МЕТОДИКА:
Нормативная шкала для диагностики одаренности
(И.Г. Холл, Н. Скиннер).
Методики разработана специально для родителей. Охватывает возрастной
диапазон от одного месяца до семи лет.
Состоит из трех относительно самостоятельных частей:
1. "Общие двигательные способности".
2. "Двигательные способности более специального характера".
3. "Познавательный язык".
В таблицах рядом с названием каждой способности указана возрастная
норма в месяцах. Кроме целых значений приведены даже сотые доли. Рядом, в
четвертом столбце таблицы, приводится опережение на 30%, оно аналогично
"коэффициенту интеллекта" 140 баллов. Данное опережение обычно квалифици-
руется как одаренность.
Родителям предлагается сопоставить показатели своего ребенка с данны-
ми, представленными в таблицах.
Если ребенок опережает норму на 30% и более по представленным пара-
метрам, то есть основания считать его одаренным. Опережение необходимо по
большинству представленных параметров.
Одаренность в данном случае рассматривается не как одномоментное сос-
тояние, а как динамическая характеристика.
Опросник состоит из 74 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии:
В данной программе диаграмма результатов тестирования строится на по-
казателях выраженных в процентах.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Нормативная шкала для диагностики одаренности.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма.
ОД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██───────────────────╢>
СД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>
ПЯ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢>
___
Од ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█────────────────────╢>
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Общие двигательные способности - ОД = 17 63%
2. Двигательные способности более
специального характера - СД = 10 53%
3. Познавательный язык - ПЯ = 19 68%
-------------------------------------------------
Интегральный индекс одаренности - Од = 46 62%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. ОБЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
Держит голову и корпус.
Норма: 2. -> Опережение: 1,40.
Переворачивается лежа.
Норма: 3. -> Опережение: 2,40.
Сидит самостоятельно.
Норма: 7. -> Опережение: 4,90.
Стоит с посторонней помощью.
Норма: 8. -> Опережение: 5,60.
Ползает.
Норма: 11. -> Опережение: 7,70.
Устойчиво стоит сам.
Норма: 11. -> Опережение: 7,70.
Ходит, прекратив ползать.
Норма: 15. -> Опережение: 10,50.
Поднимается по ступенькам.
Норма: 18. -> Опережение: 12,50.
Самостоятельно сидит на стуле.
Норма: 18. -> Опережение: 12,60.
Спускается по ступенькам лестницы, держась одной рукой за
опору.
Норма: 21. -> Опережение: 14,70.
Поднимается по ступенькам, держась за перила.
Норма: 21. -> Опережение: 14,70.
Поднимается и спускается по ступенькам самостоятельно.
Норма: 24. -> Опережение: 16,80.
Ходит на цыпочках.
Норма: 30. -> Опережение: 21,00.
Чередует ноги, поднимаясь по ступенькам.
Норма: 36. -> Опережение: 25,20.
Прыгает с места.
Норма: 36. -> Опережение: 25,20.
Прыгает на одной ноге.
Норма: 48. -> Опережение: 33,60.
Бросает мяч.
Норма: 48. -> Опережение: 33,60.
II. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ БОЛЕЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.
Играет с погремушкой.
Норма: 3. -> Опережение: 2,10.
Избирательно пользуется левой и правой рукой.
Норма: 8. -> Опережение: 5,60.
Координированно держит карандаш.
Норма: 11. -> Опережение: 7,70.
Самостоятельно толкает игрушечный автомобиль.
Норма: 11. -> Опережение: 7,70.
При рисовании имитирует штрихи.
Норма: 15. -> Опережение: 10,50.
Сгибает лист бумаги.
Норма: 21. -> Опережение: 14,70.
Имитирует мостик из кубиков.
Норма: 36. -> Опережение: 25,50.
Рисует человека, составляя его из частей.
Норма: 48. -> Опережение: 33,60.
Копирует треугольник.
Норма: 60. -> Опережение: 42,00.
Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды.
Норма: 72. -> Опережение: 50,40.
III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК.
"Социальная улыбка" при виде человека.
Норма: 1,5. -> Опережение: 1,05.
Издает четыре и более звуковых тонов.
Норма: 1,6. -> Опережение: 1,12.
Издает два разных звука.
Норма: 2,3. -> Опережение: 1,61.
Произносит четыре разных слога.
Норма: 7. -> Опережение: 4,90
Произносит "да-да" или нечто аналогичное.
Норма: 7,9. -> Опережение: 5,53.
Реагирует на свое имя.
Норма: 9. -> Опережение: 6,3.
Имитирует слова.
Норма: 12,5. -> Опережение: 8,75.
Имеет активный словарный запас не менее трех (помимо "ма-ма"
и "да-да").
Норма: 14. -> Опережение: 9,80.
Показывает названную часть тела.
Норма: 17. -> Опережение: 11,90.
Называет один предмет ("Что это?").
Норма: 17,8. -> Опережение: 12,46.
Имеет активный словарь из 10 слов.
Норма: 18. -> Опережение: 12,60.
Имеет активный словарь из 20 слов.
Норма: 21. -> Опережение: 14,70.
Перестает использовать жаргон, строит предложение из трех
слов.
Норма: 24. -> Опережение: 16,80.
Пользуется словами: "я", "ты", "мне".
Норма: 24. -> Опережение: 16,80.
Способен опознать пять и более предметов.
Норма: 24. -> Опережение: 16,80.
Опознает семь предметов.
Норма: 30. -> Опережение: 21,00.
Называет пять предметов на картинке.
Норма: 30. -> Опережение: 21,00.
Способен сказать, как используются те или иные предметы.
Норма: 30. -> Опережение: 21,00.
Различает пол человека.
Норма: 36. -> Опережение: 25,20.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ОДАРЕННОСТИ:
Опережение на 30% (IQ=140) по большинству параметров оценки.
Данное опережение обычно квалифицируется как одаренность.
|