МЕТОДИКА:                                  
                              Личностный рост                               
               (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, И.В. Степанова).             
 
      Методика предназначена для  оценки  текущего  (статичного)  состояния 
 ценностных отношений подростка к миру, к другим людям, к самому себе.      
      Но поскольку личностный рост - явление динамическое, то и разработан- 
 ный опросник необходимо задействовать для выявления динамики развития лич- 
 ности школьника (его личностного роста или личностного регресса).          
 
      Особенностью методики является то, что она предлагает  не  сравнивать 
 детей с неким общим для всех стандартом (например,  с  заданными  уровнями 
 воспитанности), а отслеживать  динамику  личностных  изменений  школьников 
 (какими они были - и какими стали).                                        
      Диагностический опросник "Личностный рост" существует в двух  модифи- 
 кациях: для учеников 5-8 классов и для учеников 9-11 классов. Их  структу- 
 ра, способы обработки и интерпретации результатов принципиально не отлича- 
 ются друг от друга, разнятся только некоторые формулировки вопросов.       
 
      Предлагается проводить диагностику следующими способами.              
      Способ 1. В начале и в конце учебного года - это удобно  лишь  в  том 
 случае, если психолога интересует динамика личностных изменений школьников 
 именно за один учебный год.                                                
      Способ 2. Первый раз - среди пятиклассников, второй - среди семиклас- 
 сников (в этих двух случаях используется опросник для 5-8  классов),  тре- 
 тий - среди девятиклассников и четвертый - среди тех же школьников, но уже 
 учащихся одиннадцатого класса (здесь используется опросник для 9-11  клас- 
 сов). В этом случае динамика развития личности  становится  более  очевид- 
 ной, ведь можно проследить, какие изменения произошли в развитии воспитан- 
 ников на протяжении нескольких лет.                                        
 
      Ответы школьников распределяются по 10 шкалам:                        
      1. Характер отношений школьника к Отечеству.                          
      2. Характер отношений школьника к Земле.                              
      3. Характер отношений школьника к миру.                               
      4. Характер отношений школьника к труду.                              
      5. Характер отношений школьника к культуре.                           
      6. Характер отношений школьника к знаниям.                            
      7. Характер отношений школьника к другим людям                        
      8. Характер отношений школьника к иным людям, представителям иной на- 
 циональности, иной веры, иной культуры.                                    
      9. Характер отношений школьника к своему здоровью,  своему  телесному 
 "Я".                                                                       
      10. Характер отношений школьника к своему  внутреннему  миру,  своему 
 душевному "Я".                                                             
 
      Интерпретация.                                                        
      Если сумма баллов по той или иной шкале составляет:                   
      от -28 до -14, то условно можно говорить об устойчиво-негативном  от- 
 ношении школьника к соответствующему феномену;                             
      от -14 до 0, - о ситуативно-негативном отношении;                     
      от 0 до 14, - о ситуативно-позитивном отношении;                      
      от 14 до 28, - об устойчиво-позитивном отношении.                     
      Если определить средний балл по всем 10 шкалам (интегративный показа- 
 тель личностного развития школьника), то можно получить  более  или  менее 
 целостное представление о характере отношений школьника ко  всем  основным 
 ценностям общества и сделать вывод о возможных перспективах его личностно- 
 го роста.                                                                  
 
      Опросник состоит из 70 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Личностный рост.                                                 
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                 % *                                                        
               100 ┼───────────────────────────────                         
                90 ┼                                                        
                80 ┼──────────────────────██────██─                         
                70 ┼    ██ ██    ██ ██    ██    ██                          
                60 ┼────██─██────██─██────██────██─                         
                50 ┼    ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                40 ┼─██─██─██────██─██─██─██─██─██─                         
                30 ┼ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─                         
                10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                           
                     От Зм Мр Тр Кл Зн ДЛ ИЛ Зд ВМ                          
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
     ЛР  ╟─░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────╢>            
 
           <────[УН]────><──[СН]──><───[СП]───><────[УП]────>               
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
    1. Характер отношений школьника к Отечеству    - От =  -4  43%          
    2. Характер отношений школьника к Земле        - Зм =  12  71%          
    3. Характер отношений школьника к миру         - Мр =  12  71%          
    4. Характер отношений школьника к труду        - Тр = -12  29%          
    5. Характер отношений школьника к культуре     - Кл =  12  71%          
    6. Характер отношений школьника к знаниям      - Зн =  12  71%          
    7. Характер отношений школьника к другим людям - ДЛ =   4  57%          
    8. Характер отношений школьника к иным людям,                           
       представителям иной национальности, иной                             
       веры, иной культуры                         - ИЛ =  20  86%          
    9. Характер отношений школьника к своему                                
       здоровью, своему телесному "Я"              - Зд =   4  57%          
   10. Характер отношений школьника к своему                                
       внутреннему миру, своему душевному "Я"      - ВМ =   4  57%          
   ---------------------------------------------------------------          
              Интегральный показатель - ЛР =   8  64%                       
 
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Характер отношений школьника к Отечеству:                          
         ситуативно-негативное отношение.                                   
 
      2. Характер отношений школьника к Земле:                              
         ситуативно-позитивное отношение.                                   
 
      3. Характер отношений школьника к миру:                               
         ситуативно-позитивное отношение.                                   
 
      4. Характер отношений школьника к труду:                              
         ситуативно-негативное отношение.                                   
 
      5. Характер отношений школьника к культуре:                           
         ситуативно-позитивное отношение.                                   
 
      6. Характер отношений школьника к знаниям:                            
         ситуативно-позитивное отношение.                                   
 
      7. Характер отношений школьника к другим людям:                       
         ситуативно-позитивное отношение.                                   
 
      8. Характер отношений школьника к иным людям,  представителям         
 иной национальности, иной веры, иной культуры:                             
         устойчиво-позитивное отношение.                                    
 
      9. Характер отношений школьника к своему здоровью, своему те-         
 лесному "Я":                                                               
         ситуативно-позитивное отношение.                                   
 
     10. Характер отношений школьника к  своему  внутреннему  миру,         
 своему душевному "Я":                                                      
         устойчиво-позитивное отношение.                                    
 
      Интегративный показатель личностного развития школьника:              
         ситуативно-позитивное отношение.