МЕТОДИКА:
Шкала дисфункциональных отношений
(А. Бека, А. Вейсман)
(Dysfunctional Attitudes Scale - DAS)
(A. Beck, A. Weissman)
(адаптация Захаровой М.Л.).
Методика предназначена для исследования когнитивных искажений, лежа-
щих в основе неадекватного эмоционального реагирования и психогенных рас-
стройств.
Широкая распространенность эмоциональных нарушений, невротических и
психосоматических заболеваний вызывает необходимость дальнейшего исследо-
вания особенностей их возникновения и развития, а также направленности
психотерапевтического воздействия.
В свете когнитивных подходов и когнитивных моделей психотерапии в ос-
нове данных расстройств лежат когнитивные искажения - неадаптивные ошибки
восприятия реальности (дисфункциональные отношения, по А. Беку, или ирра-
циональные установки, по А. Эллису). Их нереалистичность, несоответствие с
действительностью, иррациональность искажающе влияют на восприятие и оцен-
ку себя, других людей и окружающего мира и тем самым влияют на другие сфе-
ры психического и компоненты системы отношений личности (эмоциональный,
поведенческий), провоцируя возникновение невротических и психосоматических
расстройств.
Согласно А. Беку, проблемы индивида вытекают из искажений реальности,
основанных на ошибочных предпосылках и допущениях, - дисфункциональных от-
ношений - промежуточных идеаций между событием и реакцией (иногда неосоз-
наваемых), которые отражают особенности восприятия событий и таким образом
определяют эмоциональную реакцию. Эти неправильные представления ведут на-
чало из неправильного обучения в процессе когнитивного развития личности и
имеют характер "автоматических мыслей", которые возникают рефлекторно и
представляются человеку правдоподобными.
A. Бек в своих работах выделяет ряд когнитивных искажений, которые
были описаны им как характерные для депрессивных состояний, но впослед-
ствии другими учеными (Jarret R.B., Rush A.J., McPherson F.M., Freeman и
др.) подтверждена их выраженность при тревожных, поведенческих и личност-
ных расстройствах:
1. "Персонализация" - склонность интерпретировать события в аспекте
личных значений (переоценка степени связи события с человеком, чрезмерная
поглощенность персональными значениями отдельных происшествий или непрео-
долимая склонность человека сравнивать себя с окружающими);
2. "Поляризованное мышление" (дихотомическое, биполярное) - склон-
ность мыслить крайностями в значимых ситуациях (только как хорошо или пло-
хо, прекрасно или ужасно, всегда или никогда). Униполярность мышления
крайностями - катастрофичность - ожидание крайне негативных результатов;
3. Искажения или неправильные истолкования, связанные с вынесением
глобальных оценок, в виде выборочного абстрагирования (отвлечения детали
от контекста, ведущее к непониманию значения ситуации в целом) или произ-
вольного вывода (заключения, когда доказательства либо отсутствуют, либо
прямо противоречат заключению) или сверхгенерализации (неоправданное обоб-
щение на основании единичного случая);
4. Убеждения "долженствования", которые могут быть в виде:
а) "Я должен" - установки перфекционизма, отражающие требования быть
совершенным или уметь находить идеальные
решения проблем;
б) "Окружающие должны" (хорошо ко мне относится, любить меня и т.д.);
в) "Мир должен" (давать мне быстро и легко то, что я хочу, быть спра-
ведливым ко мне и т.д.).
В основе каждой из эмоциональных реакций лежат определенные когнитив-
ные искажения, особые значения событий для данного индивида.
Для больных неврозами характерно сужение сознания, фиксация внимания
и искажения реальности, а различия в формах невроза обусловлены содержани-
ем измененного мышления.
Для депрессивного расстройства характерны:
1) печаль, происхождение которой обусловлено склонностью пациента ис-
толковывать свои ощущения в аспекте поражения, недостаточности, утраты че-
го-то важного для своего счастья или спокойствия, со склонностью к сверх-
генерализации значения утраты;
2) когнитивная триада, свойственная для данного расстройства, включа-
ющая в себя отрицательное представление о себе, отрицательное истолкование
происходящего в жизни и негативный взгляд на будущее;
3) "тирания долженствования".
Для тревожного невроза характерны следующие когнитивные особенности:
ожидание негативных событий, оценка катастрофичности этих событий и напря-
жение и индукция негативного эмоционального фона в связи с ожидаемыми со-
бытиями. При тревожном неврозе убеждения, как правило, носят условно-со-
слагательный характер.
Для обсессивно-компульсивных нарушений характерно наличие противоре-
чивых дисфункциональных отношений долженствования, сверхгенерализации, со-
держащих сомнение или предостережение.
Для истерического расстройства характерны дисфункциональные отношения
сверхгенерализации, а также отношения выборочного абстрагирования, в кото-
рых отражены иррациональные убеждения физического расстройства человека.
Обработка результатов тестирования.
Каждое утверждение опросника о ценивается испытуемым по 7-балльной
шкале соответственно степени согласия или несогласия с данным утверждени-
ем:
1 балл - полностью согласен,
2 балла - в основном согласен,
3 балла - скорее согласен,
4 балла - трудно определить,
5 баллов - скорее не согласен,
6 баллов - в основном не согласен,
7 баллов - полностью не согласен.
При этом, часть пунктов, согласно ключу, имеет прямую оценку, соот-
ветствующую баллу выбора, а часть обратную.
Интерпретация.
Степень выраженности дисфункциональных отношений определяется через
общий суммарный балл по опроснику. Анализ ответа по каждому отдельному ут-
верждению позволяет выявить выраженность отдельных дисфункциональных отно-
шений. Чем выше соответствующая оценка отдельного пункта опросника и сум-
марная оценка теста, тем более искаженными диагностируются когнитивные ха-
рактеристики.
Какой ответ следует рассматривать как функциональный и приемлемый,
т.е., реалистический, а какой - как дисфункциональный и неприемлемый, было
установлено авторами на основе предварительных исследований.
Распределение дисфункциональных отношений по шкалам авторами опросни-
ка не предусматривалось, основной анализ производился по общему баллу и по
степени выраженности отдельных дисфункциональных отношений.
Согласно данным, полученным Захаровой М.Л. при адаптации методики,
среднее арифметическое репрезентативной выборки составило 120,74 +- 1,24
балла, стандартное отклонение - 18,16. Средние границы нормы, определяющи-
еся по формуле: средний балл +- стандартное отклонение, в данном случае
находятся в интервале от 103 до 138 баллов. Количество баллов 102 и менее
считается показателем низкой степени выраженности дисфункциональных отно-
шений, а количество баллов от 139 и более - высокой степени выраженности
дисфункциональных отношений.
Достоверные различия по средним суммарным баллам в зависимости от по-
ла, возраста и уровня образования испытуемых не были выявлены.
Опросник успешно прошел психометрическую проверку, стандартизирован и
может быть использован в практической работе как психодиагностический ме-
тод, с помощью которого можно определить степень выраженности и содержание
дисфункциональных отношений, т.е. когнитивных искажений, как у здоровых
лиц, так и у лиц, страдающих эмоциональными, невротическими, соматоформны-
ми и психосоматическими расстройствами. У здоровых лиц опросник может быть
использован для определения степени риска формирования расстройств и на-
правленности психопрофилактической работы. У лиц, страдающих невротически-
ми, соматоформными и эмоциональными расстройствами - для определения сте-
пени выраженности когнитивных искажений, направленности психотерапевтичес-
кой работы, динамики изменений в когнитивной сфере в процессе психотера-
пии.
Опросник состоит из 40 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии:
В данной программе диаграмма результатов тестирования строится на по-
казателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала дисфункциональных отношений (DAS).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓██████████─────────────────────╢>
<────[-]────><─[=]─><────────────[+]─────────────>
Тестовый показатель - "ДО" = 183 60%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий показатель дисфункциональных отношений.
Выраженная тенденция к искажениям реальности, основанных на
ошибочных предпосылках и допущениях - прометочных идеаций между
событием и реакцией (иногда неосознаваемых), которые отражают осо-
бенности восприятия событий и таким образом определяют эмоциональ-
ную реакцию. Эти неправильные представления ведут начало из непра-
вильного обучения в процессе когнитивного развития личности и име-
ют характер "автоматических мыслей", которые возникают рефлекторно
и представляются человеку правдоподобными. Их нереалистичность,
несоответствие с действительностью, иррациональность искажающе
влияют на восприятие и оценку себя, других людей и окружающего ми-
ра и тем самым влияют на другие сферы психического и компоненты
системы отношений личности (эмоциональный, поведенческий), что
может провоцировать возникновение невротических и психосоматичес-
ких расстройств.
|