МЕТОДИКА:
Личностный рост
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, И.В. Степанова).
Методика предназначена для оценки текущего (статичного) состояния
ценностных отношений подростка к миру, к другим людям, к самому себе.
Но поскольку личностный рост - явление динамическое, то и разработан-
ный опросник необходимо задействовать для выявления динамики развития лич-
ности школьника (его личностного роста или личностного регресса).
Особенностью методики является то, что она предлагает не сравнивать
детей с неким общим для всех стандартом (например, с заданными уровнями
воспитанности), а отслеживать динамику личностных изменений школьников
(какими они были - и какими стали).
Диагностический опросник "Личностный рост" существует в двух модифи-
кациях: для учеников 5-8 классов и для учеников 9-11 классов. Их структу-
ра, способы обработки и интерпретации результатов принципиально не отлича-
ются друг от друга, разнятся только некоторые формулировки вопросов.
Предлагается проводить диагностику следующими способами.
Способ 1. В начале и в конце учебного года - это удобно лишь в том
случае, если психолога интересует динамика личностных изменений школьников
именно за один учебный год.
Способ 2. Первый раз - среди пятиклассников, второй - среди семиклас-
сников (в этих двух случаях используется опросник для 5-8 классов), тре-
тий - среди девятиклассников и четвертый - среди тех же школьников, но уже
учащихся одиннадцатого класса (здесь используется опросник для 9-11 клас-
сов). В этом случае динамика развития личности становится более очевид-
ной, ведь можно проследить, какие изменения произошли в развитии воспитан-
ников на протяжении нескольких лет.
Ответы школьников распределяются по 10 шкалам:
1. Характер отношений школьника к Отечеству.
2. Характер отношений школьника к Земле.
3. Характер отношений школьника к миру.
4. Характер отношений школьника к труду.
5. Характер отношений школьника к культуре.
6. Характер отношений школьника к знаниям.
7. Характер отношений школьника к другим людям
8. Характер отношений школьника к иным людям, представителям иной на-
циональности, иной веры, иной культуры.
9. Характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному
"Я".
10. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему
душевному "Я".
Интерпретация.
Если сумма баллов по той или иной шкале составляет:
от -28 до -14, то условно можно говорить об устойчиво-негативном от-
ношении школьника к соответствующему феномену;
от -14 до 0, - о ситуативно-негативном отношении;
от 0 до 14, - о ситуативно-позитивном отношении;
от 14 до 28, - об устойчиво-позитивном отношении.
Если определить средний балл по всем 10 шкалам (интегративный показа-
тель личностного развития школьника), то можно получить более или менее
целостное представление о характере отношений школьника ко всем основным
ценностям общества и сделать вывод о возможных перспективах его личностно-
го роста.
Опросник состоит из 70 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Личностный рост.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
% *
100 ┼───────────────────────────────
90 ┼
80 ┼──────────────────────██────██─
70 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
60 ┼────██─██────██─██────██────██─
50 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██─██─██────██─██─██─██─██─██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
От Зм Мр Тр Кл Зн ДЛ ИЛ Зд ВМ
Интегральный тестовый показатель:
ЛР ╟─░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────╢>
<────[УН]────><──[СН]──><───[СП]───><────[УП]────>
Тестовые показатели:
1. Характер отношений школьника к Отечеству - От = -4 43%
2. Характер отношений школьника к Земле - Зм = 12 71%
3. Характер отношений школьника к миру - Мр = 12 71%
4. Характер отношений школьника к труду - Тр = -12 29%
5. Характер отношений школьника к культуре - Кл = 12 71%
6. Характер отношений школьника к знаниям - Зн = 12 71%
7. Характер отношений школьника к другим людям - ДЛ = 4 57%
8. Характер отношений школьника к иным людям,
представителям иной национальности, иной
веры, иной культуры - ИЛ = 20 86%
9. Характер отношений школьника к своему
здоровью, своему телесному "Я" - Зд = 4 57%
10. Характер отношений школьника к своему
внутреннему миру, своему душевному "Я" - ВМ = 4 57%
---------------------------------------------------------------
Интегральный показатель - ЛР = 8 64%
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Характер отношений школьника к Отечеству:
ситуативно-негативное отношение.
2. Характер отношений школьника к Земле:
ситуативно-позитивное отношение.
3. Характер отношений школьника к миру:
ситуативно-позитивное отношение.
4. Характер отношений школьника к труду:
ситуативно-негативное отношение.
5. Характер отношений школьника к культуре:
ситуативно-позитивное отношение.
6. Характер отношений школьника к знаниям:
ситуативно-позитивное отношение.
7. Характер отношений школьника к другим людям:
ситуативно-позитивное отношение.
8. Характер отношений школьника к иным людям, представителям
иной национальности, иной веры, иной культуры:
устойчиво-позитивное отношение.
9. Характер отношений школьника к своему здоровью, своему те-
лесному "Я":
ситуативно-позитивное отношение.
10. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру,
своему душевному "Я":
устойчиво-позитивное отношение.
Интегративный показатель личностного развития школьника:
ситуативно-позитивное отношение.
|