МЕТОДИКА:
Шкала диссоциации
(Dissociative Experience Scale - DES)
(Bernstein E.M., Putnam, F.W., 1986).
Диссоциация - термин, который "обычно используется для характеристики
процесса (или его результата), посредством которого согласованный набор
действий, мыслей, отношений или эмоций становится отделенным от остальной
части личности человека и функционирует независимо" ("Большой толковый
психологический словарь" (Ребер А., 2000, с. 246).
Характеристиками диссоциативных состояний (Ludwig A. M., 1966) явля-
ются:
а) такие изменения мышления, при которых доминируют архаические фор-
мы;
б) нарушение чувства времени;
в) чувство потери контроля над поведением;
г) изменения в эмоциональной экспрессии;
д) изменения образа тела;
е) нарушения восприятия;
ж) изменения смысла или значимости актуальных ситуаций или ситуаций,
имевших место в прошлом;
з) чувство "омоложения" или возрастной регрессии;
и) высокая восприимчивость к суггестии.
Шкала диссоциации была сконструирована как инструмент для работы в
клинике, который мог бы помочь определить пациентов с диссоциативной симп-
томатикой, а также как исследовательский инструмент, дающий возможность
оценки выраженности диссоциативных состояний и переживаний.
ШД представляет собой краткий опросник, состоящий из 28 вопросов, в
котором испытуемого просят оценить как часто в повседневной жизни он пере-
живает то или иное диссоциативное состояние.
Шкала разрабатывалась для измерения диссоциации как постоянной черты
(trait) в противоположность ситуативной. Этот опросник предназначен для
надежной, валидной и удобной количественной оценки диссоциативных пережи-
ваний. Предполагалось, что ШД будет использована как для определения вкла-
да диссоциации в клиническую картину различных психиатрических рас-
стройств, так и для скрининговой оценки диссоциативных расстройств (или
расстройств, значимой составляющей которых является диссоциация, например
таких, как ПТСР).
Методика широко используется и для оценки диссоциативных феноменов на
неклинической (нормальной) популяции, но обычно респонденты из "нормаль-
ной" популяции располагаются на довольно узком интервале низких значений
ШД, то небольшие различия между значениями шкалы "нормальных" респондентов
могут оказаться статистически незначимыми.
Ограничения применения методики: возраст респондента не должен быть
менее 18 лет.
ШД не создавалась как диагностический инструмент, поэтому высокие
оценки не должны быть истолкованы как признак диагноза диссоциативных рас-
стройств. Исследователи или клиницисты, желающие работать с диагностичес-
ким инструментом, должны обратиться к диагностическому интервью для дис-
социативных расстройств (Steinberg M., 1993; Агарков В.А., Тарабрина Н.В.,
1999).
Вопросы ШД были построены на основании, во-первых, интервью с пациен-
тами, расстройство которых соответствовало диагнозу диссоциативного рас-
стройства в соответствии с номенклатурой DSM-IV, и, во-вторых, консульта-
ций с экспертами в области диагностики и лечения диссоциативных рас-
стройств. Вопросы ШД касаются переживаний, которые обычно относятся к ка-
тегориям амнезии, деперсонализации, дереализации, абсорбции и погруженнос-
ти в свое воображение. Из формулировок вопросов были исключены описания
переживаний диссоциации настроения или импульсов из тех соображений, чтобы
не происходило путаницы с признаками аффективных расстройств. Другими сло-
вами, предпочтительно было не включать в шкалу вопросы, относящиеся к быс-
трым сменам настроения или чередованию импульсов, так как в случае диагно-
за аффективного расстройства респондент имел бы высокий балл ШД благодаря
высоким оценкам по этим вопросам. Для данной методики был использован спо-
соб самоотчета. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы они были
поняты возможно большим числом респондентов, а также, по возможности, было
исключено вовлечение социальной нежелательности в процессе тестирования
(Анастази А., 1982).
В процессе разработки и валидизации шкалы авторы руководствовались
двумя основными положениями. Первое состоит в том, что количество и часто-
та переживаний и симптомов, являющихся атрибутами диссоциации, лежат на
некотором континууме. То есть здоровые люди имеют крайне незначительно от-
личающиеся типы диссоциативных переживаний и эти переживания должны быть
довольно редки. Тогда как диссоциативные состояния, которые испытывают
субъекты, отнесенные к другому полюсу континуума, более разнообразны, а их
частота выше.
Согласно второму положению, распределение диссоциативных переживаний
будет отличаться от нормального гауссового распределения, его пик будет
смещен в сторону низкой частоты переживания диссоциативных состояний.
В первом варианте ШД авторы использовали аналоговую стомиллиметровую
шкалу, на которой респондент отмечал степень соответствия утверждения сво-
им состояниям. В последней версии введена шкала ответов от 0% до 100%,
где 0 % означает: "Подобное со мной никогда не происходит", а 100 % - "Со
мной это происходит постоянно". Общий балл ШД подсчитывается как среднее
арифметическое по всем 28 пунктам. Однако в некоторых работах, в которых
исследователи использовали первый вариант ШД с аналоговой шкалой (см.,
например, Frueh В. и др., 1996), была обнаружена значимая корреляционная
связь между коэффициентом интеллекта и общим баллом ШД. Позже авторы
(Bernstein-Carlson E. М. Putnam F. W., 1993) заменили аналоговую шкалу на
шкалу интервалов, что позволило избежать этого эффекта.
Шкала представляет собой опросник самоотчета. В инструкции респонден-
та просят оценить частоту переживания им того или иного диссоциативного
феномена, когда он не находился в состоянии интоксикации психоактивными
веществами (наркотики, алкоголь). В том случае, когда респонденту по тем
или иным причинам трудно читать, допускается чтение инструкции и вопросов
вслух исследователем или клиницистом, который затем помогает респонденту
сделать соответствующую его оценке отметку в бланке.
Необходимо отметить, что показатель ШД не обязательно отражает выра-
женность психопатологии, поскольку многие вопросы ШД относятся к "нормаль-
ным" диссоциативным феноменам (например, сны наяву). Следовательно, пока-
затель ШД может иметь разные значения на клинических и "нормальных" попу-
ляциях.
Результаты исследований русскоязычного варианта DES показали, что эта
версия DES обладает хорошей надежностью и показателями конструктной и кри-
териальной валидности.
Примечания к компьютерной версии.
Автоматическая интерпретация интегрального показателя ПТСР основана на
следующих условных оценках выраженных в процентах:
1-20 - низкий уровень;
21-40 - пониженный уровень;
41-60 - умеренный уровень;
61-80 - повышенный уровень;
81-100 - высокий уровень.
Опросник состоит из 28 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала диссоциации
(Dissociative Experience Scale - DES).
Ф.И.О: ________________
Доп. данные: __________
Диагностическая шкала:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢> ДС
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель:
Уровень диссоциативных переживаний - ДС = 72%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный тестовый показатель диссоциации как характеристики
процесса (или его результата), посредством которого согласованный
набор действий, мыслей, отношений или эмоций становится отделенным
от остальной части личности человека и функционирует независимо.
Характеристики диссоциативных состояний:
* такие изменения мышления, при которых доминируют
архаические формы;
* нарушение чувства времени;
* чувство потери контроля над поведением;
* изменения в эмоциональной экспрессии;
* изменения образа тела;
* нарушения восприятия;
* изменения смысла или значимости актуальных ситуаций
или ситуаций, имевших место в прошлом;
* чувство "омоложения или возрастной регрессии;
* высокая восприимчивость к суггестии.
|