МЕТОДИКА:
Диагностика самоактуализации личности
(САМОАЛ)
(А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф. Калина).
В исследованиях, посвященных проблеме самоактуализации или самореали-
зации, приводится новая концепция человека, а именно человека целостного,
развивающегося и деятельного (В.В. Козлов, Л А. Коростылева, Ю.Е. Зайце-
ва).
Само понятие "самоактуализация" интерпретируется как стремление чело-
века к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенци-
ала (В.В. Козлов, Н.Н. Обозов). В этом контексте стали широко использо-
ваться такие близкие по смыслу понятия, как "саморазвитие" и "самоутвер-
ждение", рассматриваемые как стремление к достижению максимальной полноты
жизни.
Исследование проблемы самореализации предполагает выделение различных
уровней. Так, Л. А. Коростылева вьщелила следующие четыре уровня самореа-
лизации личности: примитивно-исполнительский уровень, индивидуально-испол-
нительский уровень, уровень реализации ролей и норм в социуме (с элемента-
ми духовного и личностного роста) и наивысший уровень самореализации -
уровень смысложизненной и ценностной реализации (реализация сущностной
аутентичности, достижение ресурса "Я-потенциального" (В.В. Козлов).
Известен ряд типологий, каждая из которых имеет определенное отноше-
ние к отдельным аспектам описания уровней самореализации личности. Прежде
всего это типологии, которые рассматривают иерархию мотиваций (А. Маслоу),
жизненных техник (X. Томе), смысла жизни (В.Э. Чудновский), жизненных ми-
ров (Ф.Е. Василюк), принципов психологических основании типологии индиви-
дуальной жизни (А.А. Кроник), стратегий жизни (К.А. Абульханова-Славская).
Сюда же можно отнести последние исследования продолжателей учения Я.Л. По-
номарева о психологии творчества, касающиеся классификации и творческой
направленности (Е.П. Варламова, С. Ю. Степанов, Ю. Н. Михайлова). Наиболее
полная самореализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных
ориентации, то есть имеет место сущностная, аутентичная самореализация -
осуществление потребности в самоактуализации как стремление реализовать
свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, са-
моосуществлением. Нередки случаи, когда самореализующаяся личность может
быть названа самоактуализированной. Такое синонимичное употребление в
большей мере может касаться наивысшего уровня.
1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет
настоящим, не откладывая свою жизнь "на потом" и не пытаясь найти убежище
в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзис-
тенциальную ценность жизни "здесь и теперь", способных наслаждаться акту-
альным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая
предвкушением грядущих успехов. Низкий результат - это люди, невротически
погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям,
мнительные и неуверенные в себе.
2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что
человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых
А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсут-
ствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения,
справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодоста-
точность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармонич-
ному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулиро-
вать ими в своих интересах.
3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая
оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могу-
щество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретиро-
ваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных
отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзя-
тость, доброжелательность.
4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующей-
ся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает спо-
собность к бытийному познанию - бескорыстную жажду нового, интерес к
объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.
Такое познание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его
процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен
судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.
5. Стремление к творчеству или креативность - непременный атрибут
самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к
жизни.
6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов,
является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности
и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (alive-
ness) и самоподдержка (self-support) у Ф. Перлза, направляемое изнутри
(inner-directed) у Д. Рисмена, зрелость (ripeness) у К. Роджерса. Само-
актуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не
означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность - это
позитивная "свобода для" в отличие от негативной "свободы от".
7. Спонтанность - это качество, вытекающее из уверенности в себе и
доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям.
Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что само-
актуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением.
Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в
естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтан-
ность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра,
легкость без усилия.
8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о
чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям.
Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от соб-
ственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки
внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания,
спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл
по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на
мнение окружающих. Д. Рисмен называл таких людей "ориентированными извне"
в отличие от "ориентированных изнутри".
9. Аутосимпатия - естественная основа психического здоровья и цель-
ности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, не-
уверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или
некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная
"Я-концепция", служащая источником устойчивой адекватной самооценки.
10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способ-
ность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В
вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных
способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая пред-
расположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми,
необходимая основа cинергической установки личности.
11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием
социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в обще-
нии. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с
окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой
шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши
или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлени-
ем - стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие
показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлека-
тельности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может
приносить удовольствие.
Примечание:
Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как
остальные - по 15. Для получения сопоставимых результатов количество бал-
лов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.
Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию: 15
баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных бал-
лов составляет х%.
Примечания к компьютерной версии:
1. При вводе тестовых показателей полученных бланковым способом в
данную компьютерную программу следует вводить сумму ответов по каждой шка-
ле без умножения на 1,5. Программа автоматически производит все необходи-
мые преобразования и вычисляет результаты в процентах.
2. В связи с тем, что почти 30% утверждений опросника входит одновре-
менно в две шкалы, общий тестовый показатель полученный простым сложением
сумм ответов по каждой шкале будет равен 135 баллов, а с учетом коэффици-
ента 1,5 по 6 шкалам - 165. Поэтому при "ручном" вводе результатов тести-
рования вводится дополнительный показатель равный сумме всех ответов сов-
падающих с "ключом" методики (максимум - 100).
3. В данной программе автоматическая интерпретация теста основана на
следующих условных числовых показателях выраженных в процентах:
0%-20% - низкий тестовый показатель;
21%-40% - пониженный тестовый показатель;
41%-60% - средний тестовый показатель;
61%-80% - повышенный тестовый показатель;
81%-100% - высокий тестовый показатель.
Опросник состоит из 100 утверждений.
Примерное время тестирования 30-40 минут.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика самоактуализации личности.
Ф.И.О: ________________________
Доп. данные: __________________
Диаграмма:
% *
100 ┼
90 ┼
80 ┼
70 ┼ ██ ██ ██ ██
60 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄
50 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██────██─██─
40 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
ОВ Цн ПЧ ПП Кр Ав Сп См Ас Кн ГО
Тестовые показатели:
1. Ориентация во времени - ОВ *1,5 = 11 73%
2. Ценности - Цн = 11 73%
3. Взгляд на природу человека - ПЧ *1,5 = 9 60%
4. Потребность в познании - ПП *1,5 = 11 73%
5. Креативность - Кр = 11 73%
6. Автономность - Ав = 9 60%
7. Спонтанность - Сп = 10 67%
8. Самопонимание - См *1,5 = 9 60%
9. Аутосимпатия - Ас = 5 33%
10. Контактность - Кн *1,5 = 8 53%
11. Гибкость в общении - ГО *1,5 = 8 53%
-----------------------------------------------------
Общий тестовый показатель = 61
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенная склонность личности жить настоящим, то есть пере-
живать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не
откладывать свою жизнь "на потом" и не пытаться найти убежище в
прошлом. Хорошее понимание экзистенциальной ценности жизни "здесь
и теперь", способность наслаждаться актуальным моментом, не срав-
нивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением гря-
дущих успехов.
Повышеный уровень тенденции, отражающей степень, в которой
человек разделяет ценностные ориентации, присущие самоактуализиру-
ющейся личности такие, как истина, добро, красота, целостность,
отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство,
свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия,
игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на
стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми,
далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.
Умеренно выраженная склонность личности воспринимать природу
человека в целом как положительную. Позитивные аспекты такого вос-
приятия могут служить определенным основанием для построения ис-
кренних и гармоничных межличностных отношений, проявлению симпатии
и доверия к людям, честности, непредвзятости, доброжелательности.
Повышенная потребность в познании. Открытость новым впечатле-
ниям. Способность к бытийному познанию - бескорыстной жажде ново-
го, интересу к объектам, не связанный прямо с удовлетворением ка-
ких-либо потребностей. Такое познание более точно и эффективно
поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, чело-
век при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто
видит то, что есть и ценит это.
Повышенный уровень креативности. Направленность личности на
интересное, творческое содержание жизни и реализацию своих способ-
ностей и желаний. Стремление к новым знаниям и поиску новых реше-
ний проблемных ситуаций. Способность порождать необычные идеи, от-
клоняться от традиционных схем мышления. Готовность искать ответы
на интересные вопросы не считаясь с затратами времени. Умение по-
лучать удовольствие от познания истины.
Средний уровень автономности. Умеренная степень независимости
ценностей и поведения личности от воздействия извне ("внутренняя-
внешняя поддержка"). Стремление руководствоваться в жизни не толь-
ко собственными целями, убеждениями, установками и принципами, но
и учитывать общепринятые нормы и ценности.
Повышеный уровень спонтанности поведения вытекающей из уве-
ренности в себе и доверия к окружающему миру. Это не означает от-
сутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, а
лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного за-
ранее способа поведения, о том, что человек не боится вести себя
естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естест-
венность, игра, легкость без усилия.
Средний уровень самопонимания. Умеренно выраженная способ-
ность отдавать себе отчет в своих желаниях, потребностях и чув-
ствах, хорошо ощущать и рефлексировать их. Склонность ориентиро-
ваться как на собственное вкусы и оценки так и на оценки внешних
социальных стандартов.
Средний уровень аутосимпатии. Умеренно выраженная способность
личности ценить свои достоинства, положительные свойства характе-
ра, уважать себя за них, принимать себя таким, как есть, вне за-
висимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, во-
преки последним.
Пониженный уровень аутосимпатии. Слабо выраженная способность
личности ценить свои достоинства, положительные свойства характе-
ра, уважать себя за них, принимать себя таким, как есть, вне за-
висимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, во-
преки последним. Тревожность, неуверенность в себе.
Средний уровень контактности. Умеренно выраженная способность
к установлению прочных, доброжелательных отношений с окружающими и
общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам
с другими людьми в целом.
Средний уровень гибкости в общении. Умеренно выраженная спо-
собность к адекватному самовыражению в общении, аутентичному
взаимодействию с окружающими и самораскрытию.
|