МЕТОДИКА:                                  
                       Взаимодействие родитель-ребенок                      
                                   (ВРР)                                    
                             (И.М. Марковская).                             
 
      Методика И.М. Марковской [Марковская И.М., 1998]  является  одной  из 
 немногих, в которых с самого начала предполагались два параллельных опрос- 
 ника - для детей и для родителей, - измеряющих одни и те же параметры дет- 
 ско-родительского взаимодействия.                                          
      Психологу важно знать не только оценку отношений  с  одной  стороны - 
 родителей, но и видение этого взаимодействия с другой стороны - с  позиции 
 детей. Такая необходимость возникает особенно  часто  при  психологическом 
 консультировании подростков и их родителей.                                
 
      В качестве оснований для шкал опросника автором были взяты  следующие 
 параметры, выделяемые в ряде исследований по данной  проблеме:             
      автономия-контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл);                          
      отвержение-принятие (А.И. Захаров, А.Я. Варга);                       
      требовательность (О. Коннер);                                         
      степень эмоциональной близости (В. Шутц, Г.Т. Хоментаускас);          
      строгость (П. Слатер);                                                
      непоследовательность-последовательность (А.И.Захаров);                
      сотрудничество (Р.Ф. Бейлз);                                          
      согласие (Р.Ф. Бейлз);                                                
      авторитетность (И. Марковская);                                       
      удовлетворенность (И. Марковская).                                    
      Взрослый и детский варианты опросника включают по 60 вопросов и имеют 
 аналогичную структуру.                                                     
 
      Было составлено более ста утверждений, описывающих  взаимодействие  в 
 семье, в результате дальнейшего анализа  были  оставлены  80  утверждений, 
 которые и были представлены экспертам для определения  содержательной  ва- 
 лидности. Группу экспертов составили психологи городов Санкт-Петербурга  и 
 Челябинска, имеющие практический опыт работы с детьми и родителями не  ме- 
 нее 5 лет.                                                                 
      Эксперты должны были оценить содержание каждого вопроса на соответст- 
 вие его определенной шкале опросника. Вопросы, получившие менее 80%  голо- 
 сов или отнесенные большинством экспертов одновременно к  нескольким  шка- 
 лам, были исключены из дальнейшей работы. Для придания  опроснику  хорошей 
 формы было оставлено равное количество вопросов  на  каждую  шкалу,  кроме 
 двух, которые выделяют большинство исследователей и которые могут считать- 
 ся базовыми в родительско-детских отношениях. Это  шкалы  автономия - кон- 
 троль и отвержение-принятие, в них вошло по 10 утверждений, а в  остальные 
 шкалы - по 5 утверждений. В окончательный вариант опросника для детей вош- 
 ло 60 утверждений.                                                         
 
      Шкалы опросника "Взаимодействие родитель - ребенок".                  
      1. Нетребовательность - требовательность.                             
      2. Мягкость - строгость.                                              
      3. Автономность - контроль.                                           
      4. Эмоциональная дистанция - близость.                                
      5. Отвержение - принятие.                                             
      6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество.                        
      7. Несогласие - согласие.                                             
      8. Непоследовательность - последовательность.                         
      9. Авторитетность родителя.                                           
     10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем).              
 
      Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников.  
      1. Нетребовательность - требовательность.                             
      2. Мягкость - строгость.                                              
      3. Автономность  контроль.                                            
      4. Эмоциональная дистанция - близость.                                
      5. Отвержение - принятие.                                             
      6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество.                        
      7. Тревожность за ребенка.                                            
      8. Непоследовательность - последовательность.                         
      9. Воспитательная конфронтация в семье.                               
     10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.                          
 
      1. Нетребовательность-требовательность родителя.                      
      Данные этой шкалы показывают тот уровень  требовательности  родителя, 
 который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше  пока- 
 зания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем  больше  ожидает 
 он высокого уровня ответственности от ребенка.                             
 
      2. Мягкость-строгость родителя.                                       
      По результатам этой шкалы можно судить о  суровости,  строгости  мер, 
 применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во  взаимоотно- 
 шениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. 
 
      3. Автономность-контроль по отношению к ребенку.                      
      Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено  контролирующее 
 поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в ме- 
 лочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может  при- 
 водить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может  быть  
 следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любова- 
 ния. Возможно также, что низкий контроль связан с  проявлением  доверия  к 
 ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.            
 
      4. Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. 
      Следует обратить специальное внимание, что эта шкала  отражает  пред- 
 ставление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка  этой  шкалы 
 вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают  свою  бли- 
 зость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с  ро- 
 дителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить  о  точ- 
 ности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему 
 ребенка.                                                                   
 
      5. Отвержение-принятие ребенка родителем.                             
      Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие 
 или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. При- 
 нятие ребенка как личности является важным условием благоприятного  разви- 
 тия ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься  ре- 
 бенком как принимающее или отвергающее.                                    
 
      6. Отсутствие сотрудничества-сотрудничество.                          
      Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше от- 
 ражает характер взаимодействия. Сотрудничество является  следствием  вклю- 
 ченности ребенка во взаимодействие, признания его прав и  достоинств.  Оно 
 отражает равенство и партнерство в отношениях родителей  и  детей.  Отсут- 
 ствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, 
 безразличного или попустительского стиля воспитания.                       
 
      7. Несогласие-согласие между ребенком и родителем.                    
      Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия  между  родителем  и 
 ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жиз- 
 ненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно 
 оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по  всем  остальным  
 шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить  о  различиях 
 во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.         
 
      8. Непоследовательность-последовательность родителя.                  
      Последовательность родителя  является  важным  параметром  взаимодей- 
 ствия, в этой шкале отражается, насколько последователен и  постоянен  ро- 
 дитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении  на- 
 казаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть  след- 
 ствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, от- 
 вергающего отношения к ребенку и т.п.                                      
 
      9. Авторитетность родителя.                                           
      Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере  его  вли- 
 яния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются автори- 
 тетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с  данными  ребенка 
 позволяют судить о степени расхождения  оценок  родительского  авторитета. 
 Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего  это 
 означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтом по- 
 казатели по этой шкале очень важны для  диагностики  позитивности-негатив- 
 ности отношений ребенка к родителю, как и показатели  по  следующей - 10-й 
 шкале.                                                                     
 
      10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.                
      По данным десятой шкалы можно судить об общей  степени  удовлетворен- 
 ности отношениями между родителями и детьми, - как с той, так и  с  другой 
 стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о  нару- 
 шениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или 
 об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.                         
 
      В варианте опросника для родителей дошкольников и младших  школьников 
 были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей 
 этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал "несогласие-со- 
 гласие" и "авторитетность родителя" (7 и 9 шкалы) были введены  две  новых 
 шкалы:                                                                     
      7. "Тревожность за ребенка".                                          
      9. "Воспитательная конфронтация в семье".                             
      Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребен- 
 ка как на важный фактор для понимания возникновения невротических  реакций 
 у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве  черты  патогенного,  типа 
 воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам вос- 
 питания, что может приводить к воспитательной конфронтации  внутри  семьи. 
 Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы  
 для детей, так как в этом возрасте детям  достаточно  трудно  отвечать  на 
 вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детски- 
 ми данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую 
 ценность.                                                                  
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Диаграмма и интерпретация результатов тестирования основана на  пока- 
 зателях выраженных в процентилях.                                          
      Процентиль - процент испытуемых из  выборки  стандартизации,  который 
 получили равный или более низкий балл, чем балл данного  испытуемого.  На- 
 пример, значение 50-й процентили указывает, что 50% значений располагается 
 ниже этого уровня.                                                         
      Процентиль - любая из 99 пронумерованных точек, которые делят  упоря- 
 доченный набор значений на 100 частей, каждая из которых содержит  1/100-ю 
 от общего значения.                                                        
      Автором методики приведены процентили кратные 10, т.е. 10, 20,  30  и 
 т.д. без промежуточных значений, что следует учитывать при анализе резуль- 
 татов тестирования.                                                        
      В данной компьютерной версии приняты следующие условные критерии  ав- 
 томатической интерпретации:                                                
       1 -  20  низкий показатель;                                          
      21 -  40  пониженный показатель;                                      
      41 -  60  средний показатель;                                         
      61 -  80  повышенный показатель;                                      
      81 - 100  высокий показатель.                                         
 
      Опросник состоит из 60 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР).                           
 Вариант для родителей дошкольников и младших школьников: отец - сын.       
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
                   *                                                        
               100 ┼───────────────────────────────                         
                90 ┼             ▄▄       ▄▄                                
                80 ┼─────────────██───────██────▄▄─                         
                70 ┼             ██       ██    ██                          
                60 ┼─────────────██───────██────██─                         
                50 ┼       ▄▄    ██       ██    ██                          
                40 ┼───────██─▄▄─██───────██────██─                         
                30 ┼       ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██    ██                          
                20 ┼─▄▄────██─██─██─██─██─██─▄▄─██─                         
                10 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                        
                     НТ МС АК ДБ ОП ОС ТР НП ВК УД                          
 
                       Тестовые показатели:                                 
 
  01. Нетребовательность - требовательность      -  НТ = 12.0  20           
  02. Мягкость - строгость                       -  МС =  7.0  10           
  03. Автономность - контроль                    -  АК = 15.0  50           
  04. Эмоциональная дистанция - близость         -  ДБ = 19.0  40           
  05. Отвержение - принятие                      -  ОП = 19.5  90           
  06. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество -  ОС = 17.0  30           
  07. Тревожность за ребенка                     -  ТР = 15.0  30           
  08. Непоследовательность - последовательность  -  НП = 22.0  90           
  09. Воспитательная конфронтация в семье        -  ВК =  6.0  20           
  10. Удовлетворенность отношениями с ребенком   -  УД = 21.0  80           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Нетребовательность-требовательность родителя.                      
      Низкий уровень требовательности родителя, который проявляется         
 в слабо выраженном ожидании ответственности от ребенка.                    
 
      2. Мягкость-строгость родителя.                                       
      Низкий уровень строгости мер, применяемых к ребенку, мягкость         
 правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителем и  ре-         
 бенком, низкая степень принуждения ребенка к чему-либо.                    
 
      3. Автономность-контроль по отношению к ребенку.                      
      Средний уровень контролирующего поведения по отношению к  ре-         
 бенку, умеренная степень автономии-контроля ребенка.                       
 
      4. Эмоциональная дистанция - близость.                                
      Пониженный показатель представления родителя об эмоциональной         
 близости к нему ребенка, его желания делиться самым сокровенным  и         
 важным с родителем.                                                        
 
      5. Отвержение-принятие ребенка родителем.                             
      Высокий уровень принятия личностных качеств  и  поведенческих         
 проявлений ребенка, который является важным условием благоприятно-         
 го развития ребенка, его самооценки.                                       
 
      6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество.                        
      Пониженный уровень сотрудничества между родителем и ребенком,         
 который может быть результатом нарушенных отношений,  авторитарно-         
 го, безразличного или попустительского стиля воспитания.                   
 
      7. Тревожность за ребенка.                                            
      Пониженный уровень тревожности за ребенка,  слабо  выраженное         
 стремление оградить его от всяких опасностей.                              
 
      8. Непоследовательность-последовательность родителя.                  
      Высокий уровень последовательности и постоянства  родителя  в         
 своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в  применении  на-         
 казаний и поощрений.                                                       
 
      9. Воспитательная конфронтация в семье.                               
      Низкая воспитательная конфронтация внутри семьи, которая  мо-         
 жет указывать на  сплоченность  и  отсутствие  разногласия  членов         
 семьи по вопросам воспитания.                                              
 
      10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.                         
      Повышенная степень общей удовлетворенности отношениями  роди-         
 теля с ребенком, убежденность  в  отсутствии  особых  нарушений  в         
 структуре родительско-детских отношений  и  возможных  конфликтах,         
 тенденция к отсутсвию обеспокоенности сложившейся семейной  ситуа-         
 цией.