МЕТОДИКА:
Сквозной биполярный перечень (BF).
Адаптированная модель теста "Большой Пятерки"
(Л. Голдберг, сокращенная версия, 1992 г.).
Методика предназначена для измерения основных параметров личности по
параметрам "Большой Пятерки".
Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру
личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов
разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй,
П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:
1. нейротизм (neuroticism, N);
2. экстраверсия (extraversion, E);
3. открытость опыту (openness to experience, O);
4. согласие (agreebleness, A);
5. сознательность (conscientiousness, C).
Хотя исследователи уже договорились относительно того, какие это чер-
ты, разногласия в их обозначении пока ещс остаются, что следует учитывать
при использовании различных вариантов данной модели личности.
Обработка результатов тестирования.
Для того чтобы получить оценки по параметрам "Большой Пятерки", необ-
ходимо вычислить среднее арифметическое по каждому фактору.
Каждая из общих и конкретных характерных черт представляет континуум,
в пределах которого можно разместить определенную черту характера личнос-
ти. По каждой из черт человек может характеризоваться высоким, низким или
средним показателем. Наличие у тестируемого какой-то личностной характе-
ристики можно отразить точкой на общем континууме.
Примечания к компьютерной версии.
1. Интерпретация результатов тестирования.
В данной компьютерной версии были приняты следующие условные показа-
тели степени выраженности качеств личности:
1-3 - пониженные;
4-6 - средние;
7-9 - повышенные.
2. В данной методике названия первичных черт расположенные слева име-
ют более выраженные орицательные оценочные значения, чем те, которые рас-
положенны справа. Данное обстоятельство может приводить к искажениям в
оценке собственной личности тестируемых в силу действия различных факторов
психологической защиты.
3. Для удобства графического отображения результатов тестирования по
первичным шкалам их названия условно обозначены символами английского ал-
фавита от "A" до "Y".
4. В дихотомических названиях основных шкал фактор личности, который
расположен слева соответствует высоким значениям балльных оценок, а спра-
ва - низким балльными оценками.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Сквозной биполярный перечень (BF).
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
ЭИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────╢>
ПО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████────────────╢>
КЕ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓──────────────────────────╢>
ЭС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████────────╢>
ИП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████───────╢>
<─────[-]─────><──[==]──><─────[+]─────>
Структура первичных факторов:
*
9 ┼───────────────────────────────────────────────▄───▄───
8 ┼────────────▄─────────────────────▄─▄─────▄────█─▄─█───
7 ┼ █ ▄ ▄ █ █ ▄ ▄ █ ▄ █ █ █
6 ┼ █ █ █ ▄ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄
5 ┼────────────█─█─█─█─█────▄─────▄──█─█─█─█─█──█─█─█─█─█─
4 ┼ ▄ ▄ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
3 ┼ ▄ █ ▄ █ ▄ █ █ █ █ █ ▄ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
2 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
1 ┼─█─█─█─█─█──█─█─█─█─█──█─█─█─█─█──█─█─█─█─█──█─█─█─█─█─
┼─+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
────I──── ────II─── ───III─── ────IV─── ────V────
Тестовые показатели:
I.
1.1. молчаливый - разговорчивый - A = 3
1.2. ненапористый - напористый - B = 4
1.3. не любящий приключений - любящий приключения - C = 3
1.4. неэнергичный - энергичный - D = 4
1.5. робкий - дерзкий - E = 3
-------------------------------------------------------------
1. Экстраверсия - Интроверсия - ЭИ = 3.4
II.
2.1. недобрый - добрый - F = 8
2.2. не склонный к сотрудничеству -
склонный к сотрудничеству - G = 7
2.3. эгоистиный - неэгоистичный - H = 7
2.4. недоверчивый - доверчивый - I = 6
2.5. жадный - щедрый - J = 6
-------------------------------------------------------------
2. Привязанность - Отделенность - ПО = 6.8
III.
3.1. неорганизованный - организованный - K = 3
3.2. безответственный - ответственный - L = 5
3.3. непрактичный - практичный - M = 4
3.4. небрежный - тщательный - N = 3
3.5. ленивый - усердный - O = 5
-------------------------------------------------------------
3. Контролирование - Естественность - КЕ = 4.0
IV.
4.1. расслабленный - напряженный - P = 8
4.2. принимающий все легко - нервозный - Q = 8
4.3. стабильный - нестабильный - R = 7
4.4. довольный - недовольный - S = 7
4.5. неэмоциональный - эмоциональный - T = 8
-------------------------------------------------------------
4. Эмоциональность -
Эмоциональная сдержанность - ЭС = 7.6
V.
5.1. не склонный к воображению -
имеющий богатое воображение - U = 7
5.2. нетворческий - творческий - V = 9
5.3. нелюбопытный - любопытный - W = 8
5.4. не склонный к размышлениям -
склонный к размышлениям - X = 9
5.5. неискушенный - искушенный - Y = 6
-------------------------------------------------------------
5. Игривость - Практичность - ИП = 7.8
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отсутствие уверенности в отношении правильности своего пове-
дения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора
на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; пред-
почтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности.
Ровный, несколько сниженный фон настроения. Озабоченность своими
личными проблемами и переживаниями. Сдержанность, замкнутость, из-
бегание рассказов о себе, слабый интерес к проблемами других лю-
дей. Предпочитает книги общению с людьми. Отдает предпочтение тео-
ретическим и научным видам деятельности. Любит планировать свое
будущее, всегда взвешивает свои поступки, не доверяет первым по-
буждениям и увлечениям, всегда строго контролирует свои чувства.
Легко переносят однообразие в деятельности, лучше работает в спо-
спокойной обстановке и в первой половине дня. Более чувствителен к
наказанию, чем к поощрению.
Позитивное отношение к людям. Потребность быть рядом с други-
ми людьми. Как правило, это добрый, отзывчивый человек, он хорошо
понимает других людей, чувствует личную ответственность за их бла-
гополучие, терпимо относится к недостаткам других людей. Умеет со-
переживать, поддерживает коллективные мероприятия и чувствуют от-
ветственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполня-
ет взятые на себя поручения. Взаимодействуя с другими, такой чело-
век старается избегать разногласий, не любит конкуренции, больше
предпочитает сотрудничать с людьми, чем соперничать. В группе та-
кой человек, как правило, пользуется уважением.
Средний тестовый показатель по шкале "Контролирование - Ес-
тественность".
Эмоциональная неустойчивость, пониженная способность контро-
лировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это про-
является как слабо выраженное чувство ответственности, уклонение
от реальности, капризность. Такой человек моможет чувствовать себя
беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями.
Его поведение во многом обусловлено ситуацией. Он с тревогой ожи-
дает неприятностей, в случае неудачи легко впадает в отчаяние и
депрессию. Такой человек хуже работает в стрессовых ситуациях, в
которых испытывает психологическое напряжение. У него, как прави-
ло, заниженная самооценка, он обидчив и в неудачах.
Экспрессивность, легкое отношение к жизни. Он производит впе-
чатление беззаботного и безответственного, которому сложно понять
тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию
материального благополучия. К жизни он относится как к игре, со-
вершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыс-
лия. Склонность удовлетворять свое любопытство, проявляя интерес к
различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно
серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому
редко достигает больших успехов в науке. Такой человек часто не
отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чув-
ствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на
текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы.
Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и
художественным вкусом человек.
|