МЕТОДИКА:
Опросник поведения и переживания, связанного с работой
(Arbeitsbezogenes Verhaltens - und Erlebensmuster)
(AVEM)
(У. Шааршмидт, А. Фишер)
(Институт психологии Потсдамского университета)
(адаптация Т. Ронгинской).
Теоретическими предпосылками создания опросника послужили концепции
когерентности Антоновского, механизмов преодоления стресса Лазаруса, а
также методологические положения теории профессионального выгорания Мас-
лач.
Опросник AVEM - многофакторный диагностический инструмент, позволяю-
щий определить типы поведения человека в ситуациях профессиональных требо-
ваний. При создании опросника авторы исходили из предположения о том, что
взаимодействие индивида с требованиями профессиональной среды, способству-
ющее психическому здоровью и профессиональному росту, определяют три ос-
новные сферы личности:
1. Профессиональная активность, выраженная в категориях субъективного
значения деятельности, профессиональных притязаний, готовности к энергети-
ческим затратам, стремления к совершенству при выполнении заданий, а также
способности к поддержанию дистанции между личной и профессиональной жиз-
ненными сферами. В случае, если субъективные ожидания индивида вступают в
конфликт с объективным эффектом деятельности, возникает риск появления
первых сипмтомов психической перегрузки организма и как следствие - син-
дрома профессионального выгорания.
2. Стратегии преодоления проблемных ситуаций, представленные в кате-
гориях тенденции к отказу от дальнейшего выполнения профессиональных зада-
ний, особенно в ситуациях поражений и неудач; активные стратегии преодоле-
ния трудностей, а также внутреннего равновесия. Эти признаки отражают два
различных способа поведения в трудной ситуации: открытое взаимодействие с
проблемами или избегание их решений. Мобилизация собственных сил требует
поиска самостоятельных решений и одновременно принятия ответственности за
их последствия. Перенос центра тяжести на других людей или ожидание, что
"проблема сама собой разрешится", не является стратегией конструктивной,
поскольку нерешенная проблема приводит к таким негативным последствиям,
как неудовлетворенность собой, чувство собственной неполноценности.
3. Эмоциональная установка к профессиональной деятельности, выражени-
ем которой становится чувство социальной поддержки, профессионального ус-
пеха и жизненного удовлетворения. Эффективность деятельности в педагоги-
ческих и социальных профессиях в значительной степени определяется созна-
нием социальной пригодности и полезности, поскольку основная цель педагога
и социального работника - оказание помощи другим людям.
Опросник состоит из 66 утверждений, объединенных в 11 шкал, выделен-
ных с помощью факторного анализа и отражающих реакции человека на требова-
ния профессиональной среды и способы поведения, формируемые на основе этих
реакций. Каждая шкала содержит 6 утверждений, степень согласия с которыми
испытуемый оценивает по пятибалльной шкале - от "полностью согласен" (5
баллов) до "полностью не согласен" (1 балл).
Область поведения и переживания в профессиональной среде описывается
11 шкалами опросника, которые учитывают три сферы личности:
профессиональная активность (5 шкал),
психическая устойчивость и стратегии преодоления проблемных ситуаций
(3 шкалы),
эмоциональное отношение к работе (3 шкалы).
I. Профессиональная активность.
1. Субъективное значение деятельности (ВА) - место в жизни человека.
2. Профессиональные притязания (ВЕ) - стремление к профессиональному
росту.
3. Готовность к энергетическим затратам (VB) - готовность отдать все
свои силы выполнению профессиональных задач.
4. Стремление к совершенству (РS) - концентрация на качестве выполня-
емых обязанностей.
5. Способность сохранять дистанцию по отношению к работе (DF) - спо-
собность к релаксации и отдыху после работы.
II. Психическая устойчивость
и стратегии преодоления проблемных ситуаций.
6. Тенденция к отказу в ситуации неудачи (RT) - склонность к примире-
нию с ситуацией неудачи и легкому отказу от ее преодоления.
7. Активная стратегия решения проблем (OP) - активная и оптимистичес-
кая установка на появляющиеся проблемы и задачи.
8. Внутреннее спокойствие и равновесие (IR) - чувство психической
стабильности и равновесия.
III. Эмоциональное отношение к работе.
9. Чувство успешности в профессиональной деятельности (EE) - удовлет-
воренность своими профессиональными достижениями.
10. Удовлетворенность жизнью (LZ) - общая жизненная удовлетворенность
с учетом профессионального успеха.
11. Чувство социальной поддержки (SU) - доверие и поддержка со сторо-
ны близких людей, чувство социального благополучия.
Примечание: в названиях шкал сохранены оригинальные немецкие сокраще-
ния:
ВА - Subjektive Bedeutsamkeit der Arbeit;
BE - Beruflicher Ehrgeiz;
VB - Verausgabungsbereitschaft;
PS - Perfektionsstreben;
DF - Distanzierungsfahigkeit;
RT - Resignationstendenz (bei MiBerfolg);
OP - Offensive Problembewaltigung;
IR - Innere Ruhe imd Ausgeglichenheit;
ЕЕ - Erfolgserleben im Beruf;
LZ - Lebenszufriedenheit;
SU - Erleben sozialer Unterstutzung.
На основе анализа показателей отдельных шкал опросника и их взаимо-
связей были выделены четыре типа поведения и переживания в профессиональ-
ной среде.
Тип G - здоровый, активный, способный к решению трудных проблем, при-
дающий работе высокое (но не экстримальное) значение, контролирующий соб-
ственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом прео-
доления ситуации неудач и поражений, которые рассматриваются субъектом де-
ятельности не как источник фрустрации и негативных эмоций, а как стимул
для поиска активных стратегий их преодоления. Т.е. это образец положитель-
ной установки на выполнение деятельности, усиленной мобилизирующим воздей-
ствием положительных эмоций.
Тип S - экономный, бережливый, со средним уровнем мотивации, энерге-
тических затрат и профессиональных притязаний, выраженной склонностью к
сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удов-
летворенностью своего труда. Характерной чертой этого типа является общая
жизненная удовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не
связанные с работой.
Тип А - тип риска, характеризующийся экстремально высоким субъектив-
ным значением профессиональной деятельности, большой степенью готовности к
энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации и к стрессу.
Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической пере-
грузки, стремления к совершенству и связанной с этим неудовлетворенности
эффективностью своей деятельности, а также отсутствие социальной поддержки
позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быс-
трого развития синдрома профессионального выгорания.
Тип В - выгорание, отмечен низким субъективным значением деятельнос-
ти, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к релаксации и
конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях,
постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха, неспособностью к
сохранению необходимой дистанции по отношению к работе. Все это приводит к
дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности со-
бой, снижению общей психической устойчивости организма, апатии и нежеланию
выполнять профессиональные задачи.
Обработка результатов тестирования.
"Сырые" баллы по каждой шкале переводятся в станайны (standart nine -
стандартная девятка).
Для станайна среднее = 5, стандартное отклонение = 2.
Опросник состоит из 130 вопросов.
Примерное время тестирования 40-50 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник поведения и переживания, связанного
с работой (AVEM).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
*
9 ┼
8 ┼─▄▄──────────▄▄───────────────────
7 ┼ ██ ██ ▄▄
6 ┼─██──────────██─██────▄▄──────────
5 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██
4 ┼─██─██───────██─██────██────▄▄────
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼─██─██─▄▄─▄▄─██─██────██────██─▄▄─
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
BA BЕ VB PS DF RT OP IR EE LZ SU
Тестовые показатели:
S St
I. Профессиональная активность.
1. Субъективное значение деятельности - ВА = 24 8
2. Профессиональные притязания - ВЕ = 19 5
3. Готовность к энергетическим затратам - VB = 13 2
4. Стремление к совершенству - РS = 14 2
5. Способность сохранять дистанцию
по отношению к работе - DF = 24 8
II. Психическая устойчивость
и стратегии преодоления проблемных ситуаций.
6. Тенденция к отказу в ситуации неудачи - RT = 20 7
7. Активная стратегия решения проблем - OP = 15 1
8. Внутреннее спокойствие и равновесие - IR = 23 6
III. Эмоциональное отношение к работе.
9. Чувство успешности в профессиональной
деятельности - EE = 13 1
10. Удовлетворенность жизнью - LZ = 20 4
11. Чувство социальной поддержки - SU = 16 2
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
1. Субъективное значение деятельности.
Высокий уровень значимости и важности работы в жизни челове-
ка.
2. Профессиональные притязания.
Средний уровень уровень стремления личности к профессиональ-
ному росту.
3. Готовность к энергетическим затратам.
Низкий уровень готовности отдать все свои силы выполнению
профессиональных задач.
4. Стремление к совершенству.
Низкий уровень концентрации на качестве выполняемых обязан-
ностей.
5. Способность сохранять дистанцию по отношению к работе.
Высокий уровень способности к релаксации и отдыху после рабо-
ты.
II. ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
И СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.
6. Тенденция к отказу в ситуации неудачи.
Повышенный уровень склонности к примирению с ситуацией неуда-
чи и легкому отказу от ее преодоления.
7. Активная стратегия решения проблем.
Низкий уровень активной и оптимистической установки на появ-
ляющиеся проблемы и задачи.
8. Внутреннее спокойствие и равновесие.
Средний уровень чувства психической стабильности и равнове-
сия.
III. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ.
9. Чувство успешности в профессиональной деятельности.
Низкий уровень удовлетворенности своими профессиональными
достижениями.
10. Удовлетворенность жизнью.
Средний уровень общей жизненной удовлетворенности с учетом
профессионального успеха.
11. Чувство социальной поддержки.
Низкий уровень доверия и поддержки со стороны близких людей,
слабо выраженное чувство социального благополучия.
|