МЕТОДИКА:
Шкала готовности к саморазвитию
(А.М. Прихожан).
Методика выявляет направленность личности на саморазвитие.
Разработана и нормирована А.М. Прихожан.
Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащих-
ся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, вы-
полнить задание, представленное в примере. Затем психолог должен ответить
на все задаваемые школьниками вопросы.
После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие
вопросы не отвечает.
Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции - 8-10 мин.
Обработка результатов.
I.яПодсчет балла, характеризующего склонность к саморазвитию.
II.яПодсчет балла, характеризующего проявление готовности к самораз-
витию в поведении школьника. Суммарный балл может варьировать в интервале
от 16 до 48.
III.яПеремножить оценки по отношению и частоте. Полученный результат
делится на количество заполненных школьником пунктов. Если по отношению и
частоте заполнено разное количество пунктов, то берется большее число.
При получении дробного числа результат округляется до следующего це-
лого (например, 65,1=66; 65,9=66).
Результат характеризует выраженность склонности к саморазвитию. Оцен-
ки могут варьировать в интервале от 16 до 144 баллов.
Оценка и интерпретация результатов.
Полученные данные сопоставляются с нормативными показателями.
Дополнительным показателем служит расхождение между отношением к дей-
ствиям, связанным с саморазвитием, и их проявлениями в поведении. Показа-
телем в данном случае является разность между суммарным баллом "отношение"
и "частота". При оптимальном соотношении разность близка к нулю.
Интерпретация уровней:
Iяуровень - очень высокий уровень готовности к саморазвитию. Нередко
свидетельствует о стремлении давать социально желательные ответы или о не-
достаточной критичности по отношению к себе.
IIяуровень - высокий уровень готовности к саморазвитию. В старшем
подростковом и раннем юношеском возрасте свидетельствует о соответствии
социально-психологическому нормативу.
IIIяуровень - средний уровень. Для понимания его психологической ха-
рактеристики необходимо проанализировать особенности заполнения методики
школьником. Подобный результат часто связан с существенным расхождением
между положительным отношением к действиям по саморазвитию и их реализаци-
ей в поведении. Такие школьники переживают недостаток средств саморазви-
тия.
IVяуровень - низкий уровень.
Vяуровень - очень низкий уровень.
Последние два уровня свидетельствуют о необходимости проводить со
школьниками специальную работу, побуждая их к самовоспитанию и саморазви-
тию. Вместе с тем, не следует "принуждать" учащихся к работе по саморазви-
тию. Важно лишь объяснять им значимости этого и обратить внимание на обес-
печение их средствами саморазвития.
Опросник состоит из 16 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала готовности к саморазвитию.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████───────╢> ОД
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────╢> ЧД
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
___
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> ГС
<──[V]───><──[IV]──><─[III]──><──[II]──><───[I]──>
Tестовые показатели:
1. Отношение к действию - ОД = 44 88%
2. Частота выполнения действия - ЧД = 41 78%
Дополнительный показатель (ОД-ЧД) = 3 9%
--------------------------------------------------
Индекс готовности к саморазвитию - ИГ = 113 76%
Уровень готовности к саморазвитию - ГС = II
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
II. Высокий уровень готовности к саморазвитию.
В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте свидетель-
ствует о соответствии социально-психологическому нормативу.
|