МЕТОДИКА:
Диагностический тест отношения
(Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).
Методика предназначена для исследования эмоционально-оценочного ком-
понента этнического стереотипа.
Это оригинальная модификация метода семантического дифференциала.
Создавая эту методику, авторы исходили из того, что дифференциация воспри-
ятия этнических групп по шкале "нравится - не нравится", как правило, ве-
дет к тому, что одни и те же качества, приписываемые и своей, и другой об-
щности, могут интерпретироваться по-разному. В случае расположения этни-
ческих групп на противоположных полюсах данной шкалы, добродетель одной
группы ("мы - экономны, бережливы") рискует превратиться в порок другой
("они - жадны, скупы"). То, что применительно к собственному народу опре-
деляется как настойчивость, твердость характера, применительно к "чужаку"
может называться упрямством.
Это определило подбор шкал по следующему принципу. Из двух антонимов
типа "щедрый - жадный" выбиралось только негативное качество "жадный", а в
качестве противовеса - "золотая середина": "экономный".
На основе такого принципа подбора были получили шкалы, полюса которых
различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то время как их
смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие. Пары ка-
честв выбирались из массива личностных характеристик, наиболее часто при-
писываемых представителям собственной и других этнических групп и рассмат-
ривались как стереотипные в отечественных и зарубежных социально-психоло-
гических исследованиях. Учитывались их частотные характеристики, исключа-
лись метафоры, архаизмы, вульгаризмы, синонимы. Диаметральность характе-
ристик в выделяемых парах качеств оценивали эксперты - профессиональные
психологи. Для качеств каждой пары эксперты должны были найти определенную
позицию на шкале "привлекательный-непривлекательный". Данная ось оценки
выступила в качестве фильтра, дифференцирующего пары признаков с наиболее
расходящимися эмоциональными значениями.
Полный вариант (А) ДТО представляет набор 20 пар качеств, размещенных
на одной карточке. Второй сокращенный вариант (Б), чаще применяемый иссле-
дователями, включает 12 пар качеств. На стандартном бланке ДТО обычно
представлено 4 карточки.
ДТО позволяет измерить следующие параметры этнических стереотипов:
амбивалентность, выраженность и направленность. Их количественные показа-
тели рассматриваются как эмпирические индикаторы эмоционально-оценочного
компонента этнического стереотипа.
Амбивалентность характеризует степень эмоциональной определенности
стереотипа. Высокая неопределенность и, следовательно, высокий коэффициент
амбивалентности (А) будут зафиксированы в случае низкой поляризации оценок
противоположных качеств каждой пары, когда респондент не отдает четкого
предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки. Коэффициент амби-
валентности по одной паре качеств определяется формулой:
min(a+ a-)
А = ------------ (0 - 1)
max(a+ a-)
где а+, а- - оценки респондентом положительного и отрицательного ка-
честв. Общий коэффициент амбивалентности определяется с учетом коэффициен-
тов амбивалентности всех 20 пар как их среднее арифметическое.
Знак эмоциональной определенности - "позитив" или "негатив" - можно
установить на основе соответствующих коэффициентов выраженности и направ-
ленности.
Выраженность (интенсивность) стереотипа отражает силу стереотипного
эффекта. Вычисление коэффициента выраженности (S) основано на подсчете
числа четко поляризованных пар качеств. Коэффициент по одной паре качеств
будет тем выше, чем больше расстояние между парами качеств. Подсчет коэф-
фициента выраженности производится с учетом знака оценок. В результате
этого выявляется не просто интенсивность стереотипа, но и его позитивная
или негативная направленность. Коэффициент выраженности по одной паре ка-
честв определяется формулой:
(a+) - (a-)
S = ------------- (0 - 1)
3(1-A)
Общий коэффициент выраженности данного стереотипа определяется с уче-
том коэффициентов выраженности всех пар качеств как их среднее арифмети-
ческое.
Направленность (выраженность) или диагностический коэффицинт стерео-
типа характеризует знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта
по отношению к данному объекту. Числовое значение диагностического коэффи-
циента (D) близко числовому значению коэффициента выраженности, но "более
чувствительно" к изменению знака стереотипа. Оно определяется по формуле:
(Sa+) - (Sa-)
D = ------------- (0 - 1)
(Sa)
где Sа+ - сумма оценок всех положительных качеств; Sа- - сумма оценок
всех отрицательных качеств; Sа - общая сумма всех оценок.
Подходы к интерпретации результатов, полученных на основе ДТО, могут
быть дополнены вспомогательными показателями, предложенными В.П. Павленко.
Речь идет не об абсолютных значениях коэффициентов, а о соотносительных.
Так, если требуется оценить уровень самооценки с помощью ДТО, обычно поль-
зуются абсолютным показателем диагностического коэффициента образа "Я".
Однако при одном и том же значении этого показателя у двух испытуемых уро-
вень самооценки может быть проинтерпретирован в одном случае как высокий
(в случае, если диагностический коэффициент образа "Я" равен или даже пре-
вышает аналогичный показатель для образа "Идеал"), а в другом - как очень
низкий (если дистанция между диагностическими коэффициентами образов "Я" и
"Идеал" будет значительной).
Поэтому для анализа самооценки, по мнению В.П. Павленко, корректнее
использовать показатель, в числовом выражении представляющий собой раз-
ность между диагностическими коэффициентами образа "Идеала" и образа "Я".
Аналогичный подход возможен и при выделении иных вспомогательных по-
казателей, в частности, показателя этнических предпочтений. Удобной моде-
лью системы этнических предпочтений может служить степень совпадения обра-
зов этнических групп с образом "Идеал". В числовом выражении данный пока-
затель представлен разностью между диагностическими коэффициентами образа
"Идеал" и образа типичного представителя какой-либо национальности. Про-
ранжировав результаты сопоставления образа "Идеал" с типажами различных
этнических групп, исследователь получит информацию об общей системе этни-
ческих предпочтений данного респондента.
Удобной моделью для анализа этнической идентификации и межэтнической
дифференциации, по мнению В.П. Павленко, служит степень совпадения образа
"Я" с образами различных этнических групп. В числовом выражении показатель
этнической идентификации рассматривается как разность между диагностичес-
кими коэффициентами, с одной стороны, образа "Я" и, с другой, автостерео-
типами и гетеростереотипами. Очевидно, что чем ближе к нулю будет величина
данного показателя, тем более схожи по направленности эмоционально-ценнос-
тные компоненты образа "Я" и групповых образов, а значит, тем выше уровень
этнической идентификации (при сравнении с автостереотипом) и ниже уровень
межэтнической дифференциации (при сравнении с гетеростереотипами). Чем бо-
лее отличной от нуля будет величина данного показателя, тем более чуждой
ощущает респондент ту или иную этническую группу. Важное значение, как и в
других показателях, имеет его знак, то есть воспринимает ли он себя в ка-
честве более (в случае положительного значения) или менее (при отрицатель-
ных значениях) достойного человека по сравнению с типичными представителя-
ми данной национальности. При сопоставлении образа "Я" с типажами различ-
ных этнических групп можно получить целый ряд показателей этнической иден-
тификации, проранжировав и сопоставив которые, исследователь будет иметь
информацию о том, с какой этнической группой испытуемый идентифицирует се-
бя в наибольшей степени, а с какой - в наименьшей.
Примечание к компьютерной версии.
В литературных источниках данной методики предлагаются два варианта
оценки каждого качества по 4-балльной системе:
1. 0-3 балла.
В данном случае, если один из антонимов равен нулю, все варианты по-
казателей амбивалетности также будут равны нулю в соответствии с законами
арифметики, что несоответствует определению амбивалентности.
Пример.
"+" = 3, "-" = 0, А=0 (0:3=0).
2. 1-4 балла.
В зтом случае:
показатели амбивалентности будут принимать значения от 0.25 до 1;
показатели выраженности от -0.80 до 0.80.
показатели направленности от -0.40 до 0.40.
Указанные диапазоны значений интегральных показателей несколько за-
трудняют оперативную оценку результатов тестирования.
В данной программе предложены дополнительные показатели амбивалетнос-
ти, выраженности и направленности в форме процентов с нулевой точкой от-
счета с учетом знака для выраженности и направленности.
Опросник состоит из 24 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностический тест отношения.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма.
*
4 ┼─▄─────▄──▄───────────▄──▄▄──▄───────
│ █ █ █ █ ██ █
3 ┼─█──▄──█▄─█▄────▄─────█▄─██─▄█─▄─────
│ █ █ ██ ██ █ ██ ██ ██ █
2 ┼─█▄─█──██─██─▄──█──▄▄─██─██─██─█──▄▄─
│ ██ █ ██ ██ █ █ ██ ██ ██ ██ █ ██
1 ┼─██─█▄─██─██─█▄─█▄─██─██─██─██─█▄─██─
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
+- +- +- +- +- +- +- +- +- +- +- +-
ДЛ ОН ГВ АА ПБ ОЕ ЭЖ НУ НХ ТВ АП ОТ
Тестовые показатели:
+ - A S
1. Дипломатичный - Лицемерный - ДЛ = 4 2 0.50 0.44
2. Общительный - Навязчивый - ОН = 3 1 0.33 0.50
3. Гордый - Высокомерный - ГВ = 4 3 0.75 0.19
4. Активный - Агрессивный - АА = 4 3 0.75 0.19
5. Покладистый - Бесхарактерный - ПБ = 2 1 0.50 0.22
6. Остроумный - Ехидный - ОЕ = 3 1 0.33 0.50
7. Экономный - Жадный - ЭЖ = 2 2 1.00 0.00
8. Настойчивый - Упрямый - НУ = 4 3 0.75 0.19
9. Находчивый - Хитрый - НХ = 4 4 1.00 0.00
10. Темпераментный - Вспыльчивый - ТВ = 3 4 0.75 -0.19
11. Аккуратный - Педантичный - АП = 3 1 0.33 0.50
12. Осторожный - Трусливый - ОТ = 2 2 1.00 0.00
------------------------------------------------------------
Общий коэффициент амбивалентности - A = 0.67 56%
Общий коэффициент выраженности - S = 0.21 26%
Коэффициент направленности - D = 0.12 30%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Дипломатичный - Лицемерный.
В полной мере выраженная дипломатичность.
В слабой степени выраженная лицемерность.
2. Общительный - Навязчивый.
В средней степени выраженная общительность.
Навязчивость отсутствует.
3. Гордый - Высокомерный.
В полной мере выраженная гордость.
В средней степени выраженная высокомерность.
4. Активный - Агрессивный.
В полной мере выраженная активность.
В средней степени выраженная агрессивность.
5. Покладистый - Бесхарактерный.
В слабой степени выраженная покладистость.
Бесхарактерность отсутствует.
6. Остроумный - Ехидный.
В средней степени выраженная остроумность.
Ехидность отсутствует.
7. Экономный - Жадный.
В слабой степени выраженная экономность.
В слабой степени выраженная жадность.
8. Настойчивый - Упрямый.
В полной мере выраженная настойчивость.
В средней степени выраженное упрямство.
9. Находчивый - Хитрый.
В полной мере выраженная находчивость.
В полной мере выраженная хитрость.
10. Темпераментный - Вспыльчивый.
В средней степени выраженная темпераментность.
В полной мере выраженная вспыльчивость.
11. Аккуратный - Педантичный.
В средней степени выраженная аккуратность.
Педантичность отсутствует.
12. Осторожный - Трусливый.
В слабой степени выраженная осторожность.
В слабой степени выраженная трусливость.
|