МЕТОДИКА:                                   
                 Опросник "Когнитивная регуляция эмоций"                    
                      (Н. Гарнефски, В. Крайг)                              
           (Cognitive Emotion Regulation Questionnaire - CERQ)              
                      (N. Garnefski, V. Kraaij)                             
                 (адаптация: О.Л. Писарева, А. Гриценко).                   
 
      Методика предназначена для диагностики стратегий когнитивной  регуля- 
 ции эмоций в стрессовых ситуациях.                                         
 
      Когнитивная регуляция эмоций - это регуляция эмоций посредством  ког- 
 ниций, позволяющая человеку удерживать контроль над  своими  эмоциями  под 
 воздействием, а также после угрозы или стрессовых ситуаций.                
 
      Согласно предложенной модели, авторами было выделено 9 основных  ког- 
 нитивных стратегий регуляции эмоций, которые могут быть  отнесены  к  двум 
 разным категориям:                                                         
      I. Cпособствующие успешной адаптации (или "эффективные") стратегии:   
      1) принятие того, что случилось;                                      
      2) позитивная перефокусировка;                                        
      3) фокусирование на планировании;                                     
      4) позитивная переоценка;                                             
      5) рассмотрение в перспективе.                                        
      II. Препятствующие адаптации и усиливающие дезадаптационные эффекты   
 (или "деструктивные") стратегии:                                           
      6) самообвинение;                                                     
      7) руминации / навязчивые мысли о событии;                            
      8) катастрофизация;                                                   
      9) обвинение других.                                                  
 
      Оригинальный вариант опросника CERQ направлен на оценку  частоты  ис- 
 пользования каждой из 9 выделенных когнитивных стратегий регуляции эмоций. 
 Методика состоит из 36 утверждений (по 4 пункта на каждую шкалу). Обследу- 
 емого просят обратиться к своему опыту переживания трудных ситуаций и оце- 
 нить, насколько часто им используются те или  иные  способы  совладания  с 
 трудностями, давая ответ по каждому пункту опросника по  5-балльной  шкале 
 Лайкерта: от 1 балла ("никогда") до 5 баллов  ("почти  всегда").  Возможны 
 два способа проведения опроса. В первом случае  обследуемого  просят  оце- 
 нить, какие мысли для него типичны при переживании различных затруднитель- 
 ных жизненных ситуаций. Во втором случае в инструкции уточняется,  что  он 
 должен давать ответы по отношению к какому-то конкретному событию или  оп- 
 ределенным трудным обстоятельствам (например, в случае болезни или пережи- 
 вания того или иного стрессогенного события). Согласно  авторским  данным, 
 опросник можно использовать для  оценки  когнитивных  стратегий  регуляции 
 эмоций у взрослых и подростков старше 12 лет (Garnefski et al., 2002).     
      В структуру оригинального варианта опросника входит 9 шкал:           
      I. "Самообвинение" - мысли, в которых человек винит себя за случивше- 
 еся (например: "Я чувствую, что именно я в ответе за это").                
      II. "Принятие" - мысли о принятии того, что случилось ("Я думаю,  что 
 должен принять то, что случилось").                                        
      III. "Руминации" - постоянные размышления о мыслях и  чувствах,  свя- 
 занных с пережитой трудной ситуацией ("Я размышляю о своих чувствах по по- 
 воду того, что мне пришлось пережить").                                    
      IV. "Позитивная перефокусировка" - отвлечение на мысли о других,  бо- 
 лее приятных событиях и ситуациях вместо размышлений о пережитых затрудне- 
 ниях ("Я думаю о более приятных вещах, чем то, что я испытал").            
      V. "Фокусирование на планировании" - размышления о том, какие следую- 
 щие шаги лучше предпринять по отношению к случившемуся ("Я  думаю  о  том, 
 как мне лучше всего справиться с этой ситуацией").                         
      VI. "Позитивная переоценка" - поиск положительного смысла  в  произо- 
 шедшем событии в целях личностного роста или приобретения нового опыта ("Я 
 думаю, что я могу вынести что-то полезное из этой ситуации").              
      VII. "Рассмотрение в перспективе" - снижение исключительной значимос- 
 ти события за счет его сравнения с другими ситуациями ("Я думаю, все могло 
 быть гораздо хуже").                                                       
      VIII. "Катастрофизация" - мысли о глобальных  размерах  произошедшего 
 события и его отрицательных последствиях ("Мне кажется, что то, что  пере- 
 жил я, намного хуже того, что довелось пережить другим").                  
      IX. "Обвинение других" - перекладывание вины за  пережитое  человеком 
 событие на окружающих (например: "Я считаю, что виноваты другие").         
 
      В разных ситуациях могут использовать разные способы когнитивной  ре- 
 гуляции эмоций, однако некоторые из этих способов человек использует  чаще 
 остальных, тем самым формируя индивидуальный стиль  когнитивной  регуляции 
 эмоций.                                                                    
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах  с 
 нулевой точкой отсчета.                                                    
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий тестовый показатель;                               
      21% -  40%  пониженный тестовый показатель;                           
      41% -  60%  средний тестовый показатель;                              
      61% -  80%  повышенный тестовый показатель;                           
      81% - 100%  высокий тестовый показатель.                              
 
      Опросник состоит из 36 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Опросник "Когнитивная регуляция эмоций" (CERQ).                  
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                   % *                                                      
                 100 ┼────────────────────────────                          
                  90 ┼                                                      
                  80 ┼────██──────────────────────                          
                  70 ┼    ██       ██                                       
                  60 ┼────██───────██─██─██───────                          
                  50 ┼    ██       ██ ██ ██                                 
                  40 ┼────██───────██─██─██─██────                          
                  30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                  20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██────                          
                  10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                           
                   0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                         
                       См Пр Сс Пф Пл Пр Пс Кт Об                           
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
         1. "Самообвинение"                   - См = 10  38%                
         2. "Принятие"                        - Пр = 17  81%                
         3. "Сосредоточение"                  - Сс = 10  38%                
         4. "Положительная перефокусировка"   - Пф =  9  31%                
         5. "Перефокусировка на планировании" - Пл = 16  75%                
         6. "Позитивный пересмотр"            - Пр = 14  62%                
         7. "Помещение в перспективу"         - Пс = 14  62%                
         8. "Катастрофизация"                 - Кт = 11  44%                
         9. "Обвинение"                       - Об =  7  19%                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. "Самообвинение" - мысли, в которых человек винит  себя  за         
 случившееся.                                                               
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      2. "Принятие" - мысли о принятии того, что случилось.                 
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      3. "Сосредоточение" - постоянные размышления о мыслях и  чув-         
 ствах, связанных с пережитой трудной ситуацией.                            
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      4. "Положительная перефокусировка" - отвлечение  на  мысли  о         
 других, более приятных событиях и ситуациях вместо  размышлений  о         
 пережитых затруднениях.                                                    
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      5. "Перефокусировка на планировании" - размышления о том, ка-         
 кие следующие шаги лучше предпринять по отношению к случившемуся.          
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      6. "Позитивный пересмотр" -  поиск  положительного  смысла  в         
 произошедшем событии в целях личностного  роста  или  приобретения         
 нового опыта.                                                              
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      7. "Помещение в перспективу" - снижение исключительной значи-         
 мости события за счет его сравнения с другими ситуациями.                  
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      8. "Катастрофизация" - мысли о глобальных размерах произошед-         
 шего события и его отрицательных последствиях.                             
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      9. "Обвинение" - перекладывание вины за  пережитое  человеком         
 событие на окружающих.                                                     
      Тестовый показатель: низкий.