МЕТОДИКА:                                  
                         Опросник жалоб ребенка                             
                                  (BFB-K)                                   
                       (К. Хок, Г. Хесс, Е. Шварц)                          
                   (Hock K., Hess H., Schwarz E., 1978).                    
 
      Методика предназначена для проведения скрининговых исследований в ус- 
 ловиях школы, а также имеет широкое распространение в педиатрической прак- 
 тике.                                                                      
      Опросник направлен на изучение психосоматического  статуса,  а  также  
 некоторых особенностей поведения детей младшего школьного возраста.        
      Методика адресована родителям младших школьников и школьным  психоло- 
 гам. и                                                                     
      Предлагаемая методика позволяет оценить общий соматический статус ре- 
 бенка, а также выявить симптомы "психосоматической природы", которые могут 
 служить "маркерами" стрессового состояния ребенка.                         
      В исследованиях, посвященных изучению стрессовых переживаний у здоро- 
 вых и больных (с психосоматическими расстройствами) младших школьников об- 
 наружены ряд важных фактов, свидетельствующие о важности выделения  телес- 
 ного (соматического) компонента переживания стресса  у  ребенка.  Получены 
 данные о негативном влиянии психотравмирующего типа родительского  отноше- 
 ния (эмоциональное отвержение, инфантилизация, авторитарность) на телесное 
 и эмоциональное благополучие ребенка. У детей со значительным  количеством 
 жалоб "нервно-психического напряжения" отмечались выраженные признаки эмо- 
 ционального неблагополучия: повышенный (и  высокий)  уровень  тревожности, 
 страхи (смерти, болезни, одиночества, утраты родительской любви, неодобре- 
 ния). В поведенческом плане эти  дети  часто  демонстрируют  дезадаптивные 
 стратегии совладающего поведения.                                          
      Для детей с выраженными признаками переживания семейного и  школьного  
 стресса (школьная тревожность, проблемы в наиболее значимых  "компонентах" 
 школьной жизни и др.) был выделен специфическим симптомокомплекс (по  "Оп- 
 роснику жалоб ребенка"): энергетический "дефицит" (истощаемость,  утомляе- 
 мость), нарушение сна, симптомы гастроэнтерологичекого характера (снижение 
 аппетита, нарушение пищеварения, боли в животе), головная боль,  сниженный 
 фон настроения (депрессивные настроения, плаксивость), эмоциональная  воз- 
 будимость  (раздражительность,  беспокойство,  трудность  сосредоточения),  
 тревожность и  страхи,  "нарушения"  поведения  (упрямство,  демонстратив- 
 ность).                                                                    
 
      Опросник включает 90 жалоб, 53 из которых, по мнению авторов, являют- 
 ся показателями нервно-психического напряжения. Согласно правилам обработ- 
 ки опросника, дети, набравшие более 12 жалоб "нервно-психического напряже- 
 ния" могут быть отнесены к "группе риска" по пограничным  нервно-психичес- 
 ким расстройствам.                                                         
      По результатам проведения методики подсчитываются 2 итоговых  показа- 
 теля:                                                                      
      общее количество жалоб, отмеченное родителями ребенка (в баллах);     
      количество симптомов "нервно-психического напряжения" (в баллах).     
      Особый интерес представляет качественный  анализ  симптомокомплекса,  
 обнаруженного у ребенка.                                                   
 
      Опросник состоит из 90 вопросов (89 для мальчиков и 88 для девочек).  
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник жалоб ребенка (BFB-K).                                  
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> ОКЖ          
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒████████───────────────────────────────╢> НПН          
 
         <────[-]───><─────────────────[+]────────────────>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
       1. Общее количество жалоб        - ОКЖ = 32  36%                     
       2. Нервно-психическое напряжение - НПН = 21  40%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Симптомы "нервно-психического напряжения":                            
      Склонность к покраснению.                                             
      Снижение аппетита.                                                    
      Мигание, тики, подергивания плеч.                                     
      Дрожание рук, писчий спазм.                                           
      Нарушения осанки.                                                     
      Истощаемость, утомляемость.                                           
      Нарушение сна.                                                        
      Склонность к частым заболеваниям                                      
      Раздражительность, вспыльчивость.                                     
      Беспокойство, непоседливость, несдержанность.                         
      Чувство малоценности, неуверенность в себе.                           
      Трудности контакта с детьми, взрослыми.                               
      Депрессивное настроение плаксивость.                                  
      Пугливость.                                                           
      Страх темноты.                                                        
      Страх школы, ответа у доски.                                          
      Забывчивость, трудность сосредоточения.                               
      Склонность к бесплодным мечтаниям.                                    
      Нарушение игры.                                                       
      "Умственная жвачка".                                                  
      Чудаковатость, любовь к одиночеству.                                  
 
      Другие жалобы:                                                        
      Расстройства зрения.                                                  
      Снижение слуха.                                                       
      Частые насморки и дыхание ртом.                                       
      Боль в горле, покраснение зева, боль при глотании.                    
      Одышка при нагрузке.                                                  
      Склонность к бронхитам.                                               
      Сердцебиение, боли в сердце.                                          
      Головокружение, слабость.                                             
      Боли, чувство тяжести в желудке.                                      
      Нарушения походки, пошатывания.                                       
      Повышенная чувствительность кожи.                                     
 
      Повышенный уровень "нервно-психического напряжения".                  
      Ребенок может быть отнесен к "группе риска" по пограничным            
 нервно-психическим расстройствам.