня морально-этической ответственности
личности (ДУМЭОЛП).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢> L
<────[-]───><───────[+]──────>
Диаграмма.
Рф ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>
Ин ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>
Эк ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>
Ал ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
Цн ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Интегральный тестовый показатель:
МЭО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>
<──[-]───><────────[=]───────><────────[+]───────>
Tестовые показатели:
Достоверность - L = 1
1. Рефлексия на морально-этические ситуации - Рф = 2 40%
2. Интуиция в морально-этической сфере - Ин = 4 80%
3. Экзистенциальная ответственность - Эк = 2 40%
4. Альтруистические эмоции - Ал = 3 60%
5. Морально-этические ценности - Цн = 2 40%
---------------------------------------------------------
Интегральный тестовый показатель - МЭО = 13 52%
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность своего поведения.
1. Рефлексия на морально-этические ситуации (моральная реф-
лексия или рефлексия актуализирующаяся в ситуациях связанных с мо-
рально-этическими коллизиями и конфликтами).
Тестовый показатель: пониженный.
2. Интуиция в морально-этической сфере (нравственная интуи-
ция).
Тестовый показатель: повышенный.
3. Экзистенциальный аспект ответственности.
Тестовый показатель: пониженный.
4. Альтруистические эмоции.
Тестовый показатель: средний.
5. Морально-этические ценности.
Тестовый показатель: пониженный.
Интегральный тестовый показатель.
Средний уровень сформированности морально-этической ответ-
ственности личности.
|