МЕТОДИКА:                                  
                        Отношение к болезни ребенка                         
                                  (ДОБР)                                    
                       (В.Е. Каган, И.П. Журавлева).                        
 
      Методика предназначена для индивидуальной и семейной диагностики  от- 
 ношения взрослых членов семьи к болезни ребенка, оценки эффективности  се- 
 мейной психотерапии, в консультативной работе, а также в научно-практичес- 
 кой работе для изучения отношения к болезни ребенка в зависимости от забо- 
 левания, типа лечения (амбулаторное, стационарное, полустационарное, сана- 
 торное), культурного уровня семьи, качества семейных  отношений,  мало-  и 
 многодетности семьи и т.д. Может быть полезен  при  изучении  формирования  
 здорового образа жизни, формирования и особенностей психосоматических  от- 
 ношений.                                                                   
 
      Описание шкал теста.                                                  
 
      1. Шкала интернальности (И).                                          
      Высокие показатели по ней описывают экстернальный родительский  конт- 
 роль болезни ребенка - причины болезни воспринимаются как нечто, не  зави- 
 сящее от родителей, что они не могут контролировать и чем не могут  управ- 
 лять.                                                                      
      Низкие показатели описывают интернальный контроль, при котором  роди- 
 тели воспринимают себя как ответственных за болезнь ребенка.               
 
      2. Шкала тревоги (Т).                                                 
      Описывает тревожные реакции на болезнь ребенка.                       
      Чем больше показатель, тем более выражена тревога. Умеренное  отрица- 
 ние тревоги характеризует относительно нейтральное отношение к болезни ре- 
 бенка.                                                                     
      Крайние степени отрицания тревоги расходятся с конвенциональными сте- 
 реотипами отношения к детям и указывают чаще всего на вытеснение тревоги.  
 
      3. Шкала нозогнозии (Н).                                              
      Высокие показатели описывают преувеличение родителями тяжести болезни 
 ребенка (гипернозогнозия).                                                 
      Низкие показатели - описывают преуменьшение родителями тяжести болез- 
 ни ребенка (гипонозогнозия и анозогнозия).                                 
 
      4. Шкала контроля активности (А).                                     
      Высокие показатели описывают  тенденцию  родителей  устанавливать  на 
 время болезни максимальные ограничения активности ребенка ("покой лечит"). 
      Низкие показатели - тенденцию недооценки соблюдения необходимых огра- 
 ничений активности.                                                        
 
      Шкала общей напряженности (О).                                        
      Cуммарный результат по всему опроснику в целом.                       
      Высокие показатели характеризуют напряженное отношение к  заболеванию 
 ребенка.                                                                   
 
      Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка  (ДОБР)  состоит 
 из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми  оценивается  по 
 6-балльной шкале.                                                          
      С целью балансировки опросника, повышающей достоверность результатов:   
      утверждения даны в виде эмоционально-позитивных и  эмоционально-нега- 
 тивных суждений;                                                           
      формулируются в 1 и 3 лице;                                           
      выражают одно и то же качество через отрицательные и  через  утверди- 
 тельные ответы.                                                            
 
      Для удобства сопоставления с частными шкалами общую напряженность (О)  
 удобнее определять как их среднее арифметическое. Тогда максимальный  раз- 
 брос по каждой из пяти шкал составляет от +30 до -30.                      
 
      Обработка результатов теста.                                          
      По каждому вопросу шкалы  определяются  баллы, совпадающие  с  ключом 
 (например, по 1-му вопросу - со знаком "+", по  5-му -  со  знаком  "-"  и 
 т.д.).                                                                     
      Баллы по всем пунктам арифметически суммируются, а затем из них вычи- 
 тается арифметическая сумма баллов по всем пунктам шкалы, где оценки испы- 
 туемых не совпадают с ключом (например, по 9-му вопросу со знаком "-",  по  
 13-му - со знаком "+"). Полученный  результат  и  есть  показатель  шкалы. 
 Частное от деления суммы И, Т, Н и А на 4 образует показатель О.           
 
      Опросник состоит из 40 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Отношение к болезни ребенка (ДОБР).                              
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                   Структура тестовых показателей.                          
 
    Ин ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒██████████───────────╢>              
 
    Тр ╟─░░░░░░░░░░░░░░░────────────────────────────────────╢>              
 
    Нз ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░─────────────────────────────────╢>              
 
    КА ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒████─────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                      Интегральный показатель.                              
 
    ОН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
             1. Интернальность       -  Ин =  18   80%                      
             2. Тревога              -  Тр = -12   30%                      
             3. Нозогнозия           -  Нз =  -8   37%                      
             4. Контроль активности  -  КА =  10   67%                      
             -----------------------------------------                      
             Общая напряженность     -  ОН =   2   53%                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Экстернальный родительский контроль болезни ребенка - причины         
 болезни воспринимаются как нечто, не зависящее от родителей, что           
 они не могут контролировать и чем не могут управлять.                      
 
      Пониженный уровень тревожных реакций на болезнь ребенка.              
 
      Тенденция к преуменьшению родителями тяжести болезни  ребенка         
 (гипонозогнозия).                                                          
 
      Повышенная склонность родителей устанавливать на время болез-         
 ни максимальные ограничения активности ребенка ("покой лечит").            
 
      Средний уровень общего напряженного отношения  к  заболеванию         
 ребенка.