МЕТОДИКА:
Мотивация учения и эмоционального отношения к учению
в средних и старших классах школы
(А.М. Прихожан).
Методика основана на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленного на
изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как акту-
альных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Invento-
ry). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению
для использования в России осуществлено А.Д. Андреевой. Настоящий вариант
дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом
обработки. Соответственно проведены новые апробация и нормирование.
Данный вариант шкалы выполнен А. М. Прихожан.
Оценка и интерпретация результатов.
1. Подсчитывается суммарный балл по опроснику по формуле:
ПА+МД+(-Т)+(-Г),
где ПА - балл по шкале познавательной активности МД - балл по шкале
мотивации достижения Т - балл по шкале тревожности Г - балл по шкале гне-
ва.
Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.
Характеристика уровней:
I уровень - выраженное преобладание познавательной мотивации и моти-
вации достижения и положительным эмоциональным отношением к учению. При
существенном преобладании познавательной мотивации носит продуктивный ха-
рактер. При доминировании мотивации достижения может в случае неуспеха
вести к срыву.
II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению,
соответствие социальному нормативу.
III уровень - средний уровень, примерно равная выраженность позитив-
ной и негативной мотивации учения, амбивалентное отношение к учению.
IV уровень - сниженная мотивация, переживание "школьной скуки", отри-
цательное эмоциональное отношение к учению,
V уровень - резко отрицательное отношение к учению.
2. Выявляются данные по отдельным показателям эмоционального отноше-
ния подростка к школе и учению. Для этого данные испытуемого по каждой
шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование
методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках москов-
ских школ, общее количество испытуемых - 500 чел., девушек и юношей при-
мерно поровну.
Опросник состоит из 40 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии:
В данной программе диаграмма результатов тестирования строится на по-
казателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Мотивация учения и эмоционального отношения
к учению в средних и старших классах школы.
Ф.И.О:_______________
Доп. данные:_________
Диаграмма:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢> ПА
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> МД
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢> Т
0 ╟─▒▒─────────────────────────────────────────────────╢> Г
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
___
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> ИП
<──[V]───><──[IV]──><─[III]──><──[II]──><───[I]──>
Tестовые показатели:
1. Познавательная активность - ПА = 31 70%
2. Мотивация достижения - МД = 34 80%
3. Тревожность - Т = 22 40%
4. Гнев - Г = 11 3%
----------------------------------------------
Суммарный балл ПА+МД+(-Т)+(-Г) - ИП = 32 77%
Уровень мотивации учения - МУ = II
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Высокий уровень познавательной активности.
Выраженное любопытство, интерес, энергичность, желание уз-
нать, понять, докопаться до сути.
2. Высокий уровень мотивации достижения.
Выраженная направленность на достижение позитивно сформулиро-
ванных целей в учебной деятельности. Стремление добиться успеха в
учебе, показать свои способности и ум, решать самые трудные зада-
чи, быть среди лучших, получать только хорошие и отличные оценки.
3. Средний уровень тревожности.
Умеренно выраженная тенденция к некоторой эмоциональной не-
уравновешенности, напряженности, внутреннего беспокойства, озабо-
ченности, неуверенности в себе и в своих способностях.
4. Низкий уровень гнева.
Слабо выраженная готовность к проявлению негативных чувств
при малейшем возбуждении (включает физиологическое возбуждение и
подготовку к агрессии - гнев).
Интегральный тестовый показатель.
II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к
учению, соответствие социальному нормативу.
|