МЕТОДИКА:
Клинико-административная шкала мании
(CARS-M)
Клинико-административная шкала мании (CARS-M) - инструмент для клини-
ческой диагностики, верификации и стандартизированного балльного подсчста
степени тяжести маниакальных расстройств, в том числе психотического уров-
ня.
Шкала основана на градуированной оценке степеней тяжести симптомом,
входящих в маниакальный синдром. Шкала не была адаптирована для использо-
вания в России, но предполагается, что она высоко валидна без этого, т.к.
социо-культурно-экономические особенности минимально влияют на клинику
психотических расстройств.
Шкала состоит из 15 пунктов, в каждом из которых есть несколько сте-
пеней тяжести, касающихся того или иного аспекта мышления, поведения, эмо-
циональной сферы. Шкала содержит две подшкалы: собственно мании (вопросы
1-10) и психоза (вопросы 11-15). Баллы, набранные при ответах на вопросы,
суммируются, определяя итоговое значение по шкалам. Утяжеление клинической
симптоматики сопровождается повышением баллов по шкалам, смягчение симпто-
матики - снижением.
Шкала предназначена для самостоятельного заполнения больным, кроме
случаев. когда его мышление слишком дезорганизовано, чтобы это сделать. В
этих случаях шкалу заполняет врач. Заполнение шкалы происходит на основа-
нии беседы с больным, непосредственного наблюдения за ним и привлечения
данных со стороны родственников и близких.
Клиническое применение
Шкала предназначена для рутинного применения в клинической практике
врача-психиатра, а также клинических исследованиях, когда динамика маниа-
кального состояния может быть важна. Чсткая клиническая структурирован-
ность шкалы позволяет отслеживать изменения в отдельных составляющих мани-
акального синдрома.
Интерпретация.
Значение шкал равно сумме баллов по вопросам, входящим в эти шкалы.
Градуированность шкал отсутствует - динамика оценивается на основании ко-
личественного изменения баллов шкал.
Примечание:
В дополнении шкалы информацию необходимо получать не только из опроса
пациента, но и из других надежных источников, включая семью, медперсонал,
госпитальные записи и т.п. В общем, период для симптомов, подлежащих оцен-
ке, должен составлять последние семь дней, но при необходимости, может
быть и дольше.
Параметры оценки маниакального состояния.
1. Повышенное настроение / Эйфория.
2. Раздражительность / Агрессивность.
3. Двигательная гиперактивность.
4. Затрудненная речь.
5. Полет идей / Скачки мыслей.
6. Бред, диссоциация сознания.
7. Претенциозность.
8. Сниженная потребность во сне.
9. Избыточная энергия.
10. Недостаточная критичность.
11. Спутанное мышление.
12. Мании.
13. Галлюцинации.
14. Ориентация.
15. Понимание.
Опросник состоит из 15 параметров оценки.
Примерное время обследования 5-10 минут.
ПРИМЕР ОБСЛЕДОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Клинико-административная шкала мании (CARS-M).
Ф.И.О: _______________
Доп. данные:__________
Диаграмма.
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Структура маниакального состояния.
*
5 ┼
│
4 ┼ ▄ ▄
│ █ █
3 ┼ █ ▄ ▄ █
│ █ █ █ █
2 ┼ ▄ █ █ ▄ ▄ █ ▄ █
│ █ █ █ █ █ █ █ █
1 ┼ █ ▄ █ █ █ █ █ █ ▄ ▄ █ ▄ ▄
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O
Тестовые показатели:
1. Повышенное настроение / Эйфория - A = 2 40%
2. Раздражительность / Агрессивность - B = 1 20%
3. Двигательная гиперактивность - C = 4 80%
4. Затрудненная речь - D = 3 60%
5. Полет идей / Скачки мыслей - E = 2 40%
6. Бред, диссоциация сознания - F = 2 40%
7. Претенциозность - G = 3 60%
8. Сниженная потребность во сне - H = 0 0%
9. Избыточная энергия - I = 2 40%
10. Недостаточная критичность - J = 1 20%
11. Спутанное мышление - K = 1 20%
12. Мании - L = 4 80%
13. Галлюцинации - M = 0 0%
14. Ориентация - N = 1 20%
15. Понимание - O = 1 25%
-------------------------------------------------------
Подшкала мании - Mn = 20 40%
Подшкала психоза - Ps = 7 80%
Общий тестовый показатель - Ма = 27 36%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Повышенное настроение / Эйфория.
(Несоответствующий оптимизм по поводу настоящего или будуще-
го, длящийся, как минимум, несколько часов и не соответствующий
обстоятельствам).
Средней степени, но определенно повышенное или экспансивное
настроение, чрезмерно оптимистичное и слегка не соответствует об-
стоятельствам.
2. Раздражительность / Агрессивность.
(Недавно продемонстрированная во время опроса или вне его,
явное проявление ярости, раздражительности или досады. Не включа-
ется чисто субъективные ощущения ярости / раздражительности, если
они не демонстрируются открыто).
Легкая степень, некоторая раздражительность, сомнительное
клиническое значение.
3. Двигательная гиперактивность.
(Недавно продемонстрированная во время опроса или вне его,
видимые проявления генерализованной двигательной гиперактивности.
Не включается чисто субъективные ощущения беспокойства - не свя-
занные с лечением).
Явно, практически постоянно находится в движении.
4. Затрудненная речь.
(Ускоренная, затрудненная речь или повышенная говорливость во
время опроса или вне его).
Умеренная степень: настолько многословный, что беседа стано-
вится натянутой: некоторая сложность в прерывании речи пациента.
5. Полет идей / Скачки мыслей.
(Ускоренная речь с внезапными сменами тем, основанными обычно
на непонятных ассоциациях, уведение в сторону от раздражителя или
игра словами. В тяжелых случаях ассоциации могут быть настолько
сложны для понимания, что может иметь место потеря связи или бес-
связная речь. Скачки мыслей относятся к субъективным жалобам боль-
ного о скачках мыслей в его мозге).
Средняя степень, иногда внезапная смена темы, с некоторым ос-
лаблением понимаемости, или же пациент заявляет о случаях переска-
кивания мыслей.
6. Бред, диссоциация сознания.
(Внимание слишком легко переключается на неважные или беспо-
лезные внешние стимулы, например шум в соседней комнате, книги на
полке, одежду интервьюера и т.д. Исключается бред по причине на-
вязчивых визуальных и/или слуховых галлюцинаций или бреда. Оцени-
вать только на основании наблюдений).
Средняя степень: присутствует, но не мешает решению задачи
или общению.
7. Претенциозность.
(Повышенная самооценка и нереалистичные или несоответствующие
оценки собственной значимости, ценности, власти, знаний или воз-
можностей).
Умеренная: завышенная самооценка, явно не соответствующая об-
стоятельствам, интенсивность на грани бреда.
8. Сниженная потребность во сне.
(Меньшая, чем обычно, потребность во сне для того, чтобы по-
чвствовать себя отдохнувшим. Не учитываются затруднения с засыпа-
нием, среднюю или позднюю бессонницу).
Отсутствие признака.
9. Избыточная энергия.
(Необычная энергия или большая активность, чем обычно без
ожидаемого утомления, длящаяся, как минимум, несколько дней, вклю-
чая возросший сексуальный интерес или энергию).
значимости опроса.
Явное увеличение уровня активности или меньшая утомляемость,
чем обычно, не мешает функционированию.
10. Недостаточная критичность.
(Избыточное вовлечение в деятельность без осознания вероят-
ности болезненных последствий; навязчивость, несоответствующее
привлечение внимания к себе).
Легкая форма, но имеющая опросную клиническую значимость (на-
пример, повышенное количество телефонных звонков, время от времени
проявляющаяся навязчивость).
11. Спутанное мышление.
(Ослабление понятности мыслей пациента, представленных в его
речи. Это может происходить по одной из следующих причин или же по
комбинации их: бессвязность речи, потеря ассоциаций, неологизмы,
нелогичное мышление. Не учитывается обычное быстрое течение мыс-
лей, кроме тяжелых случаев).
Случаи, имеющие место время от времени, сомнительной клини-
ческой значимости.
12. Мании.
(Фиксированные ложные убеждения, колеблющиеся от иллюзорных
идей до полного бреда, включая грандиозность (претенциозность).
Мания оказывает сильное влияние на мысли, чувства или поведе-
ние пациента (например, обуреваем мыслью, что остальные стремятся
причинить ему вред).
13. Галлюцинации.
(Сенсорные ощущения без внешней стимуляции соответствующих
органов чувств).
Отсутствие признака.
14. Ориентация.
(Ослабление памяти, касающейся недавних или давних событий,
или дезориентация в отношении людей, места или времени).
Легкое ослабление, но не имеющее клинического значения (на-
пример, ошибается датой на один день).
15. Понимание.
(Степень, до которой пациент демонстрирует осведомленность
или понимание своего эмоционального недомогания, отклонений в по-
ведении и/или соответствующая необходимость в психиатрическом/пси-
хологическом лечении).
Понимание частично присутствует (т.е. пациент ощущает, что
он/она, возможно, нуждается в лечении, но не уверен).
|