МЕТОДИКА:                                  
                Диагностика особенностей самоорганизации                    
                                 (ДОС)                                      
                              (А.Д. Ишков).                                 
 
      Методика предназначена для  диагностики  индивидуальных  особенностей 
 самоорганизации.                                                           
      Опросник "ДОС", имеет интегральную шкалу "Уровень самоорганизации"  и 
 шесть частных шкал, характеризующих уровень  развития  одного  личностного 
 компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти  функциональных  компо- 
 нентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование,  самоконтроль,  кор- 
 рекция.                                                                    
      Результаты по шкале "Целеполагание" (Ц/п) отражают  уровень  развития 
 навыков принятия и удержания цели.                                         
      Результаты по шкале "Анализ ситуации" (АС) отражают уровень  развития 
 навыков выявления и анализа  обстоятельств,  существенных  для  достижения 
 поставленной цели.                                                         
      Результаты по шкале "Планирование" (Пл) отражают уровень развития на- 
 выков планирования человеком собственной деятельности.                     
      Результаты по шкале "Самоконтроль" (С/к)  отражают  уровень  развития 
 навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических про- 
 цессов и состояний.                                                        
      Результаты по шкале "Коррекция" (Кор) отражают уровень развития навы- 
 ков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа су- 
 щественных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм  самокон- 
 троля, волевой регуляции и поведения в целом.                              
      Результаты по шкале "Волевые усилия" (ВУ) отражают  уровень  развития 
 навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов  и 
 состояний. Демонстрируют развитость волевых качеств,  умение  преодолевать 
 возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Характеризуют способ- 
 ность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы,  концен- 
 трировать в заданном направлении активность, что обеспечивает  необходимое 
 побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализа- 
 ции плана.                                                                 
      Результаты по шкале "Уровень самоорганизации"  (СО),  отражают  общий 
 уровень развития навыков организации человеком процесса  собственной  дея- 
 тельности.                                                                 
 
      Опросник "Диагностика особенностей самоорганизации" был разработан на 
 основе:                                                                    
      Опросника диагностики стилевых особенностей  саморегуляции  поведения 
 "ССП-98" В.И. Моросановой и Е.М. Коноз.                                    
      Опросника "Способность  самоуправления", разработанного под  руковод- 
 ством Н.М. Пейсахова.                                                      
      Опросника стилей обучения LSQ П. Хони и А. Мэмфорда.                  
      Опросника рефлексивности В.Н. Карандашева.                            
 
      По данным исследований авторов методики данный опросник обладает дос- 
 таточной мерой валидности и надежности.                                    
 
      Обработка результатов тестирования:                                   
      1. Первичный результат по каждой из 6 основных шкал получают суммиро- 
 ванием всех ответов соответствующих "ключу" с учетом знака ("+" или "-").  
      2. Так как, шкалы методики содержат неодинаковое  количество  утверж- 
 дений и, следовательно, трудно сопоставимы между собой по степени выражен- 
 ности, применяются специальные поправочные коэффициенты. В результате зна- 
 чения всех шкал имеет одинаковую размерность от 50 до 133 баллов.          
      3. Интегральный тестовый показатель  общего  уровеня  самоорганизации 
 представляет из себя среднее арифметическое 1-6 шкал.                      
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      1. Диапазон принимаемых значений тестовых шкал от 50  до  133  баллов 
 несколько неудобен для оперативной оценки и интерпретации. Поэтому, в дан- 
 ной программе построение и интерпретация результатов тестирования основана 
 на показателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.            
       Условные критерии автоматической интерпретации:                      
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний низкий показатель;                                
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
      2. В режиме "Бланк" необходимо вводить  только  первичные  показатели 
 1-6 шкалы. Все остальные вычисления производятся программой.               
 
 
      Опросник состоит из 39 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Диагностика особенностей самоорганизации (ДОС).                  
 Ф.И.О:_________________________                                            
 Доп. данные:___________________                                            
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
                   % *                                                      
                 100 ┼─────────────────────────────                         
                  90 ┼                                                      
                  80 ┼─────────────────────────────                         
                  70 ┼  ██                                                  
                  60 ┼──██──██──────██──────██──▄▄─                         
                  50 ┼  ██  ██  ██  ██      ██  ██                          
                  40 ┼──██──██──██──██──────██──██─                         
                  30 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██                          
                  20 ┼──██──██──██──██──██──██──██─                         
                  10 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██                          
                   0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───*                       
                        Ц/п АС  Пл  С/к Кор ВУ  СО                          
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
         1. Целеполагание            -  Ц/п =  53  113   76%                
         2. Анализ ситуации          -  АС  =  46  105   66%                
         3. Планирование             -  Пл  =  31   97   57%                
         4. Самоконтроль             -  С/к =  49  104   65%                
         5. Коррекция                -  Кор =  16   77   33%                
         6. Волевые усилия           -  ВУ  =  33  105   66%                
         ---------------------------------------------------                
            Уровень самоорганизации  -  СО  = 228  100   60%                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень развития навыков принятия и удержания  це-         
 ли.                                                                        
 
      Повышенный уровень развития навыков выявления и  анализа  об-         
 стоятельств, существенных для достижения поставленной цели.                
 
      Средний уровень развития навыков планирования собственной де-         
 ятельности.                                                                
 
      Повышенный уровень развития навыков контроля  и  оценки  соб-         
 ственных действий, психических процессов и состояний.                      
 
      Пониженный уровень развития навыков  коррекции  своих  целей,         
 способов и направленности анализа существенных обстоятельств, пла-         
 на действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой  регуля-         
 ции и поведения в целом.                                                   
 
      Повышенный уровень  развития  навыков  регуляции  собственных         
 действий, психических процессов и  состояний.  Развитость  волевых         
 качеств, умение преодолевать возникающие на  пути  к  поставленной         
 цели препятствия. Способность  мобилизовывать  свои  физические  и         
 психические силы, концентрировать в  заданном  направлении  актив-         
 ность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее  дея-         
 тельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.                    
 
      Средний общий уровень развития навыков организации  человеком         
 процесса собственной деятельности.