МЕТОДИКА:
Самооценка личностных творческих характеристик
(опросник для детей)
(Набор Креативных Тестов - часть II)
(Ф. Вильямс)
(Creativity Assessment Packet - CAP)
(Williams F.Е.)
(Модифицированный и адаптированный вариант CАР - Туник Е.Е.).
Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов
Вильямса (САР) предназначен для детей и подростков от 5 до 17 лет. Он сос-
тоит из трех частей.
Первая часть - Тест Дивергентного Мышления, завершение двенадцати
предложенных рисунков, требует 20-25 минут на проведение. Способ проведе-
ния групповой (данный тест направлен на измерение когнитивной составляю-
щей, связанной с креативностью).
Вторая часть набора тестов САР - это Опросник личностных творческих
характеристик. Опросник состоит из 50 утверждений, его задания - это за-
дания закрытого типа с множественным выбором ответов. Опросник направлен
на самооценку тех качеств личности, которые тесно связаны с креативностью.
Дети заполняют его самостоятельно.
Третья часть набора тестов - это оценочная шкала Вильямса для учите-
лей и родителей, направленная на выяснение экспертного мнения (эксперты -
учителя и родители) о креативных проявлениях данного ребенка (креативные
факторы, те же самые что и в первой и второй частях теста, которые запол-
няет сам ребенок). Это позволяет проводить сравнительный анализ результа-
тов всех трех частей набора тестов САР.
МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
(Williams F.Е.).
I. КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
1. Беглость мышления.
Придумать как можно больше...
Генерирование большого количества идей. Беглость мысли. Не один, а
несколько уместных ответов. Гибкость мышления. Использовать различные под-
ходы...
2. Гибкость мышления.
Использовать различные подходы...
Разнообразие типов идей. Способность переходить от одной категории к
другой. Направить мысль по обходным путям.
3. Оригинальность мышления.
Уникальные или новые способы мышления...
Необычные ответы. Оригинальные, нестандартные идеи. Отступление от
очевидного, общепринятого.
4. Разработанность мышления.
Добавлять к...
Облагородить идею. Приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать
ее более интересной, глубокой. Расширить, добавить что-то к основной идее.
II. ЛИЧНОСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
(АФФЕКТИВНО-ЧУВСТВЕННЫЕ).
1. Способность пойти на риск.
Иметь смелость...
Значение:
Конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность неудачи
Пытаться строить предположения, делать догадки. Действовать в неструктури-
рованных условиях. Защищать собственные идеи.
2. Сложность (комплексность).
Исследовать неизвестное (Быть готовым...)
Значение:
Поиск многих альтернатив. Видеть разницу между тем, что есть, и тем,
что могло бы быть. Привести в порядок неупорядоченное. Разбираться в слож-
ных проблемах. Сомневаться в единственно верном решении.
3.Любознательность
Быть готовым...
Иметь желание...
Значение:
Быть любознательным и проявлять интерес. Играть идеями. Найти выход в
приводящих в замешательство ситуациях; проявлять интерес к загадкам, голо-
воломкам. Размышлять над скрытым смыслом явлений. Следовать предчувствию,
просто посмотреть, что произойдет.
4. Воображение.
Иметь силы...
Значение:
Визуализировать и строить мысленные образы. Воображать то, чего ни-
когда не было. Доверять интуиции. Переходить за границы реального мира.
Обработка данных.
Ответы испытуемого оцениваются в один или два балла в соответствии c
"ключом". Ответы "Не знаю" получают минус один (-1) балл в сырых баллах и
вычитаются из общей оценки. Использование этих ответов дает право "нака-
зать" недостаточно творческую, нерешительную личность.
Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по
отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с вооб-
ражением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он яв-
ляется; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими
способностями.
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно корре-
лирующие с творческими проявлениями личности.
Они включают:
Любознательность,
Воображение,
Сложность,
Склонность к риску,
Общий суммарный показатель.
Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впослед-
ствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле
учащегося.
Примечание к компьютерной программе.
Интерпретация результатов тестирования основана на стандартных оцен-
ках выраженных в T-баллах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
ниже 40 Т - пониженный показатель;
40 Т - 60 Т - средний показатель;
выше 60 Т - повышенный показатель.
Опросник состоит из 50 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Самооценка творческих характеристик личности
(тест II CAP).
Ф.И.О:_______________
Доп. данные:_________
Структура тестовых показателей:
Лб ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███───────╢>
Вб ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████──────╢>
Сл ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────╢>
СР ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████─────╢>
<──────────[-]───────────><────[==]─────><──[+]──>
Интегральный показатель:
Z ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████──────╢>
<──────────[-]───────────><────[==]─────><──[+]──>
Tестовые показатели:
Нормативные данные:
российские школьники 5-17 лет.
1. Любознательность - Лб = 23 63 T
2. Воображение - Вб = 23 65 T
3. Сложность - Сл = 21 59 T
4. Склонность к риску - СР = 24 67 T
----------------------------------------
Интегральный показатель - Z = 91 65 T
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Любознательность.
Значение:
Быть любознательным и проявлять интерес. Играть идеями. Найти
выход в приводящих в замешательство ситуациях; проявлять интерес к
загадкам, головоломкам. Размышлять над скрытым смыслом явлений.
Следовать предчувствию, просто посмотреть, что произойдет.
Тестовый показатель: повышенный.
2. Воображение.
Значение:
Визуализировать и строить мысленные образы. Воображать то,
чего никогда не было. Доверять интуиции. Переходить за границы ре-
ального мира.
Тестовый показатель: повышенный.
3. Сложность.
Значение:
Поиск многих альтернатив. Видеть разницу между тем, что есть,
и тем, что могло бы быть. Привести в порядок неупорядоченное. Раз-
бираться в сложных проблемах. Сомневаться в единственно верном ре-
шении.
Тестовый показатель: средний.
4. Склонность к риску.
Значение:
Конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность
неудачи. Пытаться строить предположения, делать догадки. Действо-
вать в неструктурированных условиях. Защищать собственные идеи.
Тестовый показатель: повышенный.
Интегральный тестовый показатель самооценки творческих харак-
теристик личности: повышенный.
|