МЕТОДИКА:
Опросник "Когнитивная регуляция эмоций"
(Н. Гарнефски, В. Крайг)
(Cognitive Emotion Regulation Questionnaire - CERQ)
(N. Garnefski, V. Kraaij)
(адаптация: О.Л. Писарева, А. Гриценко).
Методика предназначена для диагностики стратегий когнитивной регуля-
ции эмоций в стрессовых ситуациях.
Когнитивная регуляция эмоций - это регуляция эмоций посредством ког-
ниций, позволяющая человеку удерживать контроль над своими эмоциями под
воздействием, а также после угрозы или стрессовых ситуаций.
Согласно предложенной модели, авторами было выделено 9 основных ког-
нитивных стратегий регуляции эмоций, которые могут быть отнесены к двум
разным категориям:
I. Cпособствующие успешной адаптации (или "эффективные") стратегии:
1) принятие того, что случилось;
2) позитивная перефокусировка;
3) фокусирование на планировании;
4) позитивная переоценка;
5) рассмотрение в перспективе.
II. Препятствующие адаптации и усиливающие дезадаптационные эффекты
(или "деструктивные") стратегии:
6) самообвинение;
7) руминации / навязчивые мысли о событии;
8) катастрофизация;
9) обвинение других.
Оригинальный вариант опросника CERQ направлен на оценку частоты ис-
пользования каждой из 9 выделенных когнитивных стратегий регуляции эмоций.
Методика состоит из 36 утверждений (по 4 пункта на каждую шкалу). Обследу-
емого просят обратиться к своему опыту переживания трудных ситуаций и оце-
нить, насколько часто им используются те или иные способы совладания с
трудностями, давая ответ по каждому пункту опросника по 5-балльной шкале
Лайкерта: от 1 балла ("никогда") до 5 баллов ("почти всегда"). Возможны
два способа проведения опроса. В первом случае обследуемого просят оце-
нить, какие мысли для него типичны при переживании различных затруднитель-
ных жизненных ситуаций. Во втором случае в инструкции уточняется, что он
должен давать ответы по отношению к какому-то конкретному событию или оп-
ределенным трудным обстоятельствам (например, в случае болезни или пережи-
вания того или иного стрессогенного события). Согласно авторским данным,
опросник можно использовать для оценки когнитивных стратегий регуляции
эмоций у взрослых и подростков старше 12 лет (Garnefski et al., 2002).
В структуру оригинального варианта опросника входит 9 шкал:
I. "Самообвинение" - мысли, в которых человек винит себя за случивше-
еся (например: "Я чувствую, что именно я в ответе за это").
II. "Принятие" - мысли о принятии того, что случилось ("Я думаю, что
должен принять то, что случилось").
III. "Руминации" - постоянные размышления о мыслях и чувствах, свя-
занных с пережитой трудной ситуацией ("Я размышляю о своих чувствах по по-
воду того, что мне пришлось пережить").
IV. "Позитивная перефокусировка" - отвлечение на мысли о других, бо-
лее приятных событиях и ситуациях вместо размышлений о пережитых затрудне-
ниях ("Я думаю о более приятных вещах, чем то, что я испытал").
V. "Фокусирование на планировании" - размышления о том, какие следую-
щие шаги лучше предпринять по отношению к случившемуся ("Я думаю о том,
как мне лучше всего справиться с этой ситуацией").
VI. "Позитивная переоценка" - поиск положительного смысла в произо-
шедшем событии в целях личностного роста или приобретения нового опыта ("Я
думаю, что я могу вынести что-то полезное из этой ситуации").
VII. "Рассмотрение в перспективе" - снижение исключительной значимос-
ти события за счет его сравнения с другими ситуациями ("Я думаю, все могло
быть гораздо хуже").
VIII. "Катастрофизация" - мысли о глобальных размерах произошедшего
события и его отрицательных последствиях ("Мне кажется, что то, что пере-
жил я, намного хуже того, что довелось пережить другим").
IX. "Обвинение других" - перекладывание вины за пережитое человеком
событие на окружающих (например: "Я считаю, что виноваты другие").
В разных ситуациях могут использовать разные способы когнитивной ре-
гуляции эмоций, однако некоторые из этих способов человек использует чаще
остальных, тем самым формируя индивидуальный стиль когнитивной регуляции
эмоций.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также автоматическая интерпретация
результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах с
нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий тестовый показатель;
21% - 40% пониженный тестовый показатель;
41% - 60% средний тестовый показатель;
61% - 80% повышенный тестовый показатель;
81% - 100% высокий тестовый показатель.
Опросник состоит из 36 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник "Когнитивная регуляция эмоций" (CERQ).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
% *
100 ┼────────────────────────────
90 ┼
80 ┼────██──────────────────────
70 ┼ ██ ██
60 ┼────██───────██─██─██───────
50 ┼ ██ ██ ██ ██
40 ┼────██───────██─██─██─██────
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██────
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
См Пр Сс Пф Пл Пр Пс Кт Об
Тестовые показатели:
1. "Самообвинение" - См = 10 38%
2. "Принятие" - Пр = 17 81%
3. "Сосредоточение" - Сс = 10 38%
4. "Положительная перефокусировка" - Пф = 9 31%
5. "Перефокусировка на планировании" - Пл = 16 75%
6. "Позитивный пересмотр" - Пр = 14 62%
7. "Помещение в перспективу" - Пс = 14 62%
8. "Катастрофизация" - Кт = 11 44%
9. "Обвинение" - Об = 7 19%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. "Самообвинение" - мысли, в которых человек винит себя за
случившееся.
Тестовый показатель: пониженный.
2. "Принятие" - мысли о принятии того, что случилось.
Тестовый показатель: высокий.
3. "Сосредоточение" - постоянные размышления о мыслях и чув-
ствах, связанных с пережитой трудной ситуацией.
Тестовый показатель: пониженный.
4. "Положительная перефокусировка" - отвлечение на мысли о
других, более приятных событиях и ситуациях вместо размышлений о
пережитых затруднениях.
Тестовый показатель: пониженный.
5. "Перефокусировка на планировании" - размышления о том, ка-
кие следующие шаги лучше предпринять по отношению к случившемуся.
Тестовый показатель: повышенный.
6. "Позитивный пересмотр" - поиск положительного смысла в
произошедшем событии в целях личностного роста или приобретения
нового опыта.
Тестовый показатель: повышенный.
7. "Помещение в перспективу" - снижение исключительной значи-
мости события за счет его сравнения с другими ситуациями.
Тестовый показатель: повышенный.
8. "Катастрофизация" - мысли о глобальных размерах произошед-
шего события и его отрицательных последствиях.
Тестовый показатель: средний.
9. "Обвинение" - перекладывание вины за пережитое человеком
событие на окружающих.
Тестовый показатель: низкий.
|