МЕТОДИКА:
Тест мотивации аффиляции
(А. Мехрабиан)
(Mehrabian Affiliation Tendency Questionnaire - MAFF)
(A. Mehrabian)
(Модификация М.Ш. Магомед-Эминова).
Методика предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мо-
тивов личности, входящих в структуру мотивации аффиляции: стремления к
принятию и страха отвержения.
Аффиляция (от англ. to affiliate - присоединять, присоединяться) -
стремление человека быть в обществе других людей. Мюррей в 1938 г. описы-
вал мотив (потребность) в аффиляции следующим образом: "Заводить дружбу и
испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними.
Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам." Завязы-
вание и поддержание отношений с другими людьми могут преследовать весьма
различные цели, такие как, "произвести впечатление", "властвовать над дру-
гими", "получать или оказывать помощь". Под аффиляцией (контактом, общени-
ем) подразумевается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих
повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их зак-
лючается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или
малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение,
увлекает и обогащает обе стороны.
Человек, стремящийся к аффиляции, должен добиться многого. Прежде
всего он должен дать понять о своем желании вступить в контакт, сообщив
этому контакту привлекательность в глазах предполагаемого партнера. Он
должен сделать очевидным для партнера, что рассматривает его как равным
себе и предлагает ему отношения полностью взаимные, т.е. он не только
стремится к аффиляции, но и одновременно выступает партнером по аффиляции
для соответствующей потребности человека, с которым он вступает в контакт.
Нессиметричность в распределении ролей или далеко идущие желания превра-
тить партнера в средство удовлетворения своих потребностей (например, пот-
ребностей в независимости и зависимости, в превосходстве или уничижении, в
силе или слабости, в предоставлении или получении помощи) наносят ущерб
аффиляции как таковой или даже совсем разрушают ее. Наконец, человек,
стремящийся к аффиляции, должен добиться определенного созвучия своих пе-
реживаний переживаниям партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодей-
ствию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и
поддерживающее чувство собственной ценности.
Цель аффиляции с точки зрения стремящегося к ней можно было бы опре-
делить как поиск если и не любви со стороны партнера по аффиляции, то, по
крайней мере, приятия, желательности себя, дружеской поддержки и симпатии.
Однако подобное определение подчеркивает в отношениях аффиляции лишь одну
ее сторону, а именно получение, и пренебрегает другой, отдачей. Вот почему
гораздо точнее определить цель мотива аффиляции как взаимную и доверитель-
ную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к
нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему.
Если руководствоваться моделью "ожидаемой ценности", то очерченная
выше цель мотива аффиляции выступит перед нами как некоторая положительная
ценность. Результаты действия, ведущего к ее достижению, будут обладать
положительной привлекательностью. Индивидуальные различия в ее величине
представляют собой один из детерминантов мотивации аффиляции. Ей противо-
стоит, в качестве второго детерминанта, отрицательная привлекательность
неудачной аффиляции, которой также свойственны индивидуальные различия. В
зависимости от соотношения положительной и отрицательной привлекательности
мотив аффиляции индивида может быть охарактеризован как преимущественно
связанный либо с надеждой на афииляцию, либо со страхом отвержения. Каждый
из альтернативных результатов действий заранее ожидается с некоторой опре-
деленной вероятностью. Каждый человек на основе своего прошлого опыта в
сфере общения обладает обобщенными ожиданиями относительно того, удастся
ли ему установить отношения аффиляции с незнакомым человеком или нет, т.е.
обобщенными ожиданиями аффиляции и отвержения.
А. Mehrabian и S. Ksionzky в своих работах представили наиболее раз-
работанную попытку создания теории мотивации аффиляции. Эти авторы выделя-
ют две тенденции сотивации аффиляции: а) ожидание с надеждой на аффиляцию
и б) ожидание со страхом отвержения - и обозначают их соответственно R1 и
R2 (сокращение от reinforcement - "подкрепление", термин, указывающий не
на ожидание, а на валентность). Такое ожидание, однако относится только к
случаям, когда партнер по аффиляции незнаком или мало знаком. В других
случаях решающую роль приобретают не обобщенные ожидания R1 и R2, а специ-
фические ожидания, обозначаемые Мехрабяном и Ксензким как специфическая
привлекательность (r1 и r2).
В 1970 г. Мехрабяном был предложен опросник для измерения мотива аф-
филяции. Свой опросник Мехрабян построил прежде всего на различении двух
тенденций мотива аффиляции - аффилитивной тенденции (R1) и чувствительнос-
ти к отвержению (R2). Он интерпретирует эти тенденции как обобщенные ожи-
дания положительного или отрицательного подкрепляющего действия партнера
по аффиляции. Опросник разработан для тех случаев, когда партнером высту-
пает незнакомый или малознакомый человек. Понятие ожидания в этом опросни-
ке фактически отождествляется с положительным и отрицательным подкрепляю-
щим действием контакта с партнером и ситуацией общения вообще. Ожидание по
Мехрабяну - это прогноз не того, в какой мере субъекту удастся или не
удастся достигнуть положительного результата аффиляции, а, скорее, того, в
какой мере в данной ситуации предпочитается, чтобы более или менее положи-
тельные и отрицательные последствия наступили сами собой или чтобы были
предприняты определенные действия. Под ожиданием в вопроснике понимается,
во-первых, количество различных ситауций, обладающих подкрепляющим эффек-
том; во-вторых, степень выраженности этого эффекта. Обе части опросника
(относящиеся к R1 и R2) появились в результате отбора вопросов, направлен-
ных на изучение личностных свойств. Многомерный факторный анализ позволил
избавиться от неадекватных заданий. Обе части опросника свободны от тен-
денций к социально желательным ответам и не коррелируют между собой.
Комбинация обеих частей опросника дает, в первом приближении, четыре
типа мотива аффиляции:
1) R1 высока, R2 низка - в большинстве случаев потребность в аффиля-
ции постоянно удовлетворяется;
2) R1 низка, R2 высока - в большинстве случаев потребность в аффиля-
ции остается неудовлетворенной или же вовсе отвергается;
3) R1 и R2 низки - большинство ситуаций обладают лишь очень слабым
позитивным или негативным релевантным аффиляции подкрепляющим действием;
4) R1 и R2 высоки - в большинстве случаев потребность в аффиляции ли-
бо удовлетворяется, либо отвергается; данный тип является мотивационной
основой ярко выраженного комформного поведения, т.е. показателем мотива
зависимости.
Опросник состоит из 62 утверждений.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест мотивации аффиляции.
Ф.И.О: ______________________________
Доп. данные: ________________________
Диаграмма:
СП ╟-░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────╢>
СО ╟-░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢>
<────[-]────><────[+]───><────[++]───><───[+++]──>
Tестовые показатели:
Стремление к принятию - СП = 187 87%
Страх отвержения - СО = 99 35%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень ожидания приятия, желательности себя, дружес-
кой поддержки и симпатии со стороны незнакомых или малознакомых
лиц. Выраженное стремление быть в обществе других людей, заводить
дружбу и испытывать привязанность, сотрудничать и общаться с ними.
Склонность искать в других людях товарищей, доверять им и высоко
их ценить.
|