МЕТОДИКА:
Диагностика особенностей самоорганизации
(ДОС)
(А.Д. Ишков).
Методика предназначена для диагностики индивидуальных особенностей
самоорганизации.
Опросник "ДОС", имеет интегральную шкалу "Уровень самоорганизации" и
шесть частных шкал, характеризующих уровень развития одного личностного
компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компо-
нентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, кор-
рекция.
Результаты по шкале "Целеполагание" (Ц/п) отражают уровень развития
навыков принятия и удержания цели.
Результаты по шкале "Анализ ситуации" (АС) отражают уровень развития
навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения
поставленной цели.
Результаты по шкале "Планирование" (Пл) отражают уровень развития на-
выков планирования человеком собственной деятельности.
Результаты по шкале "Самоконтроль" (С/к) отражают уровень развития
навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических про-
цессов и состояний.
Результаты по шкале "Коррекция" (Кор) отражают уровень развития навы-
ков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа су-
щественных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самокон-
троля, волевой регуляции и поведения в целом.
Результаты по шкале "Волевые усилия" (ВУ) отражают уровень развития
навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и
состояний. Демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать
возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Характеризуют способ-
ность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концен-
трировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое
побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализа-
ции плана.
Результаты по шкале "Уровень самоорганизации" (СО), отражают общий
уровень развития навыков организации человеком процесса собственной дея-
тельности.
Опросник "Диагностика особенностей самоорганизации" был разработан на
основе:
Опросника диагностики стилевых особенностей саморегуляции поведения
"ССП-98" В.И. Моросановой и Е.М. Коноз.
Опросника "Способность самоуправления", разработанного под руковод-
ством Н.М. Пейсахова.
Опросника стилей обучения LSQ П. Хони и А. Мэмфорда.
Опросника рефлексивности В.Н. Карандашева.
По данным исследований авторов методики данный опросник обладает дос-
таточной мерой валидности и надежности.
Обработка результатов тестирования:
1. Первичный результат по каждой из 6 основных шкал получают суммиро-
ванием всех ответов соответствующих "ключу" с учетом знака ("+" или "-").
2. Так как, шкалы методики содержат неодинаковое количество утверж-
дений и, следовательно, трудно сопоставимы между собой по степени выражен-
ности, применяются специальные поправочные коэффициенты. В результате зна-
чения всех шкал имеет одинаковую размерность от 50 до 133 баллов.
3. Интегральный тестовый показатель общего уровеня самоорганизации
представляет из себя среднее арифметическое 1-6 шкал.
Примечание к компьютерной версии.
1. Диапазон принимаемых значений тестовых шкал от 50 до 133 баллов
несколько неудобен для оперативной оценки и интерпретации. Поэтому, в дан-
ной программе построение и интерпретация результатов тестирования основана
на показателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний низкий показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
2. В режиме "Бланк" необходимо вводить только первичные показатели
1-6 шкалы. Все остальные вычисления производятся программой.
Опросник состоит из 39 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика особенностей самоорганизации (ДОС).
Ф.И.О:_________________________
Доп. данные:___________________
Диаграмма:
% *
100 ┼─────────────────────────────
90 ┼
80 ┼─────────────────────────────
70 ┼ ██
60 ┼──██──██──────██──────██──▄▄─
50 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
40 ┼──██──██──██──██──────██──██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼──██──██──██──██──██──██──██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───*
Ц/п АС Пл С/к Кор ВУ СО
Тестовые показатели:
1. Целеполагание - Ц/п = 53 113 76%
2. Анализ ситуации - АС = 46 105 66%
3. Планирование - Пл = 31 97 57%
4. Самоконтроль - С/к = 49 104 65%
5. Коррекция - Кор = 16 77 33%
6. Волевые усилия - ВУ = 33 105 66%
---------------------------------------------------
Уровень самоорганизации - СО = 228 100 60%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень развития навыков принятия и удержания це-
ли.
Повышенный уровень развития навыков выявления и анализа об-
стоятельств, существенных для достижения поставленной цели.
Средний уровень развития навыков планирования собственной де-
ятельности.
Повышенный уровень развития навыков контроля и оценки соб-
ственных действий, психических процессов и состояний.
Пониженный уровень развития навыков коррекции своих целей,
способов и направленности анализа существенных обстоятельств, пла-
на действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуля-
ции и поведения в целом.
Повышенный уровень развития навыков регуляции собственных
действий, психических процессов и состояний. Развитость волевых
качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной
цели препятствия. Способность мобилизовывать свои физические и
психические силы, концентрировать в заданном направлении актив-
ность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее дея-
тельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.
Средний общий уровень развития навыков организации человеком
процесса собственной деятельности.
|