МЕТОДИКА:
Опросник жалоб ребенка
(BFB-K)
(К. Хок, Г. Хесс, Е. Шварц)
(Hock K., Hess H., Schwarz E., 1978).
Методика предназначена для проведения скрининговых исследований в ус-
ловиях школы, а также имеет широкое распространение в педиатрической прак-
тике.
Опросник направлен на изучение психосоматического статуса, а также
некоторых особенностей поведения детей младшего школьного возраста.
Методика адресована родителям младших школьников и школьным психоло-
гам. и
Предлагаемая методика позволяет оценить общий соматический статус ре-
бенка, а также выявить симптомы "психосоматической природы", которые могут
служить "маркерами" стрессового состояния ребенка.
В исследованиях, посвященных изучению стрессовых переживаний у здоро-
вых и больных (с психосоматическими расстройствами) младших школьников об-
наружены ряд важных фактов, свидетельствующие о важности выделения телес-
ного (соматического) компонента переживания стресса у ребенка. Получены
данные о негативном влиянии психотравмирующего типа родительского отноше-
ния (эмоциональное отвержение, инфантилизация, авторитарность) на телесное
и эмоциональное благополучие ребенка. У детей со значительным количеством
жалоб "нервно-психического напряжения" отмечались выраженные признаки эмо-
ционального неблагополучия: повышенный (и высокий) уровень тревожности,
страхи (смерти, болезни, одиночества, утраты родительской любви, неодобре-
ния). В поведенческом плане эти дети часто демонстрируют дезадаптивные
стратегии совладающего поведения.
Для детей с выраженными признаками переживания семейного и школьного
стресса (школьная тревожность, проблемы в наиболее значимых "компонентах"
школьной жизни и др.) был выделен специфическим симптомокомплекс (по "Оп-
роснику жалоб ребенка"): энергетический "дефицит" (истощаемость, утомляе-
мость), нарушение сна, симптомы гастроэнтерологичекого характера (снижение
аппетита, нарушение пищеварения, боли в животе), головная боль, сниженный
фон настроения (депрессивные настроения, плаксивость), эмоциональная воз-
будимость (раздражительность, беспокойство, трудность сосредоточения),
тревожность и страхи, "нарушения" поведения (упрямство, демонстратив-
ность).
Опросник включает 90 жалоб, 53 из которых, по мнению авторов, являют-
ся показателями нервно-психического напряжения. Согласно правилам обработ-
ки опросника, дети, набравшие более 12 жалоб "нервно-психического напряже-
ния" могут быть отнесены к "группе риска" по пограничным нервно-психичес-
ким расстройствам.
По результатам проведения методики подсчитываются 2 итоговых показа-
теля:
общее количество жалоб, отмеченное родителями ребенка (в баллах);
количество симптомов "нервно-психического напряжения" (в баллах).
Особый интерес представляет качественный анализ симптомокомплекса,
обнаруженного у ребенка.
Опросник состоит из 90 вопросов (89 для мальчиков и 88 для девочек).
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник жалоб ребенка (BFB-K).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> ОКЖ
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒████████───────────────────────────────╢> НПН
<────[-]───><─────────────────[+]────────────────>
Tестовые показатели:
1. Общее количество жалоб - ОКЖ = 32 36%
2. Нервно-психическое напряжение - НПН = 21 40%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Симптомы "нервно-психического напряжения":
Склонность к покраснению.
Снижение аппетита.
Мигание, тики, подергивания плеч.
Дрожание рук, писчий спазм.
Нарушения осанки.
Истощаемость, утомляемость.
Нарушение сна.
Склонность к частым заболеваниям
Раздражительность, вспыльчивость.
Беспокойство, непоседливость, несдержанность.
Чувство малоценности, неуверенность в себе.
Трудности контакта с детьми, взрослыми.
Депрессивное настроение плаксивость.
Пугливость.
Страх темноты.
Страх школы, ответа у доски.
Забывчивость, трудность сосредоточения.
Склонность к бесплодным мечтаниям.
Нарушение игры.
"Умственная жвачка".
Чудаковатость, любовь к одиночеству.
Другие жалобы:
Расстройства зрения.
Снижение слуха.
Частые насморки и дыхание ртом.
Боль в горле, покраснение зева, боль при глотании.
Одышка при нагрузке.
Склонность к бронхитам.
Сердцебиение, боли в сердце.
Головокружение, слабость.
Боли, чувство тяжести в желудке.
Нарушения походки, пошатывания.
Повышенная чувствительность кожи.
Повышенный уровень "нервно-психического напряжения".
Ребенок может быть отнесен к "группе риска" по пограничным
нервно-психическим расстройствам.
|