МЕТОДИКА:                                  
                Детский многофакторный личностный вопросник                 
                (The Children's Personality Questionnaire)                  
                                  (CPQ)                                     
                          (Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).                          
             (адаптация Э.М.Александровской и И.Н.Гильяшевой).              
 
      Данная методика является модификацией взрослого варианта 16-факторно- 
 го личностного опросника Р. Кеттелла,  и  была  специально  разработана  и 
 адаптирована для детей младшего школьного возраста (8 - 12 лет). Вопросы в  
 тесте специально подобранны так, чтобы быть понятны ребенку - он  проще  и  
 содержит меньшее количество вопросов. В опроснике - 12 шкал, соответствую- 
 щих основным чертам личности ребенка.                                      
       Модифицированный вариант детского личностного вопросника,  предназна- 
 чен для измерения степени выраженности черт личности, функционально  неза- 
 висимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследо- 
 ваний. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенно- 
 го качества или "первичной черты" (в вопроснике он измеряется  в  стенах - 
 единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным - 10 и сред- 
 ним - 5,5 балла) и характеризуется биполярно по  крайним  значениям  этого 
 континуума. Соответственно, на эти биполярные содержания указывает значок  
 "+" или "-",  стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими факторы.     
      Данный детский личностный вопросник содержит  120  вопросов,  которые 
 касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклас- 
 сниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных уста- 
 новок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор 
 и только к вопросам фактора В - три  варианта  ответа.  При  использовании 
 вопросников иногда может возникнуть нежелательный эффект искажения, порож- 
 даемый желанием выглядеть лучше в глазах экспериментатора  или  какой-либо 
 бессознательной установкой. В данной методике разработчики  теста  сделали 
 попытку свести до минимума этот источник ошибки. Вопросы были  сформулиро- 
 ваны по возможности нейтрально и сбалансированы так, чтобы одинаковое чис- 
 ло положительных и отрицательных ответов давало равный вклад в счет шкалы. 
 Однако, чтобы результаты обследования были качественными, необходимо  соз- 
 дать для каждого ребенка во время эксперимента доброжелательную  непринуж- 
 денную обстановку и поддерживать хорошие взаимоотношения в  течение  всего 
 обследования.                                                              
      Самое важное - экспериментатор должен вызвать у ребенка желание  сот- 
 рудничать с ним и отвечать на каждый вопрос искренне.                      
      Методика сконструирована таким образом, чтобы  вопросы  были  понятны 
 как для младших школьников (8 лет), которые обязательно требуют  индивиду- 
 ального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). 
 Вопросник разделен на 2 идентичные части по 60 вопросов, все 12  шкал  со- 
 держат по 10 вопросов (5 в каждой части), значимый ответ на каждый из  них 
 оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с  помощью  специальных 
 таблиц переводится в специальные оценки - "стены".                         
 
      Проведение тестирования.                                              
      После того, как ребенок проинструктирован, ему надо предоставить  са- 
 мостоятельность, оказывая помощь при  необходимости.  Для  детей  младшего 
 школьного возраста, испытывающих  трудности  при  чтении,  экспериментатор 
 должен зачитывать каждый вопрос, отмечая ответы ребенка в опросном  листе. 
 Следует подчеркнуть, что проведение индивидуального тестирования с  актив- 
 ным участием экспериментатора, позволяет собрать более обширную информацию 
 о личности исследуемого школьника. Задавая  вопросы,  исследователь  может 
 попросить у испытуемого объяснения, почему он отвечает так,  а  не  иначе, 
 выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, следить за 
 его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время обсле- 
 дования. Полученная  дополнительная информация обогащает представление  об 
 обследуемом ребенке.                                                       
 
      Обработка результатов исследования.                                   
      При оценке все ответы, которые совпадают с "ключом", оцениваются в  1 
 балл. Затем все баллы (1-й и 2-й части) суммируются  по  каждому  фактору. 
 Полученная сумма баллов есть предварительная "сырая" оценка. Каждая  пред- 
 варительная оценка переводится в "шкальную" - стандартную  ("стен")  путем 
 соотнесения с нормативными данными, представленными в виде таблиц, различ- 
 ных для детей разного пола и возраста (8-10 лет и 11-12 лет).  В  соответ- 
 ствующей полу и возрасту испытуемого  таблице  исследователь  находит  для 
 каждого фактора интервал, который включает предварительные оценки и  соот- 
 носит их со значением нормативов, каждый из них и есть  окончательная  или 
 "шкальная" оценка, выраженная в стенах (единицах 10-балльной шкалы).       
      Данные в стенах, полученные в результате обследования,  являются  ос- 
 новным материалом обсуждаемого теста. Надо заметить, что измерения в  пси- 
 хологии не имеют абсолютной шкалы, и в конечном итоге мы определяем  поло- 
 жение одного индивида по отношению к другому или к группе.                 
      В данной компьютерной программе все необходимые вычисления  и  интер- 
 претация результатов тестирования осуществляются в автоматическом режиме.  
      Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого  ори- 
 ентируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая  сложный  ха- 
 рактер взаимодействия факторов методики результаты  автоматической  интер- 
 претации требуют коррекции со стороны профессионального психолога.         
 
      Ниже приводится развернутое описание 12 личностных факторов,  исполь- 
 зуемых в детском варианте вопросника.                                      
 
      А-                                                                    
      Низкие значения фактора (1-3 стенов).                                 
      Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.                   
      Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, 
 чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных  отношениях, 
 в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.      
      А+                                                                    
      Высокие значения фактора (8-10 стенов).                               
      Открытый, доброжелательный, общительный, участливый.                  
      Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого,  общи- 
 тельного, веселого. Дети с высокими оценками по фактору А лучше приспособ- 
 лены социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по  срав- 
 нению с мальчиками.                                                        
 
      В-                                                                    
      Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают 
 конкретные формы мышления, объем знаний невелик.                           
      Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания,  используя 
 лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению  своих 
 проблем. У этих детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость.      
      В+                                                                    
      Высокая степень сформированности интеллектуальных функций,  достаточ- 
 но развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний.               
      Высокие оценки по данному фактору отражают хороший  уровень  развития 
 вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение  част- 
 ного из общего, овладение логическими и математическими  операциями,  лег- 
 кость усвоения новых знаний.                                               
      По этому фактору прослеживаются четкие различия между  успевающими  и 
 неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более  вы- 
 сокие оценки.                                                              
 
      С-                                                                    
      Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый.                      
      Низкие значения регистрируются у детей, которые  остро  реагируют  на 
 неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со  сверстниками, 
 обнаруживают неустойчивость настроения, плохо  контролируют  свои  эмоции, 
 испытывают трудности в приспособлении к новым условиям.  На  отрицательном 
 полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.       
      С+                                                                    
      Уверенный в себе, спокойный, стабильный.                              
      Высокие значения фактора С отражают уверенность в себе и,  соответст- 
 венно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному  вы- 
 полнению школьных требований.                                              
 
      D-                                                                    
      Неторопливый, сдержанный, флегматичный.                               
      Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравнове- 
 шенность, сдержанность. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по 
 сравнению с девочками.                                                     
      D+                                                                    
      Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый.                           
      Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную  воз- 
 будимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие  стимулы,  чрезвы- 
 чайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для  них  ха- 
 рактерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная  концентрация 
 внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темпера- 
 мента, так и с условиями воспитания.                                       
 
      Е -                                                                   
      Послушный, зависимый, уступчивый.                                     
      При низких оценках ребенок демонстрирует зависимость  от  взрослых  и 
 других детей, легко им подчиняется.                                        
      Е +                                                                   
      Доминирующий, независимый, напористый.                                
      Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную  склонность 
 к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так  и  взрослым,  и 
 отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свой- 
 ства у детей нередко сопровождается  поведенческими  проблемами,  наличием 
 агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т. к. 
 многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У де- 
 тей проявление этого фактора нередко выражается в виде "разговорчивости".  
      Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей  возраст- 
 ной группы.                                                                
 
      F-                                                                    
      Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный.                 
      F +                                                                   
      Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый.                        
      Дети, имеющие высокую оценку по этому  фактору,  отличаются  энергич- 
 ностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска;  им, 
 как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный  оптимизм. 
      Значения фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне 
 и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками  показывают 
 более высокие оценки.                                                      
 
      G -                                                                   
      Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.     
      Эта шкала отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и 
 нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Низкие качества имеют дети, пре- 
 небрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфлик- 
 тующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, несобран- 
 ность, отсутствие стойкой мотивации.                                       
      G+                                                                    
      Добросовестный, исполнительный, ответcвенный.                         
      На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким  чувством 
 ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высо- 
 кие значения по этому фактору у детей младшей группы, девочки  превосходят 
 мальчиков.                                                                 
 
      Н-                                                                    
      Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе.                         
      Дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.    
      Н +                                                                   
      Социально-смелый, непринужденный, решительный.                        
      Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений  ребенка  со 
 взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высоким значением по фактору 
 Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми.     
 
      I-                                                                    
      Реалистичный, практичный, полагающийся на себя.                       
      Отрицательный полюс отражает реалистический подход в  решении  ситуа- 
 ции, практицизм, мужественную независимость, практицизм, мужественную  не- 
 зависимость.                                                               
      I+                                                                    
      Чувствительный, нежный, зависимый от других.                          
      Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое во- 
 ображение, эстетические наклонности, "женственную" мягкость и зависимость. 
      Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору 
 мягкий, сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в  поддержке,  в  большой 
 степени подверженный влияниям внешней среды. У девочек значения достоверно 
 выше, чем у мальчиков.                                                     
 
      O-                                                                    
      Безмятежный, спокойный, оптимистичный.                                
      O+                                                                    
      Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений.                      
      Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон  предчувст- 
 вия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет  понижен- 
 ное настроение, в то время как ребенок с  низкой  оценкой  спокое  нередко 
 расстраивается.                                                            
      Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения  не- 
 вротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или  депрессии  в 
 зависимости от ситуации.                                                   
 
      Q3-                                                                   
      Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.          
      Низкий Q3 выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в 
 отношении социальных нормативов, плохо организован.                        
      Q3+                                                                   
      Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов.        
      Высокое индивидуальное Q3 может быть расценено как лучшая  социальная 
 приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. 
     Расслабленный, спокойный,                                              
 невозмутимый                                                               
 
      Q4-                                                                   
      Ребенок с низкой оценкой спокоен и невозмутим.                        
      Q4+                                                                   
      Напряженный, раздражительный, фрустрированный.                        
      Ребенок с высоким значением этого фактора отличается избытком  побуж- 
 дений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В 
 его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечает- 
 ся у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие  интел- 
 лектуальные способности.                                                   
 
      Опросник состоит из 120 утверждений (60 + 60 в каждой их 2 частей).   
      Примерное время тестирования 30-40 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Детский многофакторный личностный вопросник (CPQ)                
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                              Диаграмма                                     
 
                *                                                           
             10 ┼                                                           
              9 ┼                ▄▄                                         
              8 ┼─▄▄─────────────██───────────────────                      
              7 ┼ ██    ▄▄    ▄▄ ██    ▄▄                                   
              6 ┼ ██    ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██          ▄▄                       
              5 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄       ██                       
              4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██       ██                       
              3 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██────▄▄─██─                      
              2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██                       
              1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                       
              0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                     
                  A  B  C  D  E  F  G  H  I  O  Q3 Q4                       
 
                             Факторы:                                       
 
      1. Аналитичность - Эмоциональность                A =  8              
      2. Конкретное мышление - Абстрактное мышление     B =  5              
      3. Слабость "Я" - Сила "Я"                        C =  7              
      4. Уравновешенность - Беспокойство                D =  6              
      5. Конформность - Доминантность                   E =  7              
      6. Сдержанность - Экспрессивность                 F =  9              
      7. Слабость "Сверх-Я" - Сила "Сверх-Я"            G =  6              
      8. Робость -  Смелость                            H =  7              
      9. Жесткость - Мягкосердечность                   I =  5              
     10. Уверенность в себе - Тревожность               O =  2              
     11. Импульсивность - Контроль желаний             Q3 =  3              
     12. Расслабленность - Напряженность               Q4 =  6              
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Эмоционально выразительный, общительный, добросердечный, вни-         
 мательный, открытый, приспособляемый, отзывчивый, участвующий, го-         
 товый к сотрудничеству, естественный и непринужденный в поведении.         
 
      Жизнерадостный, воодушевленный, оптимистичный, легко  воспри-         
 нимающий жизнь, веселый, беспечный, разговорчивый, верящий в  уда-         
 чу, энергичный, полный энтузиазма, искренний в отношениях с  людь-         
 ми, часто бывает лидером.                                                  
 
      Веселый, жизнерадостный, безмятежный, невозмутимый,  расслаб-         
 ленный, уверенный в своих успехах и возможностях,  живо  откликаю-         
 щийся на все происходящие события, беззаботный, нечувствительный к         
 замечаниям и упрекам, его трудно вывести из себя.                          
 
      Действующий неравномерно и неупорядоченно, не умеющий органи-         
 зовывать свое время и порядок выполнения дел, необращающий  внима-         
 ния на социальные требования и предписания, с пониженным  самокон-         
 тролем своих эмоций и поведения.