МЕТОДИКА:
Диагностика личностной креативности
(Е.Е. Туник).
Креативность - творческие способности индивида - способности порож-
дать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро ре-
шать проблемные ситуации. Креативность характерна готовностью к продуциро-
ванию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как неза-
висимый фактор.
Среди интеллектуальных способностей выделена в особый тип.
Согласно А. Маслоу креативность - это творческая направленность,
врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием
среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:
1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоре-
чивости знаний;
2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на ос-
нове выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулирова-
нию результата решения.
Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного
мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изу-
чение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:
1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой
личности - личностные факторы;
2) анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативнос-
ти: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам,
оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр.
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой
личности:
любознательность (Л);
воображение (В);
сложность (С);
склонность к риску (Р).
Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает
своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего
спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических
вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать но-
вые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, и-
гры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о
местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать
проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит
думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на
картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удив-
ление по поводу различных идей и событий.
Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, про-
являет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные
задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчи-
вость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения
проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать
свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высо-
кие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность
ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому
мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители вы-
ражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать,
что из этого получится.
Обработка данных.
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно корре-
лирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознатель-
ность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы по-
лучаем четыре "сырых" показателя по каждому фактору, а также общий суммар-
ный показатель.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности
личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов,
оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме "может
быть"), оцениваемых в 1 балл, и ответов "не знаю", оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право "наказать" недостаточно
творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени
спкобными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и
предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые.
Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 - к во-
ображению, 13 - к способности идти на риск, 13 утверждений - к фактору
сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный "сырой" балл может
быть равен 100, если не отмечены пункты "не знаю".
Если испытуемый дает все ответы в форме "может быть", то его "сырая"
оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов "не знаю".
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определя-
ется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов "мо-
жет быть" (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов "не знаю" (-1 балл).
Чем выше "сырая" оценка человека, испытывающего позитивные чувства по
отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с во-
ображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он
является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими
способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а
также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демон-
стрируют сильные (высокая "сырая" оценка) и слабые (низкая "сырая" оценка)
стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный "сырой" балл могут
быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивиду-
альном профиле учащегося.
Примечение к компьютерной версии.
В данной программе автоматическая интерпретация теста основана на
следующих условных числовых показателях.
Шкалы "Любознательность" и "Воображение":
0-4 - низкий тестовый показатель;
5-9 - пониженный тестовый показатель;
10-14 - средний тестовый показатель;
15-19 - повышенный тестовый показатель;
20-24 - высокий тестовый показатель.
Шкалы "Cложность" и "Cклонность к риску":
0-5 - низкий тестовый показатель;
6-11 - пониженный тестовый показатель;
12-16 - средний тестовый показатель;
17-21 - повышенный тестовый показатель;
22-26 - высокий тестовый показатель.
Суммарный "сырой" балл:
0-20 - низкий тестовый показатель;
21-40 - пониженный тестовый показатель;
41-60 - средний тестовый показатель;
61-80 - повышенный тестовый показатель;
81-100 - высокий тестовый показатель.
Использование оценочной шкалы в которой из суммы всех ответов совпа-
дающих с "ключом" вычитается сумма ответов"не знаю" может привести к тому,
что количественная выраженность того или иного фактора будет принимать от-
рицательные значения. При автоматической интерпретации все суммарные отри-
цательные значения шкал и общего показателя расцениваются как крайне низ-
кие показатели указывающие на недостаточно творческую, нерешительную лич-
ность.
Опросник состоит из 50 утверждений.
Примерное время тестирования 20-25 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика личностной креативности.
Ф.И.О: _________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
Л <╟─────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓████████───╢>
В <╟─────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓████───────╢>
С <╟──────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓█████──────╢>
Р <╟──────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓████───────╢>
<<────[-]───<0>─[+]───<<[++]>>─[+++]─>─>
Суммарный тестовый показатель:
ЛК <╟──────────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────╢>
<<─────[-]──────<0>───[+]───><───[++]──><──[+++]─>>
Тестовые шкалы:
1. Любознательность - Л = 22
2. Воображение - В = 18
3. Сложность - С = 21
4. Склонность к риску - Р = 20
-------------------------------
Суммарная оценка = 81
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Выраженная любознательность. Часто спрашивает всех и обо
всем. Ему нравится изучать устройство механических вещей. Он по-
стоянно ищет новые пути (способы) мышления. Любит изучать новые
вещи и идеи. Ищет разные возможности решения задач. Изучает книги,
игры, карты, картины и т.д., чтобы познать как можно больше.
Повышенный уровень развития воображения. Склонность придумы-
вать рассказы о местах, которые он никогда не видел; представлять,
как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтать о
различных местах и вещах; думать о явлениях, с которыми не сталки-
вался; видеть то, что изображено на картинах и рисунках, необычно,
не так, как другие; испытывать удивление по поводу различных идей
и событий.
Повышенный уровень направленности на познание сложных явле-
ний. Часто проявляет интерес к сложным вещам и идеям. Предпочитает
ставить перед собой трудные задачи и проявляет настойчивость, что-
бы достичь своей цели. Любит изучать что-то без посторонней помо-
щи. Предлагает более сложные пути решения проблемы, чем это кажет-
ся необходимым. Ему нравятся сложные задания.
Повышеная склонность к риску. Тенденция отстаивать свои идеи,
не обращая внимания на реакцию других. Может ставить перед собой
высокие цели и пытаться их осуществить. Часто допускает для себя
возможность ошибок и провалов. Любит изучать новые вещи или идеи и
редко поддается чужому мнению. Не слишком озабочен, когда одно-
классники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпо-
читает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
|