МЕТОДИКА:                                  
                       Диагностический тест отношений                       
                              (Г.У. Солдатова).                             
 
      Диагностический тест отношений (ДТО) - оригинальная модификация мето- 
 да семантического дифференциала, разработанная  для  исследования  эмоцио- 
 нально-оценочного компонента социального стереотипа. Методика  широко  ис- 
 пользуется психологами в исследованиях межэтнических и межличностных отно- 
 шений, а также этнической толерантности.                                   
      В основу методики положена идея о том, что одни  и  те  же  качества, 
 приписываемые как себе, так и другим людям (группе),  могут  интерпретиро- 
 ваться по-разному: положительные качества своей  группы  (например,  "мы - 
 экономны, бережливы") могут  восприниматься  как  отрицательные  у  другой 
 ("они - жадны, скупы"). По этому принципу были  составлены  пары  качеств, 
 полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то 
 время как их смысловые значения могут расцениваться как  достаточно  близ- 
 кие.                                                                       
      Полный вариант ДТО (А) представляет набор 20 пар качеств, размещенных 
 на одной карточке. Второй, сокращенный вариант (Б), чаще  применяемый  ис- 
 следователями, включает 12 пар качеств. На стандартном бланке  ДТО  обычно 
 представлено 4 карточки, на которых респондент  отмечает  оценки  качеств, 
 присущих, по его мнению, ему самому, идеальному человеку и типичным  пред- 
 ставителям собственной или других этнических групп.                        
 
      Инструкция к варианту Б, 1 карточка:                                  
      Оцените последовательно по предложенным характеристикам  себя  ("Я"), 
 "идеал", "типичного" представителя своей национальности, "типичного" пред- 
 ставителя другой национальности.                                           
      Выраженность качеств оценивается по 4-балльной шкале:                 
      1 - данное качество отсутствует;                                      
      2 - качество выражено слабо;                                          
      3 - качество выражено средне;                                         
      4 - качество выражено в полной мере.                                  
 
      Обработка результатов                                                 
      Полюса шкал на карточке размещены по определенному принципу:          
      + - + + - -                                                           
      + - + + - -                                                           
      + - + + - -                                                           
      + - + + - -                                                           
      Здесь "-" соответствует негативно воспринимаемому полюсу качества,  а 
 "+" - позитивному.                                                         
      Пары качеств в каждой строке представлены в столбцах:                 
      6-1; 2-4; 5-3 (например, "лицемерный - дипломатичный",  "навязчивый - 
 общительный", "высокомерный - гордый").                                    
      Направленность (выраженность качеств), или диагностический  коэффици- 
 ент стереотипа (D) характеризует знак и величину общей эмоциональной  ори- 
 ентации субъекта по отношению к данному объекту.                           
      Коэффициент определяется по формуле:                                  
 
            сумма оценок                   сумма оценок                     
      всех положительных качеств - всех отрицательных качеств               
      -------------------------------------------------------               
                     общая сумма всех оценок                                
 
      Чем больше D с отрицательным знаком (когда преобладают высокие  баллы 
 по негативным качествам), тем выше интенсивность негативного стереотипа.   
      Наоборот, чем больше D с положительным знаком (когда преобладают  вы- 
 сокие баллы по позитивным качествам), тем  выше интенсивность  позитивного 
 стереотипа. При D, близком к нулю,  высока  неопределенность  (амбивалент- 
 ность) отношения, когда респондент не отдает четкого предпочтения позитив- 
 ному или негативному полюсу оценки.                                        
      Кроме абсолютных значений диагностических  коэффициентов  по  каждому 
 исследуемому параметру, полезно сравнить соотношение полученных  коэффици- 
 ентов. Например, для анализа самооценки можно использовать  не  абсолютный 
 показатель диагностического коэффициента образа "Я",  а  сравнение  его  с 
 коэффициентом для "идеала". Аналогичный подход  возможен и  при  выделении 
 иных вспомогательных показателей, в частности, показателя этнических пред- 
 почтений, который получается при сравнении образа типичного  представителя 
 какой-либо национальности с "идеалом".                                     
      Для анализа этнической идентификации и  межэтнической  дифференциации 
 сравниваются коэффициенты, полученные для образа "Я" и различных  этничес- 
 ких групп (Павленко, Таглин, 1992).                                        
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Критерии оценки степени выраженности базовых убеждений в  зависимости 
 от тестовых показателей в авторском варианте методики не приводятся.       
      Поэтому для целей автоматической интепретации в  данной  компьютерной 
 версии были приняты условные величины диапазонов интерпретации:            
 
                           негативный стереотип:                            
                    > -0.5 - -0.6  высокий показатель;                      
                    > -0.4 - -0.5  повышенный показатель;                   
                    > -0.3 - -0.4  средний показатель;                      
                    > -0.2 - -0.3  пониженный показатель;                   
                    > -0.1 - -0.2  низкий показатель.                       
 
                             амбивалентность:                               
 -0.1 - <0.00 неопределенность (амбивалентность) отношения с некоторой тен- 
              денцией к негативному полюсу оценки.                          
     0.00     неопределенность (амбивалентность) отношения:  респондент  не 
              отдает четкого предпочтения позитивному или негативному полю- 
              cу оценки.                                                    
 >0.00 - 0.1  неопределенность (амбивалентность) отношения с некоторой тен- 
              денцией к позитивному полюсу оценки.                          
 
                           позитивный стереотип:                            
                     >0.1 - 0.2  низкий показатель;                         
                     >0.2 - 0.3  пониженный показатель;                     
                     >0.3 - 0.4  средний показатель;                        
                     >0.4 - 0.5  повышенный показатель;                     
                     >0.5 - 0.6  высокий показатель.                        
 
                 Опыт практического использования методики.                 
      Количественно выраженный диагностический коэффициент  стереотипа  (D) 
 может иметь одинаковые значения  при  разных  количественных  соотношениях 
 суммы оценок всех положительных качеств и суммы оценок всех  отрицательных 
 качеств. Степень выраженности этих показателей в их соотношении может слу- 
 жить дополнительным показателем внутреннего конфликта  и  противоречивости 
 отношения личности по отношению к объекту оценки. Если сумма положительных 
 и сумма отрицательных оценок равна 12  (D=0),  что  соответствует  оценкам 
 "данное качество отсутствует", то это один тип стереотипа. Но  если анало- 
 гичные оценки равны 48 ("качество выражено в полной мере"),  а  диагности- 
 ческий коэффициент стереотипа также будет равен нулю  (D=0),  то  это  уже 
 другой тип стереотипа.                                                     
 
      Опросник состоит из 12 пар утвеждений в каждой из четырех серий.      
      Примерное время тестирования 20-25 минут.                             
 
 
                            ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                            
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Диагностический тест отношений.                                  
 Ф.И.О: ________________                                                    
 Доп. данные: __________                                                    
 
 
                            Диаграмма.                                      
 
       Я- <╟─────────────────────┼████─────────────────╢>  Я+               
 
      Ид- <╟─────────────────────┼██████████████████───╢> Ид+               
 
      СН- <╟─────────────────────┼██───────────────────╢> СН+               
 
      ДН- <╟──────────────────███┼─────────────────────╢> ДН+               
 
         "-" <────────[-]───────<0>───────[+]────────> "+"                  
                        Тестовые показатели:                                
 
                                                 +  -   D                   
        1. "Я"                          -   Я = 31 24  0.13                 
        2. "Идеал"                      -  Ид = 47 14  0.54                 
        3. "Типичный" представитель                                         
                  своей национальности  -  СН = 36 31  0.07                 
        4. "Типичный" представитель                                         
                  другой национальности -  ДН = 34 40 -0.08                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                               "Я".                                         
      Направленность: положительный полюс оценки.                           
      Интенсивность:  низкий уровень эмоциональной ориентации  лич-         
 ности по отношению к данному объекту.                                      
 
                             "Идеал".                                       
      Направленность: положительный полюс оценки.                           
      Интенсивность:  высокий уровень эмоциональной ориентации лич-         
 ности по отношению к данному объекту.                                      
 
          "Типичный" представитель своей национальности.                    
      Неопределенность (амбивалентность) отношения с некоторой тен-         
 денцией к позитивному полюсу оценки.                                       
 
          "Типичный" представитель другой национальности.                   
      Неопределенность (амбивалентность) отношения с некоторой тен-         
 денцией к негативному полюсу оценки.