МЕТОДИКА:                                  
                            Шкала диссоциации                               
                   (Dissociative Experience Scale - DES)                    
                   (Bernstein E.M., Putnam, F.W., 1986).                    
 
      Диссоциация - термин, который "обычно используется для характеристики 
 процесса (или его результата), посредством  которого  согласованный  набор 
 действий, мыслей, отношений или эмоций становится отделенным от  остальной 
 части личности человека и  функционирует  независимо"  ("Большой  толковый 
 психологический словарь" (Ребер А., 2000, с. 246).                         
      Характеристиками диссоциативных состояний (Ludwig A. M., 1966)  явля- 
 ются:                                                                      
      а) такие изменения мышления, при которых доминируют архаические  фор- 
 мы;                                                                        
      б) нарушение чувства времени;                                         
      в) чувство потери контроля над поведением;                            
      г) изменения в эмоциональной экспрессии;                              
      д) изменения образа тела;                                             
      е) нарушения восприятия;                                              
      ж) изменения смысла или значимости актуальных ситуаций или  ситуаций, 
 имевших место в прошлом;                                                   
      з) чувство "омоложения" или возрастной регрессии;                     
      и) высокая восприимчивость к суггестии.                               
 
     Шкала диссоциации была сконструирована как  инструмент  для  работы  в 
 клинике, который мог бы помочь определить пациентов с диссоциативной симп- 
 томатикой, а также как исследовательский  инструмент,  дающий  возможность 
 оценки выраженности диссоциативных состояний и переживаний.                
      ШД представляет собой краткий опросник, состоящий из 28  вопросов,  в 
 котором испытуемого просят оценить как часто в повседневной жизни он пере- 
 живает то или иное диссоциативное состояние.                               
      Шкала разрабатывалась для измерения диссоциации как постоянной  черты 
 (trait) в противоположность ситуативной. Этот  опросник  предназначен  для 
 надежной, валидной и удобной количественной оценки диссоциативных  пережи- 
 ваний. Предполагалось, что ШД будет использована как для определения вкла- 
 да  диссоциации  в  клиническую  картину  различных  психиатрических  рас- 
 стройств, так и для скрининговой оценки  диссоциативных  расстройств  (или 
 расстройств, значимой составляющей которых является диссоциация,  например 
 таких, как ПТСР).                                                          
      Методика широко используется и для оценки диссоциативных феноменов на 
 неклинической (нормальной) популяции, но обычно респонденты  из  "нормаль- 
 ной" популяции располагаются на довольно узком интервале  низких  значений 
 ШД, то небольшие различия между значениями шкалы "нормальных" респондентов 
 могут оказаться статистически незначимыми.                                 
      Ограничения применения методики: возраст респондента не  должен  быть 
 менее 18 лет.                                                              
      ШД не создавалась как  диагностический  инструмент,  поэтому  высокие 
 оценки не должны быть истолкованы как признак диагноза диссоциативных рас- 
 стройств. Исследователи или клиницисты, желающие работать с  диагностичес- 
 ким инструментом, должны обратиться к диагностическому интервью  для  дис- 
 социативных расстройств (Steinberg M., 1993; Агарков В.А., Тарабрина Н.В., 
 1999).                                                                     
      Вопросы ШД были построены на основании, во-первых, интервью с пациен- 
 тами, расстройство которых соответствовало диагнозу  диссоциативного  рас- 
 стройства в соответствии с номенклатурой DSM-IV, и, во-вторых,  консульта- 
 ций с экспертами в  области  диагностики  и  лечения  диссоциативных  рас- 
 стройств. Вопросы ШД касаются переживаний, которые обычно относятся к  ка- 
 тегориям амнезии, деперсонализации, дереализации, абсорбции и погруженнос- 
 ти в свое воображение. Из формулировок вопросов  были  исключены  описания 
 переживаний диссоциации настроения или импульсов из тех соображений, чтобы 
 не происходило путаницы с признаками аффективных расстройств. Другими сло- 
 вами, предпочтительно было не включать в шкалу вопросы, относящиеся к быс- 
 трым сменам настроения или чередованию импульсов, так как в случае диагно- 
 за аффективного расстройства респондент имел бы высокий балл ШД  благодаря 
 высоким оценкам по этим вопросам. Для данной методики был использован спо- 
 соб самоотчета. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы они  были 
 поняты возможно большим числом респондентов, а также, по возможности, было 
 исключено вовлечение социальной нежелательности  в  процессе  тестирования 
 (Анастази А., 1982).                                                       
      В процессе разработки и валидизации  шкалы  авторы  руководствовались 
 двумя основными положениями. Первое состоит в том, что количество и часто- 
 та переживаний и симптомов, являющихся атрибутами  диссоциации,  лежат  на 
 некотором континууме. То есть здоровые люди имеют крайне незначительно от- 
 личающиеся типы диссоциативных переживаний и эти переживания  должны  быть 
 довольно редки. Тогда как  диссоциативные  состояния,  которые  испытывают 
 субъекты, отнесенные к другому полюсу континуума, более разнообразны, а их 
 частота выше.                                                              
      Согласно второму положению, распределение диссоциативных  переживаний 
 будет отличаться от нормального гауссового распределения,  его  пик  будет 
 смещен в сторону низкой частоты переживания диссоциативных состояний.      
      В первом варианте ШД авторы использовали аналоговую  стомиллиметровую 
 шкалу, на которой респондент отмечал степень соответствия утверждения сво- 
 им состояниям. В последней версии введена шкала ответов  от  0%  до  100%, 
 где 0 % означает: "Подобное со мной никогда не происходит", а 100 % -  "Со 
 мной это происходит постоянно". Общий балл ШД подсчитывается  как  среднее 
 арифметическое по всем 28 пунктам. Однако в некоторых работах,  в  которых 
 исследователи использовали первый вариант ШД  с  аналоговой  шкалой  (см., 
 например, Frueh В. и др., 1996), была обнаружена  значимая  корреляционная 
 связь между коэффициентом интеллекта  и  общим  баллом  ШД.  Позже  авторы 
 (Bernstein-Carlson E. М. Putnam F. W., 1993) заменили аналоговую шкалу  на 
 шкалу интервалов, что позволило избежать этого эффекта.                    
      Шкала представляет собой опросник самоотчета. В инструкции респонден- 
 та просят оценить частоту переживания им того  или  иного  диссоциативного 
 феномена, когда он не находился в  состоянии  интоксикации  психоактивными 
 веществами (наркотики, алкоголь). В том случае, когда респонденту  по  тем 
 или иным причинам трудно читать, допускается чтение инструкции и  вопросов 
 вслух исследователем или клиницистом, который затем  помогает  респонденту 
 сделать соответствующую его оценке отметку в бланке.                       
      Необходимо отметить, что показатель ШД не обязательно отражает  выра- 
 женность психопатологии, поскольку многие вопросы ШД относятся к "нормаль- 
 ным" диссоциативным феноменам (например, сны наяву). Следовательно,  пока- 
 затель ШД может иметь разные значения на клинических и "нормальных"  попу- 
 ляциях.                                                                    
      Результаты исследований русскоязычного варианта DES показали, что эта 
 версия DES обладает хорошей надежностью и показателями конструктной и кри- 
 териальной валидности.                                                     
 
     Примечания к компьютерной версии.                                      
     Автоматическая интерпретация интегрального показателя ПТСР основана на 
 следующих условных оценках выраженных в процентах:                         
      1-20  - низкий уровень;                                               
     21-40  - пониженный уровень;                                           
     41-60  - умеренный уровень;                                            
     61-80  - повышенный уровень;                                           
     81-100 - высокий уровень.                                              
 
     Опросник состоит из 28 утверждений.                                    
     Примерное время тестирования 10-15 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.                          
 
 Методика: Шкала диссоциации                                                
           (Dissociative Experience Scale - DES).                           
 Ф.И.О: ________________                                                    
 Доп. данные: __________                                                    
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢> ДС            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
                        Тестовый показатель:                                
 
          Уровень диссоциативных переживаний - ДС =  72%                    
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный тестовый показатель диссоциации как характеристики         
 процесса (или его результата), посредством которого  согласованный         
 набор действий, мыслей, отношений или эмоций становится отделенным         
 от остальной части личности человека и функционирует независимо.           
 
              Характеристики диссоциативных состояний:                      
 
        * такие изменения мышления, при которых доминируют                  
          архаические формы;                                                
        * нарушение чувства времени;                                        
        * чувство потери контроля над поведением;                           
        * изменения в эмоциональной экспрессии;                             
        * изменения образа тела;                                            
        * нарушения восприятия;                                             
        * изменения смысла или значимости актуальных ситуаций               
          или ситуаций, имевших место в прошлом;                            
        * чувство "омоложения или возрастной регрессии;                     
        * высокая восприимчивость к суггестии.