МЕТОДИКА:
Детско-родительские отношения подростков
(ДРОП)
(О.А. Карабанова, П.В. Трояновская).
Методика предназначена для диагностики полной и дифференцированной
картины детско-родительских отношений с точки зрения подростков.
Методика включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы.
1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родите-
ля и подростка:
принятие (демонстрация родителем любви и внимания);
эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка);
эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем
и подростком).
2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия:
сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий);
принятие решений (особенности принятия решений в диаде);
конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте);
поощрение автономности (передача ответственности подростку).
3. Блок контроля:
требовательность (количество и качество декларируемых требований);
мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка);
контроль (особенности системы контроля со стороны родителя);
авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя);
особенности поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых
оценочных воздействий).
4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений:
непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных
приемов родителя);
неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных уси-
лий).
5. Дополнительные шкалы:
удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных
потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации);
неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка);
отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подрост-
ка);
общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества
отношений с родителем);
ценностная ориентация (эта шкала содержит открытые вопросы, которые
помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, ко-
торые оказывают влияние на отношения с родителем).
Необходимые замечания:
При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения
(1 - никогда, ..., 5 - всегда) лучше выписать на доске.
При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что
те, кто не живет с тем или иным родителем, могут не заполнять на него оп-
росник.
Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109 -
116 касаются не его личных пристрастий ("мне нравится кататься на велоси-
педе"), а его отношений с родителем ("мне нравится, когда она ...", "мне
нравится, что его характер" и т.д.).
Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. "Вот
если "Я ни в чем не хочу изменять наши отношения" и я согласен, то это
"всегда" или "никогда"?". Можно предложить следующий способ выбора верного
ответа: подставляем ко всему вопросу фразу "так бывает всегда, никогда,
иногда...". При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую ло-
гику происходящего.
Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около
45-50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При нали-
чии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока)
целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения: "чтобы не
спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку",
"по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку".
Часть вопросов носит неконкретный характер (например, "по-разному ре-
агирует на одни и те же события"). Периодически подростки просят проком-
ментировать какой-то вопрос ("Например, ты принес из школы "двойку". Если
она в хорошем настроении, то скажет: "Ничего, бывает", а если в плохом -
будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному"). Перед
проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать воз-
можные примеры-объяснения.
Процедура проведения тестирования.
Подросток отвечает на вопросы на специальных бланках отдельно по от-
ношению к матери и по отношению к отцу. В бланке это помечается подчерки-
ванием соответствующего слова в пункте "мать/отец".
Обработка.
Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить
все значения вопросов, совпадающих с ключом.
В четырех шкалах схема подсчета отличается:
Шкала №5 "Принятие решений" (начинается с вопроса № 5): в первых трех
вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на
1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех
остальных вопросов.
Шкала №6 "Конфликтность" (начинается с вопроса № 6): общий балл вы-
числяется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три воп-
роса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в
общей сумме не учитывается.
Шкала №12 "Особенности оказания поощрений и наказаний" (начинается с
вопроса № 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: "Поощрения" (вопросы
№ 12, 30, 48) и "Наказания" (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются от-
дельно для каждой подшкалы.
Шкала №16 "Неадекватность образа ребенка" балл считается суммарно по
всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдель-
ные вопросы с целью выявления зон неадекватности.
Шкала №17 "Отношения с супругом" (начинается с вопроса № 17). Эта
шкала также состоит из двух подшкал: "Враждебность" (вопросы №№ 17, 35,
53) и "Доброжелательность" (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы считаются от-
дельно для каждой подшкалы.
Возрастные нормы значений по шкалам для старших подростков (14-16
лет) были собраны на выборке подростков города Москвы, общее количество
испытуемых 130 человек.
По данным исследования авторов методики были получены следуюшие ре-
зультаты.
Юноши из полных семей характеризуют свои отношения с отцом как отно-
шения с высоким уровнем эмпатии, принятия и удовлетворения потребностей
подростка со стороны отца, в то же время, с высоким уровнем мониторинга,
авторитарности, контроля и автономности по отношению к подростку и низким
уровнем сотрудничества. Кроме этого, подросток отмечает неуверенность и
непоследовательность воспитательного воздействия со стороны отца, что в
свою очередь, подтверждается одновременно высоким уровнем поощрений и на-
казаний, а также непоследовательность в отношении отца к матери. Юноши,
считают, что их образ воспринимается отцом неадекватно. Тем не менее, эта
группа подростков наиболее удовлетворена отношениям с отцом. Отец, по мне-
нию подростка, относится к нему как к маленькому и подростка это удовлет-
воряет, т.к. он признает авторитет отца.
Юноши из неполных семей, несмотря на то, что не живут вместе, но под-
держивают отношения с отцом, описывают воспитательное воздействие отца,
как наделенное излишней авторитарностью по отношению к сыну и повышенным
уровнем контроля. Скорее всего, подросток считает, что отец, ушедший из
семьи, в принципе не имеет права указывать что-либо сыну и контролировать
его. Но, несмотря на это, в отличие от юношей из полных семей стиль вза-
имоотношений отца и сына в данном случае оценивается ближе к сотрудничест-
ву. Исходя из того, что отец занимается воспитанием сына на расстоянии,
сотрудничество - двух "мужчин" выглядит как наиболее продуктивная форма
взаимодействия и, наверное, единственно приемлемая для сына. Возможно, по
этой причине подростки считают, что отец их воспринимает адекватно. В дан-
ной группе ниже, чем в других, показатели по шкалам принятия и поощрения
автономии сына отцом. Скорее всего, пространственная удаленность отца по-
рождает его эмоциональную отдаленность от сына, а боязнь того, что взрос-
лый сын отвернется от него, влечет за собой желание нарушить психологичес-
кую автономию сына.
Девушки из полных семей характеризуют свои отношения с отцом как эмо-
ционально близкие, но не эмпатические. Отец не требователен, равнодушен к
делам дочери, часто попустительствует. Кроме того, девушки считают отноше-
ния отца к матери недостаточно доброжелательным, даже враждебным, что не
добавляет гармонии в общую картину семейных отношений в восприятии подрос-
тков. В целом, эта группа менее всех удовлетворена отношениями с отцом.
Таким образом, безразличие к ребенку в данном случае оказывается хуже
враждебности.
Девушки из неполных семей характеризуют свои отношения с отцом, как
конфликтные, наделенные повышенными требованиями и санкциями за невыполне-
ние этих требований. Повышенная требовательность со стороны отца - можно
расценивать как компенсацию воспитательного воздействия на ребенка, свое-
образное самоутверждение отца, для него важно, что бы с ним считались. Де-
вушки считают, что отец не удовлетворяет их потребностей, неуверен и не-
последователен в отношениях с ними. Но его отношение к матери они оценива-
ют как невраждебное, что вероятно, может говорить о том, что причину рас-
пада или не-создания семьи эти девушки косвенно видят в себе.
Значимых различий в оценке отца по методике ДРОП у девушек из полных
и неполных семей не было выявлено.
При анализе статистически значимых различий в оценке отца у мальчиков
из полной и неполной семьи выявлено, что отличия существуют по следующим
исследуемым параметрам: контроль, требовательность и в то же время воспи-
тательная неуверенность родителя. Причем показатели выше в оценке взаимо-
отношений с отцом у юношей из полных семей (что логически объяснимо, ведь
тут происходит непосредственное общение с родителем, а не дистантное). По-
лучается, что отец занимается воспитанием ребенка, реализует это воспита-
ние непосредственно через контроль, чрезмерную требовательность, но, в то
же время, в оценке подростка, делает это неуверенно и непоследовательно,
что и даст повод говорить ребенку о воспитательной практике отца - как не-
уверенной и непоследовательной.
Подводя итоги своего исследования, авторы отмечают, что подростки до-
вольно противоречиво описывают отношения со своим отцом. Общим для всех
является указание на авторитарность, контроль и непоследовательность отца,
что можно, отчасти отнести к особенностям подросткового возраста: юношес-
кому максимализму, стремлению к эмансипации и самоидентификации (что часто
приводит к непоследовательному поведению самого подростка). В большей сте-
пени благополучными свои отношения сотцом оценивают юноши из полных и не-
полных семей. Разница в том, что юноша из неполной семьи воспринимает от-
ношения с отцом как партнерские между старшим мужчиной и младшим мужчи-
ной, а юноши из полных семей как взаимоотношения отца и ребенка, тем не
менее, юноши довольны такой системой взаимоотношений. В меньшей степени
удовлетворены своими отношениями с отцом девушки. Девушки из полных семей
отмечают равнодушие отца к ним, а девушки из неполных - враждебность по
отношению к ним. У девушек велика потребность в эмоциональной близости с
отцом, которая остается неудовлетворенной. Это в последующем может ска-
заться негативным образом в их отношениях с противоположным полом. Также
можно отметить, что во многих случаях при сравнении выборок по основным
показателям исследования решающим оказался не состав семьи, а пол подрост-
ка.
Примечание к компьютерной версии.
В режиме компьютерного тестирования последние 8 открытых вопросов
требующие закончить фразу (шкала ценностных ориентаций) не применяются,
так как их количественная обработка невозможна по определению.
Диаграмма по результатам тестирования строится на основе процентных
показателей показателей с нулевой точкой отсчета.
Интерпретация результатов тестирования основана на возрастных нормах
значений по шкалам для старших подростков (14-16 лет), что необходимо учи-
тывать при интерпретации результатов других возрастных групп.
Возрастная норма интерпретируется как средний показатель, т.е. харак-
терный для большинства подростков. При этом, эмоциональная субъективная
оценка подростка своих отношений с родителями может отличаться в ту или
иную сторону.
Опросник состоит из 116 вопросов.
Примерное время тестирования 20-25 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Детско-родительские отношения подростков (ДРОП).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
% *
100 ┼─────────────────────────────────────────────────────────────
90 ┼
80 ┼─██────────────────██────────────────────────────────────────
70 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
60 ┼─██─██────██─██────██─────────────────────────██──────────██─
50 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
40 ┼─██─██─██─██─██────██────██───────██──────────██───────██─██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██────██─██─██───────██───────██─██────██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ __ __ ██ ██ __ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Пр Эм Дс Ст Рн Кн Ав Тр Мн Кн Ат Оп Нк Нп Нм Уп Но Вр Дб Уо
Тестовые показатели:
Блок эмоциональных отношений родителя и подростка.
01. Принятие - Пр = 27 88%
02. Эмпатия - Эм = 22 67%
03. Эмоциональная дистанция - Дс = 16 42%
Блок общения и взаимодействия.
04. Сотрудничество - Ст = 24 75%
05. Принятие решений - Рн = 24 75%
06. Конфликтность - Кн = 3 0%
07. Поощрение автономности - Ав = 27 88%
Блок контроля.
08. Требовательность - Тр = 12 25%
09. Мониторинг - Мн = 20 58%
10. Контроль - Кн = 9 12%
11. Авторитарность - Ат = 6 0%
12. Особенности оказания поощрений и наказаний:
Оказание поощрений - Оп = 9 50%
Реализация наказаний - Нк = 4 8%
Блок противоречивости/непротиворечивости отношений.
13. Непоследовательность - Нп = 8 8%
14. Неуверенность - Нм = 14 33%
Дополнительные шкалы.
15. Удовлетворение потребностей - Уп = 22 67%
16. Неадекватность образа ребенка - Но = 7 4%
17. Отношения с супругом:
Враждебность по отношению к супругу - Вр = 7 33%
Доброжелательность к супругу - Дб = 8 42%
18. Общая удовлетворенность отношениями - Уо = 24 75%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Особенности эмоциональных отношений родителя и подростка.
Средний уровень демонстрации родителем любви и внимания к
подростку.
Средний уровень понимания родителем чувств и состояний ребен-
ка.
Большая эмоциональная дистанция (низкое качество эмоциональ-
ной связи между родителем и подростком).
2. Особенности общения и взаимодействия.
Средний уровень сотрудничества (совместного и равноправного
выполнение заданий.
Высокий уровень совместного принятия решений в диаде (демо-
кратичность).
Низкая интенсивность конфликтов.
Высокий уровень поощрения автономности (передачи ответствен-
ности подростку).
3. Контроль.
Низкая требовательность (малое количество и низкое качество
декларируемых требований).
Средняя осведомленность родителя о делах и интересах подрост-
ка.
Низкий уровень контроля со стороны родителя.
Низкая авторитарность (полнота и непререкаемость власти роди-
теля.
Особенности поощрений и наказаний (качество и количество ока-
зываемых оценочных воздействий):
oказание поощрений: средний уровень;
реализация наказаний: средний уровень.
4. Противоречивость/непротиворечивость отношений.
Низкий уровень непоследовательности (изменчивости и непосто-
янства воспитательных приемов родителя.
Средний уровень неуверенности (сомнений родителя в верности
его воспитательных усилий).
5. Дополнительные особенности.
Средний уровень удовлетворения потребностей (среднее качество
удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во
внимании, в информации).
Низкий показатель неадекватности образа ребенка (искажения
образа ребенка).
Отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем
подростка:
средний показатель враждебности по отношению к супругу;
низкий показатель доброжелательности к супругу.
Средняя общая удовлетворенность отношениями (средняя общая
оценка подростком качества отношений с родителем).
|