МЕТОДИКА:                                  
                 Тест личностных творческих характеристик                   
                   (опросник для родителей и педагогов)                     
                  (Набор Креативных Тестов - часть III)                     
                                (Ф. Вильямс)                                
                    (Creativity Assessment Packet - CAP)                    
                              (Williams F.Е.)                               
        (Модифицированный и адаптированный вариант CАР - Туник Е.Е.).       
 
      Модифицированный и адаптированный вариант  набора  креативных  тестов 
 Вильямса (САР) предназначен для детей и подростков от 5 до 17 лет. Он сос- 
 тоит из трех частей.                                                       
      Первая часть - Тест  Дивергентного  Мышления,  завершение  двенадцати 
 предложенных рисунков, требует 20-25 минут на проведение. Способ  проведе- 
 ния групповой (данный тест направлен на измерение  когнитивной  составляю- 
 щей, связанной с креативностью).                                           
      Вторая часть набора тестов САР - это Опросник  личностных  творческих 
 характеристик. Опросник состоит из 50 утверждений,  его задания - это  за- 
 дания закрытого типа с множественным выбором ответов.  Опросник  направлен 
 на самооценку тех качеств личности, которые тесно связаны с креативностью. 
 Дети заполняют его самостоятельно.                                         
      Третья часть набора тестов - это оценочная шкала Вильямса для  учите- 
 лей и родителей, направленная на выяснение экспертного мнения  (эксперты - 
 учителя и родители) о креативных проявлениях данного  ребенка  (креативные 
 факторы, те же самые что и в первой и второй частях теста, которые  запол- 
 няет сам ребенок). Это позволяет проводить сравнительный анализ  результа- 
 тов всех трех частей набора тестов САР.                                    
 
 
               ЛИЧНОСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ                  
                       (АФФЕКТИВНО-ЧУВСТВЕННЫЕ)                             
 
      1. Способность пойти на риск.                                         
      Иметь смелость...                                                     
      Значение:                                                             
      Конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность  неудачи 
 Пытаться строить предположения, делать догадки. Действовать в неструктури- 
 рованных условиях. Защищать собственные идеи.                              
 
      2. Сложность (комплексность).                                         
      Исследовать неизвестное (Быть готовым...)                             
      Значение:                                                             
      Поиск многих альтернатив. Видеть разницу между тем, что есть, и  тем, 
 что могло бы быть. Привести в порядок неупорядоченное. Разбираться в слож- 
 ных проблемах. Сомневаться в единственно верном решении.                   
 
      3. Любознательность                                                   
      Быть готовым...                                                       
      Иметь желание...                                                      
      Значение:                                                             
      Быть любознательным и проявлять интерес. Играть идеями. Найти выход в 
 приводящих в замешательство ситуациях; проявлять интерес к загадкам, голо- 
 воломкам. Размышлять над скрытым смыслом явлений. Следовать  предчувствию, 
 просто посмотреть, что произойдет.                                         
 
      4. Воображение.                                                       
      Иметь силы...                                                         
      Значение:                                                             
      Визуализировать и строить мысленные образы. Воображать  то,  чего ни- 
 когда не было. Доверять интуиции. Переходить за границы реального мира.    
 
      Обработка результатов тестирования:                                   
      1. Подсчитывается количество ответов "часто" и это  число  умножается  
 на два. Это ответы с двойным весом, которые получают по два балла каждый.  
      2. Подсчитывается количество ответов "иногда". Эти ответы получат  по 
 одному баллу каждый.                                                       
      3. Подсчитывается количество ответов "редко". Эти ответы получат ноль 
 баллов каждый.                                                             
      4. Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному баллу каж- 
 дый, если ответ "да" сопровождается аргументами или комментариями.         
      Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и ком- 
 ментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одарен- 
 ных учащихся, с помощью ранжирования частоты встречаемости одинаковых  или 
 похожих комментариев. Например, если наибольшее количество экспертов  дают 
 такой комментарий: "ребенок творчески одарен потому, что  он  артистичен", 
 то эта черта (артистический талант) - будет иметь высший ранг  для  данной 
 группы детей.                                                              
      Подобные ранги по ряду творческих проявлений личности будут  характе- 
 ризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных  де- 
 тей.                                                                       
 
      Примечание к компьютерной программе.                                  
 
      Интерпретация результатов тестирования интегрального показателя осно- 
 вана на стандартных оценках выраженных в T-баллах.                         
      Критерии автоматической интерпретации:                                
      ниже 40 Т   - пониженный показатель;                                  
      40 Т - 60 Т - средний показатель;                                     
      выше 60 Т   - повышенный показатель.                                  
 
      Нормативные данные по субшкалам методики  отсутствуют.  Интерпретация 
 результатов тестирования по этим шкалам основана на оценках  выраженных  в 
 "сырых" баллах.                                                            
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0-3  - низкий показатель;                                            
       4-5  - пониженный показатель;                                        
       6-7  - средний показатель;                                           
       8-9  - повышенный показатель.                                        
      10-12 - низкий показатель.                                            
 
      Опросник состоит из 48 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Оценка творческих характеристик личности                         
           (тест III CAP).                                                  
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                     *                                                      
                  12 ┼─────────────▄▄─▄▄───────                             
                  11 ┼ ▄▄          ██ ██                                    
                  10 ┼─██────▄▄────██─██───────                             
                   9 ┼ ██    ██    ██ ██                                    
                   8 ┼─██────██─▄▄─██─██───────                             
                   7 ┼ ██    ██ ██ ██ ██                                    
                   6 ┼─██─▄▄─██─██─██─██─▄▄─▄▄─                             
                   5 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                   4 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─                             
                   3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                   2 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─                             
                   1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                   0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                            
                       Б  Г  О  Р  Лб Вб Сл СР                              
 
 
                       Интегральный показатель:                             
 
      Z ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█─────────╢>             
 
          <──────────[-]───────────><────[==]─────><──[+]──>                
 
 
                         Tестовые показатели:                               
 
                     Экспертная оценка родителя:                            
 
                  1. Беглость             - Б  = 11                         
                  2. Гибкость             - Г  =  6                         
                  3. Оригинальность       - О  = 10                         
                  4. Разработанность      - Р  =  8                         
                  5. Любознательность     - Лб = 12                         
                  6. Воображение          - Вб = 12                         
                  7. Сложность            - Сл =  6                         
                  8. Склонность к риску   - СР =  6                         
                     Открытые вопросы     - ОВ =  4                         
               ---------------------------------------                      
               Интегральный показатель - Z  = 75  63 T                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Беглость мышления.                                                 
      Значение:                                                             
      Генерирование большого количества идей.  Беглость  мысли.  Не         
 один, а несколько уместных ответов.                                        
      Экспертная оценка: высокая.                                           
 
      2. Гибкость мышления.                                                 
      Значение:                                                             
      Разнообразие типов идей. Способность переходить от одной  ка-         
 тегории к другой. Направить мысль по обходным путям.                       
      Экспертная оценка: средняя.                                           
 
      3. Оригинальность мышления.                                           
      Значение:                                                             
      Необычные ответы. Оригинальные, нестандартные идеи. Отступле-         
 ние от очевидного, общепринятого.                                          
      Экспертная оценка: высокая.                                           
 
      4. Разработанность мышления.                                          
      Значение:                                                             
      Облагородить идею. Приукрасить простую идею или ответ,  чтобы         
 сделать ее более интересной, глубокой. Расширить, добавить  что-то         
 к основной идее.                                                           
      Экспертная оценка: повышенная.                                        
 
      5. Любознательность.                                                  
      Значение:                                                             
      Быть любознательным и проявлять интерес. Играть идеями. Найти         
 выход в приводящих в замешательство ситуациях; проявлять интерес к         
 загадкам, головоломкам. Размышлять над  скрытым  смыслом  явлений.         
 Следовать предчувствию, просто посмотреть, что произойдет.                 
      Экспертная оценка: высокая.                                           
 
      6. Воображение.                                                       
      Значение:                                                             
      Визуализировать и строить мысленные  образы.  Воображать  то,         
 чего никогда не было. Доверять интуиции. Переходить за границы ре-         
 ального мира.                                                              
      Экспертная оценка: высокая.                                           
 
      7. Сложность.                                                         
      Значение:                                                             
      Поиск многих альтернатив. Видеть разницу между тем, что есть,         
 и тем, что могло бы быть. Привести в порядок неупорядоченное. Раз-         
 бираться в сложных проблемах. Сомневаться в единственно верном ре-         
 шении.                                                                     
      Экспертная оценка: средняя.                                           
 
      8. Склонность к риску.                                                
      Значение:                                                             
      Конструктивно воспринимать критику, предполагать  возможность         
 неудачи. Пытаться строить предположения, делать догадки.  Действо-         
 вать в неструктурированных условиях. Защищать собственные идеи.            
      Экспертная оценка: средняя.