МЕТОДИКА:
Детский многофакторный личностный вопросник
(The Children's Personality Questionnaire)
(CPQ)
(Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).
(адаптация Э.М.Александровской и И.Н.Гильяшевой).
Данная методика является модификацией взрослого варианта 16-факторно-
го личностного опросника Р. Кеттелла, и была специально разработана и
адаптирована для детей младшего школьного возраста (8 - 12 лет). Вопросы в
тесте специально подобранны так, чтобы быть понятны ребенку - он проще и
содержит меньшее количество вопросов. В опроснике - 12 шкал, соответствую-
щих основным чертам личности ребенка.
Модифицированный вариант детского личностного вопросника, предназна-
чен для измерения степени выраженности черт личности, функционально неза-
висимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследо-
ваний. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенно-
го качества или "первичной черты" (в вопроснике он измеряется в стенах -
единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным - 10 и сред-
ним - 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого
континуума. Соответственно, на эти биполярные содержания указывает значок
"+" или "-", стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими факторы.
Данный детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые
касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклас-
сниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных уста-
новок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор
и только к вопросам фактора В - три варианта ответа. При использовании
вопросников иногда может возникнуть нежелательный эффект искажения, порож-
даемый желанием выглядеть лучше в глазах экспериментатора или какой-либо
бессознательной установкой. В данной методике разработчики теста сделали
попытку свести до минимума этот источник ошибки. Вопросы были сформулиро-
ваны по возможности нейтрально и сбалансированы так, чтобы одинаковое чис-
ло положительных и отрицательных ответов давало равный вклад в счет шкалы.
Однако, чтобы результаты обследования были качественными, необходимо соз-
дать для каждого ребенка во время эксперимента доброжелательную непринуж-
денную обстановку и поддерживать хорошие взаимоотношения в течение всего
обследования.
Самое важное - экспериментатор должен вызвать у ребенка желание сот-
рудничать с ним и отвечать на каждый вопрос искренне.
Методика сконструирована таким образом, чтобы вопросы были понятны
как для младших школьников (8 лет), которые обязательно требуют индивиду-
ального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет).
Вопросник разделен на 2 идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал со-
держат по 10 вопросов (5 в каждой части), значимый ответ на каждый из них
оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных
таблиц переводится в специальные оценки - "стены".
Проведение тестирования.
После того, как ребенок проинструктирован, ему надо предоставить са-
мостоятельность, оказывая помощь при необходимости. Для детей младшего
школьного возраста, испытывающих трудности при чтении, экспериментатор
должен зачитывать каждый вопрос, отмечая ответы ребенка в опросном листе.
Следует подчеркнуть, что проведение индивидуального тестирования с актив-
ным участием экспериментатора, позволяет собрать более обширную информацию
о личности исследуемого школьника. Задавая вопросы, исследователь может
попросить у испытуемого объяснения, почему он отвечает так, а не иначе,
выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, следить за
его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время обсле-
дования. Полученная дополнительная информация обогащает представление об
обследуемом ребенке.
Обработка результатов исследования.
При оценке все ответы, которые совпадают с "ключом", оцениваются в 1
балл. Затем все баллы (1-й и 2-й части) суммируются по каждому фактору.
Полученная сумма баллов есть предварительная "сырая" оценка. Каждая пред-
варительная оценка переводится в "шкальную" - стандартную ("стен") путем
соотнесения с нормативными данными, представленными в виде таблиц, различ-
ных для детей разного пола и возраста (8-10 лет и 11-12 лет). В соответ-
ствующей полу и возрасту испытуемого таблице исследователь находит для
каждого фактора интервал, который включает предварительные оценки и соот-
носит их со значением нормативов, каждый из них и есть окончательная или
"шкальная" оценка, выраженная в стенах (единицах 10-балльной шкалы).
Данные в стенах, полученные в результате обследования, являются ос-
новным материалом обсуждаемого теста. Надо заметить, что измерения в пси-
хологии не имеют абсолютной шкалы, и в конечном итоге мы определяем поло-
жение одного индивида по отношению к другому или к группе.
В данной компьютерной программе все необходимые вычисления и интер-
претация результатов тестирования осуществляются в автоматическом режиме.
Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого ори-
ентируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая сложный ха-
рактер взаимодействия факторов методики результаты автоматической интер-
претации требуют коррекции со стороны профессионального психолога.
Ниже приводится развернутое описание 12 личностных факторов, исполь-
зуемых в детском варианте вопросника.
А-
Низкие значения фактора (1-3 стенов).
Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.
Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью,
чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях,
в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.
А+
Высокие значения фактора (8-10 стенов).
Открытый, доброжелательный, общительный, участливый.
Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общи-
тельного, веселого. Дети с высокими оценками по фактору А лучше приспособ-
лены социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по срав-
нению с мальчиками.
В-
Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают
конкретные формы мышления, объем знаний невелик.
Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя
лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению своих
проблем. У этих детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость.
В+
Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточ-
но развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний.
Высокие оценки по данному фактору отражают хороший уровень развития
вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение част-
ного из общего, овладение логическими и математическими операциями, лег-
кость усвоения новых знаний.
По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и
неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более вы-
сокие оценки.
С-
Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый.
Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на
неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками,
обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции,
испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном
полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.
С+
Уверенный в себе, спокойный, стабильный.
Высокие значения фактора С отражают уверенность в себе и, соответст-
венно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному вы-
полнению школьных требований.
D-
Неторопливый, сдержанный, флегматичный.
Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравнове-
шенность, сдержанность. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по
сравнению с девочками.
D+
Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый.
Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную воз-
будимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвы-
чайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них ха-
рактерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация
внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темпера-
мента, так и с условиями воспитания.
Е -
Послушный, зависимый, уступчивый.
При низких оценках ребенок демонстрирует зависимость от взрослых и
других детей, легко им подчиняется.
Е +
Доминирующий, независимый, напористый.
Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность
к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и
отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свой-
ства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием
агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т. к.
многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У де-
тей проявление этого фактора нередко выражается в виде "разговорчивости".
Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей возраст-
ной группы.
F-
Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный.
F +
Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый.
Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергич-
ностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им,
как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм.
Значения фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне
и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают
более высокие оценки.
G -
Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.
Эта шкала отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и
нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Низкие качества имеют дети, пре-
небрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфлик-
тующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, несобран-
ность, отсутствие стойкой мотивации.
G+
Добросовестный, исполнительный, ответcвенный.
На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким чувством
ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высо-
кие значения по этому фактору у детей младшей группы, девочки превосходят
мальчиков.
Н-
Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе.
Дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.
Н +
Социально-смелый, непринужденный, решительный.
Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со
взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высоким значением по фактору
Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми.
I-
Реалистичный, практичный, полагающийся на себя.
Отрицательный полюс отражает реалистический подход в решении ситуа-
ции, практицизм, мужественную независимость, практицизм, мужественную не-
зависимость.
I+
Чувствительный, нежный, зависимый от других.
Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое во-
ображение, эстетические наклонности, "женственную" мягкость и зависимость.
Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору
мягкий, сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, в большой
степени подверженный влияниям внешней среды. У девочек значения достоверно
выше, чем у мальчиков.
O-
Безмятежный, спокойный, оптимистичный.
O+
Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений.
Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон предчувст-
вия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет понижен-
ное настроение, в то время как ребенок с низкой оценкой спокое нередко
расстраивается.
Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения не-
вротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в
зависимости от ситуации.
Q3-
Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.
Низкий Q3 выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в
отношении социальных нормативов, плохо организован.
Q3+
Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов.
Высокое индивидуальное Q3 может быть расценено как лучшая социальная
приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни.
Расслабленный, спокойный,
невозмутимый
Q4-
Ребенок с низкой оценкой спокоен и невозмутим.
Q4+
Напряженный, раздражительный, фрустрированный.
Ребенок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуж-
дений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В
его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечает-
ся у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интел-
лектуальные способности.
Опросник состоит из 120 утверждений (60 + 60 в каждой их 2 частей).
Примерное время тестирования 30-40 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Детский многофакторный личностный вопросник (CPQ)
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма
*
10 ┼
9 ┼ ▄▄
8 ┼─▄▄─────────────██───────────────────
7 ┼ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ▄▄
6 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄
5 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██────▄▄─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
A B C D E F G H I O Q3 Q4
Факторы:
1. Аналитичность - Эмоциональность A = 8
2. Конкретное мышление - Абстрактное мышление B = 5
3. Слабость "Я" - Сила "Я" C = 7
4. Уравновешенность - Беспокойство D = 6
5. Конформность - Доминантность E = 7
6. Сдержанность - Экспрессивность F = 9
7. Слабость "Сверх-Я" - Сила "Сверх-Я" G = 6
8. Робость - Смелость H = 7
9. Жесткость - Мягкосердечность I = 5
10. Уверенность в себе - Тревожность O = 2
11. Импульсивность - Контроль желаний Q3 = 3
12. Расслабленность - Напряженность Q4 = 6
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Эмоционально выразительный, общительный, добросердечный, вни-
мательный, открытый, приспособляемый, отзывчивый, участвующий, го-
товый к сотрудничеству, естественный и непринужденный в поведении.
Жизнерадостный, воодушевленный, оптимистичный, легко воспри-
нимающий жизнь, веселый, беспечный, разговорчивый, верящий в уда-
чу, энергичный, полный энтузиазма, искренний в отношениях с людь-
ми, часто бывает лидером.
Веселый, жизнерадостный, безмятежный, невозмутимый, расслаб-
ленный, уверенный в своих успехах и возможностях, живо откликаю-
щийся на все происходящие события, беззаботный, нечувствительный к
замечаниям и упрекам, его трудно вывести из себя.
Действующий неравномерно и неупорядоченно, не умеющий органи-
зовывать свое время и порядок выполнения дел, необращающий внима-
ния на социальные требования и предписания, с пониженным самокон-
тролем своих эмоций и поведения.
|