МЕТОДИКА:
Обсессивно-компульсивная шкала Йеля-Брауна
(Yale-Brown Obsessive Compulsive Scale)
модифицированная для выявления компульсивного
шоппинга (ониомании)
(Monahan, Black, Gabel, 1996).
Y-BOCS - клиническое пособие для определения степени тяжести обсес-
сивных и компульсивных симптомов. Разработана Вейном Гудманом (Wayne Good-
man) и его коллегами в Йельском и Брауновском университетах. Шкала опреде-
ляет степень выраженности симптомов вне зависимости от формы обсессий и
компульсий. Модифицированна для дианостики компульсивного шопинга в
1996 г.
Измерение степени тяжести обсессивно-компульсивного расстройства с
помощью шкалы Йеля-Брауна позволяет наблюдать клиническую динамику рас-
стройства. Шкала является широко используемым и имеющим высокую валидность
клиническим пособием. Баллы суммируются, результат более 10 баллов говорит
о том, что склонность к ониомании присутствует.
Ониомания - непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая вни-
мания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и раз-
влечением, и самостоятельным смыслом. В просторечии эту зависимость часто
называют шопинголизм или шопоголизм, а людей страдающих этим недугом на-
зывают шопоголиками.
Хотя неконтролируемое влечение совершать покупки упоминалось еще в
работах Э. Крепелина и Е. Блейера, на современном этапе научный интерес к
этой проблеме возник относительно недавно. Фабер и О'Гуин (Faber, O'Gu-
inn, 1992) предложили шкалу из семи пунктов для выявления данной аддикции.
Аддикция к трате денег была описана и типизирована также в соответствии с
диагностическими критериями DSM-III-R для обсессивно-компульсивного и ад-
диктивного расстройств в 1990-х годах (McElroy et al., 1994, 1995). Авторы
предложили четыре ее критерия, причем для диагностики достаточно наличие
одного из них:
Часто возникает озабоченность покупками или внезапные порывы что-либо
купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и/или бессмысленные.
Регулярно совершаются покупки не по средствам, часто покупаются не-
нужные вещи, или хождение по магазинам занимает значительно больше време-
ни, чем изначально планировалось.
Озабоченность покупками, внезапные порывы купить или связанные с этим
особенности поведения сопровождаются ярко выраженным дистрессом, неадек-
ватной тратой времени, становятся серьезной помехой как в повседневной
жизни, так и в профессиональной сфере, или влекут за собой финансовые
проблемы (напр., долги или банкротство).
Чрезмерное увлечение покупками или хождением по магазинам необяза-
тельно проявляется в периоды гипомании или мании.
Аддикция к трате денег проявляется повторным, непреодолимыми желанием
совершать множество покупок. В промежутках между покупками нарастает на-
пряжение, которое может быть ослаблено очередной покупкой, после чего
обычно возникает чувство вины. В целом, характерен широкий спектр негатив-
ных эмоций, свойственных аддиктам, положительные эмоции вплоть до эйфории
возникают только в процессе совершения покупки (Miltenberger et al.,
2003). У этой категории аддиктов растут долги, возникают проблемы во вза-
имоотношениях с семьей, могут быть проблемы с законом. Иногда аддикция ре-
ализуется через интренет-покупки, которые совершаются не в супермаркетах,
а в виртуальных магазинах.
Фабер и О'Гуин (Faber, O'Guinn, 1992; цит. по: Lejoyeux et al., 2002)
сообщают, что этим видом аддикции страдают 1,1% населения, средний воз-
раст которых составляет 39 лет. Аддикция к трате денег начинается обычно
в возрасте 30 лет, ею страдают преимущественно женщины (92% из всех аддик-
тов). Милтенбергер с коллегами (2003) сообщают, что аддикция к покупкам
начинается в более молодом возрасте - средний возраст обследованных ими
женщин составил 17,5 лет. Блэк (Black, 1996) приводит данные, что эта ад-
дикция встречается у 2-8% в общей популяции, из которых женщины составляют
80-95%.
Аддикция к трате денег часто сочетается с аффективными расстройствами
(50%), химической зависимостью (45,8%), в том числе алкоголизмом (20%) и
пищевыми аддикциями (20,8%). Высказывается предположение, что аддикция к
трате денег может быть включена в семейный и, возможно, генетический
"клинический спектр" расстройств, куда относятся аддиктивные и аффективные
расстройства (Lejoyeux et al., 2002). Подтверждением могут служить данные
о том, что, в свою очередь, 8% больных депрессией сообщили об эпизодах не-
контролируемой траты денег для совершения покупок, причем все эти больные
оказались женщинами (Lejoyeux et al., 1995).
Ониомания сопровождается многими негативными явлениями - такими, как:
накопление больших долгов (в 58,3% случаях заболевания);
неспособность погашать задолженность (в 41,7% случаев);
негативная реакция окружающих (в 33,3% случаев);
судебные и финансовые последствия (в 8,3% случаев);
криминальные проблемы с законом (в 8,3% случаев);
чувство вины (в 45,8% случаев).
Дальнейшие исследования выявили некоторые случаи психиатрической ко-
морбидности у шопоголиков:
социальная фобия (у 64% больных);
большая депрессия (у 45% больных);
обсессивно-компульсивное расстройство (у 41% больных);
посттравматическое стрессовое расстройство (у 32% больных);
генерализованное тревожное расстройство (у 32% больных);
расстройства приема пищи (у 32% больных);
специфические фобии (у 27% больных);
паническое расстройство (у 27% больных).
Опросник состоит из 10 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала компульсивного шоппинга (ониомании).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
0 ╟-░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████───────╢> КШ
<──[-]───><──[+]───><──[*]───><──[!]───>
Тестовый показатель - "ГС" = 34 85%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Очень высокий уровень тенденции к повторному, непреодолимому
желанию совершать множество покупок. В промежутках между покупками
нарастает напряжение, которое может быть ослаблено очередной по-
купкой, после чего обычно возникает чувство вины. В целом, харак-
терен широкий спектр негативных эмоций, положительные эмоции
вплоть до эйфории возникают только в процессе совершения покупки.
Непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания
на необходимость и последствия, может проявляться может проявлять-
ся одним или несколькими ниже перечисленными симптомами:
1. Часто возникает озабоченность покупками или внезапные по-
рывы что-либо купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые
и/или бессмысленные.
2. Регулярно совершаются покупки не по средствам, часто поку-
паются ненужные вещи, или хождение по магазинам занимает значи-
тельно больше времени, чем изначально планировалось.
3. Озабоченность покупками, внезапные порывы купить или свя-
занные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным
дистрессом, неадекватной тратой времени, становятся серьезной по-
мехой как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере,
или влекут за собой финансовые проблемы.
4. Чрезмерное увлечение покупками или хождением по магазинам
необязательно проявляется в периоды гипомании или мании.
Ониомания может сопровождается многими негативными явления-
ми - такими, как:
накопление больших долгов (в 58,3% случаях заболевания);
неспособность погашать задолженность (в 41,7% случаев);
негативная реакция окружающих (в 33,3% случаев);
судебные и финансовые последствия (в 8,3% случаев);
криминальные проблемы с законом (в 8,3% случаев);
чувство вины (в 45,8% случаев).
|