МЕТОДИКА:
Диагностический тест отношений
(Г.У. Солдатова).
Диагностический тест отношений (ДТО) - оригинальная модификация мето-
да семантического дифференциала, разработанная для исследования эмоцио-
нально-оценочного компонента социального стереотипа. Методика широко ис-
пользуется психологами в исследованиях межэтнических и межличностных отно-
шений, а также этнической толерантности.
В основу методики положена идея о том, что одни и те же качества,
приписываемые как себе, так и другим людям (группе), могут интерпретиро-
ваться по-разному: положительные качества своей группы (например, "мы -
экономны, бережливы") могут восприниматься как отрицательные у другой
("они - жадны, скупы"). По этому принципу были составлены пары качеств,
полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то
время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близ-
кие.
Полный вариант ДТО (А) представляет набор 20 пар качеств, размещенных
на одной карточке. Второй, сокращенный вариант (Б), чаще применяемый ис-
следователями, включает 12 пар качеств. На стандартном бланке ДТО обычно
представлено 4 карточки, на которых респондент отмечает оценки качеств,
присущих, по его мнению, ему самому, идеальному человеку и типичным пред-
ставителям собственной или других этнических групп.
Инструкция к варианту Б, 1 карточка:
Оцените последовательно по предложенным характеристикам себя ("Я"),
"идеал", "типичного" представителя своей национальности, "типичного" пред-
ставителя другой национальности.
Выраженность качеств оценивается по 4-балльной шкале:
1 - данное качество отсутствует;
2 - качество выражено слабо;
3 - качество выражено средне;
4 - качество выражено в полной мере.
Обработка результатов
Полюса шкал на карточке размещены по определенному принципу:
+ - + + - -
+ - + + - -
+ - + + - -
+ - + + - -
Здесь "-" соответствует негативно воспринимаемому полюсу качества, а
"+" - позитивному.
Пары качеств в каждой строке представлены в столбцах:
6-1; 2-4; 5-3 (например, "лицемерный - дипломатичный", "навязчивый -
общительный", "высокомерный - гордый").
Направленность (выраженность качеств), или диагностический коэффици-
ент стереотипа (D) характеризует знак и величину общей эмоциональной ори-
ентации субъекта по отношению к данному объекту.
Коэффициент определяется по формуле:
сумма оценок сумма оценок
всех положительных качеств - всех отрицательных качеств
-------------------------------------------------------
общая сумма всех оценок
Чем больше D с отрицательным знаком (когда преобладают высокие баллы
по негативным качествам), тем выше интенсивность негативного стереотипа.
Наоборот, чем больше D с положительным знаком (когда преобладают вы-
сокие баллы по позитивным качествам), тем выше интенсивность позитивного
стереотипа. При D, близком к нулю, высока неопределенность (амбивалент-
ность) отношения, когда респондент не отдает четкого предпочтения позитив-
ному или негативному полюсу оценки.
Кроме абсолютных значений диагностических коэффициентов по каждому
исследуемому параметру, полезно сравнить соотношение полученных коэффици-
ентов. Например, для анализа самооценки можно использовать не абсолютный
показатель диагностического коэффициента образа "Я", а сравнение его с
коэффициентом для "идеала". Аналогичный подход возможен и при выделении
иных вспомогательных показателей, в частности, показателя этнических пред-
почтений, который получается при сравнении образа типичного представителя
какой-либо национальности с "идеалом".
Для анализа этнической идентификации и межэтнической дифференциации
сравниваются коэффициенты, полученные для образа "Я" и различных этничес-
ких групп (Павленко, Таглин, 1992).
Примечание к компьютерной версии.
Критерии оценки степени выраженности базовых убеждений в зависимости
от тестовых показателей в авторском варианте методики не приводятся.
Поэтому для целей автоматической интепретации в данной компьютерной
версии были приняты условные величины диапазонов интерпретации:
негативный стереотип:
> -0.5 - -0.6 высокий показатель;
> -0.4 - -0.5 повышенный показатель;
> -0.3 - -0.4 средний показатель;
> -0.2 - -0.3 пониженный показатель;
> -0.1 - -0.2 низкий показатель.
амбивалентность:
-0.1 - <0.00 неопределенность (амбивалентность) отношения с некоторой тен-
денцией к негативному полюсу оценки.
0.00 неопределенность (амбивалентность) отношения: респондент не
отдает четкого предпочтения позитивному или негативному полю-
cу оценки.
>0.00 - 0.1 неопределенность (амбивалентность) отношения с некоторой тен-
денцией к позитивному полюсу оценки.
позитивный стереотип:
>0.1 - 0.2 низкий показатель;
>0.2 - 0.3 пониженный показатель;
>0.3 - 0.4 средний показатель;
>0.4 - 0.5 повышенный показатель;
>0.5 - 0.6 высокий показатель.
Опыт практического использования методики.
Количественно выраженный диагностический коэффициент стереотипа (D)
может иметь одинаковые значения при разных количественных соотношениях
суммы оценок всех положительных качеств и суммы оценок всех отрицательных
качеств. Степень выраженности этих показателей в их соотношении может слу-
жить дополнительным показателем внутреннего конфликта и противоречивости
отношения личности по отношению к объекту оценки. Если сумма положительных
и сумма отрицательных оценок равна 12 (D=0), что соответствует оценкам
"данное качество отсутствует", то это один тип стереотипа. Но если анало-
гичные оценки равны 48 ("качество выражено в полной мере"), а диагности-
ческий коэффициент стереотипа также будет равен нулю (D=0), то это уже
другой тип стереотипа.
Опросник состоит из 12 пар утвеждений в каждой из четырех серий.
Примерное время тестирования 20-25 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностический тест отношений.
Ф.И.О: ________________
Доп. данные: __________
Диаграмма.
Я- <╟─────────────────────┼████─────────────────╢> Я+
Ид- <╟─────────────────────┼██████████████████───╢> Ид+
СН- <╟─────────────────────┼██───────────────────╢> СН+
ДН- <╟──────────────────███┼─────────────────────╢> ДН+
"-" <────────[-]───────<0>───────[+]────────> "+"
Тестовые показатели:
+ - D
1. "Я" - Я = 31 24 0.13
2. "Идеал" - Ид = 47 14 0.54
3. "Типичный" представитель
своей национальности - СН = 36 31 0.07
4. "Типичный" представитель
другой национальности - ДН = 34 40 -0.08
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
"Я".
Направленность: положительный полюс оценки.
Интенсивность: низкий уровень эмоциональной ориентации лич-
ности по отношению к данному объекту.
"Идеал".
Направленность: положительный полюс оценки.
Интенсивность: высокий уровень эмоциональной ориентации лич-
ности по отношению к данному объекту.
"Типичный" представитель своей национальности.
Неопределенность (амбивалентность) отношения с некоторой тен-
денцией к позитивному полюсу оценки.
"Типичный" представитель другой национальности.
Неопределенность (амбивалентность) отношения с некоторой тен-
денцией к негативному полюсу оценки.
|