МЕТОДИКА:
Четырехмодальностный эмоциональный опросник
(Л.А. Рабинович, модифицированный вариант Е.П. Ильина).
Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.
ЭМОЦИИ (от лат. emovere - волновать, возбуждать) - особый класс пси-
хических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинк-
тами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного пере-
живания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих
на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции слу-
жат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятель-
ности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней
деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоцио-
нальные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и
объективные; первичные и вторичные):
1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание);
2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты,
пантомимика, голосовые реакции и др.);
3) когнитивный, в т.ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание
воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно,
придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональ-
ность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компо-
нентов эмоций);
4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент
(включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т.ч. эндокринные,
изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся
в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т.д.);
5) поведенческий компонент.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - свойство человека, характеризующие содержание, ка-
чество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих тем-
перамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темпера-
мента - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержа-
тельные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие осо-
бую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми осо-
бенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы
мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные
свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внеш-
него мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К дина-
мическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, проте-
кания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
Этот вопросник состоит из 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4
варианта ответа:
"безусловно, дa",
"пожалуй, дa",
"пожалуй, нет"
"безусловно, нет".
За первый ответ испытуемый получает 4 балла, за второй - 3 балла, за
третий - 1 балл, за четвертый - 0.
К каждой эмоции (радости, гневу, страху, печали) относится по 12 воп-
росов (2 вопроса являются одновременно прямыми для одной модальности (ра-
дости или печали) и обратными для друrой).
Процедура анкетирования и вычисления индивидуальных оценок по каждой
из модальностей такова. Перед анкетированием испытуемому вручается пись-
менная инструкция, вопросник и бланк для ответов, имеющий 4 гpафы, соот-
ветствующие 4 вариантам ответов. Согласно инструкции, испытуемые должны
заносить номера вопросов в те графы бланка ответов, которые им наиболее
подходят.
Ответы испытуемых оцениваются экспериментатором по 4-балльной систе-
ме. Вычисление индивидуальных оценок по каждой из модальностей состоит в
суммировании количества ответов каждого из указанных вариантов, умножении
их на то количество баллов, которым данный вариант ответа оценивается, и
суммировании баллов всех вариантов ответов. Максимально высокая индивиду-
альная оценка по каждой из модальностей - 48 баллов, минимальная - 0.
Из-за сложности понимания тoгo, как подсчитывать сумму баллов, засчи-
тываемых при ответах "нет", все вопросы подобного типа в данном варианте
методики переделаны Е.П. Ильиным с отрицательных ответов на утвердитель-
ные.
Вопросы этой методики помогают выявлять не собственно эмоции, а на-
строение, оптимизм или пессимизм, агрессивность и другие характеристики
личности, что, собственно, было предопределено целью создания данного оп-
росника: выявить устойчивые эмоциональные переживания обследуемых. Поэтому
данную методику в значительной мере можно рассматривать не как выявление в
чистом виде переживаемых эмоций (радости, гнева, страха и печали), а как
склонность субъекта к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному
или негативному эмоциональному фону.
Примечание к компьютерной версии.
В связи с отсутствием количественных критериев интерпретации резуль-
татов тестирования в данной компьютерной версии были приняты следующие ус-
ловные критерии оценок:
0 - 9 низкие значения;
10 - 19 пониженные значения;
20 - 29 средние значения;
30 - 39 повышенные значения;
40 - 48 высокие значения.
Опросник состоит из 46 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 мин.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Четырехмодальностный эмоциональный опросник.
Ф.И.О: ______________________________
Доп. данные:_________________________
Диаграмма.
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢> Рд
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢> Гн
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢> Ст
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█───────────────────╢> Пч
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]─>
Tестовые показатели:
1. Радость - Рд = 12
2. Гнев - Гн = 27
3. Страх - Ст = 26
4. Печаль - Пч = 30
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Пониженный уровень склонности к переживанию радости, которая
характеризуется чувством удовлетворения, благополучия, психологи-
ческого комфорта, расслабленности, ощущением необыкновенной лег-
кости, уверенности в себе и в своей способности преодолевать любые
трудности и преграды.
Средний уровень склонности к гневным реакциям в ситуациях ре-
альной или предполагаемой допущенной несправедливости, обмана,
ошибки, оскорбления, неудачи, предательства, ограничения физичес-
кой свободы, психологических ограничений и др.
Средний уровень склонности к переживаниям страха в ситуациях
ожидания угрозы или опасности для своего физического и/или психо-
логического "Я".
Повышенный уровень склонности к печали, которая возникает в
результате действительной или воображаемой утраты, которая угрожа-
ет самоуважению, самоуверенности и эмоциональной безопасности лич-
ности. Эмоция печали переживается как уныние, грусть, чувство оди-
ночества и изоляции. Психологической основой печали могут быть
разнообразные проблемные ситуации, с которыми человек сталкивается
в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности,
другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания.
|