МЕТОДИКА:                                  
                     Шкала готовности к саморазвитию                        
                             (А.М. Прихожан).                               
 
      Методика выявляет направленность личности на саморазвитие.            
      Разработана и нормирована А.М. Прихожан.                              
      Методика проводится фронтально - с целым классом или группой  учащих- 
 ся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, вы- 
 полнить задание, представленное в примере. Затем психолог должен  ответить 
 на все задаваемые школьниками вопросы.                                     
      После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на  какие 
 вопросы не отвечает.                                                       
      Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции - 8-10 мин.              
 
      Обработка результатов.                                                
      I.яПодсчет балла, характеризующего склонность к саморазвитию.         
      II.яПодсчет балла, характеризующего проявление готовности к  самораз- 
 витию в поведении школьника. Суммарный балл может варьировать в  интервале 
 от 16 до 48.                                                               
      III.яПеремножить оценки по отношению и частоте. Полученный  результат 
 делится на количество заполненных школьником пунктов. Если по отношению  и 
 частоте заполнено разное количество пунктов, то берется большее число.     
      При получении дробного числа результат округляется до следующего  це- 
 лого (например, 65,1=66; 65,9=66).                                         
      Результат характеризует выраженность склонности к саморазвитию. Оцен- 
 ки могут варьировать в интервале от 16 до 144 баллов.                      
 
      Оценка и интерпретация результатов.                                   
      Полученные данные сопоставляются с нормативными показателями.         
      Дополнительным показателем служит расхождение между отношением к дей- 
 ствиям, связанным с саморазвитием, и их проявлениями в поведении.  Показа- 
 телем в данном случае является разность между суммарным баллом "отношение" 
 и "частота". При оптимальном соотношении разность близка к нулю.           
 
      Интерпретация уровней:                                                
      Iяуровень - очень высокий уровень готовности к саморазвитию.  Нередко 
 свидетельствует о стремлении давать социально желательные ответы или о не- 
 достаточной критичности по отношению к себе.                               
      IIяуровень - высокий уровень готовности  к  саморазвитию.  В  старшем 
 подростковом и раннем юношеском возрасте  свидетельствует  о  соответствии 
 социально-психологическому нормативу.                                      
      IIIяуровень - средний уровень. Для понимания его психологической  ха- 
 рактеристики необходимо проанализировать особенности  заполнения  методики 
 школьником. Подобный результат часто связан  с  существенным  расхождением 
 между положительным отношением к действиям по саморазвитию и их реализаци- 
 ей в поведении. Такие школьники переживают недостаток  средств  саморазви- 
 тия.                                                                       
      IVяуровень - низкий уровень.                                          
      Vяуровень - очень низкий уровень.                                     
      Последние два уровня свидетельствуют  о  необходимости  проводить  со 
 школьниками специальную работу, побуждая их к самовоспитанию и  саморазви- 
 тию. Вместе с тем, не следует "принуждать" учащихся к работе по саморазви- 
 тию. Важно лишь объяснять им значимости этого и обратить внимание на обес- 
 печение их средствами саморазвития.                                        
 
      Опросник состоит из 16 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала готовности к саморазвитию.                                 
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████───────╢> ОД           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────╢> ЧД           
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
                                ___                                         
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> ГС           
 
         <──[V]───><──[IV]──><─[III]──><──[II]──><───[I]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
         1. Отношение к действию           - ОД =  44   88%                 
         2. Частота выполнения действия    - ЧД =  41   78%                 
         Дополнительный показатель      (ОД-ЧД) =   3    9%                 
         --------------------------------------------------                 
         Индекс готовности к саморазвитию  - ИГ = 113   76%                 
         Уровень готовности к саморазвитию - ГС =  II                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      II. Высокий уровень готовности к саморазвитию.                        
      В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте свидетель-         
 ствует о соответствии социально-психологическому нормативу.