МЕТОДИКА:
Шкала оценки профессионального стресса
(К. Вайсман).
Методика предназначена для диагностики профессионального стресса.
Производственный, или профессиональный, стресс представляет собой
многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических ре-
акциях на сложную рабочую ситуацию.
Причинами профессионального стресса могут являться как физические,
так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и
предполагаемые.
Физическими стрессорами могут являться неблагоприятные внешние воз-
действия трудовой деятельности: повышенная физическая нагрузка, плохая
разработка эргономических составляющих и т.д.
К психологическим стрессорам относятся: повышенная ответственность,
недостаток или переизбыток информации, неопределенность ситуации, повышен-
ная мотивация, временной дефицит, частая или быстрая перестройка стратегий
поведения в ходе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным рос-
том, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.
В профессиональном стрессе выделяют определенного рода стресс-синдро-
мы, под которыми понимают совокупность относительно устойчивых проявлений
стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях. Стресс-синд-
ромы - это отрицательные последствия, возникающие в результате взаимодей-
ствия субъекта труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в опре-
деленных организационных условиях при воздействии разнообразных стресс-
факторов.
Среди возникающих в ходе трудовой деятельности стрессов можно выде-
лить следующие их виды, имеющие психологическую природу:
информационный стресс,
эмоциональный стресс,
коммуникативный стресс.
Информационный стресс появляется в результате информационных перегру-
зок, в том числе и возникающих в результате повышенной профессиональной
мотивации, когда работник несправляется с задачей, не успевает ориентиро-
ваться в информационном пространстве и принимать необходимые решения. Так-
же причинами его возникновения может быть и дефицит информации, приводящий
к неопределенности в ситуации.
Эмоциональный стресс в профессиональной деятельности проявляется в
ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций, часто стрессорами
могут являться словесные раздражители.
Эмоциональный стресс, с точки зрения теории функциональных систем,
формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в
которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять
свои ведущие потребности, т.е. достигать полезных для них приспособитель-
ных результатов.
Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения в ходе
профессиональной деятельности и может проявляться в конфликтном, манипуля-
тивном поведении, неумении воспринимать и адекватно реагировать на крити-
ческие замечания. Данный вид стресса часто может являться причиной возник-
новения плохого психологического климата в трудовом коллективе, низкой
сплоченности трудового коллектива.
Опросник состоит из 15 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала оценки профессионального стресса.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диагностическая шкала:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢> ПС
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - "ПС" = 64 4.27 82%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень профессионального стресса - напряженного сос-
тояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-
отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой
профессиональной деятельностью.
|