МЕТОДИКА:                                  
                 Обсессивно-компульсивная шкала Йеля-Брауна                 
                   (Yale-Brown Obsessive Compulsive Scale)                  
                 модифицированная для выявления компульсивного              
                           шоппинга (ониомании)                             
                      (Monahan, Black, Gabel, 1996).                        
 
 
      Y-BOCS - клиническое пособие для определения степени  тяжести  обсес- 
 сивных и компульсивных симптомов. Разработана Вейном Гудманом (Wayne Good- 
 man) и его коллегами в Йельском и Брауновском университетах. Шкала опреде- 
 ляет степень выраженности симптомов вне зависимости от формы  обсессий  и  
 компульсий.  Модифицированна  для  дианостики  компульсивного  шопинга  в  
 1996 г.                                                                    
      Измерение степени тяжести  обсессивно-компульсивного  расстройства  с 
 помощью шкалы Йеля-Брауна позволяет наблюдать  клиническую  динамику  рас- 
 стройства. Шкала является широко используемым и имеющим высокую валидность 
 клиническим пособием. Баллы суммируются, результат более 10 баллов говорит 
 о том, что склонность к ониомании присутствует.                            
 
      Ониомания - непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая  вни- 
 мания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и раз- 
 влечением, и самостоятельным смыслом. В просторечии эту зависимость  часто 
 называют шопинголизм или шопоголизм,  а людей страдающих этим недугом  на- 
 зывают шопоголиками.                                                       
 
      Хотя неконтролируемое влечение совершать покупки  упоминалось  еще  в  
 работах Э. Крепелина и Е. Блейера, на современном этапе научный интерес  к 
 этой проблеме возник относительно недавно. Фабер и О'Гуин (Faber,  O'Gu-   
 inn, 1992) предложили шкалу из семи пунктов для выявления данной аддикции. 
 Аддикция к трате денег была описана и типизирована также в  соответствии с 
 диагностическими критериями DSM-III-R для обсессивно-компульсивного и  ад- 
 диктивного расстройств в 1990-х годах (McElroy et al., 1994, 1995). Авторы  
 предложили четыре ее критерия, причем для диагностики  достаточно  наличие 
 одного из них:                                                             
      Часто возникает озабоченность покупками или внезапные порывы что-либо  
 купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и/или бессмысленные.       
      Регулярно совершаются покупки не по средствам, часто  покупаются  не- 
 нужные вещи, или хождение по магазинам занимает значительно больше  време- 
 ни, чем изначально планировалось.                                          
      Озабоченность покупками, внезапные порывы купить или связанные с этим 
 особенности поведения сопровождаются ярко выраженным  дистрессом,  неадек- 
 ватной тратой времени, становятся серьезной  помехой  как  в  повседневной 
 жизни, так и в профессиональной сфере,  или  влекут  за  собой  финансовые 
 проблемы (напр., долги или  банкротство).                                  
      Чрезмерное увлечение покупками или хождением  по  магазинам  необяза- 
 тельно проявляется в периоды гипомании или мании.                          
 
      Аддикция к трате денег проявляется повторным, непреодолимыми желанием  
 совершать множество покупок. В промежутках между покупками  нарастает  на- 
 пряжение, которое может быть  ослаблено  очередной  покупкой,  после  чего 
 обычно возникает чувство вины. В целом, характерен широкий спектр негатив- 
 ных эмоций, свойственных аддиктам, положительные эмоции вплоть до  эйфории 
 возникают только в  процессе  совершения  покупки  (Miltenberger  et  al., 
 2003). У этой категории аддиктов растут долги, возникают проблемы во  вза- 
 имоотношениях с семьей, могут быть проблемы с законом. Иногда аддикция ре- 
 ализуется через интренет-покупки, которые совершаются не в  супермаркетах, 
 а в виртуальных магазинах.                                                 
 
      Фабер и О'Гуин (Faber, O'Guinn, 1992; цит. по: Lejoyeux et al., 2002)  
 сообщают, что этим видом аддикции страдают 1,1%  населения,  средний  воз- 
 раст которых составляет 39 лет. Аддикция к трате денег  начинается  обычно 
 в возрасте 30 лет, ею страдают преимущественно женщины (92% из всех аддик- 
 тов). Милтенбергер с коллегами (2003) сообщают, что  аддикция  к  покупкам 
 начинается в более молодом возрасте - средний  возраст  обследованных  ими 
 женщин составил 17,5 лет. Блэк (Black, 1996) приводит данные, что эта  ад- 
 дикция встречается у 2-8% в общей популяции, из которых женщины составляют 
 80-95%.                                                                    
 
      Аддикция к трате денег часто сочетается с аффективными расстройствами  
 (50%), химической зависимостью (45,8%), в том числе алкоголизмом  (20%)  и  
 пищевыми аддикциями (20,8%). Высказывается предположение, что  аддикция  к  
 трате денег может быть  включена  в  семейный  и,  возможно,  генетический  
 "клинический спектр" расстройств, куда относятся аддиктивные и аффективные 
 расстройства (Lejoyeux et al., 2002). Подтверждением могут служить  данные 
 о том, что, в свою очередь, 8% больных депрессией сообщили об эпизодах не- 
 контролируемой траты денег для совершения покупок, причем все эти  больные 
 оказались женщинами (Lejoyeux et al., 1995).                               
 
      Ониомания сопровождается многими негативными явлениями - такими, как: 
      накопление больших долгов (в 58,3% случаях заболевания);              
      неспособность погашать задолженность (в 41,7% случаев);               
      негативная реакция окружающих (в 33,3% случаев);                      
      судебные и финансовые последствия (в 8,3% случаев);                   
      криминальные проблемы с законом (в 8,3% случаев);                     
      чувство вины (в 45,8% случаев).                                       
 
      Дальнейшие исследования выявили некоторые случаи психиатрической  ко- 
 морбидности у шопоголиков:                                                 
      социальная фобия (у 64% больных);                                     
      большая депрессия (у 45% больных);                                    
      обсессивно-компульсивное расстройство (у 41% больных);                
      посттравматическое стрессовое расстройство (у 32% больных);           
      генерализованное тревожное расстройство (у 32% больных);              
      расстройства приема пищи (у 32% больных);                             
      специфические фобии (у 27% больных);                                  
      паническое расстройство (у 27% больных).                              
 
      Опросник состоит из 10 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала компульсивного шоппинга (ониомании).                       
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
          0 ╟-░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████───────╢> КШ                
 
              <──[-]───><──[+]───><──[*]───><──[!]───>                      
 
 
                Тестовый показатель - "ГС" =  34  85%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Очень высокий уровень тенденции к повторному,  непреодолимому         
 желанию совершать множество покупок. В промежутках между покупками         
 нарастает напряжение, которое может быть ослаблено  очередной  по-         
 купкой, после чего обычно возникает чувство вины. В целом,  харак-         
 терен  широкий  спектр  негативных  эмоций,  положительные  эмоции         
 вплоть до эйфории возникают только в процессе совершения покупки.          
      Непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая  внимания         
 на необходимость и последствия, может проявляться может проявлять-         
 ся одним или несколькими ниже перечисленными симптомами:                   
      1. Часто возникает озабоченность покупками или внезапные  по-         
 рывы что-либо  купить,  ощущаемые  как  непреодолимые,  навязчивые         
 и/или бессмысленные.                                                       
      2. Регулярно совершаются покупки не по средствам, часто поку-         
 паются ненужные вещи, или хождение по  магазинам  занимает  значи-         
 тельно больше времени, чем изначально планировалось.                       
      3. Озабоченность покупками, внезапные порывы купить или  свя-         
 занные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным         
  дистрессом, неадекватной тратой времени, становятся серьезной по-         
 мехой как в повседневной жизни, так и  в  профессиональной  сфере,         
 или влекут за собой финансовые проблемы.                                   
      4. Чрезмерное увлечение покупками или хождением по  магазинам         
 необязательно проявляется в периоды гипомании или мании.                   
      Ониомания может сопровождается многими  негативными  явления-         
 ми - такими, как:                                                          
      накопление больших долгов (в 58,3% случаях заболевания);              
      неспособность погашать задолженность (в 41,7% случаев);               
      негативная реакция окружающих (в 33,3% случаев);                      
      судебные и финансовые последствия (в 8,3% случаев);                   
      криминальные проблемы с законом (в 8,3% случаев);                     
      чувство вины (в 45,8% случаев).