МЕТОДИКА:
Адаптированность студентов в вузе
(Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова).
Методика предназначена для исследования адаптированности студентов в
вузе и включаетя в себя две шкалы: адаптированность к учебной группе и
адаптированность к учебной деятельности.
Методика может использоваться для выявления студентов, испытывающих
трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности; для методического
обеспечения психологического сопровождения адаптации студентов в вузе, для
исследования эффективности коррекционно-развивающей и воспитательной рабо-
ты со студентами, а также в практике преподавания курсов педагогической
психологии, педагогики и психодидактики в психолого-педагогических вузах и
колледжах.
Поступление в вуз и обучение в нем сопровождается включением вчераш-
них выпускников школ в новую для них культурно-образовательную среду, что
является пусковым механизмом процесса адаптации. Успешность адаптпации
предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся и их готов-
ность к преодолению различного рода трудностей, возникающих в процессе
обучения.
В психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности,
различать виды:
адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым
формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и
отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.);
адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его
правил, традиций);
адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, уме-
ний и навыков, качеств).
По мнению авторов методики адаптированность студентов к обучению в
вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельнос-
ти студентов:
1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента
в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;
2) принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему тре-
бований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;
3) способность придавать происходящему в вузе желательное для себя
направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществлен-
ия своих учебных и личностных стремлений и целей.
Методика "Адаптированность студентов в вузе" представляет собой набор
из 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень
своего согласия.
Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в
соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов от-
дельно по каждой шкале и методике в целом.
Методика прошла психометрическую проверку и была использована для ис-
следования различий в адаптированности студентов-первокурсников, окончив-
ших сельскую и городскую школы, а также для исследования адаптированности
студентов различных курсов.
Интерпретация:
Высокие показатели по шкале "Адаптированности в учебной группе" сви-
детельствуют о том, что студент чувствует себя в группе комфортно, легко
находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и
правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью,
способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Одно-
курсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.
Низкие по этой шкале свидетельствуют об испытываемых студентом труд-
ностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет
сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками,
он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания
и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к
ним за помощью.
Высокие показатели по шкале "Адаптированности к учебной деятельности"
cвидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные предметы, ус-
пешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обра-
титься за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может
проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.
Низкие показатели по этой шкале говорят о том, что студент с трудом
осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно высту-
пать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может за-
дать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в
дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и
способности на учебных занятиях.
Психометрическая проверка методики.
В исследовании приняли участие 167 студента I-V курсов исторического
и технолого-экономического факультетов Стерлитамакской государственной пе-
дагогической академии (100 юношей и 67 девушек). Проверка надежности про-
изводилась с использованием метода "расщепления" и последующего вычисления
соответствующих коэффициентов. Для определения надежности и точности по
обеим шкалам использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов
надежности-согласованности применялась формула Спирмена-Брауна и формула
Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные показатели
находились в пределах 0,90 - 0,92.
Проверка валидности веста.
Проверка по критерию конструктивной валидности заключалась в вычисле-
нии коэффициентов корреляции суммарного результата, полученного по данной
методике, с показателями уровня социально-психологической адаптированности
по методике К. Роджерса и Р. Даймонда. В результате коэффициент корреляции
для 64 испытуемых составил 0,82 (a < 0,001).
В целях повышения достоверности результатов опросник был сбалансиро-
ван по количеству положительных и отрицательных ответов: вариантам "да" и
"нет" по каждой шкале соответствует равное количество пунктов опросника.
Вычислены также следующие показатели по обеим шкалам.
По шкале "Адаптированности к учебной группе":
cреднее арифметическое = 12,0;
медиана = 13;
стандартное отклонение = 3,3;
минимальное число баллов = 4,0;
максимальное число баллов = 16,0.
По шкале "Адаптированности к учебной деятельности":
cреднее арифметическое = 10,6;
медиана = 11;
стандартное отклонение = 3,7;
минимальное число баллов = 2,0;
максимальное число баллов = 16,0.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация резуль-
татов тестирования основана на показателях выраженных в процентах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный низкий показатель;
41% - 60% средний низкий показатель;
61% - 80% повышенный низкий показатель;
81% - 100% высокий низкий показатель.
Опросник состоит из 16 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Адаптированность студентов в вузе.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────╢> АГ
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> АД
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><───[+]──><──[++]──>
___
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢> АС
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Адаптированность в учебной группе - АГ = 6 38%
2. Адаптированность к учебной деятельности - АД = 12 75%
---------------------------------------------------------
Интегральный показатель адаптированности - АС = 18 56%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Пониженный уровень адаптированности к учебной группе.
Тенденция испытывать трудности в общении с однокурсниками,
держаться в стороне, проявлять сдержанность в отношениях. Студенту
трудно найти общий язык с большинством однокурсников, он не разде-
ляет многие нормы и правила принятые в группе, часто не встречает
понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не
может обратиться к ним за помощью.
Повышенный уровень адаптированности к учебной деятельности.
Студент легко осваивает большинство учебных предметов, успеш-
но и в срок выполняет многие учебные задания; при необходимости
может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает
свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на
занятиях.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ:
средний.
|