МЕТОДИКА:                                  
                         Анализ семейной тревоги                            
                                  (АСТ)                                     
                      (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).                     
 
      Методика предназначена для диагностики показателей семейной тревоги.  
      Под "семейной тревогой" понимаются состояния нередко плохо осознава-  
 емой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Ха-  
 рактерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется  
 сомнениями, страхами, опасениями, касающимися  прежде  всего  семьи.  Это  
 страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек,  поздних  возвраще-  
 ний, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта  
 обычно не распространяется на внесемейные сферы, а именно  производствен-  
 ную деятельность, родственные, межсоседские отношения  и т. п.  В  основе  
 "семейной тревоги", как правило, лежит плохо  осознаваемая  неуверенность  
 индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это мо-  
 жет быть неуверенность в чувствах другого, неуверенность в  себе;  напри-  
 мер, индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отно-  
 шениях и которое не соответствует его представлению о себе.                
      Важными аспектами этого состояния являются также  чувство  беспомощ-  
 ности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье,  направить  
 его в нужном направлении. Типичные  высказывания  индивидов  с  "семейной  
 тревогой" ярче всего отражают как раз эту сторону  данного  состояния.  В  
 соответствии с этим индивид с семейно-обусловленной тревогой  не  ощущает  
 себя значимым действующим лицом в семье, какую бы  объективно  позицию  в  
 ней ни занимал и сколь активную роль бы ни играл.                          
      Данная методика состоит из трех подшкал и кроме чувства тревоги  из-  
 меряет также семейно-обусловленное нервно-психическое  напряжение  и  со-  
 стояние вины, связанное с семьей.                                          
      Чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из  основных  
 психотравмирующих переживаний. Семья участвует в формировании этого  нап-  
 ряжении ее члена несколькими способами:                                    
      1. Создавая для индивида ситуацию постоянного психологического  дав-  
 ления, трудного или даже безвыходного положения.                           
      2. Создавая препятствия для проявления членами  семьи  определенных,  
 чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения  важных  потребностей.  
 Это, во-первых, могут быть чувства несовместимые с ролевыми представлени-  
 ями члена семьи. Во-вторых, чем неблагополучнее взаимоотношения в  семье,  
 тем значительнее усилия, которые приходиться  прилагать,  чтобы  сдержать  
 чувства фрустрации, раздражения, агрессии. В третьих, это  чувства,  пот-  
 ребности, которые семья должна удовлетворять (индивид связывает  удовлет-  
 ворение таких потребностей именно с семьей), однако она в  силу  тех  или  
 иных обстоятельств этого не делает. В первую очередь это касается  сексу-  
 ально-эротических потребностей, личностно-эмоциональных потребностей  (во  
 взаимопонимании, сочувствии и т.д.).                                       
      3. Создавая или поддерживая конфликт у индивида. Семья может  участ-  
 вовать  в создании конфликта потребностей у индивида прежде всего  поста-  
 новкой его перед противоречивыми требованиями и возложением на  него  от-  
 ветственности за их разрешение.                                            
      Чувство вины по отношению к другим членам семьи,  к  семье  в  целом  
 также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимо-  
 отношений в семье, которые в сочетании с характерологическими  особеннос-  
 тями индивида могут стать психотравмирующим фактором. Индивид в этом слу-  
 чае чувствует себя (более или менее осознанно)  помехой  для  окружающих,  
 виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые  возникают  в  
 семье, склонен воспринимать отношения других членов семьи как обвиняющее,  
 укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким не  является.  
 Поведенческие проявления такого состояния, с одной стороны, "оправдатель-  
 ная активность"; индивид прилагает  огромные  усилия, чтобы стать  полез-  
 ным семье, оправдать свое существование; с  другой  стороны -  стремление  
 "занимать как можно меньше места", т.е.  минимализм  притязаний,  крайняя  
 уступчивость, склонность брать на себя вину за  действительные  и  мнимые  
 упущения, беззащитность.                                                   
      Следует отметить, что данная методика не рассчитана  на  диагностику  
 "вслепую" и не может заменить клинического изучения семьи. Прежде  всего,  
 она дает возможность уточнить, конкретизировать данные клинического  наб-  
 людения, а в случае расхождения с ними - побудить психолога к более  вни-  
 мательному рассмотрению изучаемого объекта.                                
      Методика проверялась на консистентность с  помощью  метода  Кьюдера-  
 Ричардсона. Валидность опросника изучалась по избранному критерию. Подоб-  
 ным критерием были данные клинической оценки у определенной семьи или ин-  
 дивида, измеряемого качества. Для выявления валидности использовался  ко-  
 эффициент ранговой корреляции Кендэлла между баллом (рангом) опросника  и  
 критерия.                                                                  
      Данные по валидизации методики:                                       
      Коэффициент консистентности (по Кьюдеру-Ричардсону) - 0,56.           
      Коэффициент ранговой корреляции Кендэлла - 0,66.                      
      Уровень статистической существенности коэффициента - 0,01.            
      Величина выборки, по данным которой проводились валидизация и  опре-  
 деление уровня консистентности - 72 чел.                                   
      Опросник состоит из 21 утверждения.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                         ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                      
 
 Методика: Анализ семейной тревоги (АСТ).                                   
 Ф.И.О: ____________________________                                        
 Доп. данные: ______________________                                        
 
 
                     Структура семейной тревоги:                            
 
                    В: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────╢>                           
 
                    Т: ╟─▒▒▒▒▒▒────────────────╢>                           
 
                    Н: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓████────╢>                           
 
                         <───н───><─с─><──в──>                              
 
 
                       Шкала семейной тревоги:                              
 
        C: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>                  
 
             <───────н──────><────с────><──────в──────>                     
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
                       Чувство вины:   В =  3                               
                       Тревожность:    Т =  2                               
                       Напряженность:  H =  6                               
                -----------------------------------                         
                Общий тестовый показатель:  СT = 11                         
 
 
                            ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                  
 
      Пониженный уровень чувства вины, связанного с семьей.  Склон-         
 ность к отрицанию своей виновности  в  отношении  неудач,  которые         
 возникают в семье.                                                         
 
      Пониженный уровень семейной тревоги. Уверенность в своих спо-         
 собностях вмешиваться в ход событий в семье, направлять его в нуж-         
 ном направлении.                                                           
 
      Повышенный уровень  семейно-обусловленной  нервно-психической         
 напряженности. Чувство неудовлетворенности семейной жизнью, склон-         
 ность к волнениям и негативным переживаниям, озабоченность  семей-         
 ными делами,  необходимость  сдерживать  проявление  отрицательных         
 эмоций. Причинами этого состояния могут быть: ситуация постоянного         
 психологического давления, трудного или даже безвыходного  положе-         
 ния; наличие препятствия для проявления определенных,  чрезвычайно         
 важных для личности, чувств, удовлетворения  важных  потребностей;         
 конфликт потребностей.                                                     
 
     Средний общий тестовый показатель.  Умеренная  предрасположен-         
 ность к преобладанию отрицательно окрашенных переживаний связанных         
 с семейной жизнью.