МЕТОДИКА:
Тест дивергентного (творческого) мышления
(Набор Креативных Тестов - часть I)
(Ф. Вильямс)
(Creativity Assessment Packet - CAP)
(Williams F.Е.)
(Модифицированный и адаптированный вариант CАР - Туник Е.Е.).
Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов
Вильямса (САР) предназначен для детей и подростков от 5 до 17 лет. Он сос-
тоит из трех частей.
Первая часть - Тест Дивергентного Мышления, завершение двенадцати
предложенных рисунков, требует 20-25 минут на проведение. Способ проведе-
ния групповой (данный тест направлен на измерение когнитивной составляю-
щей, связанной с креативностью).
Вторая часть набора тестов САР - это Опросник личностных творческих
характеристик. Опросник состоит из 50 утверждений, его задания - это за-
дания закрытого типа с множественным выбором ответов. Опросник направлен
на самооценку тех качеств личности, которые тесно связаны с креативностью.
Дети заполняют его самостоятельно.
Третья часть набора тестов - это оценочная шкала Вильямса для учите-
лей и родителей, направленная на выяснение экспертного мнения (эксперты -
учителя и родители) о креативных проявлениях данного ребенка (креативные
факторы, те же самые что и в первой и второй частях теста, которые запол-
няет сам ребенок). Это позволяет проводить сравнительный анализ результа-
тов всех трех частей набора тестов САР.
Набор тестов разработан так, что не требуется много времени и сил для
его проведения и обработки данных.
МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
(Williams F.Е.).
I. КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
1. Беглость мышления.
Придумать как можно больше...
Генерирование большого количества идей. Беглость мысли. Не один, а
несколько уместных ответов. Гибкость мышления. Использовать различные под-
ходы...
2. Гибкость мышления.
Использовать различные подходы...
Разнообразие типов идей. Способность переходить от одной категории к
другой. Направить мысль по обходным путям.
3. Оригинальность мышления.
Уникальные или новые способы мышления...
Необычные ответы. Оригинальные, нестандартные идеи. Отступление от
очевидного, общепринятого.
4. Разработанность мышления.
Добавлять к...
Облагородить идею. Приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать
ее более интересной, глубокой. Расширить, добавить что-то к основной идее.
II. ЛИЧНОСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
(АФФЕКТИВНО-ЧУВСТВЕННЫЕ).
1. Способность пойти на риск.
Иметь смелость...
Значение:
Конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность неудачи
Пытаться строить предположения, делать догадки. Действовать в неструктури-
рованных условиях. Защищать собственные идеи.
2. Сложность (комплексность).
Исследовать неизвестное (Быть готовым...)
Значение:
Поиск многих альтернатив. Видеть разницу между тем, что есть, и тем,
что могло бы быть. Привести в порядок неупорядоченное. Разбираться в слож-
ных проблемах. Сомневаться в единственно верном решении.
3.Любознательность
Быть готовым...
Иметь желание...
Значение:
Быть любознательным и проявлять интерес. Играть идеями. Найти выход в
приводящих в замешательство ситуациях; проявлять интерес к загадкам, голо-
воломкам. Размышлять над скрытым смыслом явлений. Следовать предчувствию,
просто посмотреть, что произойдет.
4. Воображение.
Иметь силы...
Значение:
Визуализировать и строить мысленные образы. Воображать то, чего ни-
когда не было. Доверять интуиции. Переходить за границы реального мира.
ее более интересной, глубокой. Расширить, добавить что-то к основной идее.
Тест дивергентного мышления направлен на диагностику комбинации вер-
бальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептив-
ных показателей.
Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления:
беглость, гибкость, оригинальность и разработанность, полученных в резуль-
тате факторного анализа, при исследовании интеллекта Гилфордом (структура
интеллекта, известная как как SOI). Эти факторы являются когнитивными по
своей природе и классифицируются по SOI как дивергентные трансформации фи-
гур (образов) (DFT). Также можно получить оценку для названия, отражающую
вербальные способности, которую можно классифицировать по SOI как дивер-
гентные семантические транформации. Таким образом, полный тест отражает
когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого
полушарий.
Время, отведенное на выполнение Теста дивергентного мышления, ограни-
чено, чтобы можно было сравнивать результаты ребенка с нормативами - 25
минут для детей старших групп детского сада и младших классов школы и 20
минут для старших классов школы (начиная с 5 класса).
Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать
инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают
никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность
тестовых показателей.
Необходимо избегать употребления слов "тест", "экзамен", "проверка"
во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то реко-
мендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т.д. Во время
тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экза-
мена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию
дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения вооб-
ражения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных от-
ветов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень
важно для надежности результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами
или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо
иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах
учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т.е. не более од-
ного класса.
Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а
для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование.
При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом
экспериментатора.
Время выполнения теста 25 минут.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяс-
нить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и соз-
дать мотивацию к их выполнению.
Обработка теста.
Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления
тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, ви-
зуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым
фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушар-
ный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей,
выраженных в сырых баллах:
беглость (Б),
гибкость (Г),
оригинальность (О),
разработанность (Р),
название (Н).
1. Беглость - продуктивность, определяется путем подсчета количества
рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.
Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана
более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по
одному баллу за каждый рисунок).
2. Гибкость - число изменений категории рисунка, считая от первого
рисунка.
Четыре возможные категории:
живое (Ж) - человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, жи-
вотное, насекомое, рыба, птица и т.д.
механическое, предметное (М) - лодка, космический корабль, велосипед,
машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего оби-
хода, посуда и т. д.
символическое (С) - буква, цифра, название, герб, флаг, символическое
обозначение и т.д.
видовое, жанровое (В) - город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и
т.д.
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо,
вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории.
Их мышление не фиксировано, а подвижно.
Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько
раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
3. Оригинальность - местоположение (внутри - снаружи относительно
стимульной фигуры), где выполняется рисунок.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет
служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те,
кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую
фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т.е. рисунок будет только снаружи.
Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко кре-
ативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать ни-
какой замкнутый контур, т.е. рисунок будет как снаружи, так и внутри сти-
мульной фигуры.
1 балл - рисуют только снаружи.
2 балла - рисуют только внутри.
3 балла - рисуют как снаружи, так и внутри.
Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому
фактору по всем рисункам.
4. Разработанность - симметрия-асимметрия, где расположены детали,
делающие рисунок асимметричным.
0 баллов - симметрично внутреннее и внешнее пространство.
1 балл - асимметрично вне замкнутого контура.
2 балла - асимметрично внутри замкнутого контура.
3 балла - асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих
сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.
Общий сырой балл по разработанности (Р) - сумма баллов по фактору
разработанность по всем рисункам.
5. Название - богатство словарного запаса (количество слов, использо-
ванных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на
рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).
0 баллов - название не дано.
1 балл - название, состоящее из одного слова без определения.
2 балла - словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что
нарисовано на картинке.
3 балла - образное название, выражающее больше, чем показано на кар-
тинке, т.е. скрытый смысл.
Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому
фактору, полученных за каждый рисунок.
ИТОГОВЫЙ ПОДСЧЕТ ПО ТЕСТУ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ.
1. БЕГЛОСТЬ.
Общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 балл
за каждый рисунок).
2. ГИБКОСТЬ.
Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно
max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).
3. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.
Где выполняется рисунок:
вне стимульной фигуры - 1 балл;
внутри стимульной фигуры - 2 балла;
внутри и снаружи стимульной фигуры - 3 балла.
Суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картин-
кам. Возможно max 36 баллов.
4. РАЗРАБОТАННОСТЬ.
Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:
симметрично повсюду - 0 баллов;
симметрично вне стимульной фигуры - 1 балл;
асимметрично внутри стимульной фигуры - 2 балла;
асимметрично внутри и снаружи - 3 балла.
Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок.
Возможно max 36 баллов.
5. НАЗВАНИЕ.
Словарный запас и образное, творческое использование языка:
название не дано - 0 баллов;
название из одного слова - 1 балл;
название из нескольких слов - 2 балла;
образное название, выражающее больше, чем показано на картинке - 3
балла.
Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок.
Возможно max 36 баллов.
Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления.
Беглость - учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нари-
совано 12 картинок. Оценивание - по одному баллу за каждую картинку. Мак-
симально возможный сырой балл - 12.
Гибкость - учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою
позицию и по новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение кате-
гории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории).
Максимально возможный суммарный сырой балл - 11.
Оригинальность - учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он пере-
мещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью
целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально
возможный суммарный сырой балл - 36.
Разработанность - учащийся добавляет детали к замкнутому контуру,
предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каж-
дую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный сум-
марный сырой балл - 36.
Название - учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми сред-
ствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остро-
умную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный
суммарный сырой балл - 36.
Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за
весь тест - 131.
Примечание к компьютерной программе.
Процедура тестирования по данной методике может быть выполнена только
в режиме "карандаш-бумага". Для этого следует предварительно распечатать
тестовую тетрадь со стимульным материалом (рисунками), которая находится в
файле cap1.doc в папке с данной программой.
Данная программа предназначена для исключительно для обработки ре-
зультатов тестирования.
После проведения тестирования необходимо ввести полученные данные в
программу для создания текстового отчета по результатам тестирования.
Интерпретация результатов тестирования основана на стандартных оцен-
ках выраженных в T-баллах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
ниже 40 Т - пониженный показатель;
40 Т - 60 Т - средний показатель;
выше 60 Т - повышенный показатель.
Следует отметить, что при использовании нормативных данных полученных
Туник Е.Е. на выборке российских школьников T-балл по шкале "Беглость" ни-
когда не превышает 60 Т. Даже при максимальном "сыром" балле 12 - резуль-
тат тестирования не превышает средних значений.
Тест состоит из 12 рисунков.
Время тестирования 20-25 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест дивергентного (творческого) мышления
(тест I CAP).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Структура тестовых показателей:
Б ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────────╢>
Г ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█─────────────────────────╢>
О ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█─────────────────────────╢>
Р ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████───────────────╢>
Н ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████───────────────────╢>
<─────[-]─────><──[==]──><──────────[+]──────────>
Интегральный показатель:
Z ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████─────────────────╢>
<─────[-]─────><──[==]──><──────────[+]──────────>
Tестовые показатели:
Нормативные данные:
российские школьники 8-17 лет.
1. Беглость - Б = 12 55 T
2. Гибкость - Г = 10 63 T
3. Оригинальность - О = 34 63 T
4. Разработанность - Р = 32 88 T
5. Название - Н = 31 77 T
---------------------------------------
Интегральный показатель - Z = 119 80 T
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Беглость мышления.
Значение:
Генерирование большого количества идей. Беглость мысли. Не
один, а несколько уместных ответов.
Тестовый показатель: средний.
2. Гибкость мышления.
Значение:
Разнообразие типов идей. Способность переходить от одной ка-
тегории к другой. Направить мысль по обходным путям.
Тестовый показатель: повышенный.
3. Оригинальность мышления.
Значение:
Необычные ответы. Оригинальные, нестандартные идеи. Отступле-
ние от очевидного, общепринятого.
Тестовый показатель: повышенный.
4. Разработанность мышления.
Значение:
Облагородить идею. Приукрасить простую идею или ответ, чтобы
сделать ее более интересной, глубокой. Расширить, добавить что-то
к основной идее.
Тестовый показатель: повышенный.
5. Название.
Значение:
Богатство словарного запаса и образное, творческое использо-
вание языка.
Тестовый показатель: повышенный.
Интегральный тестовый показатель дивергентного (творческого)
мышления: повышенный.
|