МЕТОДИКА:                                  
            Мотивация учения и эмоционального отношения к учению            
                    в средних и старших классах школы                       
                             (А.М. Прихожан).                               
 
      Методика основана на  опроснике  Ч.Д. Спилбергера,  направленного  на 
 изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как  акту- 
 альных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality  Invento- 
 ry). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к  учению 
 для использования в России осуществлено А.Д. Андреевой. Настоящий  вариант 
 дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом 
 обработки. Соответственно проведены новые апробация и нормирование.        
      Данный вариант шкалы выполнен А. М. Прихожан.                         
 
      Оценка и интерпретация результатов.                                   
      1. Подсчитывается суммарный балл по опроснику по формуле:             
      ПА+МД+(-Т)+(-Г),                                                      
      где ПА - балл по шкале познавательной активности МД - балл  по  шкале 
 мотивации достижения Т - балл по шкале тревожности Г - балл по шкале гне-  
 ва.                                                                        
      Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.            
 
      Характеристика уровней:                                               
      I уровень - выраженное преобладание познавательной мотивации и  моти- 
 вации достижения и положительным эмоциональным отношением  к  учению.  При 
 существенном преобладании познавательной мотивации носит продуктивный  ха- 
 рактер. При доминировании мотивации достижения  может  в  случае  неуспеха 
 вести к срыву.                                                             
      II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение  к  учению, 
 соответствие социальному нормативу.                                        
      III уровень - средний уровень, примерно равная выраженность  позитив- 
 ной и негативной мотивации учения, амбивалентное отношение к учению.       
      IV уровень - сниженная мотивация, переживание "школьной скуки", отри- 
 цательное эмоциональное отношение к учению,                                
      V уровень - резко отрицательное отношение к учению.                   
 
      2. Выявляются данные по отдельным показателям эмоционального  отноше- 
 ния подростка к школе и учению. Для этого  данные  испытуемого  по  каждой 
 шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное  нормирование 
 методики осуществлено на соответствующих половозрастных  выборках  москов- 
 ских школ, общее количество испытуемых - 500 чел., девушек и  юношей  при- 
 мерно поровну.                                                             
 
 
      Опросник состоит из 40 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии:                                     
      В данной программе диаграмма результатов тестирования строится на по- 
 казателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.                 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Мотивация учения и эмоционального отношения                      
           к учению в средних и старших классах школы.                      
 Ф.И.О:_______________                                                      
 Доп. данные:_________                                                      
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢> ПА            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> МД            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢> Т             
 
    0 ╟─▒▒─────────────────────────────────────────────────╢> Г             
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
                                ___                                         
 
    0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> ИП            
 
        <──[V]───><──[IV]──><─[III]──><──[II]──><───[I]──>                  
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
          1. Познавательная активность   - ПА =  31  70%                    
          2. Мотивация достижения        - МД =  34  80%                    
          3. Тревожность                 - Т  =  22  40%                    
          4. Гнев                        - Г  =  11   3%                    
          ----------------------------------------------                    
          Суммарный балл ПА+МД+(-Т)+(-Г) - ИП =  32  77%                    
          Уровень мотивации учения       - МУ =  II                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Высокий уровень познавательной активности.                         
      Выраженное любопытство, интерес, энергичность,  желание  уз-          
 нать, понять, докопаться до сути.                                          
 
      2. Высокий уровень мотивации достижения.                              
      Выраженная направленность на достижение позитивно сформулиро-         
 ванных целей в учебной деятельности. Стремление добиться успеха  в         
 учебе, показать свои способности и ум, решать самые трудные  зада-         
 чи, быть среди лучших, получать только хорошие и отличные оценки.          
 
      3. Средний уровень тревожности.                                       
      Умеренно выраженная тенденция к некоторой  эмоциональной  не-         
 уравновешенности, напряженности, внутреннего беспокойства,  озабо-         
 ченности, неуверенности в себе и в своих способностях.                     
 
      4. Низкий уровень гнева.                                              
      Слабо выраженная готовность к  проявлению  негативных  чувств         
 при малейшем возбуждении (включает физиологическое  возбуждение  и         
 подготовку к агрессии - гнев).                                             
 
                 Интегральный тестовый показатель.                          
      II уровень - продуктивная мотивация, позитивное  отношение  к         
 учению, соответствие социальному нормативу.