МЕТОДИКА:                                  
                 Детско-родительские отношения подростков                   
                                  (ДРОП)                                    
                   (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская).                     
 
      Методика предназначена для диагностики  полной  и  дифференцированной 
 картины детско-родительских отношений с точки зрения подростков.           
      Методика включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы.    
      1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родите- 
 ля и подростка:                                                            
      принятие (демонстрация родителем любви и внимания);                   
      эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка);             
      эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем 
 и подростком).                                                             
      2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия:       
      сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий);        
      принятие решений (особенности принятия решений в диаде);              
      конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте);     
      поощрение автономности (передача ответственности подростку).          
      3. Блок контроля:                                                     
      требовательность (количество и качество декларируемых требований);    
      мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка);  
      контроль (особенности системы контроля со стороны родителя);          
      авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя);           
      особенности поощрений и наказаний (качество и количество  оказываемых 
 оценочных воздействий).                                                    
      4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений:                
      непоследовательность  (изменчивость  и  непостоянство  воспитательных 
 приемов родителя);                                                         
      неуверенность (сомнение родителя в верности его  воспитательных  уси- 
 лий).                                                                      
      5. Дополнительные шкалы:                                              
      удовлетворение  потребностей  (качество  удовлетворения  материальных 
 потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации);             
      неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка);             
      отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подрост- 
 ка);                                                                       
      общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества 
 отношений с родителем);                                                    
      ценностная ориентация (эта шкала содержит открытые  вопросы,  которые 
 помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности,  ко- 
 торые оказывают влияние на отношения с родителем).                         
 
      Необходимые замечания:                                                
      При групповом проведении опросника баллы ответов  и  слова  пояснения 
 (1 - никогда, ..., 5 - всегда) лучше выписать на доске.                    
      При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам,  что  
 те, кто не живет с тем или иным родителем, могут не заполнять на него  оп- 
 росник.                                                                    
      Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы  109 - 
 116 касаются не его личных пристрастий ("мне нравится кататься на  велоси- 
 педе"), а его отношений с родителем ("мне нравится, когда  она ...",  "мне 
 нравится, что его характер" и т.д.).                                       
      Иногда подросткам бывает грамматически  сложно  выбрать  ответ.  "Вот 
 если "Я ни в чем не хочу изменять наши отношения" и  я  согласен,  то  это 
 "всегда" или "никогда"?". Можно предложить следующий способ выбора верного 
 ответа: подставляем ко всему вопросу фразу "так  бывает  всегда,  никогда, 
 иногда...". При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую ло- 
 гику происходящего.                                                        
      Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 
 45-50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При нали- 
 чии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) 
 целесообразно ориентировать подростков во времени  заполнения:  "чтобы  не 
 спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно  четвертую  колонку", 
 "по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку".                    
      Часть вопросов носит неконкретный характер (например, "по-разному ре- 
 агирует на одни и те же события"). Периодически подростки  просят  проком- 
 ментировать какой-то вопрос ("Например, ты принес из школы "двойку".  Если 
 она в хорошем настроении, то скажет: "Ничего, бывает", а если  в  плохом - 
 будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному"). Перед 
 проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать  воз- 
 можные примеры-объяснения.                                                 
 
      Процедура проведения тестирования.                                    
      Подросток отвечает на вопросы на специальных бланках отдельно по  от- 
 ношению к матери и по отношению к отцу. В бланке это помечается  подчерки- 
 ванием соответствующего слова в пункте "мать/отец".                        
 
      Обработка.                                                            
      Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить 
 все значения вопросов, совпадающих с ключом.                               
      В четырех шкалах схема подсчета отличается:                           
      Шкала №5 "Принятие решений" (начинается с вопроса № 5): в первых трех 
 вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5  на 
 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений  и  значений  трех 
 остальных вопросов.                                                        
      Шкала №6 "Конфликтность" (начинается с вопроса № 6): общий  балл  вы- 
 числяется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три воп- 
 роса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в 
 общей сумме не учитывается.                                                
      Шкала №12 "Особенности оказания поощрений и наказаний" (начинается  с 
 вопроса № 12). Эта шкала состоит из  двух  подшкал:  "Поощрения"  (вопросы 
 № 12, 30, 48) и  "Наказания" (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются от- 
 дельно для каждой подшкалы.                                                
      Шкала №16 "Неадекватность образа ребенка" балл считается суммарно  по 
 всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдель- 
 ные вопросы с целью выявления зон неадекватности.                          
      Шкала №17 "Отношения с супругом" (начинается  с  вопроса  № 17).  Эта 
 шкала также состоит из двух подшкал: "Враждебность"  (вопросы  №№ 17,  35, 
 53) и "Доброжелательность" (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы  считаются  от- 
 дельно для каждой подшкалы.                                                
 
      Возрастные нормы значений по шкалам  для  старших  подростков  (14-16  
 лет) были собраны на выборке подростков города  Москвы,  общее  количество 
 испытуемых 130 человек.                                                    
 
       По данным исследования авторов методики были получены следуюшие  ре- 
 зультаты.                                                                  
       Юноши из полных семей характеризуют свои отношения с отцом как отно- 
 шения с высоким уровнем эмпатии, принятия  и  удовлетворения  потребностей 
 подростка со стороны отца, в то же время, с высоким  уровнем  мониторинга, 
 авторитарности, контроля и автономности по отношению к подростку и  низким 
 уровнем сотрудничества. Кроме этого, подросток  отмечает  неуверенность  и 
 непоследовательность воспитательного воздействия со стороны  отца,  что  в 
 свою очередь, подтверждается одновременно высоким уровнем поощрений и  на- 
 казаний, а также непоследовательность в отношении отца  к  матери.  Юноши, 
 считают, что их образ воспринимается отцом неадекватно. Тем не менее,  эта 
 группа подростков наиболее удовлетворена отношениям с отцом. Отец, по мне- 
 нию подростка, относится к нему как к маленькому и подростка это  удовлет- 
 воряет, т.к. он признает авторитет отца.                                   
      Юноши из неполных семей, несмотря на то, что не живут вместе, но под- 
 держивают отношения с отцом, описывают  воспитательное  воздействие  отца, 
 как наделенное излишней авторитарностью по отношению к сыну  и  повышенным 
 уровнем контроля. Скорее всего, подросток считает, что  отец,  ушедший  из 
 семьи, в принципе не имеет права указывать что-либо сыну и  контролировать 
 его. Но, несмотря на это, в отличие от юношей из полных семей  стиль  вза- 
 имоотношений отца и сына в данном случае оценивается ближе к сотрудничест- 
 ву. Исходя из того, что отец занимается воспитанием  сына  на  расстоянии,  
 сотрудничество - двух "мужчин" выглядит как  наиболее  продуктивная  форма  
 взаимодействия и, наверное, единственно приемлемая для сына. Возможно,  по 
 этой причине подростки считают, что отец их воспринимает адекватно. В дан- 
 ной группе ниже, чем в других, показатели по шкалам принятия  и  поощрения 
 автономии сына отцом. Скорее всего, пространственная удаленность отца  по- 
 рождает его эмоциональную отдаленность от сына, а боязнь того, что  взрос- 
 лый сын отвернется от него, влечет за собой желание нарушить психологичес- 
 кую автономию сына.                                                        
      Девушки из полных семей характеризуют свои отношения с отцом как эмо- 
 ционально близкие, но не эмпатические. Отец не требователен, равнодушен к  
 делам дочери, часто попустительствует. Кроме того, девушки считают отноше- 
 ния отца к матери недостаточно доброжелательным, даже враждебным,  что  не 
 добавляет гармонии в общую картину семейных отношений в восприятии подрос- 
 тков. В целом, эта группа менее всех удовлетворена  отношениями  с  отцом. 
 Таким образом, безразличие к ребенку  в  данном  случае  оказывается  хуже 
 враждебности.                                                              
      Девушки из неполных семей характеризуют свои отношения с  отцом,  как 
 конфликтные, наделенные повышенными требованиями и санкциями за невыполне- 
 ние этих требований. Повышенная требовательность со стороны  отца -  можно 
 расценивать как компенсацию воспитательного воздействия на ребенка,  свое- 
 образное самоутверждение отца, для него важно, что бы с ним считались. Де- 
 вушки считают, что отец не удовлетворяет их потребностей, неуверен  и  не- 
 последователен в отношениях с ними. Но его отношение к матери они оценива- 
 ют как невраждебное, что вероятно, может говорить о том, что причину  рас- 
 пада или не-создания семьи эти девушки косвенно видят в себе.              
      Значимых различий в оценке отца по методике ДРОП у девушек из  полных 
 и неполных семей не было выявлено.                                         
      При анализе статистически значимых различий в оценке отца у мальчиков 
 из полной и неполной семьи выявлено, что отличия существуют  по  следующим 
 исследуемым параметрам: контроль, требовательность и в то же время  воспи- 
 тательная неуверенность родителя. Причем показатели выше в оценке  взаимо- 
 отношений с отцом у юношей из полных семей (что логически объяснимо,  ведь 
 тут происходит непосредственное общение с родителем, а не дистантное). По- 
 лучается, что отец занимается воспитанием ребенка, реализует это  воспита- 
 ние непосредственно через контроль, чрезмерную требовательность, но, в  то 
 же время, в оценке подростка, делает это неуверенно  и  непоследовательно, 
 что и даст повод говорить ребенку о воспитательной практике отца - как не- 
 уверенной и непоследовательной.                                            
      Подводя итоги своего исследования, авторы отмечают, что подростки до- 
 вольно противоречиво описывают отношения со своим отцом.  Общим  для  всех 
 является указание на авторитарность, контроль и непоследовательность отца, 
 что можно, отчасти отнести к особенностям подросткового возраста:  юношес- 
 кому максимализму, стремлению к эмансипации и самоидентификации (что часто 
 приводит к непоследовательному поведению самого подростка). В большей сте- 
 пени благополучными свои отношения сотцом оценивают юноши из полных и  не- 
 полных семей. Разница в том, что юноша из неполной семьи воспринимает  от- 
 ношения с отцом как партнерские между старшим мужчиной  и  младшим  мужчи- 
 ной, а юноши из полных семей как взаимоотношения отца и  ребенка,  тем  не 
 менее, юноши довольны такой системой взаимоотношений.  В  меньшей  степени 
 удовлетворены своими отношениями с отцом девушки. Девушки из полных  семей  
 отмечают равнодушие отца к ним, а девушки из  неполных -  враждебность  по 
 отношению к ним. У девушек велика потребность в эмоциональной  близости  с 
 отцом, которая остается неудовлетворенной. Это в  последующем  может  ска- 
 заться негативным образом в их отношениях с противоположным  полом.  Также 
 можно отметить, что во многих случаях при сравнении  выборок  по  основным 
 показателям исследования решающим оказался не состав семьи, а пол подрост- 
 ка.                                                                        
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В режиме компьютерного тестирования  последние  8  открытых  вопросов 
 требующие закончить фразу (шкала ценностных  ориентаций)  не  применяются, 
 так как их количественная обработка невозможна по определению.             
      Диаграмма по результатам тестирования строится на  основе  процентных 
 показателей показателей с нулевой точкой отсчета.                          
      Интерпретация результатов тестирования основана на возрастных  нормах 
 значений по шкалам для старших подростков (14-16 лет), что необходимо учи- 
 тывать при интерпретации результатов других возрастных групп.              
      Возрастная норма интерпретируется как средний показатель, т.е. харак- 
 терный для большинства подростков. При  этом,  эмоциональная  субъективная 
 оценка подростка своих отношений с родителями может отличаться  в  ту  или 
 иную сторону.                                                              
 
      Опросник состоит из 116 вопросов.                                     
      Примерное время тестирования 20-25 минут.                             
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Детско-родительские отношения подростков (ДРОП).                 
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
   % *                                                                      
 100 ┼─────────────────────────────────────────────────────────────         
  90 ┼                                                                      
  80 ┼─██────────────────██────────────────────────────────────────         
  70 ┼ ██       ██ ██    ██                                     ██          
  60 ┼─██─██────██─██────██─────────────────────────██──────────██─         
  50 ┼ ██ ██    ██ ██    ██    ██       ▄▄          ██          ██          
  40 ┼─██─██─██─██─██────██────██───────██──────────██───────██─██─         
  30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██    ██    ██       ██       ██ ██    ██ ██ ██          
  20 ┼─██─██─██─██─██────██─██─██───────██───────██─██────██─██─██─         
  10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██    ██ __ __ ██ ██ __ ██ ██ ██          
   0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*        
       Пр Эм Дс Ст Рн Кн Ав Тр Мн Кн Ат Оп Нк Нп Нм Уп Но Вр Дб Уо          
 
                         Тестовые показатели:                               
 
       Блок эмоциональных отношений родителя и подростка.                   
       01. Принятие                             -  Пр =  27  88%            
       02. Эмпатия                              -  Эм =  22  67%            
       03. Эмоциональная дистанция              -  Дс =  16  42%            
 
       Блок общения и взаимодействия.                                       
       04. Сотрудничество                       -  Ст =  24  75%            
       05. Принятие решений                     -  Рн =  24  75%            
       06. Конфликтность                        -  Кн =   3   0%            
       07. Поощрение автономности               -  Ав =  27  88%            
 
       Блок контроля.                                                       
       08. Требовательность                     -  Тр =  12  25%            
       09. Мониторинг                           -  Мн =  20  58%            
       10. Контроль                             -  Кн =   9  12%            
       11. Авторитарность                       -  Ат =   6   0%            
       12. Особенности оказания поощрений и наказаний:                      
           Оказание поощрений                   -  Оп =   9  50%            
           Реализация наказаний                 -  Нк =   4   8%            
 
       Блок противоречивости/непротиворечивости отношений.                  
       13. Непоследовательность                 -  Нп =   8   8%            
       14. Неуверенность                        -  Нм =  14  33%            
 
       Дополнительные шкалы.                                                
       15. Удовлетворение потребностей          -  Уп =  22  67%            
       16. Неадекватность образа ребенка        -  Но =   7   4%            
       17. Отношения с супругом:                                            
           Враждебность по отношению к супругу  -  Вр =   7  33%            
           Доброжелательность к супругу         -  Дб =   8  42%            
       18. Общая удовлетворенность отношениями  -  Уо =  24  75%            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Особенности эмоциональных отношений родителя и подростка.          
 
      Средний уровень демонстрации родителем  любви  и  внимания  к         
 подростку.                                                                 
 
      Средний уровень понимания родителем чувств и состояний ребен-         
 ка.                                                                        
 
      Большая эмоциональная дистанция (низкое качество  эмоциональ-         
 ной связи между родителем и подростком).                                   
 
      2. Особенности общения и взаимодействия.                              
 
      Средний уровень сотрудничества (совместного  и  равноправного         
 выполнение заданий.                                                        
 
      Высокий уровень совместного принятия решений в  диаде  (демо-         
 кратичность).                                                              
 
      Низкая интенсивность конфликтов.                                      
 
      Высокий уровень поощрения автономности  (передачи  ответствен-        
 ности подростку).                                                          
 
      3. Контроль.                                                          
 
      Низкая требовательность (малое количество и  низкое  качество         
 декларируемых требований).                                                 
 
      Средняя осведомленность родителя о делах и интересах подрост-         
 ка.                                                                        
 
      Низкий уровень контроля со стороны родителя.                          
 
      Низкая авторитарность (полнота и непререкаемость власти роди-         
 теля.                                                                      
 
      Особенности поощрений и наказаний (качество и количество ока-         
 зываемых оценочных воздействий):                                           
      oказание поощрений: средний уровень;                                  
      реализация наказаний: средний уровень.                                
 
      4. Противоречивость/непротиворечивость отношений.                     
 
      Низкий уровень непоследовательности (изменчивости и  непосто-         
 янства воспитательных приемов родителя.                                    
 
      Средний уровень неуверенности (сомнений родителя  в  верности         
 его воспитательных усилий).                                                
 
      5. Дополнительные особенности.                                        
 
      Средний уровень удовлетворения потребностей (среднее качество         
 удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей  во         
 внимании, в информации).                                                   
 
      Низкий показатель неадекватности  образа  ребенка  (искажения         
 образа ребенка).                                                           
 
      Отношения с супругом (качество отношений со вторым  родителем         
 подростка:                                                                 
      средний показатель враждебности по отношению к супругу;               
      низкий показатель доброжелательности к супругу.                       
 
      Средняя общая удовлетворенность  отношениями  (средняя  общая         
 оценка подростком качества отношений с родителем).