МЕТОДИКА:                                  
                         Тест мотивации аффиляции                           
                              (А. Мехрабиан)                                
           (Mehrabian Affiliation Tendency Questionnaire - MAFF)            
                              (A. Mehrabian)                                
                   (Модификация М.Ш. Магомед-Эминова).                      
 
      Методика предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мо- 
 тивов личности, входящих в структуру  мотивации  аффиляции:  стремления  к 
 принятию и страха отвержения.                                              
      Аффиляция (от англ. to affiliate -  присоединять,  присоединяться)  - 
 стремление человека быть в обществе других людей. Мюррей в 1938 г.  описы- 
 вал мотив (потребность) в аффиляции следующим образом: "Заводить дружбу  и 
 испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить  вместе  с  ними. 
 Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам." Завязы- 
 вание и поддержание отношений с другими людьми могут  преследовать  весьма 
 различные цели, такие как, "произвести впечатление", "властвовать над дру- 
 гими", "получать или оказывать помощь". Под аффиляцией (контактом, общени- 
 ем) подразумевается определенный класс социальных взаимодействий,  имеющих 
 повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их  зак- 
 лючается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми  или 
 малознакомыми) и такое его поддержание, которое  приносит  удовлетворение, 
 увлекает и обогащает обе стороны.                                          
      Человек, стремящийся к аффиляции,  должен  добиться  многого.  Прежде 
 всего он должен дать понять о своем желании вступить  в  контакт,  сообщив 
 этому контакту привлекательность в  глазах  предполагаемого  партнера.  Он 
 должен сделать очевидным для партнера, что рассматривает  его  как  равным 
 себе и предлагает ему отношения полностью  взаимные,  т.е.  он  не  только 
 стремится к аффиляции, но и одновременно выступает партнером по  аффиляции 
 для соответствующей потребности человека, с которым он вступает в контакт. 
 Нессиметричность в распределении ролей или далеко идущие  желания  превра- 
 тить партнера в средство удовлетворения своих потребностей (например, пот- 
 ребностей в независимости и зависимости, в превосходстве или уничижении, в 
 силе или слабости, в предоставлении или получении  помощи)  наносят  ущерб 
 аффиляции как таковой или даже  совсем  разрушают  ее.  Наконец,  человек, 
 стремящийся к аффиляции, должен добиться определенного созвучия своих  пе- 
 реживаний переживаниям партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодей- 
 ствию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее  удовлетворение  и 
 поддерживающее чувство собственной ценности.                               
      Цель аффиляции с точки зрения стремящегося к ней можно было бы  опре- 
 делить как поиск если и не любви со стороны партнера по аффиляции, то,  по 
 крайней мере, приятия, желательности себя, дружеской поддержки и симпатии. 
 Однако подобное определение подчеркивает в отношениях аффиляции лишь  одну 
 ее сторону, а именно получение, и пренебрегает другой, отдачей. Вот почему 
 гораздо точнее определить цель мотива аффиляции как взаимную и доверитель- 
 ную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к 
 нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. 
      Если руководствоваться моделью "ожидаемой  ценности",  то  очерченная 
 выше цель мотива аффиляции выступит перед нами как некоторая положительная 
 ценность. Результаты действия, ведущего к ее  достижению,  будут  обладать 
 положительной привлекательностью. Индивидуальные различия  в  ее  величине 
 представляют собой один из детерминантов мотивации аффиляции. Ей  противо- 
 стоит, в качестве второго  детерминанта,  отрицательная  привлекательность 
 неудачной аффиляции, которой также свойственны индивидуальные различия.  В 
 зависимости от соотношения положительной и отрицательной привлекательности 
 мотив аффиляции индивида может быть  охарактеризован  как  преимущественно 
 связанный либо с надеждой на афииляцию, либо со страхом отвержения. Каждый 
 из альтернативных результатов действий заранее ожидается с некоторой опре- 
 деленной вероятностью. Каждый человек на основе своего  прошлого  опыта  в 
 сфере общения обладает обобщенными ожиданиями относительно  того,  удастся 
 ли ему установить отношения аффиляции с незнакомым человеком или нет, т.е. 
 обобщенными ожиданиями аффиляции и отвержения.                             
      А. Mehrabian и S. Ksionzky в своих работах представили наиболее  раз- 
 работанную попытку создания теории мотивации аффиляции. Эти авторы выделя- 
 ют две тенденции сотивации аффиляции: а) ожидание с надеждой на  аффиляцию 
 и б) ожидание со страхом отвержения - и обозначают их соответственно R1  и 
 R2 (сокращение от reinforcement - "подкрепление", термин,  указывающий  не 
 на ожидание, а на валентность). Такое ожидание, однако относится только  к 
 случаям, когда партнер по аффиляции незнаком или  мало  знаком.  В  других 
 случаях решающую роль приобретают не обобщенные ожидания R1 и R2, а специ- 
 фические ожидания, обозначаемые Мехрабяном и  Ксензким  как  специфическая 
 привлекательность (r1 и r2).                                               
      В 1970 г. Мехрабяном был предложен опросник для измерения мотива  аф- 
 филяции. Свой опросник Мехрабян построил прежде всего на  различении  двух 
 тенденций мотива аффиляции - аффилитивной тенденции (R1) и чувствительнос- 
 ти к отвержению (R2). Он интерпретирует эти тенденции как обобщенные  ожи- 
 дания положительного или отрицательного подкрепляющего  действия  партнера 
 по аффиляции. Опросник разработан для тех случаев, когда партнером  высту- 
 пает незнакомый или малознакомый человек. Понятие ожидания в этом опросни- 
 ке фактически отождествляется с положительным и отрицательным  подкрепляю- 
 щим действием контакта с партнером и ситуацией общения вообще. Ожидание по 
 Мехрабяну - это прогноз не того, в какой  мере  субъекту  удастся  или  не 
 удастся достигнуть положительного результата аффиляции, а, скорее, того, в 
 какой мере в данной ситуации предпочитается, чтобы более или менее положи- 
 тельные и отрицательные последствия наступили сами собой  или  чтобы  были 
 предприняты определенные действия. Под ожиданием в вопроснике  понимается, 
 во-первых, количество различных ситауций, обладающих подкрепляющим  эффек- 
 том; во-вторых, степень выраженности этого эффекта.  Обе  части  опросника 
 (относящиеся к R1 и R2) появились в результате отбора вопросов, направлен- 
 ных на изучение личностных свойств. Многомерный факторный анализ  позволил 
 избавиться от неадекватных заданий. Обе части опросника свободны  от  тен- 
 денций к социально желательным ответам и не коррелируют между собой.       
      Комбинация обеих частей опросника дает, в первом приближении,  четыре 
 типа мотива аффиляции:                                                     
      1) R1 высока, R2 низка - в большинстве случаев потребность в  аффиля- 
 ции постоянно удовлетворяется;                                             
      2) R1 низка, R2 высока - в большинстве случаев потребность в  аффиля- 
 ции остается неудовлетворенной или же вовсе отвергается;                   
      3) R1 и R2 низки - большинство ситуаций обладают  лишь  очень  слабым 
 позитивным или негативным релевантным аффиляции подкрепляющим действием;   
      4) R1 и R2 высоки - в большинстве случаев потребность в аффиляции ли- 
 бо удовлетворяется, либо отвергается; данный  тип  является  мотивационной 
 основой ярко выраженного комформного поведения,  т.е.  показателем  мотива 
 зависимости.                                                               
 
      Опросник состоит из 62 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Тест мотивации аффиляции.                                        
 Ф.И.О: ______________________________                                      
 Доп. данные: ________________________                                      
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
      СП ╟-░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────╢>            
 
      СО ╟-░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢>            
 
           <────[-]────><────[+]───><────[++]───><───[+++]──>               
 
 
                         Tестовые показатели:                               
 
                 Стремление к принятию - СП = 187   87%                     
                 Страх отвержения      - СО =  99   35%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень ожидания приятия, желательности себя, дружес-         
 кой поддержки и симпатии со стороны  незнакомых  или  малознакомых         
 лиц. Выраженное стремление быть в обществе других людей,  заводить         
 дружбу и испытывать привязанность, сотрудничать и общаться с ними.         
 Склонность искать в других людях товарищей, доверять им  и  высоко         
 их ценить.