МЕТОДИКА:
Взаимодействие родитель-ребенок
(ВРР)
(И.М. Марковская).
Методика И.М. Марковской [Марковская И.М., 1998] является одной из
немногих, в которых с самого начала предполагались два параллельных опрос-
ника - для детей и для родителей, - измеряющих одни и те же параметры дет-
ско-родительского взаимодействия.
Психологу важно знать не только оценку отношений с одной стороны -
родителей, но и видение этого взаимодействия с другой стороны - с позиции
детей. Такая необходимость возникает особенно часто при психологическом
консультировании подростков и их родителей.
В качестве оснований для шкал опросника автором были взяты следующие
параметры, выделяемые в ряде исследований по данной проблеме:
автономия-контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл);
отвержение-принятие (А.И. Захаров, А.Я. Варга);
требовательность (О. Коннер);
степень эмоциональной близости (В. Шутц, Г.Т. Хоментаускас);
строгость (П. Слатер);
непоследовательность-последовательность (А.И.Захаров);
сотрудничество (Р.Ф. Бейлз);
согласие (Р.Ф. Бейлз);
авторитетность (И. Марковская);
удовлетворенность (И. Марковская).
Взрослый и детский варианты опросника включают по 60 вопросов и имеют
аналогичную структуру.
Было составлено более ста утверждений, описывающих взаимодействие в
семье, в результате дальнейшего анализа были оставлены 80 утверждений,
которые и были представлены экспертам для определения содержательной ва-
лидности. Группу экспертов составили психологи городов Санкт-Петербурга и
Челябинска, имеющие практический опыт работы с детьми и родителями не ме-
нее 5 лет.
Эксперты должны были оценить содержание каждого вопроса на соответст-
вие его определенной шкале опросника. Вопросы, получившие менее 80% голо-
сов или отнесенные большинством экспертов одновременно к нескольким шка-
лам, были исключены из дальнейшей работы. Для придания опроснику хорошей
формы было оставлено равное количество вопросов на каждую шкалу, кроме
двух, которые выделяют большинство исследователей и которые могут считать-
ся базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы автономия - кон-
троль и отвержение-принятие, в них вошло по 10 утверждений, а в остальные
шкалы - по 5 утверждений. В окончательный вариант опросника для детей вош-
ло 60 утверждений.
Шкалы опросника "Взаимодействие родитель - ребенок".
1. Нетребовательность - требовательность.
2. Мягкость - строгость.
3. Автономность - контроль.
4. Эмоциональная дистанция - близость.
5. Отвержение - принятие.
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество.
7. Несогласие - согласие.
8. Непоследовательность - последовательность.
9. Авторитетность родителя.
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем).
Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников.
1. Нетребовательность - требовательность.
2. Мягкость - строгость.
3. Автономность контроль.
4. Эмоциональная дистанция - близость.
5. Отвержение - принятие.
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество.
7. Тревожность за ребенка.
8. Непоследовательность - последовательность.
9. Воспитательная конфронтация в семье.
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.
1. Нетребовательность-требовательность родителя.
Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя,
который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше пока-
зания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает
он высокого уровня ответственности от ребенка.
2. Мягкость-строгость родителя.
По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер,
применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотно-
шениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3. Автономность-контроль по отношению к ребенку.
Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее
поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в ме-
лочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может при-
водить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть
следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любова-
ния. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к
ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4. Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю.
Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает пред-
ставление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы
вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою бли-
зость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с ро-
дителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точ-
ности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему
ребенка.
5. Отвержение-принятие ребенка родителем.
Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие
или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. При-
нятие ребенка как личности является важным условием благоприятного разви-
тия ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ре-
бенком как принимающее или отвергающее.
6. Отсутствие сотрудничества-сотрудничество.
Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше от-
ражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием вклю-
ченности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно
отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсут-
ствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного,
безразличного или попустительского стиля воспитания.
7. Несогласие-согласие между ребенком и родителем.
Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и
ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жиз-
ненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно
оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным
шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях
во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8. Непоследовательность-последовательность родителя.
Последовательность родителя является важным параметром взаимодей-
ствия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен ро-
дитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении на-
казаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть след-
ствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, от-
вергающего отношения к ребенку и т.п.
9. Авторитетность родителя.
Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его вли-
яния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются автори-
тетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка
позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета.
Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это
означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтом по-
казатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негатив-
ности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей - 10-й
шкале.
10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.
По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворен-
ности отношениями между родителями и детьми, - как с той, так и с другой
стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нару-
шениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или
об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников
были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей
этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал "несогласие-со-
гласие" и "авторитетность родителя" (7 и 9 шкалы) были введены две новых
шкалы:
7. "Тревожность за ребенка".
9. "Воспитательная конфронтация в семье".
Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребен-
ка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций
у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа
воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам вос-
питания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи.
Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы
для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на
вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детски-
ми данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую
ценность.
Примечание к компьютерной версии.
Диаграмма и интерпретация результатов тестирования основана на пока-
зателях выраженных в процентилях.
Процентиль - процент испытуемых из выборки стандартизации, который
получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого. На-
пример, значение 50-й процентили указывает, что 50% значений располагается
ниже этого уровня.
Процентиль - любая из 99 пронумерованных точек, которые делят упоря-
доченный набор значений на 100 частей, каждая из которых содержит 1/100-ю
от общего значения.
Автором методики приведены процентили кратные 10, т.е. 10, 20, 30 и
т.д. без промежуточных значений, что следует учитывать при анализе резуль-
татов тестирования.
В данной компьютерной версии приняты следующие условные критерии ав-
томатической интерпретации:
1 - 20 низкий показатель;
21 - 40 пониженный показатель;
41 - 60 средний показатель;
61 - 80 повышенный показатель;
81 - 100 высокий показатель.
Опросник состоит из 60 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР).
Вариант для родителей дошкольников и младших школьников: отец - сын.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
*
100 ┼───────────────────────────────
90 ┼ ▄▄ ▄▄
80 ┼─────────────██───────██────▄▄─
70 ┼ ██ ██ ██
60 ┼─────────────██───────██────██─
50 ┼ ▄▄ ██ ██ ██
40 ┼───────██─▄▄─██───────██────██─
30 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██
20 ┼─▄▄────██─██─██─██─██─██─▄▄─██─
10 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
НТ МС АК ДБ ОП ОС ТР НП ВК УД
Тестовые показатели:
01. Нетребовательность - требовательность - НТ = 12.0 20
02. Мягкость - строгость - МС = 7.0 10
03. Автономность - контроль - АК = 15.0 50
04. Эмоциональная дистанция - близость - ДБ = 19.0 40
05. Отвержение - принятие - ОП = 19.5 90
06. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество - ОС = 17.0 30
07. Тревожность за ребенка - ТР = 15.0 30
08. Непоследовательность - последовательность - НП = 22.0 90
09. Воспитательная конфронтация в семье - ВК = 6.0 20
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком - УД = 21.0 80
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Нетребовательность-требовательность родителя.
Низкий уровень требовательности родителя, который проявляется
в слабо выраженном ожидании ответственности от ребенка.
2. Мягкость-строгость родителя.
Низкий уровень строгости мер, применяемых к ребенку, мягкость
правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителем и ре-
бенком, низкая степень принуждения ребенка к чему-либо.
3. Автономность-контроль по отношению к ребенку.
Средний уровень контролирующего поведения по отношению к ре-
бенку, умеренная степень автономии-контроля ребенка.
4. Эмоциональная дистанция - близость.
Пониженный показатель представления родителя об эмоциональной
близости к нему ребенка, его желания делиться самым сокровенным и
важным с родителем.
5. Отвержение-принятие ребенка родителем.
Высокий уровень принятия личностных качеств и поведенческих
проявлений ребенка, который является важным условием благоприятно-
го развития ребенка, его самооценки.
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество.
Пониженный уровень сотрудничества между родителем и ребенком,
который может быть результатом нарушенных отношений, авторитарно-
го, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7. Тревожность за ребенка.
Пониженный уровень тревожности за ребенка, слабо выраженное
стремление оградить его от всяких опасностей.
8. Непоследовательность-последовательность родителя.
Высокий уровень последовательности и постоянства родителя в
своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении на-
казаний и поощрений.
9. Воспитательная конфронтация в семье.
Низкая воспитательная конфронтация внутри семьи, которая мо-
жет указывать на сплоченность и отсутствие разногласия членов
семьи по вопросам воспитания.
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.
Повышенная степень общей удовлетворенности отношениями роди-
теля с ребенком, убежденность в отсутствии особых нарушений в
структуре родительско-детских отношений и возможных конфликтах,
тенденция к отсутсвию обеспокоенности сложившейся семейной ситуа-
цией.
|