МЕТОДИКА:
Опросник суицидального риска
(модификация Т.Н. Разуваевой).
Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска,
диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суици-
дальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и
групповое тестирование.
По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе изме-
ряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейро-
тизма и др.), в ОСР имеет место попытка качественной квалификации симпто-
матики - выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намере-
ний данного человека.
Первоначально ОСР планировался как специализированный опросник, на-
правленный не только на выявление интегрального показателя, но и на изме-
рение профиля по девяти субшкалам. Однако в ходе эмпирической валидизации
и отбора пунктов авторам пока еще не удалось сделать достаточно наполнен-
ными отдельные субшкалы. На сегодняшний день они содержат слишком мало ва-
лидных пунктов для того, чтобы пользоваться ими как количественными инди-
каторами.
Содержание субшкальных диагностических концептов:
1. Демонстративность.
Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться
сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж",
"истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведе-
ние переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно соче-
тание с эмоциональной ригидностью, когда "диалог с миром" может зайти
слишком далеко.
2. Аффективность.
Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуа-
ции. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно
эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.
3. Уникальность.
Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как
явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразу-
мевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно свя-
зана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением
использовать свой и чужой жизненный опыт.
4. Несостоятельность.
Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей
несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира.
Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интел-
лектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность вы-
ражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".
5. Социальный пессимизм.
Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враж-
дебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетвори-
тельных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно
связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я на-
блюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все не-
достойны меня".
6. Слом культурных барьеров.
Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправды-
вающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере при-
влекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и
кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие
выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистен-
ции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведен-
ная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятель-
ность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существо-
вания.
7. Максимализм.
Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все
сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной
сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
8. Временная перспектива.
Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть
следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чув-
ства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений
в будущем.
9. Антисуицидальный фактор.
Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор,
который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чув-
ства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о гре-
ховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических
страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосы-
лок для психокоррекционной работы.
Примечание к компьютерной версии.
Количество пунктов тестовых субшкал различно и изменяется от 2 до 7,
поэтому применяется их "выравнивание" c помощью поправочных коэффициентов
или переводом "сырых" баллов в проценты. В данной программе применяется
перевод в проценты.
Диаграмма результатов тестирования, а также автоматическая интерпре-
тация интервалов тестовых значений основана на следующих условных показа-
телях выраженных в процентах:
0% тенденция отсутствует;
1% - 20% низкий уровень;
21% - 40% пониженный уровень;
41% - 60% средний уровень;
61% - 80% повышенный уровень;
81% - 100% высокий уровень.
Опросник состоит из 29 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник суицидального риска.
Ф.И.О: ________________
Доп. данные: __________
Диаграмма:
% *
100 ┼──────────▄▄───────▄▄───────
90 ┼ ██ ██
80 ┼──────────██───────██───────
70 ┼ ██ ██
60 ┼──────────██───────██───────
50 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ▄▄
40 ┼────██─▄▄─██─██────██────██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─▄▄─██─██─██─██────██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Д А У Н СП СКБ М ВП АФ
Интегральный тестовый показатель:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢> СP
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовые показатели:
1. Демонстративность - Д = 1 20%
2. Аффективность - А = 3 50%
3. Уникальность - У = 2 40%
4. Несостоятельность - Н = 5 100%
5. Социальный пессимизм - СП = 4 57%
6. Слом культурных барьеров - СКБ = 0 0%
7. Максимализм - М = 2 100%
8. Временная перспектива - ВП = 2 33%
9. Антисуицидальный фактор - АФ = 1 50%
----------------------------------------------
Интегральный тестовый показатель = 20 49%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Слабо выраженная тенденция к демонстративности.
Умеренно выраженная тенденция к аффективности.
Пониженная тенденция к уникальности.
Несостоятельность.
Выраженная отрицательная концепция собственной личности.
Представление о своей несостоятельности, некомпетентности,
ненужности, "выключенности" из мира. Данная особенность может быть
связана с представлениями о физической, интеллектуальной, мораль-
ной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интра-
пунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".
Умеренно выраженная тенденция к социальному пессимизму.
Отсутствие тенденции к слому культурных барьеров.
Максимализм.
Выраженный инфантильный максимализм ценностных установок.
Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта
в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аф-
фективная фиксация на неудачах.
Пониженная тенденция к невозможности временной перспективы.
Умеренно выраженный антисуицидальный фактор.
|