МЕТОДИКА:                                  
                   Клиническая рейтинговая шкала деменции                   
                   (Clinical Dementia Rating scale - CDR)                   
                             (John C. Morris).                              
 
      Одна из распространенных профессиональных методик, используемых  для  
 оценки тяжести деменции, - это клиническая рейтинговая шкала.              
      Клиническая рейтинговая шкала деменции представляет собой описание 5  
 стадий когнитивных нарушений от нормы до тяжслой деменции. Для каждой  из  
 стадий описана характерная симптоматика в каждой из шести  сфер:  память,  
 ориентировка, мышление, взаимодействие в обществе, поведение дома и увле-  
 чения, самообслуживание. При определении стадии когнитивных нарушений  по  
 данной шкале, врач должен, прежде всего, ориентироваться на  выраженность  
 нарушений памяти. Однако, если балл по трем другим пунктам шкалы совпада-  
 ет между собой, но отличается от оценки нарушений  памяти,  общая  стадия  
 нарушений определяется в соответствии с баллом трех совпавших пунктов.     
      Общая оценка 0 баллов соответствуют норме или легким когнитивным на-  
 рушениям, 0,5 баллов - умеренным когнитивным нарушениям, 1 балл -  легкой  
 деменции, 2 балла - умеренной деменции и 3 балла - тяжелой деменции.       
 
      Когнитивные функции - наиболее сложные функции головного мозга, с по- 
 мощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспе- 
 чивается целенаправленное взаимодействие с ним.                            
      Процесс рационального познания мира  и  целенаправленного  взаимодей- 
 ствия с ним включает в себя четыре основных взаимодействующих  компонента, 
 с каждым из которых связана определенная когнитивная функция:              
      восприятие информации - гнозис обработка и анализ информации - внима- 
 ние, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические  опера- 
 ции, установление ассоциативных связей,  вынесение  умозаключений  (интел- 
 лект);                                                                     
      запоминание и хранение информации - память;                           
      обмен информацией, построение и осуществление программы действий -    
 речь;                                                                      
      праксис (целенаправленная двигательная активность).                   
 
      При легких когнитивных нарушениях  показатели  психометрических  шкал 
 могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или  от- 
 клоняться от нее незначительно, однако больные осознают снижение когнитив- 
 ных способностей по сравнению с преморбидным уровнем и выражают  беспокой- 
 ство по этому поводу. Легкие когнитивные нарушения  отражаются  в  жалобах 
 больного, но не обращают на себя внимания окружающих; не вызывают  затруд- 
 нений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных ее формах.             
      Согласно рекомендациям МКБ-10, данный диагноз  может  быть  выставлен 
 при наличии следующих условий:                                             
      снижение памяти, внимания или способности к обучению;                 
      жалобы пациента на повышенную утомляемость при выполнении  умственной 
 работы;                                                                    
      нарушения памяти и других высших мозговых функций не вызывают  демен- 
 цию и не связаны с делирием;                                               
      указанные расстройства имеют цереброваскулярную природу.              
      Клинические проявления легкого когнитивного расстройства соответству- 
 ют стойкому церебрастеническому синдрому. Церебрастенический синдром,  не- 
 смотря на внешнюю сохранность больных, отсутствие грубых нарушений  интел- 
 лектуальных, критических и прогностических способностей,  иллюзию  нестой- 
 кости, проходимости астенических расстройств, по существу,  является  пси- 
 хопатологическим синдромом, отражающим "повреждение" различных сфер психи- 
 ки, в том числе и когнитивных функций, к которым относятся не  только  ин- 
 теллект, но и память, внимание.                                            
      Cогласно преобладающим в последнее время представлениям о  клинике  и 
 динамике различных расстройств цереброваскулярного генеза, характерные для 
 психопатологического синдрома церебральной астении симптомы фактически ко- 
 пируют таковые при 1-ой стадии дисциркуляторной энцефалопатии. Т.е. на на- 
 чальной стадии дисциркуляторной энцефалопатии доминируют субъективные рас- 
 стройства в виде головных болей и ощущения тяжести в голове, общей слабос- 
 ти, повышенной утомляемости, эмоциональной лабильности, снижения памяти  и  
 внимания, головокружения - чаще несистемного характера, неустойчивости при 
 ходьбе, нарушений сна, которые сопровождаются хотя и легкими, но достаточ- 
 но стойкими объективными неврологическими расстройствами в виде  анизореф- 
 лексии, дискоординаторных явлений, глазодвигательной недостаточности, сим- 
 птомов орального автоматизма, подтвержденных  при  клинико-психологических 
 исследованиях снижении памяти и астении.                                   
      Для диагностики ЛКН наиболее часто используются критерии,  предложен- 
 ные R.Petersen и соавт. (1999), акцентирующие внимание на нарушениях памя- 
 ти при сохранности других когнитивных функций. Эти критерии включают нали- 
 чие:                                                                       
      жалоб на нарушения памяти;                                            
      нормального общего состояния когнитивных функций;                     
      нормальной активности в повседневной жизни;                           
      наличие объективно выявляемых нарушений памяти с  учетом  возраста  и 
 уровня образования больного;                                               
      отсутствие деменции.                                                  
 
      Умеренные когнитивные нарушения (расстройства).                       
      Когнитивные нарушения, выходящие за пределы возрастной нормы,  но  не 
 достигающие степени деменции.                                              
      Согласно критериям МКБ-10, синдром умеренных когнитивных  расстройств 
 (УКР; англ. mild cognitive impairment, MCI) может быть выставлен при усло- 
 вии наличия:                                                               
      снижения памяти, внимания или способности к обучению;                 
      жалоб пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной   
 работы;                                                                    
      нарушения памяти и других высших мозговых функций, не вызывающих  де- 
 менцию и не связанных с делирием;                                          
      органической природы указанных расстройств.                           
 
      Диагностические критерии  синдрома  умеренных  когнитивных  нарушений 
 (УКН) по J. Touchon, R. Petersen (2005):                                   
      когнитивные нарушения по словам пациента и/или его ближайшего окруже- 
 ния (последнее предпочтительнее);                                          
      признаки ухудшения когнитивных способностей по сравнению с  индивиду- 
 альной нормой для данного индивидуума, которое произошло в недавнее время; 
      объективные свидетельства когнитивных нарушений полученные с  помощью  
 нейропсихологических  тестов  (снижение  результатов  нейропсихологических 
 тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от  среднестатистической 
 возрастной нормы);                                                         
      нет нарушений привычных для пациента  форм  повседневной  активности, 
 однако могут быть трудности в сложных видах деятельности;                  
      деменция отсутствует - результат краткой  шкалы  оценки  психического  
 статуса (Mini-Mental State Examination, MMSE) составляет более 24 баллов.  
 
      4 основных типа синдрома умеренных когнитивных расстройств:           
      1. Монофункциональный амнестический тип - изолированное нарушение па- 
 мяти  при сохранении остальных функций (обычно рассматривается как началь- 
 ное проявление деменции альцгеймеровского типа).                           
      2. Полифункциональный тип  с  наличием  нарушений  памяти - нарушение 
 нескольких когнитивных функций, включая память (высокая вероятность посте- 
 пенной трансформации в болезнь Альцгеймера).                               
      3. Полифункциональный тип без нарушений памяти - затрагивает несколь- 
 ко когнитивных функций без нарушений памяти (сопутствует сосудистым  пора- 
 жениям головного мозга, болезни диффузных телец Леви, болезни Паркинсона). 
      4. Монофункциональный неамнестический тип - нарушение одной когнитив- 
 ной функции: мышления, речи, ориентировки или др.  Нарушения  речи  могут  
 быть связаны с начальным этапом первичной прогрессирующей афазии,  наруше- 
 ния праксиса - кортико-базальной дегенерации,  зрительного  гнозиса - зад- 
 ней  корковой  атрофии,  зрительно-пространственных  функций - деменции  с 
 тельцами Леви.                                                             
 
      Исторически, проблемы когнитивных нарушений изучались, в основном,  в  
 рамках деменции или тяжелых когнитивных нарушений. Термин деменция (слабо- 
 умие) означает наиболее тяжслые когнитивные нарушения, которые приводят  к 
 возникновению дезадаптации в повседневной жизни.                           
      Согласно рекомендациям международной классификации болезней  десятого  
 пересмотра (МКБ-10), диагноз деменции  правомерен  при  наличии  следующих 
 признаков:                                                                 
      1. Нарушения памяти, которые проявляются в  нарушении  способности  к  
 запоминанию нового материала, а в более тяжелых случаях - также в  затруд- 
 нении припоминания ранее усвоенной информации. Нарушения проявляются как в 
 вербальной, так и в невербальной  модальности.  Мнестические  расстройства 
 должны быть объективизированы с помощью нейропсихологических  методов  ис- 
 следования.                                                                
      2. Нарушение других когнитивных функций, таких как способности к  вы- 
 работке суждений, мышления (планирования, организации) и  переработки  ин- 
 формации. Эти нарушения должны быть объективизированы, с помощью  соответ- 
 ствующих нейропсихологических методов. Необходимым условием  диагноза  де- 
 менция является снижение когнитивных функций по сравнению с более  высоким 
 исходным мнестико-интеллектуальным уровнем.                                
      3. Нарушение когнитивных функций определяется на фоне сохранного  со- 
 знания.                                                                    
      4. Нарушение эмоционального контроля или мотиваций или изменение  со- 
 циального поведения - по меньшей мере,  одно  из  следующих: эмоциональная  
 лабильность, раздражительность, апатия, асоциальное поведение.             
      5. Перечисленные признаки наблюдаются в течение, по меньшей  мере,  6  
 месяцев; при более коротком наблюдении, диагноз может быть предположитель- 
 ным.                                                                       
      Помимо критериев МКБ-10, для диагностики деменции, как в  клинической  
 практике, так и в научных исследованиях широко используются критерии диаг- 
 ноза данного патологического состояния американского руководства  по  ста- 
 тистике и диагностике психических заболеваний (DSM-IV). В  соответствии  с  
 данным руководством, в основе диагностики  различных  нозологических  форм  
 деменции лежат следующие общие принципы:                                   
      A. Нарушения памяти, как в виде нарушения  активного  воспроизведения  
 информации, так и в виде недостаточности узнавания материала.              
      Б. Нарушения других когнитивных функций, по крайней  мере,  одной  из  
 следующих: праксис, гнозис, речь, исполнительные функции.                  
      B. Как А, так и Б выражены в такой степени, что, независимо  друг  от 
 друга, оказывают клинически значимое негативное  влияние  на  повседневную 
 жизнь.                                                                     
      Г. Нарушения памяти и других когнитивных функций  развиваются  в  ре- 
 зультате установленного органического заболевания головного мозга.         
      Д. Нарушения памяти и других когнитивных функций отмечаются  на  фоне  
 ясного сознания пациента.                                                  
 
      0 баллов - нет нарушений                                              
      0,5 балла - "сомнительная" деменция                                   
      Сомнительная деменция.                                                
      Память: постоянная незначительная забывчивость,  неполное  припомина- 
 ние произошедших событий.                                                  
      Ориентировка: полностью ориентирован, могут быть неточности с называ- 
 нием даты.                                                                 
      Мышление: незначительные трудности при  решении  задач,  при  анализе 
 сходств и различий.                                                        
      Взаимодействие с окружающими: незначительные трудности.               
      Поведение дома и увлечения: незначительные трудности.                 
      Самообслуживание: нет нарушений.                                      
 
      1 балл - легкая деменция.                                             
      Легкая деменция.                                                      
      Память: более значительная забывчивость на текущие  события,  которая 
 мешает в повседневной жизни.                                               
      Ориентировка: не полностью ориентирован во времени,  но  всегда  пра- 
 вильно называет место; в то же время могут быть трудности  самостоятельной 
 ориентировки в малознакомой местности.                                     
      Мышление:  умеренные  затруднения  при  решении  задач,  при  анализе 
 сходств и различий.                                                        
      Взаимодействие с окружающими: утрачена независимость, однако возможно 
 осуществление отдельных социальных функций. При  поверхностном  знакомстве 
 нарушения могут быть неочевидны.                                           
      Поведение дома и увлечения: легкие, но отчетливые бытовые  трудности, 
 потеря интереса к сложным видам активности.                                
      Самообслуживание: нуждается в напоминаниях.                           
 
      2 балла - умеренная деменция.                                         
      Умеренная деменция.                                                   
      Память: выраженная забывчивость, текущие события не остаются в  памя- 
 ти, сохранны лишь воспоминания о наиболее значимых событиях жизни.         
      Ориентировка: дезориентирован во времени, не полностью ориентирован в 
 месте.                                                                     
      Мышление: выраженные  трудности  при  решении  задач  и  при  анализе 
 сходств и различий, что оказывает негативное влияние на  повседневную  ак- 
 тивность.                                                                  
      Взаимодействие с окружающими: утрачена  самостоятельность  вне  дома, 
 может вступать в общение под контролем других лиц.                         
      Поведение дома и увлечения: крайнее ограничение интереса, способность 
 к выполнению только наиболее простых видов деятельности.                   
      Самообслуживание: нуждается в помощи при одевании, гигиенических про- 
 цедурах, естественных отправлениях.                                        
 
      3 балла - тяжелая деменция.                                           
      Тяжелая деменция.                                                     
      Память: фрагментарные воспоминания о жизни.                           
      Ориентировка: ориентирован только на собственную личность.            
      Мышление: решение интеллектуальных задач невозможно.                  
      Взаимодействие с окружающими: нарушения препятствуют социальному вза- 
 имодействию за пределами своего дома.                                      
      Поведение дома и увлечения: не способен к выполнению бытовых  обязан- 
 ностей.                                                                    
      Самообслуживание: постоянно нуждается в уходе, часто  отмечается  не- 
 держание мочи и кала.                                                      
 
      Опросник состоит из 6 пунктов оценки.                                 
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Клиническая рейтинговая шкала деменции (CDR).                    
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                   Структура тестовых показателей:                          
 
                         *                                                  
                       3 ┼          ▄▄                                      
                         │          ██                                      
                       2 ┼ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄                                
                         │ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                
                       1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                
                         │ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                
                       0 ┼─+──+──+──+──+──+──*                              
                           Пм Ор Мш ВО ПД См                                
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██───────────────╢>              
 
         <─[КН]─><─[ЛД]─><──────[УД]──────><─────[ТД]─────>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
            1. Память                        -  Пм = 2.0                    
            2. Ориентировка                  -  Ор = 2.0                    
            3. Мышление                      -  Мш = 2.0                    
            4. Взаимодействие с окружающими  -  ВО = 3.0                    
            5. Поведение дома и увлечения    -  ПД = 2.0                    
            6. Самообслуживание              -  См = 2.0                    
            --------------------------------------------                    
                  Средний показатель - ДМ = 2.17                            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                        1. Нарушения памяти.                                
      Умеренные нарушения: выраженная забывчивость, текущие события         
 не остаются в памяти, сохранны лишь воспоминания о наиболее значи-         
 мых событиях жизни.                                                        
 
                      2. Нарушения ориентации.                              
      Умеренные нарушения: дезориентирован во времени, не полностью         
 ориентирован в месте.                                                      
 
                       3. Нарушения мышления.                               
      Умеренные нарушения: выраженные трудности при решении задач и         
 анализе сходств и различий, которые оказывают  негативное  влияние         
 на повседневную жизнь.                                                     
 
                    4. Взаимодествие в обществе.                            
      Грубые нарушения: нарушения препятствуют социальному  взаимо-         
 действию за пределами своего дома.                                         
 
                  5. Поведение дома и увлечения.                            
      Умеренные нарушения: крайнее  ограничение  интереса,  способ-         
 ность к выполнению только наиболее простых видов деятельности.             
 
                        6. Самообслуживание.                                
      Умеренные нарушения: нуждается в помощи при одевании,  гигие-         
 нических процедурах, естественных отправлениях.