МЕТОДИКА:
Доминирующие состояния
(ДС-8)
(Л.В. Куликов).
Опросник предназначен главным образом для диагностики относительно
устойчивых (доминирующих) состояний.
Разработаны два его варианта: полный (ДС-8) с 8 шкалами (57 пунктов)
и краткий (ДС-6) с 6 шкалами (42 пункта).
Настроение - это относительно устойчивый компонент психических состо-
яний, основное звено во взаимосвязи структур личности с различными компо-
нентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями собы-
тий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, пси-
хическим и физическим тонусом индивида) .
Доминирующее состояние - то, что преобладает во времени, поглощая
большую его часть. Такие состояния характерны не столько в данный конкрет-
ный момент, зависящий от особенностей определенной ситуации, сколько вооб-
ще для настоящего периода жизни человека. Они в меньшей степени обусловли-
ваются актуальной, текущей ситуацией, имеющей точно очерченные временные
рамки, и в большей степени - социально-психологическими личностными факто-
рами. Разумеется, при таком ракурсе рассмотрения в структуре психического
состояния необходимо выделять не только "доминирующую", но и "ситуативную"
("текущую") составляющую. На фоне доминирующих состояний формируются и су-
ществуют актуальные состояния.
Оценка выраженности параметра состояния.
Шкалы стандартных Т-баллов построены таким образом, что средние вели-
чины приравниваются к 50 Т-баллам. 10 Т-баллов равно одной сигме (сигма -
среднеквадратичное отклонение).
Повышенные оценки по той или иной шкале - 55 Т-баллов и более. Это
отклонение от средней величины в большую сторону более чем на половину
сигмы. Пониженные оценки - это оценки 45 Т-баллов и менее. Это отклонение
от средней величины в меньшую сторону более чем на половину сигмы. Высокие
оценки - 60 Т-баллов и более. Низкие - 40 Т-баллов и менее.
Основные шкалы.
Шкала Ак: активное-пассивное отношение к жизненной ситуации.
Высокие оценки (более 60 Т-баллов). Выражено активное, оптимистичес-
кое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препят-
ствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и
достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.
Низкие оценки (менее 40 Т-баллов). Пассивное отношение к жизненным
ситуациям, в оценке многих из них преобладают пессимизм, неверие в успеш-
ное преодоление препятствий.
Шкала Бо: бодрость-уныние.
Высокие оценки. Повышенное, бодрое настроение, преобладает положи-
тельный эмоциональный фон. Расширение интересов, ожидание радостных собы-
тий в будущем. Выражено желание действовать.
Низкие оценки. Пониженное, печальное настроение, уныние, преобладает
отрицательный эмоциональный фон. Свойственны разочарованность ходом собы-
тий, сужение интересов, в картине будущего отмечаются мрачные тона, смысл
его неясен. При очень высоких оценках - подавленность, чувство грозящего
несчастья, гипотимность.
Шкала То: тонус высокий-низкий.
Высокие оценки. Повышенная вероятность активности и расходования
энергии, стенического реагирования на возникающие трудности. Субъективные
ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Повышена готовность
к работе, в том числе продолжительной.
Низкие оценки. Характерны усталость, несобранность, вялость, инерт-
ность, низкая работоспособность. Снижена вероятность проявления активнос-
ти, расходования энергии, уменьшен ресурс сил, повышена утомляемость.
Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.
Шкала Ра: раскованность-напряженность.
Высокие оценки. В настоящей ситуации человек не усматривает вызова,
проблемы в значительной степени разрешены или успешно решаются. Желаемые
цели воспринимаются как вполне достижимые. Возможно, что ситуация оценива-
ется как неразрешимая, но нет ее активного отвержения, эмоциональная ост-
рота непринятия стерта. Нет сильного стремления осуществлять какие-либо
изменения в себе, своем поведении или в ситуации, интенсивно выполнять не-
обходимые преобразования, в большей мере овладевать ситуацией. Характерна
раскованность. При очень высоких оценках ? безразличие, успокоенность.
Низкие оценки. Преобладает интенсивное стремление осуществить необхо-
димое, в более полной мере действовать, вести себя желаемым образом. Пере-
живание большой значимости происходящих в жизни субъекта событий, возник-
шей ситуации; переживание повышенной значимости осуществляемого поведения,
деятельности. Свойственно более масштабное вовлечение ресурсов или активи-
зация защитных механизмов. Под напряженностью здесь имеется в виду преиму-
щественно эмоциональная напряженность.
Шкала Сп: спокойствие-тревога.
Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем
у большинства людей. В психическом состоянии переживание тревоги имеет оп-
ределяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает зву-
чание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначи-
тельных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их нега-
тивное влияние на сознание, поведение и деятельность. Шкала предназначена
для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она обознача-
ется также терминами "свободно плавающая", "немотивированная" и др.
Низкие оценки. Повышена склонность испытывать беспокойство в самых
разных жизненных ситуациях, видеть угрозу престижу, благополучию независи-
мо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным
исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или само-
уважения) без ясного осознания ее источников.
Шкала Ус: устойчивость-неустойчивость эмоционального тона.
Высокие оценки. Преобладают ровный положительный эмоциональный тон,
спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устой-
чивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняются адекватность и
эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень
низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.
Низкие оценки. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает
эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражитель-
ность, преобладает негативный эмоциональный тон.
Шкала Уд: удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью в целом (ее
ходом, процессом самореализации).
Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореа-
лизацией. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и воз-
можность делать выбор, в котором слышен голос собственного "Я". Субъект
чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей
(если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка лич-
ностной успешности.
Низкие оценки. Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процес-
сом самореализации и тем, как в настоящее время разворачиваются основные
жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время
человек не нашел себя полностью, не Раскрыл, не ощутил в себе надежных
внутренних опор, не чувствует способности требовать от самого себя правди-
вых ответов. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклонить-
ся от необходимости сделать жизненный выбор, прислушиваясь прежде всего к
амому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой происхо-
дит.
Контрольная шкала.
Шкала По: "положительный-отрицательный образ самого себя". Эта шкала
вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низ-
кую или высокую) и его адекватность. В шкале 6 пунктов.
Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя.
При стандартных баллах по этой шкале, превышающих 65, есть основания пред-
полагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную его адекват-
ность, неискренность. Другими причинами таких показателей могут быть: от-
рицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности
обследуемого в "положительных, хороших" результатах тестирования.
Оценки 60-64 балла означают сниженную критичность в самооценивании,
недостаточную адекватность самооценки. Если по шкалам Ус, Сп или Уд полу-
чены высокие оценки - более 60, то, скорее всего, данные в целом недоста-
точно надежны.
Показатели в диапазоне 40-59 характеризуют степень принятия личностью
себя. Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и
больше принятие себя со всеми своими недостатками. При оценках менее 50
баллов есть все основания говорить о достаточной искренности в ответах,
выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических осо-
бенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.
Низкие оценки - менее 40 баллов - свидетельствуют не только о высокой
критичности в самооценке и большом стремлении быть искренним, но и о нега-
тивном отношении к себе. Насколько же сильным бывает влияние феномена со-
циальной желательности в диагностике настроения?
Проявления феномена социальной желательности. Социальная желатель-
ность - предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы
социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим социально бо-
лее желательным. Проявляется социальная желательность в том случае, когда
оцениваются характеристики, значимые для социального окружения, делающие
их обладателя в этом отношении привлекательным.
Использование в методике ДС внутри каждого пункта 7-балльной шкалы
позволяет интерпретировать оценки по шкале По не только в понятиях искрен-
ности-неискренности. Критичность самооценивания тесно связана с самоприня-
тием личностью. Чем оно полнее, тем положительнее образ себя, тем меньше
человек видит в себе недостатков. Принятие себя оказывает существенное
влияние на настроение и психическое состояние индивида: чем полнее само-
принятие и больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств,
тем более приподнято настроение, благоприятнее состояние. Это подтверждают
и выявленные нами корреляционные связи при анализе эмпирических данных.
Данные связи двунаправленные: чем более приподнятым оказывается настрое-
ние, тем выраженнее принятие себя, меньше расхождение между реальным и
идеальным "Я" личности.
Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется часто,
причем нередко неосознанно. Нет оснований оценивать этот аспект однозначно
отрицательно и тем более переводить обсуждение в иную плоскость, например
этическую. Термин "шкала лжи" скорее должен быть отнесен к профессиональ-
ному жаргону. Идеальное "Я" существует в любой личности и непременно себя
проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действиях, мо-
тивах. Без этой психической структуры трудно представить движущие силы
развития личности в достаточной полноте.
Опросник состоит из 57 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Доминирующие состояния (ДС-8).
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
* *
80 ┼ ┼ 80
│ │
70 ┼─────────────────────────────────┼ 70
│ │
60 ┼ ┼ 60
│ │
50 ┼─────────────────────────────────┼ 50
│ │
40 ┼ ██ ┼ 40
│ ██ ██ ██ │
30 ┼──██──────────██──────██──██──██─┼ 30
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 20
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 10
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───+──┼ 0
Ак Бо То Ра Сп Ус Уд По
Тестовые показатели:
S T
1. Активное-пассивное отношение к жизненной
ситуации - Ак = 27 37
2. Бодрость-уныние - Бо = 39 23
3. Тонус высокий-низкий - То = 39 26
4. Раскованность-напряженность - Ра = 35 31
5. Спокойствие-тревога - Сп = 43 26
6. Устойчивость-неустойчивость эмоционального
тона - Ус = 33 39
7. Удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью
в целом - Уд = 38 43
8. Положительный-отрицательный образ самого себя - По = 30 33
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Пассивное отношение к жизненным ситуациям, в оценке многих из
них преобладают пессимизм, неверие в успешное преодоление препят-
ствий.
Пониженное, печальное настроение, уныние, преобладает отрица-
тельный эмоциональный фон. Свойственны разочарованность ходом со-
бытий, сужение интересов, в картине будущего отмечаются мрачные
тона, смысл его неясен.
Характерны усталость, несобранность, вялость, инертность,
низкая работоспособность. Снижена вероятность проявления активнос-
ти, расходования энергии, уменьшен ресурс сил, повышена утомляе-
мость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие
трудности.
Преобладает интенсивное стремление осуществить необходимое, в
более полной мере действовать, вести себя желаемым образом. Пере-
живание большой значимости происходящих в жизни субъекта событий,
возникшей ситуации; переживание повышенной значимости осуществляе-
мого поведения, деятельности. Свойственно более масштабное вовле-
чение ресурсов или активизация защитных механизмов. Под напряжен-
ностью здесь имеется в виду преимущественно эмоциональная напря-
женность.
Повышена склонность испытывать беспокойство в самых разных
жизненных ситуациях, видеть угрозу престижу, благополучию незави-
симо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с небла-
гоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери
уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.
Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоцио-
нальное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражитель-
ность, преобладает негативный эмоциональный тон.
Тенденция к неудовлетворенности жизнью в целом (ее ходом,
процессом самореализации).
Высокая критичность в самооценке, стремление быть искренним.
|