МЕТОДИКА:                                  
                    Диагностика самоактуализации личности                   
                                 (САМОАЛ)                                   
                    (А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф. Калина).                  
 
      В исследованиях, посвященных проблеме самоактуализации или самореали- 
 зации, приводится новая концепция человека, а именно человека  целостного, 
 развивающегося и деятельного (В.В. Козлов,  Л А. Коростылева,  Ю.Е. Зайце- 
 ва).                                                                       
      Само понятие "самоактуализация" интерпретируется как стремление чело- 
 века к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенци- 
 ала (В.В. Козлов, Н.Н. Обозов). В этом контексте  стали  широко  использо- 
 ваться такие близкие по смыслу понятия, как "саморазвитие"  и  "самоутвер- 
 ждение", рассматриваемые как стремление к достижению максимальной  полноты 
 жизни.                                                                     
      Исследование проблемы самореализации предполагает выделение различных 
 уровней. Так, Л. А. Коростылева вьщелила следующие четыре уровня  самореа- 
 лизации личности: примитивно-исполнительский уровень, индивидуально-испол- 
 нительский уровень, уровень реализации ролей и норм в социуме (с элемента- 
 ми духовного и личностного роста)  и  наивысший  уровень  самореализации - 
 уровень смысложизненной и  ценностной  реализации  (реализация  сущностной 
 аутентичности, достижение ресурса "Я-потенциального" (В.В. Козлов).        
      Известен ряд типологий, каждая из которых  имеет определенное отноше- 
 ние к отдельным аспектам описания уровней самореализации личности.  Прежде 
 всего это типологии, которые рассматривают иерархию мотиваций (А. Маслоу), 
 жизненных техник (X. Томе), смысла жизни (В.Э. Чудновский), жизненных  ми- 
 ров (Ф.Е. Василюк), принципов психологических основании типологии  индиви- 
 дуальной жизни (А.А. Кроник), стратегий жизни (К.А. Абульханова-Славская). 
 Сюда же можно отнести последние исследования продолжателей учения Я.Л. По- 
 номарева о психологии творчества, касающиеся  классификации  и  творческой 
 направленности (Е.П. Варламова, С. Ю. Степанов, Ю. Н. Михайлова). Наиболее 
 полная самореализация состоит в реализации  смысложизненных  и  ценностных 
 ориентации, то есть имеет место сущностная,  аутентичная  самореализация - 
 осуществление потребности в самоактуализации  как  стремление  реализовать 
 свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, са- 
 моосуществлением. Нередки случаи, когда самореализующаяся  личность  может 
 быть названа  самоактуализированной.  Такое  синонимичное  употребление  в 
 большей мере может касаться наивысшего уровня.                             
 
      1. Шкала ориентации во времени показывает,  насколько  человек  живет 
 настоящим, не откладывая свою жизнь "на потом" и не пытаясь найти  убежище 
 в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих  экзис- 
 тенциальную ценность жизни "здесь и теперь", способных наслаждаться  акту- 
 альным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями  и  не  обесценивая 
 предвкушением грядущих успехов. Низкий результат - это люди,  невротически 
 погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, 
 мнительные и неуверенные в себе.                                           
      2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале  свидетельствует,  что 
 человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых 
 А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота,  целостность,  отсут- 
 ствие раздвоенности, жизненность, уникальность,  совершенство,  свершения, 
 справедливость, порядок, простота, легкость без усилия,  игра,  самодоста- 
 точность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к  гармонич- 
 ному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания  манипулиро- 
 вать ими в своих интересах.                                                
      3. Взгляд на  природу  человека  может  быть  положительным  (высокая 
 оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могу- 
 щество человеческих возможностей. Высокий показатель  может  интерпретиро- 
 ваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных  межличностных 
 отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность,  непредвзя- 
 тость, доброжелательность.                                                 
      4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующей- 
 ся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает  спо- 
 собность к бытийному  познанию -  бескорыстную  жажду  нового,  интерес  к 
 объектам, не связанный прямо с  удовлетворением  каких-либо  потребностей. 
 Такое познание, считает Маслоу, более точно и  эффективно,  поскольку  его 
 процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не  склонен 
 судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.  
      5. Стремление к творчеству  или  креативность -  непременный  атрибут 
 самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим  отношением  к 
 жизни.                                                                     
      6. Автономность, по мнению  большинства  гуманистических  психологов, 
 является главным критерием психического здоровья личности, ее  целостности 
 и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам,  как  жизненность  (alive- 
 ness) и самоподдержка (self-support)  у  Ф. Перлза,  направляемое  изнутри 
 (inner-directed) у Д. Рисмена, зрелость (ripeness)  у  К. Роджерса.  Само- 
 актуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не 
 означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность - это 
 позитивная "свобода для" в отличие от негативной "свободы от".             
      7. Спонтанность - это качество, вытекающее из уверенности  в  себе  и 
 доверия к окружающему миру,  свойственных  самоактуализировавшимся  людям. 
 Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что  само- 
 актуализация стала образом жизни, а не является  мечтой  или  стремлением. 
 Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными  нормами,  в 
 естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтан- 
 ность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность,  игра, 
 легкость без усилия.                                                       
      8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует  о 
 чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и  потребностям. 
 Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от соб- 
 ственной сущности, они не склонны подменять  собственные  вкусы  и  оценки 
 внешними социальными  стандартами.  Показатели  по  шкалам  самопонимания, 
 спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл 
 по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным,  ориентирующимся  на 
 мнение окружающих. Д. Рисмен называл таких людей "ориентированными  извне" 
 в отличие от "ориентированных изнутри".                                    
      9. Аутосимпатия - естественная основа психического здоровья  и  цель- 
 ности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные,  тревожные,  не- 
 уверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или 
 некритичного самовосприятия, это  просто  хорошо  осознаваемая  позитивная 
 "Я-концепция", служащая источником устойчивой адекватной самооценки.       
      10. Шкала контактности измеряет общительность  личности,  ее  способ- 
 ность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В 
 вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как  уровень  коммуникативных 
 способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая  пред- 
 расположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими  людьми, 
 необходимая основа cинергической установки личности.                       
      11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием  или  отсутствием 
 социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению  в  обще- 
 нии. Высокие показатели свидетельствуют об  аутентичном  взаимодействии  с 
 окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой  по  этой 
 шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать  к  фальши 
 или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности  с  самопредъявлени- 
 ем - стратегией и тактикой управления  производимым  впечатлением.  Низкие 
 показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в  своей  привлека- 
 тельности, в том, что они интересны собеседнику и  общение  с  ними  может 
 приносить удовольствие.                                                    
 
      Примечание:                                                           
      Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в  то  время  как 
 остальные - по 15. Для получения сопоставимых результатов количество  бал- 
 лов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.                           
      Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:  15 
 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных  бал- 
 лов составляет х%.                                                         
 
      Примечания к компьютерной версии:                                     
      1. При вводе тестовых показателей  полученных  бланковым  способом  в 
 данную компьютерную программу следует вводить сумму ответов по каждой шка- 
 ле без умножения на 1,5. Программа автоматически производит все  необходи- 
 мые преобразования и вычисляет результаты в процентах.                     
      2. В связи с тем, что почти 30% утверждений опросника входит одновре- 
 менно в две шкалы, общий тестовый показатель полученный простым  сложением 
 сумм ответов по каждой шкале будет равен 135 баллов, а с учетом  коэффици- 
 ента 1,5 по 6 шкалам - 165. Поэтому при "ручном" вводе результатов  тести- 
 рования вводится дополнительный показатель равный сумме всех ответов  сов- 
 падающих с "ключом" методики (максимум - 100).                             
      3. В данной программе автоматическая интерпретация теста основана  на 
 следующих условных числовых показателях выраженных в процентах:            
        0%-20%  - низкий тестовый показатель;                               
       21%-40%  - пониженный тестовый показатель;                           
       41%-60%  - средний тестовый показатель;                              
       61%-80%  - повышенный тестовый показатель;                           
       81%-100% - высокий тестовый показатель.                              
 
      Опросник состоит из 100 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 30-40 минут.                             
 
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Диагностика самоактуализации личности.                           
 Ф.И.О: ________________________                                            
 Доп. данные: __________________                                            
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
                % *                                                         
              100 ┼                                                         
               90 ┼                                                         
               80 ┼                                                         
               70 ┼ ██ ██    ██ ██                                          
               60 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄                                 
               50 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██────██─██─                       
               40 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██                        
               30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                        
               20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                        
               10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                        
                0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                      
                    ОВ Цн ПЧ ПП Кр Ав Сп См Ас Кн ГО                        
 
                       Тестовые показатели:                                 
        1. Ориентация во времени       -  ОВ *1,5 =  11  73%                
        2. Ценности                    -  Цн      =  11  73%                
        3. Взгляд на природу человека  -  ПЧ *1,5 =   9  60%                
        4. Потребность в познании      -  ПП *1,5 =  11  73%                
        5. Креативность                -  Кр      =  11  73%                
        6. Автономность                -  Ав      =   9  60%                
        7. Спонтанность                -  Сп      =  10  67%                
        8. Самопонимание               -  См *1,5 =   9  60%                
        9. Аутосимпатия                -  Ас      =   5  33%                
       10. Контактность                -  Кн *1,5 =   8  53%                
       11. Гибкость в общении          -  ГО *1,5 =   8  53%                
       -----------------------------------------------------                
                  Общий тестовый показатель  =  61                          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенная склонность личности жить настоящим, то есть  пере-         
 живать настоящий момент своей жизни во  всей  его  полноте,  а  не         
 откладывать свою жизнь "на потом" и не пытаться  найти  убежище  в         
 прошлом. Хорошее понимание экзистенциальной ценности жизни  "здесь         
 и теперь", способность наслаждаться актуальным моментом, не  срав-         
 нивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением гря-         
 дущих успехов.                                                             
 
      Повышеный уровень тенденции, отражающей  степень,  в  которой         
 человек разделяет ценностные ориентации, присущие самоактуализиру-         
 ющейся личности такие, как истина,  добро,  красота,  целостность,         
 отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство,         
 свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия,         
 игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает  на         
 стремление к гармоничному бытию и здоровым  отношениям  с  людьми,         
 далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.                   
 
      Умеренно выраженная склонность личности воспринимать  природу         
 человека в целом как положительную. Позитивные аспекты такого вос-         
 приятия могут служить определенным основанием для  построения  ис-         
 кренних и гармоничных межличностных отношений, проявлению симпатии         
 и доверия к людям, честности, непредвзятости,  доброжелательности.         
 
      Повышенная потребность в познании. Открытость новым впечатле-         
 ниям. Способность к бытийному познанию - бескорыстной жажде  ново-         
 го, интересу к объектам, не связанный прямо с удовлетворением  ка-         
 ких-либо потребностей. Такое познание  более  точно  и  эффективно         
 поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями,  чело-         
 век при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он  просто         
 видит то, что есть и ценит это.                                            
 
      Повышенный уровень креативности. Направленность  личности  на         
 интересное, творческое содержание жизни и реализацию своих способ-         
 ностей и желаний. Стремление к новым знаниям и поиску новых  реше-         
 ний проблемных ситуаций. Способность порождать необычные идеи, от-         
 клоняться от традиционных схем мышления. Готовность искать  ответы         
 на интересные вопросы не считаясь с затратами времени. Умение  по-         
 лучать удовольствие от познания истины.                                    
 
      Средний уровень автономности. Умеренная степень независимости         
 ценностей и поведения личности от воздействия извне  ("внутренняя-         
 внешняя поддержка"). Стремление руководствоваться в жизни не толь-         
 ко собственными целями, убеждениями, установками и принципами,  но         
 и учитывать общепринятые нормы и ценности.                                 
 
      Повышеный уровень спонтанности поведения вытекающей  из  уве-         
 ренности в себе и доверия к окружающему миру. Это не означает  от-         
 сутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям,  а         
 лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного за-         
 ранее способа поведения, о том, что человек не боится  вести  себя         
 естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои  эмоции.         
 Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естест-         
 венность, игра, легкость без усилия.                                       
 
      Средний уровень самопонимания.  Умеренно  выраженная  способ-         
 ность отдавать себе отчет в своих желаниях,  потребностях  и  чув-         
 ствах, хорошо ощущать и рефлексировать их.  Склонность  ориентиро-         
 ваться как на собственное вкусы и оценки так и на  оценки  внешних         
 социальных стандартов.                                                     
 
      Средний уровень аутосимпатии. Умеренно выраженная способность         
 личности ценить свои достоинства, положительные свойства  характе-         
 ра, уважать себя за них, принимать себя таким, как есть,  вне  за-         
 висимости от оценки своих  достоинств и недостатков, возможно, во-         
 преки последним.                                                           
 
      Пониженный уровень аутосимпатии. Слабо выраженная способность         
 личности ценить свои достоинства, положительные свойства  характе-         
 ра, уважать себя за них, принимать себя таким, как есть,  вне  за-         
 висимости от оценки своих  достоинств и недостатков, возможно, во-         
 преки последним. Тревожность, неуверенность в себе.                        
 
      Средний уровень контактности. Умеренно выраженная способность         
 к установлению прочных, доброжелательных отношений с окружающими и         
 общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным  контактам         
 с другими людьми в целом.                                                  
 
      Средний уровень гибкости в общении. Умеренно выраженная  спо-         
 собность  к  адекватному  самовыражению  в  общении,  аутентичному         
 взаимодействию с окружающими и самораскрытию.