МЕТОДИКА:
Анализ семейной тревоги
(АСТ)
(Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).
Методика предназначена для диагностики показателей семейной тревоги.
Под "семейной тревогой" понимаются состояния нередко плохо осознава-
емой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Ха-
рактерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется
сомнениями, страхами, опасениями, касающимися прежде всего семьи. Это
страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвраще-
ний, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта
обычно не распространяется на внесемейные сферы, а именно производствен-
ную деятельность, родственные, межсоседские отношения и т. п. В основе
"семейной тревоги", как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность
индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это мо-
жет быть неуверенность в чувствах другого, неуверенность в себе; напри-
мер, индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отно-
шениях и которое не соответствует его представлению о себе.
Важными аспектами этого состояния являются также чувство беспомощ-
ности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить
его в нужном направлении. Типичные высказывания индивидов с "семейной
тревогой" ярче всего отражают как раз эту сторону данного состояния. В
соответствии с этим индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает
себя значимым действующим лицом в семье, какую бы объективно позицию в
ней ни занимал и сколь активную роль бы ни играл.
Данная методика состоит из трех подшкал и кроме чувства тревоги из-
меряет также семейно-обусловленное нервно-психическое напряжение и со-
стояние вины, связанное с семьей.
Чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из основных
психотравмирующих переживаний. Семья участвует в формировании этого нап-
ряжении ее члена несколькими способами:
1. Создавая для индивида ситуацию постоянного психологического дав-
ления, трудного или даже безвыходного положения.
2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных,
чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей.
Это, во-первых, могут быть чувства несовместимые с ролевыми представлени-
ями члена семьи. Во-вторых, чем неблагополучнее взаимоотношения в семье,
тем значительнее усилия, которые приходиться прилагать, чтобы сдержать
чувства фрустрации, раздражения, агрессии. В третьих, это чувства, пот-
ребности, которые семья должна удовлетворять (индивид связывает удовлет-
ворение таких потребностей именно с семьей), однако она в силу тех или
иных обстоятельств этого не делает. В первую очередь это касается сексу-
ально-эротических потребностей, личностно-эмоциональных потребностей (во
взаимопонимании, сочувствии и т.д.).
3. Создавая или поддерживая конфликт у индивида. Семья может участ-
вовать в создании конфликта потребностей у индивида прежде всего поста-
новкой его перед противоречивыми требованиями и возложением на него от-
ветственности за их разрешение.
Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом
также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимо-
отношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особеннос-
тями индивида могут стать психотравмирующим фактором. Индивид в этом слу-
чае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой для окружающих,
виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые возникают в
семье, склонен воспринимать отношения других членов семьи как обвиняющее,
укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким не является.
Поведенческие проявления такого состояния, с одной стороны, "оправдатель-
ная активность"; индивид прилагает огромные усилия, чтобы стать полез-
ным семье, оправдать свое существование; с другой стороны - стремление
"занимать как можно меньше места", т.е. минимализм притязаний, крайняя
уступчивость, склонность брать на себя вину за действительные и мнимые
упущения, беззащитность.
Следует отметить, что данная методика не рассчитана на диагностику
"вслепую" и не может заменить клинического изучения семьи. Прежде всего,
она дает возможность уточнить, конкретизировать данные клинического наб-
людения, а в случае расхождения с ними - побудить психолога к более вни-
мательному рассмотрению изучаемого объекта.
Методика проверялась на консистентность с помощью метода Кьюдера-
Ричардсона. Валидность опросника изучалась по избранному критерию. Подоб-
ным критерием были данные клинической оценки у определенной семьи или ин-
дивида, измеряемого качества. Для выявления валидности использовался ко-
эффициент ранговой корреляции Кендэлла между баллом (рангом) опросника и
критерия.
Данные по валидизации методики:
Коэффициент консистентности (по Кьюдеру-Ричардсону) - 0,56.
Коэффициент ранговой корреляции Кендэлла - 0,66.
Уровень статистической существенности коэффициента - 0,01.
Величина выборки, по данным которой проводились валидизация и опре-
деление уровня консистентности - 72 чел.
Опросник состоит из 21 утверждения.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Анализ семейной тревоги (АСТ).
Ф.И.О: ____________________________
Доп. данные: ______________________
Структура семейной тревоги:
В: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────╢>
Т: ╟─▒▒▒▒▒▒────────────────╢>
Н: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓████────╢>
<───н───><─с─><──в──>
Шкала семейной тревоги:
C: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
<───────н──────><────с────><──────в──────>
Тестовые показатели:
Чувство вины: В = 3
Тревожность: Т = 2
Напряженность: H = 6
-----------------------------------
Общий тестовый показатель: СT = 11
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Пониженный уровень чувства вины, связанного с семьей. Склон-
ность к отрицанию своей виновности в отношении неудач, которые
возникают в семье.
Пониженный уровень семейной тревоги. Уверенность в своих спо-
собностях вмешиваться в ход событий в семье, направлять его в нуж-
ном направлении.
Повышенный уровень семейно-обусловленной нервно-психической
напряженности. Чувство неудовлетворенности семейной жизнью, склон-
ность к волнениям и негативным переживаниям, озабоченность семей-
ными делами, необходимость сдерживать проявление отрицательных
эмоций. Причинами этого состояния могут быть: ситуация постоянного
психологического давления, трудного или даже безвыходного положе-
ния; наличие препятствия для проявления определенных, чрезвычайно
важных для личности, чувств, удовлетворения важных потребностей;
конфликт потребностей.
Средний общий тестовый показатель. Умеренная предрасположен-
ность к преобладанию отрицательно окрашенных переживаний связанных
с семейной жизнью.
|