МЕТОДИКА:
Стилевые параметры обучения
(А. Саломон, Р. Фелдер).
Методика предназначена для диагностики стилевых параметров обучения.
Интерпретация результатов.
1-3 балла означает, что в целом индивид сбалансирован между двумя
стилями, возможно нестойкое предпочтение какого-либо стиля. Такой баланс
позволяет быть достаточно адаптивным в любой обучающей среде.
5-7 баллов означают умеренное предпочтение стиля. Испытуемые с уме-
ренным предпочтением обучаются более эффективно в рамках обучающей про-
граммы, в рамках которой практикуется данный стиль представления материа-
ла. Например, умеренное предпочтение рефлексивного стиля обучения позволя-
ет судить о большей вероятности успешного обучения в рамках метакогнитив-
ной парадигмы.
9-11 баллов означает выраженное предпочтение того или иного стиля.
Несоответствие учебной среды 2и предпочитаемого стиля обучения может при-
вести к дезадаптации учащегося.
Краткое описание стилевых параметров обучения.
1. Активность - рефлексивность.
При доминировании активности информация лучше усваивается, если она
может быть сразу же применена. При этом стиле предпочтительнее групповая
работа, материал лучше усваивается, если проговаривается.
Предпочтение рефлексивного стиля выражается в тщательном обдумывании
и мысленной категоризации информации перед тем, как она будет использова-
на. При доминировании этого стиля более эффективна индивидуальная работа,
материал лучше усваивается, если дается время на самостоятельную проработ-
ку его субъектом.
2. Чувство (рациональность) - интуиция (иррациональность).
Люди с преобладанием полюса чувства более склонны к познанию фактов и
соотношений между ними. Этот стиль более эффективен при решении задач,
требующих оперирования точными данными.
Преобладание интуиции свидетельствует о склонности к познанию возмож-
ностей и абстрактных закономерностей, склонности к неопределенности. Испы-
туемые, лучше достраивают незаконченные ментальные конструкции. Этот
стиль, будучи устойчивым к неопределенности, вместе с тем, более склонен к
ошибкам.
3. Визуальный - вербальный стиль обучения.
Человек с преобладанием визуального полюса лучше воспринимает нагляд-
ные репрезентации информации и учебного материала.
При преобладании вербального стиля субъект лучше обучается, если
слышит вербальный текст или проговаривает материал.
4. Аналитичность - синтетичность.
При преобладающем синтетическом стиле субъект лучше усваивает матери-
ал только при построении целостной картины объекта или явления, т.е. для
понимания материала необходимо пройти всю цепочку логических рассуждений.
Уровень компетентности в решении задач обычно больше, чем при аналитичес-
ком стиле.
Аналитический стиль, наоборот, основывается на исследовании деталей
изучаемого предмета, а не понимании его в целостности. Преобладание этой
характеристики дает субъекту возможность лучше ориентироваться в проблеме.
При обработке результатов тестирования ответ, данный испытуемым ("а"
или "б") заносится в соответствующую номеру утверждения графу. После этого
суммируются отдельно ответы "а" и "б" для каждого стиля, и вычисляется
разность между суммами ответов каждого типа. Полученное значение, а также
его знак (плюс или минус) показывает силу предпочтения того или иного по-
люса стиля.
Опросник состоит из 44 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Стилевые параметры обучения.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма.
Ак <╟──────────────────────┼▒▒─────────────────────╢> Рф
Чв <╟─────────▓▓▓▓▓▓▒▒▒▒▒▒▒┼───────────────────────╢> Ин
Вз <╟──────────────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓█─────╢> Вр
Ан <╟──────────────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────╢> Сн
<[!]<─<─[+]──><─<───[=]────>─>─<[+]─>─><[!]>
Tестовые показатели:
1. Активность <-> рефлексивность - Ак-Рф = 1
2. Чувство <-> интуиция - Чв-Ин = -7
3. Визуальный <-> вербальный стиль обучения - Вз-Вр = 9
4. Аналитичность <-> синтетичность - Ан-Сн = 5
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Активность - рефлексивность.
Сбалансированность между двумя стилями, возможно нестойкое
предпочтение активного стиля.
Такой баланс позволяет быть достаточно адаптивным в любой
обучающей среде.
2. Чувство (рациональность) - интуиция (иррациональность).
Умеренное предпочтение интуитивного стиля.
Преобладание интуиции свидетельствует о склонности к познанию
возможностей и абстрактных закономерностей, склонности к неопреде-
ленности. Испытуемые, лучше достраивают незаконченные ментальные
конструкции. Этот стиль, будучи устойчивым к неопределенности,
вместе с тем, более склонен к ошибкам.
Испытуемые с умеренным предпочтением обучаются более эффек-
тивно в рамках обучающей программы, в рамках которой практикуется
данный стиль представления материала.
3. Визуальный - вербальный стиль обучения.
Выраженное предпочтение визуального стиля.
Человек с преобладанием визуального полюса лучше воспринимает
наглядные репрезентации информации и учебного материала.
Несоответствие учебной среды и предпочитаемого стиля обучения
может привести к дезадаптации учащегося.
4. Аналитичность - синтетичность.
Умеренное предпочтение аналитического стиля.
Аналитический стиль, основывается на исследовании деталей
изучаемого предмета, а не понимании его в целостности. Преоблада-
ние этой характеристики дает субъекту возможность лучше ориентиро-
ваться в проблеме.
Испытуемые с умеренным предпочтением обучаются более эффек-
тивно в рамках обучающей программы, в рамках которой практикуется
данный стиль представления материала.
|