МЕТОДИКА:
Опросник по определению уровня психологического здоровья -
антинаркотической устойчивости для детей 9-11 лет
(Аманова Ж.Ш., Катков А.Л., Пак Т.В.,
Россинский Ю.А., Юсопов О.Г., 2006).
Методика предназначена для исследования среди детей в возрасте 9-11
лет степени риска вовлечения в орбиту наркотизма на основе сопоставления
факторов биологического риска, психологического и социального рисков.
Опросник, разработанный на основе концепции индивидуального и соци-
ального психологического здоровья - антинаркотической устойчивости, позво-
ляет адекватно исследовать базисные механизмы вовлечения в зависимость от
психоактивных веществ.
Кроме того, методология для выявления групп риска по наркологическо-
му профилю позволяет различным специалистам, занятым в области профилакти-
ки и лечения наркомании, оценивать характеристики психологического здоро-
вья с целью формирования индивидуализированных профилактических или лечеб-
ных программ, а также прослеживать результаты и эффективность профилакти-
ческого вмешательства в динамике личностного роста и более точно прогнози-
ровать непосредственные и отдаленные результаты различных интервенций.
Опросник состоит из 51 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник по определению уровня психологического здоровья -
антинаркотической устойчивости для детей 9-11 лет.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
*
10 ┼───────▄▄─▄▄─────────────────────────────────────▄▄─
9 ┼ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██
8 ┼────██─██─██─────────────▄▄─▄▄────██─▄▄────▄▄─██─██─
7 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
6 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
5 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─██─██─██─██─██─██─▄▄─▄▄─██─██─▄▄─██─██─██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Гп ЭН Пн НР БД Ав Ув Ин СИ ПС ОВ ЛК ВР Тр АС СВ ФС
Тестовые показатели:
Ст
1. Биологические факторы.
Гиперактивность - Гп = 8 7
Эмоциональные нарушения - ЭН = 11 9
Поведенческие нарушения - Пн = 12 10
Нарушения развития - НР = 12 10
2. Базовые приобретения.
Базальное доверие - БД = 6 5
Автономность - Ав = 8 7
Уверенность - Ув = 4 3
Инициатива - Ин = 4 3
3. Психологическое здоровье/новообразования.
Самоидентификация - СИ = 9 8
Позитивный жизненный сценарий - ПС = 9 8
Навыки ответственного выбора - ОВ = 4 3
Внутренний локус контроля - ЛК = 11 9
Доступ к внутренним ресурсам - ВР = 9 8
Трудолюбие - Тр = 7 6
4. Социальные факторы.
Адаптивные способности - АС = 10 8
Стили взаимодействия - СВ = 11 9
Характеристики функциональности семьи - ФС = 12 10
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
Гиперактивность.
Черты гиперактивности присутствуют, однако дети способны на
короткое время контролировать свою поведенческую активность. Пери-
од адаптации у таких детей присутствует, однако он короче, чем у
детей без признаков гиперактивности. Возможны также трудности с
концентрацией и фиксацией внимания.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: наличие риска.
Интервенции: психотерапия, психологическое консультирование,
семейное консультирование, социально-психологические тренинги.
Эмоциональные нарушения.
Отмечается эмоциональная уравновешенность, настроение в ос-
новном хорошее, быстро выравнивается. Такие дети жизнерадостны,
легко входят в контакт, хорошо контактируют с окружающими, уверен-
ны в себе.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
Поведенческие нарушения.
Устойчивое и адекватное поведение. В конфликтных ситуациях
берут ответственность на себя и делают соответствующие выводы. За-
мечания по дисциплине отсутствуют, склонен говорить правду, как
есть, имеет широкий круг контактов и хорошие отношения со сверст-
никами. Адекватно реагирует на замечания, и готов отвечать за соб-
ственные поступки.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
Нарушения развития.
Физическое, речевое и интеллектуальное развитие проходит
адекватно, условий ограничивающих это развитие не обнаруживается.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
2. БАЗОВЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ.
Базальное доверие.
Возможные проявления необоснованной или чрезмерной подозри-
тельности, боязливости. Также возможны проявления замкнутости, су-
женности контактов со средой, а также недостаточное развитие ком-
муникативных способностей. Требуется более длительный период для
адаптации к новой обстановке или ситуации. Нуждается в поддержке.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: наличие риска.
Интервенции: психотерапия, психологическое консультирование,
семейное консультирование, социально-психологические тренинги.
Автономность.
Недостаточная сформированность волевых качеств, возможна на-
пряженность, которая мешает в определенных ситуация, особенно ког-
да необходимо принимать самостоятельные решения или действовать
самостоятельно. Проявления сомнения и неуверенности при принятии
самостоятельных решений или при выполнении самостоятельных дей-
ствий.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: наличие риска.
Интервенции: психотерапия, психологическое консультирование,
семейное консультирование, социально-психологические тренинги.
Уверенность.
Хроническое чувство вины, пассивная метапозиция субъекта,
низкая самооценка, устойчивая склонность к сомнению и стыду. Не-
уверенность, старается избегать индивидуальных заданий, предпочи-
тает оставаться в тени.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: ярко выраженный риск.
Интервенции: медико-социальная реабилитация, интенсивная пси-
хотерапия, семейная психотерапия.
Инициатива.
Наличие таких черт, как робость, подчиняемость, скованность в
ситуациях, особенно когда требуется брать инициативу в свои руки.
Отмечается дефицит целеустремленности, ответственности.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: ярко выраженный риск.
Интервенции: медико-социальная реабилитация, интенсивная пси-
хотерапия, семейная психотерапия.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ/НОВООРАЗОВАНИЯя.
Самоидентификация.
Определенность в отношении жизненных интересов и планов, чет-
ко сформированные образ и ощущение самого себя. Можно говорить о
сочетании в структуре личности испытуемого эмоциональной уравнове-
шенности с волевыми качествами. Такой человек обладает положитель-
ной самооценкой, достаточной уверенностью в себе. Осознание соб-
ственных переживаний, наличии логики чувств, притязаний на призна-
ние, способности к рефлексии, осознании личного отношения к миру.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
Жизненный сценарий.
Наличие устойчивого интереса, сопровождающегося соответствую-
щими действиями. Испытуемого характеризует достаточный уровень це-
леустремленности, самостоятельности. Такой человек последователен
и продуктивен при принятии решений и осознает себя носителем пози-
тивных, социально желательных характеристик. Чувствует и понимает
привязанность семьи к себе и наоборот.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
Навыки ответственного выбора.
Постоянное ощущение тревоги, дискомфорта в ситуации выбора,
сомнения в правильности собственного решения, постоянное стремле-
ние делегировать это право другим, как и ответственность за по-
следствия сделанного выбора. Неспособность к реализации определен-
ной линии поведения. Ослабление волевых качеств личности - целе-
устремленности, решительности, способности к планированию и конт-
ролю собственного поведения.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: ярко выраженный риск.
Интервенции: медико-социальная реабилитация, интенсивная пси-
хотерапия, семейная психотерапия.
Внутренний локус контроля.
Принятие ответственности за обстоятельства и события в своей
жизни, умение отстаивать собственную позицию и защищать свои инте-
ресы перед другими людьми, в том числе в кругу родных и близких.
Высокий уровень интернальности. Способность формирования собствен-
ного суждения с учетом мнения других, наличие собственного мнения,
способность самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
Доступ к внутренним ресурсам.
Высокий уровень пластичности. Высокий адаптивный потенциал.
Высокая учебная активность, познавательные потребности ярко выра-
жены. Способности к самостоятельной организации какой-либо, доста-
точно продолжительной, конструктивной деятельности, наличие спо-
собности к планированию.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
Трудолюбие.
Наличие интересов, которые, однако, могут отличаться недоста-
точной устойчивостью, так как в определенных ситуациях испытуемому
свойственно избегание как физических, так и интеллектуальных на-
грузок. Возможны проявления чувства неадекватности, в связи с чем,
возможны проявления недовольства и неудовлетворенности.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: наличие риска.
Интервенции: психотерапия, психологическое консультирование,
семейное консультирование, социально-психологические тренинги.
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.
Адаптивные способности.
Высокие адаптационные способности. Поведение имеет достаточно
независимый, неконформный, уверенный характер, направленный на ак-
тивное взаимодействие с окружающими, преодоление трудностей, поис-
ки информации.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
Стили взаимодействия.
семейное консультирование, социально-психологические тренинги.
Поведение имеет адекватный характер. Черты агрессивного или
эгрессивного поведения не обнаруживаются. Такие дети отстаивают
свои интересы, используя конструктивные и социально приемлемые ме-
тоды. Поведение имеет достаточно независимый и адаптивный харак-
тер, с тенденцией к расширению поля социального взаимодействия.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
Характеристики функциональности семьи.
Признаки функциональности семейных отношений и стилей воспи-
тания. Правила и требования в семье способствуют адекватному раз-
витию. Семейные отношения предусматривают признание и уважение
личных границ у каждого члена семьи. Семейное взаимодействие спо-
собствует адекватному развитию испытуемого.
Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.
Интервенции: психогигиена, поддержка.
|