МЕТОДИКА:                                  
                       Опросник суицидального риска                         
                       (модификация Т.Н. Разуваевой).                       
 
      Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального  риска, 
 диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности  суици- 
 дальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.   
      Предназначена для учащихся 8-11  класса.  Возможно  индивидуальное  и 
 групповое тестирование.                                                    
      По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе  изме- 
 ряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности,  нейро- 
 тизма и др.), в ОСР имеет место попытка качественной квалификации  симпто- 
 матики - выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намере- 
 ний данного человека.                                                      
      Первоначально ОСР планировался как специализированный  опросник,  на- 
 правленный не только на выявление интегрального показателя, но и на  изме- 
 рение профиля по девяти субшкалам. Однако в ходе эмпирической  валидизации 
 и отбора пунктов авторам пока еще не удалось сделать достаточно  наполнен- 
 ными отдельные субшкалы. На сегодняшний день они содержат слишком мало ва- 
 лидных пунктов для того, чтобы пользоваться ими как количественными  инди- 
 каторами.                                                                  
 
             Содержание субшкальных диагностических концептов:              
 
      1. Демонстративность.                                                 
      Желание привлечь внимание окружающих  к  своим  несчастьям,  добиться 
 сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", 
 "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведе- 
 ние переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно соче- 
 тание с эмоциональной ригидностью, когда  "диалог  с  миром"  может  зайти 
 слишком далеко.                                                            
 
      2. Аффективность.                                                     
      Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в  оценке  ситуа- 
 ции. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию  непосредственно 
 эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.         
 
      3. Уникальность.                                                      
      Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как 
 явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразу- 
 мевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно  свя- 
 зана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением 
 использовать свой и чужой жизненный опыт.                                  
 
      4. Несостоятельность.                                                 
      Отрицательная концепция собственной личности. Представление  о  своей 
 несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из  мира. 
 Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической,  интел- 
 лектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность  вы- 
 ражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".      
 
      5. Социальный пессимизм.                                              
      Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира  как  враж- 
 дебного, не соответствующего представлениям о нормальных или  удовлетвори- 
 тельных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм  тесно 
 связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я  на- 
 блюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы  все  не- 
 достойны меня".                                                            
 
      6. Слом культурных барьеров.                                          
      Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправды- 
 вающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то  мере  при- 
 влекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и 
 кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В  отсутствие 
 выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об  "экзистен- 
 ции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти -  доведен- 
 ная до патологического максимализма смысловая  установка  на  самодеятель- 
 ность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существо- 
 вания.                                                                     
 
      7. Максимализм.                                                       
      Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все 
 сферы жизни содержания локального конфликта  в  какой-то  одной  жизненной 
 сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.        
 
      8. Временная перспектива.                                             
      Невозможность конструктивного планирования будущего. Это  может  быть 
 следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чув- 
 ства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений 
 в будущем.                                                                 
 
      9. Антисуицидальный фактор.                                           
      Даже при высокой выраженности всех остальных  факторов  есть  фактор, 
 который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание  чув- 
 ства ответственности за близких, чувство долга. Это представление  о  гре- 
 ховности самоубийства, антиэстетичности  его,  боязнь  боли  и  физических 
 страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосы- 
 лок для психокоррекционной работы.                                         
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Количество пунктов тестовых субшкал различно и изменяется от 2 до  7, 
 поэтому применяется их "выравнивание" c помощью поправочных  коэффициентов 
 или переводом "сырых" баллов в проценты. В  данной  программе  применяется 
 перевод в проценты.                                                        
      Диаграмма результатов тестирования, а также автоматическая  интерпре- 
 тация интервалов тестовых значений основана на следующих условных  показа- 
 телях выраженных в процентах:                                              
              0%  тенденция отсутствует;                                    
       1% -  20%  низкий уровень;                                           
      21% -  40%  пониженный уровень;                                       
      41% -  60%  средний уровень;                                          
      61% -  80%  повышенный уровень;                                       
      81% - 100%  высокий уровень.                                          
 
 
      Опросник состоит из 29 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
     Методика: Опросник суицидального риска.                                
     Ф.И.О: ________________                                                
     Доп. данные: __________                                                
 
 
                                 Диаграмма:                                 
                       % *                                                  
                     100 ┼──────────▄▄───────▄▄───────                      
                      90 ┼          ██       ██                             
                      80 ┼──────────██───────██───────                      
                      70 ┼          ██       ██                             
                      60 ┼──────────██───────██───────                      
                      50 ┼    ▄▄    ██ ██    ██    ▄▄                       
                      40 ┼────██─▄▄─██─██────██────██─                      
                      30 ┼    ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██                       
                      20 ┼─▄▄─██─██─██─██────██─██─██─                      
                      10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██                       
                       0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                     
                           Д  А  У  Н  СП СКБ М ВП АФ                       
 
 
                      Интегральный тестовый показатель:                     
 
        0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢> СP        
 
            <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>              
 
 
                            Тестовые показатели:                            
 
               1. Демонстративность         -  Д   =  1   20%               
               2. Аффективность             -  А   =  3   50%               
               3. Уникальность              -  У   =  2   40%               
               4. Несостоятельность         -  Н   =  5  100%               
               5. Социальный пессимизм      -  СП  =  4   57%               
               6. Слом культурных барьеров  -  СКБ =  0    0%               
               7. Максимализм               -  М   =  2  100%               
               8. Временная перспектива     -  ВП  =  2   33%               
               9. Антисуицидальный фактор   -  АФ  =  1   50%               
               ----------------------------------------------               
               Интегральный тестовый показатель    = 20   49%               
 
 
                               ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                               
 
          Слабо выраженная тенденция к демонстративности.                   
 
          Умеренно выраженная тенденция к аффективности.                    
 
          Пониженная тенденция к уникальности.                              
 
          Несостоятельность.                                                
          Выраженная  отрицательная  концепция  собственной   личности.     
          Представление о  своей  несостоятельности,  некомпетентности,     
     ненужности, "выключенности" из мира. Данная особенность может быть     
     связана с представлениями о физической, интеллектуальной,  мораль-     
     ной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интра-     
     пунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".              
 
          Умеренно выраженная тенденция к социальному пессимизму.           
 
          Отсутствие тенденции к слому культурных барьеров.                 
 
          Максимализм.                                                      
          Выраженный  инфантильный  максимализм  ценностных  установок.     
     Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта     
     в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность  компенсации.  Аф-     
     фективная фиксация на неудачах.                                        
 
          Пониженная тенденция к невозможности временной перспективы.       
 
          Умеренно выраженный антисуицидальный фактор.