МЕТОДИКА:
Анкета "Типы интеллекта"
(структура интеллекта по H. Gardner).
Теория множественного интеллекта утверждает существование небольшой
группы интеллектуальных возможностей человека, всего их семь, которыми че-
ловек обладает уже в силу своей принадлежности к данному виду. Благодаря
наследственности и раннему обучению или, скорее всего, постоянному сов-
местному воздействию этих двух факторов некоторые люди развивают одни виды
интеллекта намного лучше, чем другие, но каждый нормальный человек должен
в определенной степени обладать всеми этими интеллектами, пользуясь малей-
шей возможностью для их развития.
По мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, му-
зыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетичес-
кий, внутриличностный и межличностный интеллекты.
"Объектные" виды интеллекта - пространственный, логико-математичес-
кий, телесно-кинестетический - подвергаются одной разновидности контроля:
это особенности структуры и функций определенных предметов, с которыми че-
ловек вступает в контакт.
"Безобъектные" виды интеллекта - лингвистический и музыкальный - не
обусловлены материальным миром, а зависят от структуры определенного языка
или музыки. Кроме того, они могут отражать особенности слуховой и голосо-
вой систем, хотя и речь, и музыка могут развиваться независимо, хотя бы в
некоторой степени, при отсутствии этих сенсорных модальностей.
Личностные интеллекты зависят от ряда мощных и противоборствующих ус-
ловностей: существование личности человека; существование других людей;
представление и интерпретация "Я", принятые в данной культуре.
Опросник состоит из 28 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе интерпретация результатов тестирова-
ния по 7 шкалам методики основана на следующих условных критериях.
0 - низкий показатель;
1 - пониженный показатель;
2 - средний показатель;
3 - повышенный показатель;
4 - высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Анкета "Типы интеллекта".
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
*
4 ┼────────────────▄▄────
│ ██
3 ┼───────▄▄───────██─▄▄─
│ ██ ██ ██
2 ┼────▄▄─██───────██─██─
│ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
Лн МЛ ВП Мз Мл Вл Кн
Тестовые показатели:
1. Лингвистический - Лн = 1
2. Математико-логический - МЛ = 2
3. Визуально-пространственный - ВП = 3
4. Музыкальный - Мз = 1
5. Межличностный - Мл = 1
6. Внутриличностный - Вл = 4
7. Кинестетический - Кн = 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Лингвистический тип.
Краткая характеристика типа:
Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать ис-
тории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют
хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать
кроссворды, играть в "слова".
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: доклады, хоровое
чтение, устные ответы, ролевые игры и др.
Тестовый показатель: пониженный.
2. Математико-логический тип.
Краткая характеристика типа:
Быстро решают арифметические задачи, любят анализировать дан-
ные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, "стратеги-
ческие" игры. Быстро распознают причины и следствия.
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: построение логи-
ческих цепочек, построение графиков, различного рода эксперименты,
"Карты памяти" и др.
Тестовый показатель: средний.
3. Визуально-пространственный тип.
Краткая характеристика типа:
Мыслит образами и "картинками". Обожает рисовать, красить,
все лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблю-
дать в движении, а также рассматривать слайды и фотографии.
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: рисование схем,
карт, составление таблиц, раскраски, "дорисовки", незаконченные
предложения и др.
Тестовый показатель: повышенный.
4. Музыкальный тип.
Краткая характеристика типа:
Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде.
Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мело-
дии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют
хорошее чувство ритма.
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: пение, хоровое
чтение, двигательные упражнения и др.
Тестовый показатель: пониженный.
5. Межличностный тип.
Краткая характеристика типа:
Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие
организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, бу-
дучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время
дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других
людей.
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: ролевые игры,
дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяю-
щего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др.
Тестовый показатель: пониженный.
6. Внутриличностный тип.
Краткая характеристика типа:
Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство неза-
висимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь люби-
мыми делами или работой.
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: самостоятельная
работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.
Тестовый показатель: высокий.
7. Кинестетический тип.
Краткая характеристика типа:
Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя
предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время
разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники.
Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: ролевые игры,
двигательные упражнения, спорт, лепка, танцы и др.
Тестовый показатель: повышенный.
|