МЕТОДИКА:
Оценка потенциальной эффективности краткосрочной КПТ у клиента
(Suitability for Short-Term Cognitive Therapy Rating Scale - SSCTS)
(J.D.Safran, Z.M.Segal, 1996).
Методика предназначена для использования специалистами по когнитивно-
поведенческой психотерапии для оценки потенциального отклика клиента на
терапию и потенциального эффекта именно от краткосрочной когнитивно-пове-
денческой психотерапии.
Методика представляет собой слабоструктурированное интервью, сосредо-
точенное на получении информации от пациента, относящейся к десяти крите-
риям отбора.
Баллы по шкале позволяют предсказать исход краткосрочного когнитивной
терапии.
Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ), также когнитивно-бихеви-
оральная психотерапия (англ. cognitive behavioural therapy, CBT) - широко
распространенная комплексная форма психотерапии, сочетающая в себе когни-
тивную терапию с поведенческой терапией. Когнитивный подход исходит из
предположения, что психологические проблемы и нервно-психические расстрой-
ства вызваны нелогичными или нецелесообразными мыслями и убеждениями чело-
века, а также дисфункциональными стереотипами его мышления, изменив кото-
рые, проблемы можно решить. Поведенческий подход, основанный на теории би-
хевиоризма, предполагает изменение поведения человека путем поощрения и
подкрепления желаемых форм поведения и отсутствия подкрепления нежелатель-
ных форм.
Когнитивно-поведенческая психотерапия применяет принципы изменения
поведения человека для обнаружения существующих мыслей (когниций) и обна-
ружения тех мыслей, которые являются источниками проблем. Поведенческие
техники используются с целью устранения негативных мыслей, создания новых
стереотипов мышления и способов анализа проблем, а также с целью подкреп-
ления новых утверждений.
Данные техники включают:
а) обнаружение желательных и нежелательных мыслей и определение фак-
торов их появления;
б) проектирование новых стереотипов;
в) применение воображения для визуализации того, как новые стереотипы
могут быть согласованы с желательным поведением и эмоциональным благополу-
чием;
г) использование новых умозаключений в настоящей жизни, в реальных
ситуациях, главная цель - принять их за привычный образ мышления человека.
Основная мысль когнитивной психотерапии заключается в том, что все
психологические проблемы человека исходят от направления его мышления.
Вовсе не обстоятельства становятся главной преградой человека на пути к
гармоничной счастливой жизни - человек своим собственным разумом формирует
то или иное отношение ко всему происходящему, формируя в себе не самые
лучшие качества (страх, робость, пассивность, злость, паника). Человек,
неадекватно оценивающий значение окружающих его людей, вещей и событий,
наделяет их качествами, которые никогда не были им присущи. И этот принцип
работает во всех жизненных сферах.
Опросник состоит из 10 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Диаграмма и интерпретация интегрального тестового показателя основаны
на числовых значених, выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий тестовый показатель;
21% - 40% пониженный тестовый показатель;
41% - 60% средний тестовый показатель;
61% - 80% повышенный тестовый показатель;
81% - 100% высокий тестовый показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Оценка потенциальной эффективности краткосрочной КПТ.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Интегральный показатель.
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Структура тестовых показателей.
*
5 ┼───▄─────────▄─────▄─
│ █ █ █
4 ┼─▄─█───▄─────█───▄─█─
│ █ █ █ █ █ █
3 ┼─█─█─▄─█─▄─▄─█───█─█─
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █
2 ┼─█─█─█─█─█─█─█─▄─█─█─
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
1 ┼─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J
Тестовые показатели:
1. Доступность автоматических мыслей - A = 4
2. Умение определять и различать эмоции - B = 5
3. Принятие личной ответственности за изменения - C = 3
4. Согласие с моделью КПТ - D = 4
5. Потенциальный терапевтический альянс - E = 3
6. Потенциальный альянс с другими - F = 3
7. Хронический характер проблемы - G = 5
8. Защитное поведение - H = 2
9. Способность концентрироваться - I = 4
10. Общий настрой в отношении терапии - J = 5
--------------------------------------------------------
Общий тестовый показатель - ПЭ = 38 70%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Доступность автоматических мыслей.
Способность клиента самому обнаруживать у себя автоматические
мысли и рассказать о них:
достаточно способен.
2. Умение определять и различать эмоции.
Способность клиента определить и назвать переживаемые им эмо-
ции, например, злость, вину, стыд, тоску:
совершенно способен.
3. Принятие личной ответственности за изменения.
Степень, в которой клиент считает, что он сам является причи-
ной и источником своего эмоционального беспокойства:
средне принимает ответственность.
4. Согласие с моделью КПТ.
Принятие, понимание и согласие клиента с основными концепция-
ми КПТ, в том числе с домашними заданиями:
достаточно согласен.
5. Потенциальный терапевтический альянс.
Способность клиента выстроить конструктивные терапевтические
отношения:
средне способен.
6. Потенциальный альянс с другими, в т.ч. другими терапевта-
ми.
Способность клиента в принципе выстраивать позитивные отноше-
ния с другими людьми, включая предыдущий опыт терапии:
средне способен.
7. Хронический характер проблемы.
Чем более хроническая проблема клиента, тем больше потребует-
ся сессий:
проблема совершенно "свежая".
8. Защитное поведение.
Степень, в которой клиент использует какие-то способы защиты
(вроде алкоголя и т.п.), которые помогают ему чувствовать себя
лучше и безопаснее в краткосрочной перспективе, но могут способ-
ствовать возникновению проблем в долгосрочной перспективе:
использует скорее часто.
9. Способность концентрироваться.
Способность клиента в удерживать фокус на проблемах во время
сессии:
достаточно способен.
10. Общий оптимистичный или пессимистичный настрой в отноше-
нии терапии:
настроен оптимистично.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА.
Повышенный показатель потенциального отклика клиента на тера-
пию и потенциального эффекта от краткосрочной когнитивно-поведен-
ческой психотерапии.
|