МЕТОДИКА:                                  
               Опросник профессиональных установок подростков               
                             (И.М. Кондаков).                               
 
      Методика предназначена для диагностики индивидуальных особенностей    
 профессиональных установок подростков, находящихся  в  ситуации  выбора    
 профессии.                                                                 
      Профессиональные установки - готовность индивида принимать профес-    
 сионально важные решения. Эти установки связаны,  с  одной  стороны,  с    
 объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т.е.    
 с задачами профессионального развития, а с другой - с уже  имеющимся  у    
 личности опытом решения жизненных задач. В рамках современной  культуры    
 задачи профессионального развития,  на  которые  ориентирован  индивид,    
 достаточно стереотипны, и, принимая или формулируя для себя ту или иную    
 задачу, он имеет определенные критерии, или нормативы,  ее  разрешения.    
      Основные задачи профессионального развития соответствуют  институ-    
 там общего и профессионального образования и  могут  быть  представлены    
 следующим рядом:                                                           
      выбор профессии как завершение общего образования;                    
      профессиональное самоопределение в ходе  профессионального  обуче-    
 ния;                                                                       
      достижение высокой производительности при адаптации  к  профессио-    
 нальной деятельности;                                                      
      профессиональная самореализация и овладение мастерством.              
      Но наряду с нормативными задачами могут появляться и  индивидуаль-    
 но-специфические (переобучение, повторный профессиональный выбор,  пре-    
 рывание профессиональной деятельности и т.д.), поэтому профессиональные    
 установки характеризуются готовностью личности не только решать  предъ-    
 являемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и модифицировать в    
 соответствии с ними собственное поведение. Таким образом, в  профессио-    
 нальных установках индивида оказывается аккумулирован весь опыт решения    
 им жизненных задач на уже ранее пройденных этапах  психического  разви-    
 тия.                                                                       
      Накопленный опыт решения жизненных задач, генерализуясь,  приводит    
 к образованию в структуре личности "комплекса компетентности" (включаю-    
 щего уровень притязаний, настойчивость в реализации,  контроль  за  ре-    
 зультатами и пр.), который реализуется при столкновении с новыми  клас-    
 сами задач, в том числе с задачами профессионального развития, обуслов-    
 ливая характер конкретного решения.                                        
      В зарубежной психологии, прежде всего в рамках теории  Д. Сьюпера,    
 профессиональные установки изучены достаточно основательно  и  оснащены    
 хорошим психодиагностическим аппаратом (для  этапа  выбора  профессии).    
 Одной из самых ранних является методика "Шкала зрелости  профессиональ-    
 ных установок" Дж. Крайтса. По своей структуре она ориентирована на вы-    
 явление пяти видов установок, таких, как уверенность и решительность  в    
 профессиональном выборе - нерешительность; беззаботность  и  материаль-    
 ная, обеспеченность - эгоцентризм и  материальные  интересы;  самостоя-    
 тельность и активность - зависимость; реализм и готовность к компромис-    
 сам -социальный престиж; информированность  и  рациональность - боязнь.    
 Эта и созданные на ее основе методики обладают достаточно  хорошей  ва-    
 лидностью (по связям показателей профессиональных установок с показате-    
 лями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных знаний, наличия опы-    
 та практической трудовой деятельности и  т.д.),  но  ретестовая  надеж-    
 ность, из-за динамичности профессиональных установок в  возрасте  14-16    
 лет, достаточно низкая.                                                    
      В  исследовании  И.М. Кондакова  анализ  ситуационно-специфических    
 особенностей профессионального выбора был проведен на несколько  других    
 основаниях, чем у Дж. Крайтса, который  ориентировался  на  нормативное    
 описание стадий профессионального развития. Основной парадигмой  иссле-    
 дования выступало понятие субъективного восприятия индивидом окружающе-    
 го мира в аспекте возможностей его познания и овладения им. В результа-    
 те этого исследования не только был получен интересный  эксперименталь-    
 ный материал, но и разработана методика  для  выявления  индивидуально-    
 психологических особенностей  подростков,  определяющих  процессуальную    
 сторону профессионального выбора, а именно  "Опросник  профессиональных    
 установок подростков".                                                     
      В предварительном этапе исследования  участвовало  40  подростков,    
 учащихся VIII-X классов, обратившихся, самостоятельно или по  настоянию    
 родителей, в профконсультационную службу факультета психологии  МГУ  за    
 помощью в решении вопроса о профессиональном выборе. В  ходе  свободной    
 беседы с ними об их профессиональном развитии, о восприятии ими  ситуа-    
 ции выбора профессии и об отношении к ситуации профконсультационной бе-    
 седы фиксировались все их высказывания по этим темам. В результате  был    
 сформирован базовый список из 103 высказываний подростков о  профессио-    
 нальной карьере и профессиональном выборе, представляющих собой  разно-    
 образные оценки различных аспектов этого процесса.                         
      На следующем этапе данный список предлагался подросткам для  субъ-    
 ективного шкалирования. Новая выборка, по составу  аналогичная  первой,    
 включала 95 подростков, которые должны были определить степень соответ-    
 ствия каждого высказывания из базового списка оценок их психологическо-    
 му состоянию в настоящее время. Для этого была использована шкала  Лай-    
 керта с шестью степенями соответствия: от  формулировки  "1. Совершенно    
 мне не соответствует" до "6. В полной мере мне соответствует".             
      Полученные данные были подвергнуты ряду  математических  процедур.    
 Сначала были проанализированы особенности распределения ответов на каж-    
 дый пункт списка, в результате чего было отброшено 17  пунктов,  ответы    
 на которые не имели характер нормального распределения. Ответы  на  ос-    
 тавшиеся 86 пунктов были подвергнуты процедуре факторного анализа мето-    
 дом главных компонент с последующим варимакс-вращением. Были рассмотре-    
 ны факторные модели с количеством факторов от  одного  до  десяти.  При    
 этом устойчиво выделялись такие факторы, которые в дальнейшем были наз-    
 ваны (с определенной долей  условности)  факторами  "нерешительности  в    
 профессиональном выборе", "рационализма профессионального выбора", "за-    
 висимости в профессиональном выборе" и "высокой самооценки"  (последний    
 фактор выделялся чуть менее устойчиво, чем предыдущие); другие  факторы    
 были в большей степени зависимы от  особенностей  факторной  процедуры.    
 При ориентации на прагматический критерий (максимальное количество пун-    
 ктов базового списка оценок, имеющих корреляцию с каким-либо одним фак-    
 тором больше 0,4) была выбрана пятифакторная модель,  в  которой  кроме    
 уже указанных выделился фактор "оптимизма в отношении профессионального    
 будущего". После этого из списка, состоявшего из 86 пунктов, были  уда-    
 лены все те пункты, которые значимо  нагружали  несколько  факторов,  а    
 также дублировали другие (близкие к ним по  смыслу  и  имеющие  похожие    
 факторные веса), с таким расчетом, чтобы каждый фактор, образующий шка-    
 лу опросника, был представлен одинаковым числом пунктов. После приведе-    
 ния всего списка к единому  масштабу  и  осуществления  заключительного    
 факторного и кластерного анализа  в  окончательном  варианте  опросника    
 оказалось 40 пунктов, равномерно - по восемь  пунктов -  распределенных    
 по пяти факторам. Выделенные пять факторов объясняли 43,7% вариативнос-    
 ти. Надо заметить,  что  полученная  в  данном  исследовании  факторная    
 структура оказалась очень похожей на структуры, постулированные или по-    
 лученные в результате факторного анализа другими  исследователями  (Дж.    
 Крайтс, Дж.-Ф. Баллиф, К.-Х.Зайферт и В.Штангль).                          
      Таким образом, в результате факторного анализа из частных высказы-    
 ваний подростков об их профессиональном развитии и профессиональном вы-    
 боре было выделено пять блоков, которые можно рассматривать как опреде-    
 ленные качественно своеобразные профессиональные установки.                
      Первый фактор F1,  "нерешительность  в  профессиональном  выборе",    
 объединяет высказывания,  характеризующиеся  чувством  нерешительности,    
 неуверенности, трудностью с началом  деятельности,  отсутствием  четких    
 представлений и критериев, касающихся профессионального развития,  пло-    
 хой информированностью о мире профессий. Соответственно при низких зна-    
 чениях, полученных при ответах на вопросы этого фактора, можно говорить    
 о решительности и уверенности профессионального выбора.                    
      Второй фактор (F2), "рационализм профессионального выбора", харак-    
 теризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью    
 действовать по плану, после обстоятельных размышлений,  неимпульсивнос-    
 тью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как  пока-    
 затель импульсивности и неосновательности.                                 
      Третий фактор (F3), "оптимизм в отношении профессионального  буду-    
 щего", связан с идеализацией, "юношеским максимализмом",  чувством  из-    
 бранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть  разреше-    
 ны. Противоположный полюс - реализм профессионального выбора.              
      Четвертый фактор (F4), "высокая самооценка", характеризуется завы-    
 шенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным довери-    
 ем своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к  преодо-    
 лению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать    
 о заниженной самооценке и наличии неудачного  опыта  решения  жизненных    
 задач.                                                                     
      Пятый фактор (F5), "зависимость в профессиональном выборе",  объе-    
 диняет высказывания, связанные с  несамостоятельностью,  податливостью,    
 зависимостью от других, с социальной незрелостью. Противоположный полюс    
 этого фактора - независимость в профессиональном выборе.                   
      Исходя из понимания профессиональных установок как формы  реализа-    
 ции в конкретной ситуации (ситуации выбора  профессии)  уже  имеющегося    
 опыта решения жизненных проблем, можно  было  ожидать,  что  выявленные    
 факторы профессиональных установок будут как-то  связаны  с  достаточно    
 устойчивыми личностными особенностями, прежде всего с характерологичес-    
 кими особенностями. Поэтому на той же выборке (95 человек) был проведен    
 корреляционный анализ показателей индивидуальных особенностей професси-    
 ональных установок, с одной стороны, и характерологических особенностей    
 по опроснику Р. Кеттелла с другой. Полученные  коэффициенты  корреляций    
 свидетельствуют, что соответствующие связи (содержательно осмысленные),    
 хотя и не очень ярко выраженные, все же существуют и, в частности,  мо-    
 гут рассматриваться как показатели конструктной  валидности  "Опросника    
 профессиональных установок подростков". Так,  фактор  "неуверенности  в    
 профессиональном выборе" явным образом связан с факторами  "эмоциональ-    
 ной нестабильности" (-С), "напряженности" (+Q4), "робости" (-Я),  "чув-    
 ства вины (+О), "консерватизма" (-Q1), а также со вторичными  факторами    
 "тревожности" и "конформизма". Фактор "оптимизма в отношении профессио-    
 нального будущего" связан с факторами "доминантности" (+E), "мечтатель-    
 ности" (+М) (в отношении этого фактора намечена лишь  тенденция  связи,    
 но содержательно она вполне адекватна), "радикализма" (+Q1) и  со  вто-    
 ричным фактором "независимости". Фактор "высокой самооценки"  связан  с    
 факторами "доминантности" (+Е), "практицизма" (+I), "отсутствия чувства    
 вины" (-O) и "совестливости" (+G) (связь с этим фактором  содержательно    
 не очень понятна). Фактор "зависимости профессионального выбора" связан    
 с факторами "беззаботности" (+F), "групповой зависимости" (-Q2),  "кон-    
 серватизма" (-Q1) (с этим фактором намечена лишь  тенденция  зависимос-    
 ти), со вторичными факторами "конформизма" и "экстраверсии" (в  отноше-    
 нии этого вторичного фактора намечена лишь тенденция связи). Менее все-    
 го связан с характерологическими особенностями личности фактор  "рацио-    
 нализма профессионального выбора" - лишь со вторичным фактором "тревож-    
 ности" и с первичным фактором "шизотимии" (намечена лишь тенденция свя-    
 зи).                                                                       
      Из поведенческих показателей, которые должны быть связаны  с  про-    
 фессиональными установками, рассматривались лишь  степень  неопределен-    
 ности в суждениях о своей личности (количество ответов "не знаю"),  уже    
 сделанный или еще не сделанный профессиональный выбор ("да" - "нет")  и    
 самостоятельное обращение в профконсультацию или под руководством роди-    
 телей ("да" - "нет"), но эти показатели оказались мало связаны с факто-    
 рами профессиональных установок. Так, в результате регрессионного  ана-    
 лиза получены следующие результаты: для уже сделанного выбора профессии    
 R=0,25; веса  факторов:  -0,17(F1),  +0,15(F2),  +0,06(F3),  +0,03(F4),    
 -0,01 (F5); для обращения в  профконсультацию  по  настоянию  родителей    
 R=0,27; веса факторов:  0,08 (F1),  -0,05 (F2),  -0,05(F3),  +0,23(F4),    
 +0,15(F5). Хотя получены достаточно низкие значения, которые не  позво-    
 ляют надежно прогнозировать указанные вариации профессионального  пове-    
 дения (сделан ли профессиональный выбор, сам ли подросток  обратился  в    
 профконсультацию), все же содержательно эти вариации хорошо согласуются    
 с соответствующими профессиональными установками - с  решительностью  и    
 рационализмом в случае уже сделанного профессионального выбора, с высо-    
 кой самооценкой и зависимостью в случае несамостоятельного обращения  в    
 профконсультацию. Кроме того, точная  диагностика  этих  вариаций  была    
 несколько затруднена, приходилось больше ориентироваться  на  откровен-    
 ность самого подростка.                                                    
      Таким образом,  проведенное  исследование  позволило  скомпоновать    
 блоки высказываний, которые могут рассматриваться как средство для ана-    
 лиза индивидуальных особенностей профессиональных установок подростков,    
 находящихся в ситуации выбора профессии.  Конечно,  разработку  данного    
 опросника нельзя признать завершенной: для его стандартизации требуются    
 значительно большие выборки, но что  касается  его  структуры,  то  она    
 представляется достаточно оптимальной. В заключение надо  сказать,  что    
 этот опросник может быть использован прежде всего там, где есть возмож-    
 ность либо в индивидуальной консультации, либо в групповой  тренинговой    
 работе соотносить те или иные методические (коррекционные)  средства  с    
 индивидуальными особенностями подростка. Это важно и для обсуждения да-    
 леких профессиональных перспектив, и для установления адекватного  кон-    
 такта с подростком, который  погружен  в  свои  актуально  переживаемые    
 проблемы и которому требуется адекватная поддержка  в  принятии  важных    
 для выбора профессии решений.                                              
 
      Примечание к компьютерной версии:                                     
      Критерии тестовых оценок по шкалам методики в  авторском  варианте    
 отсутстуют, поэтому для целей автоматической интепретации в данной ком-    
 пьютерной версии были приняты следующие условные значения:                 
      0-2    -  низкие оценки;                                              
      3      -  пониженные оценки;                                          
      4-5    -  средние оценки;                                             
      6      -  повышенные оценки.                                          
      7-8    -  высокие оценки.                                             
      Точные оценки могут быть  получены  только  после  статистического    
 анализа выборки подростков проведенной психологом.                         
 
 
      Опросник состоит из 40 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования  20-30 минут.                            
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник профессиональных установок подростков.                  
 Ф.И.О: _____________________________                                       
 Доп. данные: _______________________                                       
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                         *                                                  
                       8 ┼                                                  
                       7 ┼                                                  
                       6 ┼────▄▄────▄▄────                                  
                       5 ┼────██────██────                                  
                       4 ┼────██─▄▄─██─▄▄─                                  
                       3 ┼────██─██─██─██─                                  
                       2 ┼    ██ ██ ██ ██                                   
                       1 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██                                   
                       0 ┼─+──+──+──+──+──*                                 
                           N1 N2 N3 N4 N5                                   
 
                Факторы профессионального выбора:                           
 
      N1. Решительность - Нерешительность                =  1               
      N2. Импульсивность - Рационализм                   =  6               
      N3. Реализм - Оптимизм                             =  4               
      N4. Заниженная самооценка - Завышенная самооценка  =  6               
      N5. Независимость - Зависимость                    =  4               
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Решительность и уверенность профессионального выбора, наличие         
 четких представлений  и  критериев,  касающихся  профессионального         
 развития, хорошая информированность о мире профессий.                      
 
      Тенденция к рационализму  профессионального  выбора:  основа-         
 тельности, рационализму, рассудочности, готовности действовать  по         
 плану, после обстоятельных размышлений.                                    
 
      Средний уровень оптимизма в отношении профессионального буду-         
 щего. Понимание некоторых трудностей и проблем, которые могут воз-         
 никнуть на пути к осуществлению намеченных целей. Наряду  с  этим,         
 возможна некоторая идеализация, ощущение, что многие проблемы  мо-         
 гут быть разрешены.                                                        
 
      Тенденция к завышенной самооценке, вере в свои силы и способ-         
 ности, чрезмерному доверию своему субъективному впечатлению, упор-         
 ство и готовности к преодолению трудностей.                                
 
     Средний уровень независимости в профессиональном выборе:  уме-         
 ренная склонность к самостоятельности и  независимости  от  мнения         
 других.