МЕТОДИКА:                                  
                      Шкала явной тревожности для детей                     
                  The Children's for Manifest Anxiety Scale                 
             (А. Кастанеда, Б.Р. Маккандлес, Д.С. Палермо, 1956).           
 
       I. Краткая характеристика и история создания. Шкала явной тревожнос- 
 ти для детей (The Children's for  Manifest  Anxiety  Scale)  предназначена 
 для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 
 8-12 лет. Тревожность в данном случае понимается  как  разлитое  (т. е. не 
 связанное с каким-либо определенным типом или типами ситуаций) хроническое 
 переживание психического и соматического напряжения, проявляющееся в уста- 
 лости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней  скованности, 
 склонности даже по незначительным  поводам  испытывать  приступы  сильного 
 страха и беспокойства и т. п.                                              
       Шкала была разработана группой американских психологов - А. Кастане- 
 да, Б. Р. Маккандлес, Д. С. Палермо - в 1956 г. на основе шкалы явной тре- 
 вожности (Manifest Anxiety Scale, MAS) Дж. Тейлора (1953), предназначенной 
 для взрослых. Как известно, шкала Тейлора была  создана  путем  отбора  из 
 Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI)  таких  пунктов 
 из составляющих его шкал, которые соответствовали  бы  клиническому  пред- 
 ставлению о хронических тревожных реакциях. Для детской шкалы  явной  тре- 
 вожности, в свою очередь, были отобраны 42 пункта, оцененные как  наиболее 
 показательные с точки зрения проявления хронических  тревожных  реакций  у 
 детей. Кроме того,  детский  вариант  дополнен  11  пунктами,  выявляющими 
 склонность ребенка сознательно искажать свои результаты, давая, с его точ- 
 ки зрения, "правильный", "желательный" ответ - так называемая "шкала лжи", 
 "шкала видения себя в лучшем свете" или "шкала искаженного представления о 
 себе" - т. е. оценочной L-шкалой.                                          
       Шкала Дж. Тейлора, так называемая "Личностная шкала проявлений  тре- 
 воги", "Шкала личностной тревожности" и т. д., получила широкое  распрост- 
 ранение и нашей стране, как в психологической практике, так и в исследова- 
 тельской работе. Наиболее известна адаптация Т. А.  Немчина  (1966),  хотя 
 имеются и другие варианты. Шкала часто используется в работе психолога  со 
 старшеклассниками, в частности, для целей профориентации, для  характерис- 
 тик "групп риска". Детская шкала явной тревожности, насколько нам  извест- 
 но, в отечественной психологии не используется. Между тем данные о ее при- 
 менении во многих странах, включая США, Францию, Японию, Чехию, доказывают 
 ее достаточно высокую клиническую валидность и  продуктивность  применения 
 для решения широкого круга практических и исследовательских задач.         
 
      II. Адаптация и стандартизация шкалы.                                 
      Предлагаемый ниже вариант Шкалы явной тревожности для детей был адап- 
 тирован в 1991-1993 гг. Адаптация проводилась с помощью группы  экспертов, 
 включавшей детских психологов, педагогов, медицинского психолога, детского 
 психиатра и детского психотерапевта, а также школьников различных  возрас- 
 тов - с пятого по девятый класс. Основные изменения, произведенные в  про- 
 цессе адаптации в тексте методики, сводились к следующему.                 
 
      1. Предъявление высказываний во втором лице, а не в  первом,  как  в  
 языке оригинала. Мы следовали уже имеющейся в отечественной  психодиагнос- 
 тике практике адаптации MMPI, где были доказаны возможность и целесообраз- 
 ность употребления подобной формы высказываний у взрослых испытуемых. Дан- 
 ные, полученные в процессе адаптации, свидетельствуют, что для взрослых  и 
 для детей предъявление высказываний во втором лице позволяет  воспринимать 
 их как более естественные, делает методику более простой и  понятной,  об- 
 легчает выбор варианта ответа.                                             
      2. Замена вариантов ответа "да-нет" на "верно-неверно".               
      3. Изменение формулировки некоторых высказываний или их полная  заме- 
 на, как это обычно делается при адаптации теста в новой  культурнолингвис- 
 тической среде. При этом по возможности использовались высказывания,  вхо- 
 дящие либо в русский вариант шкалы Дж. Тейлора, либо в версию MMPI Ф.  Бе- 
 резина и др. Этот вариант  методики  прошел  стандартную  психометрическую 
 проверку, в которой участвовали 840 школьников 8- 12 лет из различных  ре- 
 гионов страны (количественный состав половозрастных  групп  представлен  в 
 Приложении I). Надежность выявлялась по коэффициенту стабильности теста  с 
 помощью метода тест - ретест, проведенного с промежутком 1-1,5 мес., и ко- 
 эффициента однородности, выявляемого с помощью метода деления  пополам.  В 
 обоих случаях получены удовлетворительные коэффициенты надежности -  соот- 
 ветственно 0,85 и 0,72, что близко к данным, полученным при создании теста 
 и его адаптации в других странах.                                          
      3. Построение методики. Способ предъявления. Сферы применения.        
      Предлагаемый вариант Шкалы явной тревожности для детей  содержит  так 
 же как и оригинал теста 53 вопроса, 42 из которых ориентированы на выявле- 
 ние различных показателей тревожности и 11 - диагностику тенденций ребенка 
 искажать свои ответы в пользу социальной желательности. К каждому  вопросу 
 шкалы дается два ответа: верно или неверно. Поскольку методика  диагности- 
 рует явную, а не маскируемую, отчетливо осознаваемую самим школьником тре- 
 вожность (хотя, конечно, не обязательно им так называемую), то  высказыва- 
 ния, входящие в шкалу, содержат указания на проявления наиболее очевидных, 
 сильных симптомов тревожности. При этом  спецификой  детской  шкалы  явной 
 тревожности, в отличие от взрослого варианта - шкалы Дж. Тейлора, -  явля- 
 ется то, что все эти симптомы представлены в утвердительных высказываниях, 
 т. е. школьник должен признать у себя их наличие, ответив верно.  Высказы- 
 вания, составляющие L-шкалу, подразумевают как положительные, так и  отри- 
 цательные ответы. С детьми 8-9 лет методику  проводить  индивидуально,  со 
 школьниками 10-12 лет она может проводиться в группах, с соблюдением  всех 
 стандартных правил группового обследования. При индивидуальном  проведении 
 методики с детьми младшего возраста  (8 лет),  испытывающими  трудности  в 
 чтении, может быть использован устный способ предъявления - психолог зачи- 
 тывает ребенку каждый пункт и фиксирует ответ школьника.  После  индивиду- 
 ального заполнения шкалы целесообразно  попросить  школьника  отметить  те 
 проявления тревожности, которые наиболее часто у него  встречаются  и  те, 
 которые в наибольшей степени мешают ему, "мучают" его.  Следует  отметить, 
 что вопросы о причинах выбора того или иного варианта ответа обычно оказы- 
 ваются малоинформативными. При групповом проведении необходимо  предложить 
 общую инструкцию, которая обычно  дается  перед  проведением  коллективных 
 тестов, после чего предложить детям ознакомиться с инструкцией к методике, 
 предъявленной на бланке и продемонстрировать пример выполнения,  используя 
 образцы, даваемые на бланке. При групповом тестировании  нельзя  использо- 
 вать вариант чтения психологом высказываний вслух, так как многие  из  них 
 носят интимный характер, и их прочтение может вызвать в группе нежелатель- 
 ную реакцию.                                                               
       Примерное время заполнения методики - 15-20 мин.                     
       Применение теста хорошо зарекомендовало себя при  решении  следующих 
 практических задач:                                                        
       а) выявление групп риска с точки зрения  сохранения  и  профилактики 
 психического здоровья детей;                                               
       б) профилактика "срывов", связанных с экзаменационными, конкурсными, 
 соревновательными и другими условиями, предъявляющими повышенные  требова- 
 ния к нервно-психическому состоянию школьника;                             
       в) выявление причин школьной дезадаптации;                           
       г) в психогигиенических целях - для определения оптимального  распи- 
 сания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т. п.;    
       д) при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школь- 
 ника, нарушениями сна и др.;                                               
       е) при определении целесообразности посещения ребенком группы  прод- 
 ленного дня.                                                               
 
 
                            ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                            
 
                                    ---                                     
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Шкала явной тревожности для детей (CMAS).                        
 Ф.И.О: ____________________________                                        
 Доп. данные: ______________________                                        
 
 
                         Шкала неискренности:                               
 
             0 ╟─▒▒▒▒▒▒────────────────────────────╢> L                     
 
                 <──[+]──><─[?]─><──────[-]──────>                          
 
                                L =  2                                      
 
 
                         Шкала тревожности:                                 
 
    0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────────╢> Тр            
 
        <─────[-]─────><────────[=]───────><─────[+]─────>                  
 
                       Тревожность - Тр =  8                                
 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Искренность в  ситуации тестирования.  Откровенность  в  рас-         
 крытии особенностей своего характера. Возможно,  повышенная  само-         
 критичность или склонность к подчеркиванию существующих проблем  и         
 затруднений.                                                               
 
      Повышенный уровень тревожности. Некоторая  эмоциональная  не-         
 уравновешенность, напряженность, внутреннее  беспокойство,  озабо-         
 ченность. Предрасположенность к восприятию  широкого круга  ситуа-         
 ций как угрожающих своей самооценке,  престижу,  самоуважению  или         
 жизнедеятельности. Склонность реагировать на такие ситуации состо-         
 янием тревоги. Повышенная чувствительность в отношении  тех  нега-         
 тивных событий или неудач, которые только  предположительно  могут         
 случиться или произойти.