МЕТОДИКА:                                  
        Опросник по определению уровня психологического здоровья -          
          антинаркотической устойчивости для детей 9-11 лет                 
                  (Аманова Ж.Ш., Катков А.Л., Пак Т.В.,                     
                   Россинский Ю.А., Юсопов О.Г., 2006).                     
 
      Методика предназначена для исследования среди детей в  возрасте  9-11 
 лет степени риска вовлечения в орбиту наркотизма на  основе  сопоставления 
 факторов биологического риска, психологического и социального рисков.      
      Опросник, разработанный на основе концепции индивидуального  и  соци- 
 ального психологического здоровья - антинаркотической устойчивости, позво- 
 ляет адекватно исследовать базисные механизмы вовлечения в зависимость  от 
 психоактивных веществ.                                                     
      Кроме того, методология для выявления групп риска по  наркологическо- 
 му профилю позволяет различным специалистам, занятым в области профилакти- 
 ки и лечения наркомании, оценивать характеристики психологического  здоро- 
 вья с целью формирования индивидуализированных профилактических или лечеб- 
 ных программ, а также прослеживать результаты и эффективность  профилакти- 
 ческого вмешательства в динамике личностного роста и более точно прогнози- 
 ровать непосредственные и отдаленные результаты различных интервенций.     
 
      Опросник состоит из 51 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник по определению уровня психологического здоровья -       
           антинаркотической устойчивости для детей 9-11 лет.               
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
         *                                                                  
      10 ┼───────▄▄─▄▄─────────────────────────────────────▄▄─              
       9 ┼    ▄▄ ██ ██                      ▄▄          ▄▄ ██               
       8 ┼────██─██─██─────────────▄▄─▄▄────██─▄▄────▄▄─██─██─              
       7 ┼ ▄▄ ██ ██ ██    ▄▄       ██ ██    ██ ██    ██ ██ ██               
       6 ┼ ██ ██ ██ ██    ██       ██ ██    ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██               
       5 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██       ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██               
       4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██       ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██               
       3 ┼─██─██─██─██─██─██─▄▄─▄▄─██─██─▄▄─██─██─██─██─██─██─              
       2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██               
       1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██               
       0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*             
           Гп ЭН Пн НР БД Ав Ув Ин СИ ПС ОВ ЛК ВР Тр АС СВ ФС               
 
 
                         Тестовые показатели:                               
                                                            Ст              
       1. Биологические факторы.                                            
          Гиперактивность                        -  Гп =  8  7              
          Эмоциональные нарушения                -  ЭН = 11  9              
          Поведенческие нарушения                -  Пн = 12 10              
          Нарушения развития                     -  НР = 12 10              
 
       2. Базовые приобретения.                                             
          Базальное доверие                      -  БД =  6  5              
          Автономность                           -  Ав =  8  7              
          Уверенность                            -  Ув =  4  3              
          Инициатива                             -  Ин =  4  3              
 
       3. Психологическое здоровье/новообразования.                         
          Самоидентификация                      -  СИ =  9  8              
          Позитивный жизненный сценарий          -  ПС =  9  8              
          Навыки ответственного выбора           -  ОВ =  4  3              
          Внутренний локус контроля              -  ЛК = 11  9              
          Доступ к внутренним ресурсам           -  ВР =  9  8              
          Трудолюбие                             -  Тр =  7  6              
 
       4. Социальные факторы.                                               
          Адаптивные способности                 -  АС = 10  8              
          Стили взаимодействия                   -  СВ = 11  9              
          Характеристики функциональности семьи  -  ФС = 12 10              
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.                                             
 
      Гиперактивность.                                                      
      Черты гиперактивности присутствуют, однако дети  способны  на         
 короткое время контролировать свою поведенческую активность. Пери-         
 од адаптации у таких детей присутствует, однако он короче,  чем  у         
 детей без признаков гиперактивности. Возможны  также  трудности  с         
 концентрацией и фиксацией внимания.                                        
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: наличие риска.                  
      Интервенции: психотерапия, психологическое  консультирование,         
 семейное консультирование, социально-психологические тренинги.             
 
      Эмоциональные нарушения.                                              
      Отмечается эмоциональная уравновешенность, настроение  в  ос-         
 новном хорошее, быстро выравнивается.  Такие  дети  жизнерадостны,         
 легко входят в контакт, хорошо контактируют с окружающими, уверен-         
 ны в себе.                                                                 
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.                                 
 
      Поведенческие нарушения.                                              
      Устойчивое и адекватное поведение.  В  конфликтных  ситуациях         
 берут ответственность на себя и делают соответствующие выводы. За-         
 мечания по дисциплине отсутствуют, склонен  говорить  правду,  как         
 есть, имеет широкий круг контактов и хорошие отношения со  сверст-         
 никами. Адекватно реагирует на замечания, и готов отвечать за соб-         
 ственные поступки.                                                         
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.                                 
 
      Нарушения развития.                                                   
      Физическое,  речевое  и  интеллектуальное  развитие  проходит         
 адекватно, условий ограничивающих это развитие не обнаруживается.          
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.                                 
 
      2. БАЗОВЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ.                                              
 
      Базальное доверие.                                                    
      Возможные проявления необоснованной или  чрезмерной  подозри-         
 тельности, боязливости. Также возможны проявления замкнутости, су-         
 женности контактов со средой, а также недостаточное развитие  ком-         
 муникативных способностей. Требуется более длительный  период  для         
 адаптации к новой обстановке или ситуации. Нуждается в поддержке.          
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: наличие риска.                  
      Интервенции: психотерапия, психологическое  консультирование,         
 семейное консультирование, социально-психологические тренинги.             
 
      Автономность.                                                         
      Недостаточная сформированность волевых качеств, возможна  на-         
 пряженность, которая мешает в определенных ситуация, особенно ког-         
 да необходимо принимать самостоятельные  решения  или  действовать         
 самостоятельно. Проявления сомнения и неуверенности  при  принятии         
 самостоятельных решений или при  выполнении  самостоятельных  дей-         
 ствий.                                                                     
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: наличие риска.                  
      Интервенции: психотерапия, психологическое  консультирование,         
 семейное консультирование, социально-психологические тренинги.             
 
      Уверенность.                                                          
      Хроническое чувство  вины,  пассивная  метапозиция  субъекта,         
 низкая самооценка, устойчивая склонность к сомнению и  стыду.  Не-         
 уверенность, старается избегать индивидуальных заданий,  предпочи-         
 тает оставаться в тени.                                                    
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: ярко выраженный риск.           
      Интервенции: медико-социальная реабилитация, интенсивная пси-         
 хотерапия, семейная психотерапия.                                          
 
      Инициатива.                                                           
      Наличие таких черт, как робость, подчиняемость, скованность в         
 ситуациях, особенно когда требуется брать инициативу в свои  руки.         
 Отмечается дефицит целеустремленности, ответственности.                    
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: ярко выраженный риск.           
      Интервенции: медико-социальная реабилитация, интенсивная пси-         
 хотерапия, семейная психотерапия.                                          
 
      3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ/НОВООРАЗОВАНИЯя.                          
 
      Самоидентификация.                                                    
      Определенность в отношении жизненных интересов и планов, чет-         
 ко сформированные образ и ощущение самого себя. Можно  говорить  о         
 сочетании в структуре личности испытуемого эмоциональной уравнове-         
 шенности с волевыми качествами. Такой человек обладает положитель-         
 ной самооценкой, достаточной уверенностью в себе.  Осознание  соб-         
 ственных переживаний, наличии логики чувств, притязаний на призна-         
 ние, способности к рефлексии, осознании личного отношения к миру.          
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.                                 
 
      Жизненный сценарий.                                                   
      Наличие устойчивого интереса, сопровождающегося соответствую-         
 щими действиями. Испытуемого характеризует достаточный уровень це-         
 леустремленности, самостоятельности. Такой человек  последователен         
 и продуктивен при принятии решений и осознает себя носителем пози-         
 тивных, социально желательных характеристик. Чувствует и  понимает         
 привязанность семьи к себе и наоборот.                                     
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.                                 
 
      Навыки ответственного выбора.                                         
      Постоянное ощущение тревоги, дискомфорта в  ситуации  выбора,         
 сомнения в правильности собственного решения, постоянное  стремле-         
 ние делегировать это право другим, как и  ответственность  за  по-         
 следствия сделанного выбора. Неспособность к реализации определен-         
 ной линии поведения. Ослабление волевых качеств  личности -  целе-         
 устремленности, решительности, способности к планированию и  конт-         
 ролю собственного поведения.                                               
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: ярко выраженный риск.           
      Интервенции: медико-социальная реабилитация, интенсивная пси-         
 хотерапия, семейная психотерапия.                                          
 
      Внутренний локус контроля.                                            
      Принятие ответственности за обстоятельства и события в  своей         
 жизни, умение отстаивать собственную позицию и защищать свои инте-         
 ресы перед другими людьми, в том числе в кругу родных  и  близких.         
 Высокий уровень интернальности. Способность формирования собствен-         
 ного суждения с учетом мнения других, наличие собственного мнения,         
 способность самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.                 
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.                                 
 
      Доступ к внутренним ресурсам.                                         
      Высокий уровень пластичности. Высокий  адаптивный  потенциал.         
 Высокая учебная активность, познавательные потребности ярко  выра-         
 жены. Способности к самостоятельной организации какой-либо, доста-         
 точно продолжительной, конструктивной деятельности,  наличие  спо-         
 собности к планированию.                                                   
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.                                 
 
      Трудолюбие.                                                           
      Наличие интересов, которые, однако, могут отличаться недоста-         
 точной устойчивостью, так как в определенных ситуациях испытуемому         
 свойственно избегание как физических, так и  интеллектуальных  на-         
 грузок. Возможны проявления чувства неадекватности, в связи с чем,         
 возможны проявления недовольства и неудовлетворенности.                    
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: наличие риска.                  
      Интервенции: психотерапия, психологическое  консультирование,         
 семейное консультирование, социально-психологические тренинги.             
 
      4. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.                                                
 
      Адаптивные способности.                                               
      Высокие адаптационные способности. Поведение имеет достаточно         
 независимый, неконформный, уверенный характер, направленный на ак-         
 тивное взаимодействие с окружающими, преодоление трудностей, поис-         
 ки информации.                                                             
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.                                 
 
      Стили взаимодействия.                                                 
 семейное консультирование, социально-психологические тренинги.             
      Поведение имеет адекватный характер. Черты  агрессивного  или         
 эгрессивного поведения не обнаруживаются.  Такие  дети  отстаивают         
 свои интересы, используя конструктивные и социально приемлемые ме-         
 тоды. Поведение имеет достаточно независимый и  адаптивный  харак-         
 тер, с тенденцией к расширению поля социального взаимодействия.            
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.                                 
 
      Характеристики функциональности семьи.                                
      Признаки функциональности семейных отношений и стилей  воспи-         
 тания. Правила и требования в семье способствуют адекватному  раз-         
 витию. Семейные отношения  предусматривают  признание  и  уважение         
 личных границ у каждого члена семьи. Семейное взаимодействие  спо-         
 собствует адекватному развитию испытуемого.                                
      Cтепень риска вовлечения в наркотизм: низкий риск.                    
      Интервенции: психогигиена, поддержка.