МЕТОДИКА:                                  
                     Шкала дисфункциональных отношений                      
                            (А. Бека, А. Вейсман)                           
                   (Dysfunctional Attitudes Scale - DAS)                    
                          (A. Beck, A. Weissman)                            
                        (адаптация Захаровой М.Л.).                         
 
      Методика предназначена для исследования когнитивных искажений,  лежа- 
 щих в основе неадекватного эмоционального реагирования и психогенных  рас- 
 стройств.                                                                  
 
      Широкая распространенность эмоциональных нарушений,  невротических  и 
 психосоматических заболеваний вызывает необходимость дальнейшего  исследо- 
 вания особенностей их возникновения и  развития,  а  также  направленности 
 психотерапевтического воздействия.                                         
      В свете когнитивных подходов и когнитивных моделей психотерапии в ос- 
 нове данных расстройств лежат когнитивные искажения - неадаптивные  ошибки 
 восприятия реальности (дисфункциональные отношения, по А. Беку, или  ирра- 
 циональные установки, по А. Эллису). Их нереалистичность, несоответствие с 
 действительностью, иррациональность искажающе влияют на восприятие и оцен- 
 ку себя, других людей и окружающего мира и тем самым влияют на другие сфе- 
 ры психического и компоненты системы  отношений  личности  (эмоциональный, 
 поведенческий), провоцируя возникновение невротических и психосоматических 
 расстройств.                                                               
      Согласно А. Беку, проблемы индивида вытекают из искажений реальности, 
 основанных на ошибочных предпосылках и допущениях, - дисфункциональных от- 
 ношений - промежуточных идеаций между событием и реакцией (иногда  неосоз- 
 наваемых), которые отражают особенности восприятия событий и таким образом 
 определяют эмоциональную реакцию. Эти неправильные представления ведут на- 
 чало из неправильного обучения в процессе когнитивного развития личности и 
 имеют характер "автоматических мыслей", которые  возникают  рефлекторно  и 
 представляются человеку правдоподобными.                                   
 
      A. Бек в своих работах выделяет ряд  когнитивных  искажений,  которые 
 были описаны им как характерные для депрессивных  состояний,  но  впослед- 
 ствии другими учеными (Jarret R.B., Rush A.J., McPherson F.M.,  Freeman  и 
 др.) подтверждена их выраженность при тревожных, поведенческих и  личност- 
 ных расстройствах:                                                         
      1. "Персонализация" - склонность интерпретировать события  в  аспекте 
 личных значений (переоценка степени связи события с человеком,  чрезмерная 
 поглощенность персональными значениями отдельных происшествий или  непрео- 
 долимая склонность человека сравнивать себя с окружающими);                
      2. "Поляризованное мышление"  (дихотомическое,  биполярное) -  склон- 
 ность мыслить крайностями в значимых ситуациях (только как хорошо или пло- 
 хо, прекрасно или ужасно,  всегда  или  никогда).  Униполярность  мышления 
 крайностями - катастрофичность - ожидание крайне негативных результатов;   
      3. Искажения или неправильные истолкования,  связанные  с  вынесением 
 глобальных оценок, в виде выборочного абстрагирования  (отвлечения  детали 
 от контекста, ведущее к непониманию значения ситуации в целом) или  произ- 
 вольного вывода (заключения, когда доказательства либо  отсутствуют,  либо 
 прямо противоречат заключению) или сверхгенерализации (неоправданное обоб- 
 щение на основании единичного случая);                                     
      4. Убеждения "долженствования", которые могут быть в виде:            
      а) "Я должен" - установки перфекционизма, отражающие требования  быть 
 совершенным или уметь находить идеальные                                   
решения проблем;                                                            
      б) "Окружающие должны" (хорошо ко мне относится, любить меня и т.д.);  
      в) "Мир должен" (давать мне быстро и легко то, что я хочу, быть спра- 
 ведливым ко мне и т.д.).                                                   
 
      В основе каждой из эмоциональных реакций лежат определенные когнитив- 
 ные искажения, особые значения событий для данного индивида.               
 
      Для больных неврозами характерно сужение сознания, фиксация  внимания 
 и искажения реальности, а различия в формах невроза обусловлены содержани- 
 ем измененного мышления.                                                   
 
      Для депрессивного расстройства характерны:                            
      1) печаль, происхождение которой обусловлено склонностью пациента ис- 
 толковывать свои ощущения в аспекте поражения, недостаточности, утраты че- 
 го-то важного для своего счастья или спокойствия, со склонностью к  сверх- 
 генерализации значения утраты;                                             
      2) когнитивная триада, свойственная для данного расстройства, включа- 
 ющая в себя отрицательное представление о себе, отрицательное истолкование 
 происходящего в жизни и негативный взгляд на будущее;                      
      3) "тирания долженствования".                                         
 
      Для тревожного невроза характерны следующие когнитивные  особенности: 
 ожидание негативных событий, оценка катастрофичности этих событий и напря- 
 жение и индукция негативного эмоционального фона в связи с ожидаемыми  со- 
 бытиями. При тревожном неврозе убеждения, как правило,  носят  условно-со- 
 слагательный характер.                                                     
 
      Для обсессивно-компульсивных нарушений характерно наличие  противоре- 
 чивых дисфункциональных отношений долженствования, сверхгенерализации, со- 
 держащих сомнение или предостережение.                                     
 
      Для истерического расстройства характерны дисфункциональные отношения  
 сверхгенерализации, а также отношения выборочного абстрагирования, в кото- 
 рых отражены иррациональные убеждения физического расстройства человека.   
 
      Обработка результатов тестирования.                                   
      Каждое утверждение опросника о ценивается  испытуемым  по  7-балльной 
 шкале соответственно степени согласия или несогласия с данным  утверждени- 
 ем:                                                                        
      1 балл - полностью согласен,                                          
      2 балла - в основном согласен,                                        
      3 балла - скорее согласен,                                            
      4 балла - трудно определить,                                          
      5 баллов - скорее не согласен,                                        
      6 баллов - в основном не согласен,                                    
      7 баллов - полностью не согласен.                                     
      При этом, часть пунктов, согласно ключу, имеет прямую  оценку,  соот- 
 ветствующую баллу выбора, а часть обратную.                                
 
      Интерпретация.                                                        
      Степень выраженности дисфункциональных отношений  определяется  через 
 общий суммарный балл по опроснику. Анализ ответа по каждому отдельному ут- 
 верждению позволяет выявить выраженность отдельных дисфункциональных отно- 
 шений. Чем выше соответствующая оценка отдельного пункта опросника и  сум- 
 марная оценка теста, тем более искаженными диагностируются когнитивные ха- 
 рактеристики.                                                              
      Какой ответ следует рассматривать как  функциональный  и  приемлемый, 
 т.е., реалистический, а какой - как дисфункциональный и неприемлемый, было 
 установлено авторами на основе предварительных исследований.               
      Распределение дисфункциональных отношений по шкалам авторами опросни- 
 ка не предусматривалось, основной анализ производился по общему баллу и по 
 степени выраженности отдельных дисфункциональных отношений.                
 
      Согласно данным, полученным Захаровой М.Л.  при  адаптации  методики, 
 среднее арифметическое репрезентативной выборки составило 120,74  +-  1,24 
 балла, стандартное отклонение - 18,16. Средние границы нормы, определяющи- 
 еся по формуле: средний балл +- стандартное отклонение,  в  данном  случае  
 находятся в интервале от 103 до 138 баллов. Количество баллов 102 и  менее  
 считается показателем низкой степени выраженности дисфункциональных  отно- 
 шений, а количество баллов от 139 и более - высокой  степени  выраженности 
 дисфункциональных отношений.                                               
      Достоверные различия по средним суммарным баллам в зависимости от по- 
 ла, возраста и уровня образования испытуемых не были выявлены.             
 
      Опросник успешно прошел психометрическую проверку, стандартизирован и 
 может быть использован в практической работе как психодиагностический ме-  
 тод, с помощью которого можно определить степень выраженности и содержание 
 дисфункциональных отношений, т.е. когнитивных искажений,  как  у  здоровых 
 лиц, так и у лиц, страдающих эмоциональными, невротическими, соматоформны- 
 ми и психосоматическими расстройствами. У здоровых лиц опросник может быть 
 использован для определения степени риска формирования расстройств  и  на- 
 правленности психопрофилактической работы. У лиц, страдающих невротически- 
 ми, соматоформными и эмоциональными расстройствами - для определения  сте- 
 пени выраженности когнитивных искажений, направленности психотерапевтичес- 
 кой работы, динамики изменений в когнитивной сфере в  процессе  психотера- 
 пии.                                                                       
 
      Опросник состоит из 40 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии:                                     
      В данной программе диаграмма результатов тестирования строится на по- 
 казателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.                 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала дисфункциональных отношений (DAS).                         
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓██████████─────────────────────╢>              
 
         <────[-]────><─[=]─><────────────[+]─────────────>                 
 
                Тестовый показатель - "ДО" = 183  60%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий показатель дисфункциональных отношений.                       
      Выраженная тенденция к искажениям реальности,  основанных  на         
 ошибочных предпосылках и  допущениях - прометочных  идеаций  между         
 событием и реакцией (иногда неосознаваемых), которые отражают осо-         
 бенности восприятия событий и таким образом определяют эмоциональ-         
 ную реакцию. Эти неправильные представления ведут начало из непра-         
 вильного обучения в процессе когнитивного развития личности и име-         
 ют характер "автоматических мыслей", которые возникают рефлекторно         
 и представляются человеку  правдоподобными.  Их  нереалистичность,         
 несоответствие  с  действительностью,  иррациональность  искажающе         
 влияют на восприятие и оценку себя, других людей и окружающего ми-         
 ра и тем самым влияют на другие сферы  психического  и  компоненты         
 системы отношений  личности  (эмоциональный,  поведенческий),  что         
 может провоцировать возникновение невротических и  психосоматичес-         
 ких расстройств.