МЕТОДИКА:
Биографический опросник по диагностике нарушений поведения
(Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstorungen - BIV)
(R. Jager, S. Lischer, B. Munster, B. Ritz)
(адаптация Чикер В.А.).
Методика является многомерным опросником, который может применяться
для изучения тех или иных аспектов биографии, окружающей среды и личности
испытуемых старше 18 лет.
Биографические методы в психологии - способы исследования, диагности-
ки, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
Современные биографические методы основаны на изучении личности в
контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Исполь-
зование биографических методов предполагает получение информации, источни-
ком которой являются автобиографические методики (опросники, интервью,
спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев,
контент-анализ дневников, писем и т.п.
BIV представляет собой методическое и содержательное развитие формы
"А" MBI (Мангеймского биографического инструмента для клинических групп).
Эта биографическая методика нарушений поведения представляет собой
самоописание личности, в котором содержится и объективная, и субъективная
информация о раннем поведении человека. Различные школы психологии, и осо-
бенно психоанализ, опираются на положение о том, что причины личностных
нарушений кроются в предшествующем опыте научения. Актуальные конфликты
обусловлены индивидуальной историей развития, и особенно опытом раннего
детства. Бихевиоральные теории говорят о том, что причина устойчивых не-
продуктивных стереотипов поведения лежит в сформированных биологических и
психических диспозициях. Под биологическими диспозициями понимаются акту-
альные биологические влияния и их последствия (например, болезнь) и гене-
тически обусловленные причины, которые вызывают физические страдания. Пси-
хические диспозиции рассматриваются как тенденция к реакциям, которые воз-
никают в индивидуальной истории развития. В реальной жизни стимулы окружа-
ющей среды воспринимаются и перерабатываются субъективно, проходят через
"фильтр" личности, в которой существуют и те и другие диспозиции.
Данная методика соответствует, прежде всего, практическим потребнос-
тям и описывает свойства личности, сформированные социальной средой, ситу-
ацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный
путь. Методика позволяет получить стандартизированную информацию о биогра-
фии, ситуациях окружающей среды и актуальном психическом состоянии, что
является важной предпосылкой для социально-психологической адаптации лич-
ности. Опросник относится к самооценочным методикам, в нем с одержится
субъективная информация о семейной ситуации и поведении в социальной сре-
де. Важно, что результаты этой методики могут говорить о некоторых наруше-
ниях адаптации и поведения в социуме.
Диспозиции нарушения социального поведения, по мнению авторов, разви-
ваются на ранних этапах социализации в связи с семейным окружением и вос-
питанием родителей или заменяющих их лиц. В результате стереотипы отклоня-
ющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном пове-
дении. Численное измерение этих стереотипов осуществляется при помощи био-
графических шкал опросника - FAM (семейная ситуация) и ERZIEN (стиль вос-
питания). Дальнейший жизненный путь человека во многом опосредуется влия-
нием среды. Она может это влияние закреплять и усиливать, компенсировать,
заменять неадекватные стереотипы столь же неадекватными и т.п. Эти влияния
среды измеряются при помощи шкал SOZLAG (социальное положение), PSYCON
(психофизическая конституция), SOZAKT (социальная активность), ICHSTK (си-
ла "Я"). Наряду с этим в актуальной ситуации при описании поведения могут
обнаружиться и личностные специфические тенденции поведения. Личностные
особенности измеряются шкалами N (нейротизм) и Е (экстраверсия).
Установлено, что родители часто создают основу готовности к будущим
неврозам у детей своим эмоциональным поведением, бессердечностью,
невротическими особенностями, антикоммуникативными установками,
неудачным браком и сексуальными побуждениями.
Опросник состоит из восьми относительно независимых друг от друга
шкал. Ключ по первым семи шкалам ориентирован негативно. То есть, высокие
сырые оценки означают наличие соответствующей проблемы. В шкале Е высокие
оценки соответствуют экстравертированному поведению.
При вопросах о родителях могут возникнуть трудности у испытуемых, ко-
торые не воспитывались родителями или не имели братьев и сестер (вопрос
87). Здесь можно дать следующее указание: "Поскольку вы могли вырасти не у
ваших прямых родителей, а у родственников, приемных родителей или еще где-
либо, то отвечайте на вопросы так, чтобы ответы описывали это лицо (напри-
мер, дядю, тетю, воспитателя) как исполняющего роль родителя". На вопрос
87 испытуемые, не имевшие братьев и сестер, должны ответить "нет".
На основании содержательных и статистических процедур может быть вы-
делено 5 факторов, которые могут быть обозначены следующим образом:
1. Синдром семейного дефицита. В нем почти все утверждения шкал FAM
и ERZIEN имеют существенные нагрузки.
2. Синдром экстраверсии. Большую часть нагрузки несут утверждения
шкал SOZAKT и Е.
3. Неуверенность в себе, слабость "Я". Наибольшую нагрузку в этом
факторе несут утверждения шкалы ICHSTK. Высокие нагрузки несут утверждения
из шкал SOZAKT и SOZLAG.
4. Актуальное напряжение в профессиональной и личной сферах. В данный
фактор входят утверждения SOZAKT, PSYKON и ERZIEN.
5. Синдром невроза. В него входят утверждения шкал N и PSYKON. Оценки
по этим шкалам позволяют отличать норму от отклонений в этой сфере. В этот
фактор входят также утверждения шкалы ICHSTK.
Интерпретация.
Для интерпретации нужно принимать во внимание три момента:
1. Следовать общему описанию особенностей личности, учитывая содержа-
тельные стороны интерпретации опросника.
2. В рамках психодиагностических исследований, результат которых яв-
ляется весьма важным (например, экспертиза в судебных, терапевтических,
коррекционных задачах), результаты должны быть соотнесены со средними
оценками соответствующих групп.
3. "Сырые оценки", полученные при первичной обработке опросника, дол-
жны быть переведены в стены в зависимости от пола испытуемых.
Интерпретация шкал.
1. Шкала FAM (Familiare Situation).
Субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, взаимо-
действия с родителями, отношения семьи к окружающим.
Высокие оценки. Неудовлетворительные взаимоотношения с родителями,
неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние со
стороны семьи в детстве и юности.
Низкие оценки. Хорошее взаимодействие между родителями. Позитивное
отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи
в детстве и юности.
2. Шкала ICHSTK (Ichstarke).
Сила "Я", уверенность, способность добиться своего.
Высокие оценки. Недостаточная сила "Я", низкая уверенность в себе,
низкая способность добиваться своего.
Низкие оценки. Выраженная сила "Я", самоуверенность, способность до-
биваться своего.
3. Шкала SOZLAG (Soziale Lage).
Влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное напряжение в
личных и социальных ситуациях.
Высокие оценки. Частое выражение напряжения в личных и социальных си-
туациях. Трудности социальной адаптации.
Низкие оценки. Незначительное ситуационное напряжение в межличностном
и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.
4. Шкала ERZIEN (Erziehungsverhalten).
Воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц.
Высокие оценки. Негативно воздействующее воспитательное поведение ро-
дителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицатель-
ный характер взаимодействия между родителями либо замещавшими их лицами.
Низкие оценки. Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию
воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимодействие между родителя-
ми.
5. Шкала N (Neurotizismus).
Нейротизм, эмоциональная лабильность.
Высокие оценки. Эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные ре-
акции, общая психическая неустойчивость, чувствительность, тревожность.
Низкие оценки. Психическое здоровье, нормальные эмоциональные реак-
ции, эмоциональная уравновешенность.
6. Шкала SOZAKT (Soziale Aktivitaten).
Социальная активность, контактность.
Высокие оценки. Неспособность устанавливать и поддерживать социальные
контакты, проблемы раскрытия себя.
Низкие оценки. Хорошая способность устанавливать и поддерживать кон-
такты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.
7. Шкала PSYKON (Psychophysiologische Konstitution).
Предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность реагировать
соматически на стрессовые нагрузки.
Высокие оценки. Сильно выраженная склонность к соматическим нарушени-
ям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психическая лабильность.
Низкие оценки. Психическое здоровье, отсутствие предрасположенности
реагировать на стрессовые нагрузки.
8. Шкала Е (Extraversion).
Экстраверсия.
Высокие оценки. Социальная активность, общительность, импульсивность.
Низкие оценки. Невысокая социальная активность, уединенный образ жиз-
ни, неспособность к спонтанному реагированию.
Вопросник состоит из 45 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Биографический опросник по диагностике нарушений
поведения (BIV).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
*
9 ┼
8 ┼ ▄▄ ▄▄
7 ┼────▄▄─██───────██─▄▄────
6 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██
5 ┼────██─██────██─██─██────
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─▄▄─██─██─▄▄─██─██─██─▄▄─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
A B C E F G H I
Тестовые показатели:
1. Семейная ситуация (FAM) - A = 3
2. Сила "Я" (ICHSTK) - B = 7
3. Социальное положение (SOZLAG) - C = 8
4. Воспитание (стиль) (ERZIEN) - E = 3
5. Нейротизм (N) - F = 6
6. Социальная активность (SOZAKT) - G = 8
7. Психофизическая конституция (PSYKON) - H = 7
8. Экстраверсия (E) - I = 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Субъективное описание семейной ситуации в детстве и юнос-
ти, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим.
Низкие оценки. Хорошее взаимодействие между родителями. Пози-
тивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние
со стороны семьи в детстве и юности.
2. Сила "Я", уверенность, способность добиться своего.
Высокие оценки. Недостаточная сила "Я", низкая уверенность в
себе, низкая способность добиваться своего.
3. Влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное на-
пряжение в личных и социальных ситуациях.
Высокие оценки. Частое выражение напряжения в личных и соци-
альных ситуациях. Трудности социальной адаптации.
4. Воспитательное воздействие родителей или замещающих их
лиц.
Низкие оценки. Благоприятное, способствующее дальнейшему раз-
витию воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимодействие
между родителями.
5. Нейротизм, эмоциональная лабильность.
Средние оценки.
6. Социальная активность, контактность.
Высокие оценки. Неспособность устанавливать и поддерживать
социальные контакты, проблемы раскрытия себя.
7. Предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность
реагировать соматически на стрессовые нагрузки.
Высокие оценки. Сильно выраженная склонность к соматическим
нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психичес-
кая лабильность.
8. Экстраверсия.
Низкие оценки. Невысокая социальная активность, уединенный
образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию.
|