МЕТОДИКА:
Доминирующая направленность личности
(И.Д. Егорычева).
Методика предназначена для диагностики отношения (положительного или
отрицательного) подростка к себе и к обществу. Положительное отношение вы-
ражается в приятии личностью себя и другого (общества) как целого, терпи-
мом отношении к прошлому, в осознании значимости себя и другого как субъ-
екта деятельности, общения, в удовлетворенности социальным статусом, внеш-
ним обликом, в вере в осуществимость целей и т.д.
Именно у школьников средних и старших классов формируется качественно
новая структура мотивов и интересов, которая характеризуется устойчивым
доминированием в ней преобладающих мотивов поведения. Направленность лич-
ности рассматривается И.Д. Егорычевой как причинно-следственная связь до-
минирующих отношений - доминирующих социальных установок - доминирующих
смыслообразующих мотивов ведущей деятельности - ее личностного смысла -
жизненной позиции личности - личностных ценностей.
В целом, методика дает возможность помочь в определении психологичес-
кого самочувствия подростка, найти наиболее эмоционально комфортные или,
наоборот, напряженные сферы взаимодействия; сделать обоснованный прогноз о
причинах напряженных отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой
(если они существуют), а также определить направления работы по улучшению
взаимоотношений с окружающими. Кроме того, знание реального состояния лич-
ностной направленности подростков поможет подобрать адекватные формы и ме-
тоды взаимодействия с ними, что, безусловно, послужит повышению эффектив-
ности образовательной деятельности в целом.
"Я - O'K c собой"
^
┌
├
Оборонительная ├ Здоровая позиция
и подавляющая ├
других позиция ├
├
├
Действие: ├ Действие:
"избавление" ├ "сотрудничество"
├
├
├
└─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘>
"Ты - не O'K ├ "Ты - O'K
cо мной" ├ cо мной"
├
├
Бесплодная позиция ├ Депрессивная позиция
├
├
Действие: ├ Действие:
"выжидание" ├ "уход"
├
├
└
"Я - не O'K c собой"
И.Д. Егорычевой были выделены 4 направленности личности: гуманисти-
ческая, эгоцентрическая, социоцентрическая и негативистическая и 8 акцен-
туаций.
Обработка, расчет данных.
При 5 и более положительных ответов по "Шкале лжи" (высказывания 4,
11, 16, 18, 23, 25, 30, 37) в анкете к полученным результатам нельзя отно-
ситься как к достоверным. Превышение по "Шкале лжи" может свидетельство-
вать о неадекватных представлениях личности о самой себе, об испытываемых
опасениях, о нежелании раскрыться; а также, возможно, о принятых личнос-
тью идеальных желаемых представлениях о себе, но транслируемых как дей-
ствительных.
В количественной обработке участвуют только ответы, выражающие согла-
сие испытуемого, т.е. обозначенные баллами 1 и 2. Подсчитывается суммарное
алгебраическое значение по шкале "Я" и по шкале "О".
Выявляется тип личностной направленности.
Преобладание "крайних" ответов (1 и 5), по сравнению со "срединными"
(2 и 4), может свидетельствовать об уверенной, возможно, авторитарной по-
зиции автора, высокой самооценке личности.
Значительное количество ответов, обозначенных цифрой "3", может сви-
детельствовать о страхе презентировать свою позицию, о конформном поведе-
нии автора анкеты, об отсутствии у него устойчивой, обдуманной, самостоя-
тельной позиции.
"Разброс" ответов по различным типам направленности (в отличие от то-
го, когда ответы в основном сконцентрированы в одном типе) может также го-
ворить о растерянности автора, об отсутствии у него четких, продуманных и
внутренне принятых представлений о себе как личности, о несформированности
принципиальных позиций.
Наличие ответов (более двух), относящихся к негативистской направлен-
ности, независимо от того, какой тип направленности выявлен, говорит о
том, что автор нуждается в психологической помощи и поддержке.
Интерпретация, расшифровка полученных результатов.
Я+, О+ - гуманистическая направленность личности. При этой направлен-
ности личность не стремится к автономии, признавая право каждого на сво-
бодное самоопределение причем как индивидуально, так и в рамках группы.
Главная ценность для человека с такой направленностью - личность.
Я, Он, Она - конкретный человек и конкретное общество, состоящее из
конкретных "Я", а не из абстрактных "Других". В этом типе выделяются под-
типы или акцентуации: с преимущественно положительным отношением к себе -
индивидуалистическая акцентуация гуманистической направленности и с преи-
мущественно положительным отношением к другим - альтруистическая акцентуа-
ция.
Я+, О- - эгоцентрическая направленность личности. При этой направлен-
ности в центре внимания личности находится она сама, вся ее активность со-
средоточена на себе, собственных интересах, проблемах; личность стремится
к признанию обществом ее особой ценности. Основной ценностью для человека
с такой направленностью является он сам, его мысли, его суждения, его ин-
тересы, его деятельность, результаты его труда. Человек с таким типом на-
правленности очень требовательно подходит к оценке другого, принимая его в
целом настолько, насколько он похож на него самого, насколько он согласен
с его мнением, разделяет его симпатии и антипатии. В этом типе направлен-
ности выделяются две акцентуации: с преимущественно положительным отноше-
нием к себе, при отрицательном, в целом, отношении к обществу - индивидуа-
листическая акцентуация эгоцентрической направленности; и с преимуществен-
но отрицательным отношением к обществу, при, в целом, положительном отно-
шении личности к себе - эгоистическая акцентуация. Основой характеристики
первого подтипа является меньшая жесткость и нетерпимость личности по от-
ношению к обществу. Второму подтипу свойственна полная центрация на себе.
Я-, О+ - социоцентрическая направленность личности отличается прежде
всего тем, что личность не приемлет себя. Человек не верит в свои силы, не
верит, что ему самостоятельно удастся то, чего он желал бы достигнуть. При
этом он уверен, что другие достигнут желаемого с легкостью, по крайней ме-
ре, гораздо проще, чем он. В этом типе направленности выделяются две ак-
центуации: с преимущественно положительным отношением к обществу, при от-
рицательном в целом отношении к себе - конформистская акцентуация; и с
преимущественно отрицательным отношением к себе, при в целом положительном
отношении личности к обществу - самоуничижительная акцентуация социоцен-
трической направленности.
Я-, О- - негативистическая направленность личности. Человек не прием-
лет ни себя, ни других; он переживает свою несостоятельность как крайне
дискомфортное внутреннее состояние. В этом типе направленности выделяются
две акцентуации: с преимущественно отрицательным отношением к обществу,
при отрицательном отношении к себе - мизантропическая акцентуация; и с
преимущественно отрицательным отношением к себе, при менее отрицательном
отношении к обществу - самоуничижительная акцентуация негативистической
направленности.
Опросник состоит из 40 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Доминирующая направленность личности.
Ф.И.О:_______________________
Доп. данные:_________________
Шкала неискренности:
0 ╟─░────────────────────────╢> L
<───[-]────><────[+]───>
Эгоцентрическая Я+ Гуманистическая
направленность личности ^ направленность личности
┌
Индивидулистическая ├ Индивидулистическая
акцентуация ├ акцентуация
├
├
├
Эгоистическая ├ Альтруистичекая
акцентуация █ акцентуация
█
О- └▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀┼▀▀─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘> О+
Мизантропическая █ Конформистская
акцентуация █ акцентуация
█
█
Самоуничижительная █ Самоуничижительная
акцентуация █ акцентуация
█
Негативистическая └ Социоцентрическая
направленность личности Я- направленность личности
Тестовые показатели:
1. Неискренность - "L" = 0
2. Отношение к себе - "Я" = 8
3. Отношение к обществу - "О" = 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Искренность в ситуации тестирования. Откровенность в раскры-
тии особенностей своего характера. Возможно, повышенная самокри-
тичность или склонность к подчеркиванию существующих проблем и за-
труднений.
Гуманистическая направленность личности.
При этой направленности личность не стремится к автономии,
признавая право каждого на свободное самоопределение причем как
индивидуально, так и в рамках группы. Главная ценность для челове-
ка с такой направленностью - личность.
Индивидуалистическая акцентуация гуманистической направлен-
ности: преимущественно положительное отношение к себе.
|