МЕТОДИКА:                                  
                          Доминирующие состояния                            
                                  (ДС-8)                                    
                             (Л.В. Куликов).                                
 
      Опросник предназначен главным образом  для  диагностики  относительно 
 устойчивых (доминирующих) состояний.                                       
      Разработаны два его варианта: полный (ДС-8) с 8 шкалами  (57 пунктов) 
 и краткий (ДС-6) с 6 шкалами (42 пункта).                                  
      Настроение - это относительно устойчивый компонент психических состо- 
 яний, основное звено во взаимосвязи структур личности с различными  компо- 
 нентами психических состояний (чувствами и эмоциями,  переживаниями  собы- 
 тий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, пси- 
 хическим и физическим тонусом индивида) .                                  
      Доминирующее состояние - то, что  преобладает  во  времени,  поглощая 
 большую его часть. Такие состояния характерны не столько в данный конкрет- 
 ный момент, зависящий от особенностей определенной ситуации, сколько вооб- 
 ще для настоящего периода жизни человека. Они в меньшей степени обусловли- 
 ваются актуальной, текущей ситуацией, имеющей точно  очерченные  временные 
 рамки, и в большей степени - социально-психологическими личностными факто- 
 рами. Разумеется, при таком ракурсе рассмотрения в структуре  психического 
 состояния необходимо выделять не только "доминирующую", но и "ситуативную" 
 ("текущую") составляющую. На фоне доминирующих состояний формируются и су- 
 ществуют актуальные состояния.                                             
 
      Оценка выраженности параметра состояния.                              
      Шкалы стандартных Т-баллов построены таким образом, что средние вели- 
 чины приравниваются к 50 Т-баллам. 10 Т-баллов равно одной сигме  (сигма -  
 среднеквадратичное отклонение).                                            
      Повышенные оценки по той или иной шкале - 55 Т-баллов  и  более.  Это 
 отклонение от средней величины в большую сторону  более  чем  на  половину 
 сигмы. Пониженные оценки - это оценки 45 Т-баллов и менее. Это  отклонение 
 от средней величины в меньшую сторону более чем на половину сигмы. Высокие 
 оценки - 60 Т-баллов и более. Низкие - 40 Т-баллов и менее.                
 
      Основные шкалы.                                                       
 
      Шкала Ак: активное-пассивное отношение к жизненной ситуации.          
      Высокие оценки (более 60 Т-баллов). Выражено активное,  оптимистичес- 
 кое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению  препят- 
 ствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и 
 достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.    
      Низкие оценки (менее 40 Т-баллов). Пассивное  отношение  к  жизненным 
 ситуациям, в оценке многих из них преобладают пессимизм, неверие в  успеш- 
 ное преодоление препятствий.                                               
 
      Шкала Бо: бодрость-уныние.                                            
      Высокие оценки. Повышенное, бодрое  настроение,  преобладает  положи- 
 тельный эмоциональный фон. Расширение интересов, ожидание радостных  собы- 
 тий в будущем. Выражено желание действовать.                               
      Низкие оценки. Пониженное, печальное настроение, уныние,  преобладает 
 отрицательный эмоциональный фон. Свойственны разочарованность ходом  собы- 
 тий, сужение интересов, в картине будущего отмечаются мрачные тона,  смысл 
 его неясен. При очень высоких оценках - подавленность,  чувство  грозящего 
 несчастья, гипотимность.                                                   
 
      Шкала То: тонус высокий-низкий.                                       
      Высокие оценки.  Повышенная  вероятность  активности  и  расходования 
 энергии, стенического реагирования на возникающие трудности.  Субъективные 
 ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Повышена  готовность 
 к работе, в том числе продолжительной.                                     
      Низкие оценки. Характерны усталость, несобранность,  вялость,  инерт- 
 ность, низкая работоспособность. Снижена вероятность проявления  активнос- 
 ти, расходования энергии,  уменьшен  ресурс  сил,  повышена  утомляемость. 
 Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.        
 
      Шкала Ра: раскованность-напряженность.                                
      Высокие оценки. В настоящей ситуации человек не  усматривает  вызова, 
 проблемы в значительной степени разрешены или успешно решаются. Желаемые   
 цели воспринимаются как вполне достижимые. Возможно, что ситуация оценива- 
 ется как неразрешимая, но нет ее активного отвержения, эмоциональная  ост- 
 рота непринятия стерта. Нет сильного  стремления  осуществлять  какие-либо 
 изменения в себе, своем поведении или в ситуации, интенсивно выполнять не- 
 обходимые преобразования, в большей мере овладевать ситуацией.  Характерна  
 раскованность. При очень высоких оценках ? безразличие, успокоенность.     
      Низкие оценки. Преобладает интенсивное стремление осуществить необхо- 
 димое, в более полной мере действовать, вести себя желаемым образом. Пере- 
 живание большой значимости происходящих в жизни субъекта событий,  возник- 
 шей ситуации; переживание повышенной значимости осуществляемого поведения, 
 деятельности. Свойственно более масштабное вовлечение ресурсов или активи- 
 зация защитных механизмов. Под напряженностью здесь имеется в виду преиму- 
 щественно эмоциональная напряженность.                                     
 
      Шкала Сп: спокойствие-тревога.                                        
      Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем 
 у большинства людей. В психическом состоянии переживание тревоги имеет оп- 
 ределяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает зву- 
 чание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том  числе  и  незначи- 
 тельных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их нега- 
 тивное влияние на сознание, поведение и деятельность. Шкала  предназначена 
 для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она  обознача- 
 ется также терминами "свободно плавающая", "немотивированная" и др.        
      Низкие оценки. Повышена склонность испытывать  беспокойство  в  самых 
 разных жизненных ситуациях, видеть угрозу престижу, благополучию независи- 
 мо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с  неблагоприятным 
 исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или само- 
 уважения) без ясного осознания ее источников.                              
 
      Шкала Ус: устойчивость-неустойчивость эмоционального тона.            
      Высокие оценки. Преобладают ровный положительный  эмоциональный  тон, 
 спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устой- 
 чивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняются адекватность и 
 эффективность психической саморегуляции, поведения и  деятельности.  Очень  
 низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.         
      Низкие оценки. Снижена эмоциональная  устойчивость,  легко  возникает 
 эмоциональное возбуждение, настроение  изменчиво,  повышена  раздражитель- 
 ность, преобладает негативный эмоциональный тон.                           
 
      Шкала Уд: удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью  в  целом  (ее 
 ходом, процессом самореализации).                                          
      Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом,  самореа- 
 лизацией. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и воз- 
 можность делать выбор, в котором слышен голос  собственного  "Я".  Субъект 
 чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих  способностей 
 (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая  оценка  лич- 
 ностной успешности.                                                        
      Низкие оценки. Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом,  процес- 
 сом самореализации и тем, как в настоящее время  разворачиваются  основные 
 жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее  время 
 человек не нашел себя полностью, не Раскрыл, не  ощутил  в  себе  надежных 
 внутренних опор, не чувствует способности требовать от самого себя правди- 
 вых ответов. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклонить- 
 ся от необходимости сделать жизненный выбор, прислушиваясь прежде всего  к 
 амому себе, принимая на себя ответственность за то, что с  тобой  происхо- 
 дит.                                                                       
 
      Контрольная шкала.                                                    
      Шкала По: "положительный-отрицательный образ самого себя". Эта  шкала 
 вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низ- 
 кую или высокую) и его адекватность. В шкале 6 пунктов.                    
      Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании  себя. 
 При стандартных баллах по этой шкале, превышающих 65, есть основания пред- 
 полагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную  его  адекват- 
 ность, неискренность. Другими причинами таких показателей могут быть:  от- 
 рицательное отношение к обследованию, влияние  сильной  заинтересованности 
 обследуемого в "положительных, хороших" результатах тестирования.          
      Оценки 60-64 балла означают сниженную критичность  в  самооценивании, 
 недостаточную адекватность самооценки. Если по шкалам Ус, Сп или Уд  полу- 
 чены высокие оценки - более 60, то, скорее всего, данные в целом  недоста- 
 точно надежны.                                                             
      Показатели в диапазоне 40-59 характеризуют степень принятия личностью 
 себя. Чем выше стандартный балл, тем  ниже  критичность  самооценивания  и 
 больше принятие себя со всеми своими недостатками. При  оценках  менее  50 
 баллов есть все основания говорить о достаточной  искренности  в  ответах, 
 выраженном стремлении к адекватности в оценке своих  психологических  осо- 
 бенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.              
      Низкие оценки - менее 40 баллов - свидетельствуют не только о высокой 
 критичности в самооценке и большом стремлении быть искренним, но и о нега- 
 тивном отношении к себе. Насколько же сильным бывает влияние феномена  со- 
 циальной желательности в диагностике настроения?                           
      Проявления феномена социальной  желательности.  Социальная  желатель- 
 ность - предрасположенность или установка давать на самооценочные  вопросы 
 социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим социально  бо- 
 лее желательным. Проявляется социальная желательность в том случае,  когда 
 оцениваются характеристики, значимые для социального  окружения,  делающие 
 их обладателя в этом отношении привлекательным.                            
      Использование в методике ДС внутри каждого  пункта  7-балльной  шкалы 
 позволяет интерпретировать оценки по шкале По не только в понятиях искрен- 
 ности-неискренности. Критичность самооценивания тесно связана с самоприня- 
 тием личностью. Чем оно полнее, тем положительнее образ себя,  тем  меньше 
 человек видит в себе недостатков.  Принятие  себя  оказывает  существенное 
 влияние на настроение и психическое состояние индивида: чем  полнее  само- 
 принятие и больше в эмоциональном отношении к себе  положительных  чувств, 
 тем более приподнято настроение, благоприятнее состояние. Это подтверждают 
 и выявленные нами корреляционные связи при  анализе  эмпирических  данных. 
 Данные связи двунаправленные: чем более приподнятым  оказывается  настрое- 
 ние, тем выраженнее принятие себя, меньше  расхождение  между  реальным  и 
 идеальным "Я" личности.                                                    
      Без сомнения, феномен  социальной  желательности  проявляется  часто, 
 причем нередко неосознанно. Нет оснований оценивать этот аспект однозначно 
 отрицательно и тем более переводить обсуждение в иную плоскость,  например 
 этическую. Термин "шкала лжи" скорее должен быть отнесен к  профессиональ- 
 ному жаргону. Идеальное "Я" существует в любой личности и непременно  себя 
 проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действиях,  мо- 
 тивах. Без этой психической структуры  трудно  представить  движущие  силы 
 развития личности в достаточной полноте.                                   
 
      Опросник состоит из 57 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Доминирующие состояния (ДС-8).                                   
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                 *                                 *                        
              80 ┼                                 ┼ 80                     
                 │                                 │                        
              70 ┼─────────────────────────────────┼ 70                     
                 │                                 │                        
              60 ┼                                 ┼ 60                     
                 │                                 │                        
              50 ┼─────────────────────────────────┼ 50                     
                 │                                 │                        
              40 ┼                          ██     ┼ 40                     
                 │  ██                  ██  ██     │                        
              30 ┼──██──────────██──────██──██──██─┼ 30                     
                 │  ██      ██  ██  ██  ██  ██  ██ │                        
              20 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██ ┼ 20                     
                 │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██ │                        
              10 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██ ┼ 10                     
                 │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██ │                        
               0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───+──┼ 0                      
                    Ак  Бо  То  Ра  Сп  Ус  Уд  По                          
 
 
                        Тестовые показатели:                                
                                                            S   T           
  1. Активное-пассивное отношение к жизненной                               
     ситуации                                      - Ак  = 27  37           
  2. Бодрость-уныние                               - Бо  = 39  23           
  3. Тонус высокий-низкий                          - То  = 39  26           
  4. Раскованность-напряженность                   - Ра  = 35  31           
  5. Спокойствие-тревога                           - Сп  = 43  26           
  6. Устойчивость-неустойчивость эмоционального                             
     тона                                          - Ус  = 33  39           
  7. Удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью                           
     в целом                                       - Уд  = 38  43           
  8. Положительный-отрицательный образ самого себя - По  = 30  33           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Пассивное отношение к жизненным ситуациям, в оценке многих из         
 них преобладают пессимизм, неверие в успешное преодоление  препят-         
 ствий.                                                                     
 
      Пониженное, печальное настроение, уныние, преобладает отрица-         
 тельный эмоциональный фон. Свойственны разочарованность ходом  со-         
 бытий, сужение интересов, в картине будущего отмечаются мрачные            
 тона, смысл его неясен.                                                    
 
      Характерны  усталость,  несобранность,  вялость,  инертность,         
 низкая работоспособность. Снижена вероятность проявления активнос-         
 ти, расходования энергии, уменьшен ресурс сил,  повышена  утомляе-         
 мость. Склонность проявлять астенические  реакции  на  возникающие         
 трудности.                                                                 
 
      Преобладает интенсивное стремление осуществить необходимое, в         
 более полной мере действовать, вести себя желаемым образом.  Пере-         
 живание большой значимости происходящих в жизни субъекта  событий,         
 возникшей ситуации; переживание повышенной значимости осуществляе-         
 мого поведения, деятельности. Свойственно более масштабное  вовле-         
 чение ресурсов или активизация защитных механизмов. Под  напряжен-         
 ностью здесь имеется в виду преимущественно  эмоциональная  напря-         
 женность.                                                                  
 
      Повышена склонность испытывать беспокойство  в  самых  разных         
 жизненных ситуациях, видеть угрозу престижу, благополучию  незави-         
 симо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с небла-         
 гоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери         
 уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.             
 
      Снижена эмоциональная устойчивость, легко  возникает  эмоцио-         
 нальное возбуждение, настроение изменчиво, повышена  раздражитель-         
 ность, преобладает негативный эмоциональный тон.                           
 
      Тенденция к неудовлетворенности жизнью  в  целом  (ее  ходом,         
 процессом самореализации).                                                 
 
      Высокая критичность в самооценке, стремление быть искренним.