МЕТОДИКА:
Опросник широкого аутистического фенотипа
(Broad Autism Phenotype Questionnaire - BAPQ)
(Hurley R.S.E, Losh M., Parlier M., Reznick J.S., Piven J.).
Тест BAPQ предназначен для выявления Broad Autism Phenotype - широко-
го аутистического фенотипа.
В широком смысле, фенотип - это общий облик организма, обусловленный
совокупностью проявлений генотипа. В узком смысле, это отдельные признаки,
которые регулируются определенными генами.
Термин "расширенный фенотип аутизма" относится к широкому кругу лиц,
у которых проблемы с личностью, языком и социально-поведенческими характе-
ристиками на уровне, который считается выше среднего, но ниже, чем диаг-
ностируется аутизм. Он представляет собой комплекс характеристик личности
и языковых навыков, которые отражают фенотипическое выражение генетической
предрасположенности к аутизму среди неаутичных родственников аутичных ин-
дивидуумов. Эти черты мягче, но качественно схожи с определяющими особен-
ностями аутизма. Предположительно, родители, являющиеся частью расширенно-
го фенотипа аутизма, чаще, чем другие родители, имеют нескольких детей с
аутизмом.
Члены семей, в которых есть аутичные дети, чаще обычного обнаруживают
характерный для аутизма, но менее ярко выраженный дефицит речевых и ком-
муникативных навыков, а также нетипичные черты личности. К числу таких на-
рушений, получивших общее название расширенный фенотип аутизма (broader
autism phenotype), относятся такие социальные отклонения, как отчужден-
ность, навязчивое поведение; проблемы прагматического использования речи,
гипер- и гипокоммуникативность; проблемы понимания речи. При этом у членов
семей больных аутизмом не наблюдаются нетипичные формы речевого поведения
(в частности эхолалия), крайне стереотипные навязчивые формы поведения, а
также умственная отсталость и эпилепсия, которые присутствуют в формальной
диагностике аутизма. Эти результаты согласуются с данными о риске передачи
аутизма по наследству.
Опросник состоит из 36 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
В данной компьютерной версии диаграмма, а также автоматическая интер-
претация результатов тестирования основана на показателях выраженных в
процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный низкий показатель;
41% - 60% средний низкий показатель;
61% - 80% повышенный низкий показатель;
81% - 100% высокий низкий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник широкого аутистического фенотипа (BAPQ).
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
От ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢>
Яз ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
Рг ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████────────────╢>
___
ФА ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовые показатели:
1. Отчужденность - От = 61 5.08 82%
2. Практическое использование языка - Яз = 48 4.00 60%
3. Ригидность - Рг = 59 4.92 78%
----------------------------------------------------------
Общий тестовый показатель - ФА = 168 4.67 73%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный показатель аутистического фенотипа - комплекса ха-
рактеристик личности и языковых навыков, которые отражают феноти-
пическое выражение генетической предрасположенности к аутизму.
|