МЕТОДИКА:
Скрининговый опросник аутистического спектра
(Autism Spectrum Screening Questionnaire - ASSQ)
(Ehlers S., Gillberg C., Wing L.).
Скрининговый тест ASSQ предназначен для предварительного выявления
аутичных черт у детей в возрасте 6-16 лет. Может быть использован как ро-
дителями, которые подозревают РАС у ребенка, так и просто взрослыми людьми
для самодиагностики (в этом случае заполняется либо самим человеком, либо
его родителями по воспоминаниям о детстве).
Восприятие аутизма как спектра расстройств, а не как одного отдельно-
го расстройства с четко обозначенными симптомами, включает определение
нескольких разновидностей синдрома аутизма. Эти разновидности характеризу-
ются различной степенью тяжести и нарушений в области социальной коммуни-
кации, развития речи и присутствия повторяющихся и стереотипичных действий
и ограниченных областей интересов.
В спектр аутизма причисляются несколько основных синдромов:
1. Классический аутизм / Аутизм Каннера.
Данный синдром является расстройством развития, имеющим генетическую
нейрологическую основу. Дети в данной группе испытывают существенные за-
труднения в общении с окружающими - их попытки к общению остаются непоня-
тыми другими людьми, что приводит к возникновению фрустрации и проблем в
поведении. Данное состояние не возникает по причине умственной отсталости
или нарушений когнитивного мышления. Причиной данного состояния является
серьезное органическое нарушение развития.
Человек с классическим аутизмом страдает также от серьезных рас-
стройств речи, как например, ограниченный словарный запас, отсутствие речи
или серьезные грамматические ошибки. Кроме этого, у детей с аутизмом Кан-
нера наблюдаются расстройства в сенсорно-моторном плане, что выражается в
возникновении стереотипий и повторяющегося поведения, чувствительности к
прикосновениям, отсутствии глазного контакта и др.
Дополнительная характеристика аутизма Каннера - это неспособность
контролировать эмоции. Ребенок с синдромом Каннера часто оказывается в
состоянии фрустрации и гнева, которое может стать причиной агрессивного
поведения. В дополнение дети в данной группе могут быть подвержены допол-
нительным заболевания, таким как эпилепсия.
2. Синдром Ретта.
Данный синдром диагностируется в основном у девочек. Мальчики, кото-
рые заболевают этим заболеванием, рождаются мертворожденными. Синдром Рет-
та указывает на прогрессирующие расстройства развития. Другими словами,
параллельно с расстройством речи и коммуникации возникает также нарушение
координации движений и мелкой моторики. В процессе развития заболевания у
ребенка может произойти полное исчезновение речи и возникновении полной
апатии.
3. Синдром Аспергера.
В противовес предыдущим расстройствам, у ребенка с синдромом Асперге-
ра нет задержки речевого развития. Такие дети часто говорят официальным и
литературным языком. В большинстве случаев синдром Аспергера является бо-
лее легкой формой, чем другие расстройства спектра, у ребенка сохраняется
интеллект, который иногда даже превышает норму, часто у таких детей исклю-
чительная память.
Синдром Аспергера в основном характеризуется расстройством в навыках
социального взаимодействия, негибкими и повторяющимися действиями и огра-
ниченными, иногда странными областями интереса. Ребенок с синдромом Аспер-
гера обычно затрудняется понимать выражение лица собеседника, иронию, шут-
ки и метафоры, и может страдать в социальной ситуации или затрудняться в
развитии отношений.
4. Высокофункциональный аутизм.
Высокофункциональный аутизм - это не диагноз сам по себе, а способ
описать ту часть спектра, в которой у детей более высокий уровень когни-
тивного функционирования, чем в среднем у людей с аутизмом (IQ 70 и выше).
Обычно, высокофункциональные дети используют речь для общения, они само-
стоятельны в ежедневных действиях и ведут себя в рамках социальных норм.
Проблемы с поведением возникают только в специфических ситуациях. Очень
часто данную группу путают с синдромом Аспергера, но, в отличие от детей
с синдромом Аспергера, у данной группы все же наблюдается задержка рече-
вого развития в раннем возрасте.
5. Аутизм-савант.
Это самый редкий синдром в аутистическом спектре. Речь идет о серь-
езных нарушениях развития, параллельно с которыми развивается исключитель-
ная память и исключительные таланты в специфических областях, таких как
игра на фортепиано или художественная деятельность.
Иногда аутизм у страдающих синдромом Саванта проявляется в тяжелой
форме, и им требуется помощь и поддержка, а иногда проявляется в легкой
форме, которая выражается в основном в социальной отстраненности и в рас-
стройстве в межличностных взаимоотношениях.
6. Атипичный аутизм.
Дети в этой группе имеют только часть симптомов, характерных для ау-
тизма. Это может быть ребенок с серьезными расстройствами речи и проблем-
ным поведением, но который интересуется сверстниками и вступает с ними во
взаимодействие. Часто данный диагноз используется в случае "аутизма в лег-
кой степени" или как "аутичные черты".
Расстройство аутистического спектра в DSM-V.
Расстройство аутистического спектра (РАС) - спектр психологических
характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затрудне-
ний в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограничен-
ных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Вошли в расстройство аутистического спектра:
аутизм (синдром Каннера);
синдром Аспергера;
детское дезинтегративное расстройство;
неспецифическое первазивное нарушение развития (первазивный; англ.
pervasive - обширный, глубокий, распространенный).
В "Руководство по диагностике и статистике психических расстройств"
пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders,
Fifth Edition, DSM-V), разработанное и опубликованное Американской Психи-
атрической Ассоциацией (American Psychiatric Association) 18 мая 2013 го-
да, включает для расстройства аутистического спектра (Autism Spectrum Dis-
order, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики:
A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимо-
действии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имею-
щееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не явля-
ются исчерпывающими):
1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; начиная, например,
с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием ди-
алога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и реа-
гированию; до неспособности инициировать или реагировать на социальные
взаимодействия.
2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом в
социальном взаимодействии; начиная, например, с плохой интегрированности
вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта и
языка тела или дефицитов понимания и использования невербальной коммуника-
ции; до полного отсутствия мимики или жестов.
3. Дефициты в установлении, поддержании и понимании социальных вза-
имоотношений; начиная, например, с трудностей с подстройкой поведения к
различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых
задействовано воображение, и с приобретением друзей; до видимого отсут-
ствия интереса к сверстникам.
B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или
деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры
приведены для наглядности и не являются исчерпывающими:
1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или исполь-
зование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание иг-
рушек или махание объектами, эхолалия идиосинкратические фразы).
2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование прави-
лам или схемам поведения, ритуализованные формы вербального или невер-
бального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, труд-
ности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные
ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде).
3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по
интенсивности или направленности (например, сильная привязанность к не-
обычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ог-
раниченная сфера занятий и интересов или персеверации).
4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информа-
цию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например,
видимое безразличие к боли или температуре окружающей среды, негативная
реакция на определенные звуки или т екстуры, чрезмерное обнюхивание или
трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в дви-
жении).
Степень тяжести основана на нарушении социального взаимодействия и
ограниченных, повторяющихся моделях поведения.
С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут
не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят огра-
ниченные возможности, или быть замаскированы выученными стратегиями в
дальнейшей жизни).
D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, про-
фессиональной или других важных сферах повседневного функционирования.
E. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуальными воз-
можностями (умственная отсталость) или общей задержкой развития. Умствен-
ная отсталость и расстройства аутистического спектра часто сосуществуют;
для диагностики коморбидности расстройства аутистического спектра и ум-
ственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для
общего уровня развития.
Примечание:
Лицам с хорошо обоснованным по DSM-IV аутизмом, синдромом Аспергера
или неспецифическим первазивным нарушением развития (PDD-NOS) согласно
DSM-V будет поставлен диагноз расстройство аутистического спектра.
МКБ-10.
F84.0 Детский аутизм.
А. Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте до 3 лет
по меньшей мере в одной из следующих сфер:
1) рецептивная или экспрессивная речь, используемая при социальном
общении;
2) развитие селективных социальных привязанностей или реципрокного
социального взаимодействия;
3) функциональная или символическая игра.
Б. Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симптомов из 1),
2) и 3), причем по меньшей мере два из перечня 1) и по меньшей мере по од-
ному из перечней 2) и 3):
1) Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия
проявляются минимум в одной из следующих областей:
а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального
взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию и позы
тела;
б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрас-
том и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверстниками, что
включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;
в) отсутствие социо-эмоциональной взаимности, что проявляется нару-
шенной или девиантной реакцией на эмоции других людей и (или) отсутствие
модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а также (или)
слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведе-
ния.
г) отсутствие спотанного поиска разделяемой радости, общих интересов
или достижений с другими людьми (например, ребенок не показывает другим
людям интересующие его предметы и не привлекает к ним их внимание).
2) Качественные аномалии в общении проявляются минимум в одной из
следующих областей:
а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не сопровож-
дается попыткой компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой
(часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при
любом уровне речевого развития), требующую коммуникативной взаимности с
другим лицом;
в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратическое ис-
пользование слов и выражений;
г) отсутствие спонтанных разнообразных спонтанных ролевых игр или (в
более раннем возрасте) подражательных игр.
3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и
активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:
а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами, которые
аномальны по содержанию или направленности; или интересами, которые ано-
мальны по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по содержа-
нию или направленности;
б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным
поступкам или ритуалам;
в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы, которые включают
прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или более сложные
движения всего тела;
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным эле-
ментам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму
или вибрации).
В. Клиническая картина не может быть объяснена другими видами общего
нарушения развития: специфическим нарушением развития рецептивной речи
(F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблемами; реактивным расстрой-
ством привязанности детского возраста (F94.1) или дезингибированным рас-
стройством привязанности в детском возрасте (F94.2), умственной отсталос-
тью (F70- F72), комбинирующейся с некоторыми эмоциональными и поведенчес-
кими расстройствами, шизофренией (F20) с необычно ранним началом и синдро-
мом Ретта (F84.2).
В данной версии результат 19 баллов и выше считается повышенным, (ре-
комендованное пороговое значение при заполнении родителями) 22 балла и вы-
ше - высоким (рекомендованное пороговое значение при заполнении школьными
учителями).
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Скрининговый опросник аутистического спектра (ASSQ).
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓█─────────────────────────────╢>
<──────[-]─────><[+]><───────────[!]─────────────>
Тестовый показатель - "AS" = 22 41%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Старомодный или "умный не по годам".
Оценка эксперта: "Да".
2. Воспринимается другими детьми как "эксцентричный профес-
сор".
Оценка эксперта: "Да".
3. Во многом живет в своем внутреннем мире с ограниченными и
вычурными интеллектуальными интересами.
Оценка эксперта: "Да".
4. Накапливает факты по каким-то отдельным темам (хорошая ме-
ханическая память), но на самом деле не понимает их смысла.
Оценка эксперта: "Отчасти".
5. Буквально понимает сказанное в переносном смысле и метафо-
ры.
Оценка эксперта: "Отчасти".
6. Аномальный стиль коммуникации: характерен формальный, ви-
тиеватый, старомодный или "роботоподобный" стиль речи.
Оценка эксперта: "Да".
7. Придумывает ранее не известные слова и выражения.
Оценка эксперта: "Нет".
8. Обладает необычным голосом или манерой говорить.
Оценка эксперта: "Отчасти".
9. Издает непроизвольно звуки: "прочищает горло", хрюкает,
сопит, плачет или кричит.
Оценка эксперта: "Нет".
10. Удивительно преуспевает в одних вещах и столь же удиви-
тельно неуспешен в других.
Оценка эксперта: "Да".
11. Свободно пользуется речью, но не может сделать поправку
на соответствие социальному окружению или интересам другой катего-
рии слушателей.
Оценка эксперта: "Отчасти".
12. Недостаток эмпатии (плохо понимает чужие эмоции).
Оценка эксперта: "Отчасти".
13. Делает наивные и смущающие замечания.
Оценка эксперта: "Нет".
14. Аномальный стиль глазного контакта.
Оценка эксперта: "Отчасти".
15. Хочет общаться, но ему/ей не удается построить отношения
со сверстниками.
Оценка эксперта: "Отчасти".
16. Может быть с другими детьми, но только на своих условиях.
Оценка эксперта: "Отчасти".
17. Нет лучшего друга.
Оценка эксперта: "Да".
18. Нехватка здравого смысла.
Оценка эксперта: "Нет".
19. Плохо даются игры: не понимает идеи командного взаимодей-
ствия, считает "собственные голы".
Оценка эксперта: "Нет".
20. Имеются неуклюжие, плохо cкоординированные, нескладные,
неловкие движения или жесты.
Оценка эксперта: "Нет".
21. Есть непроизвольные движения лицом или телом.
Оценка эксперта: "Нет".
22. Имеются сложности в выполнении повседневных дел из-за на-
вязчивого повторения каких-то определенных действий или мыслей.
Оценка эксперта: "Отчасти".
23. Привежен особому порядку (рутинам) и настаивает на отсут-
ствии изменений.
Оценка эксперта: "Отчасти".
24. Необычно сильная привязанность к предметам.
Оценка эксперта: "Нет".
25. Дразнят или травят другие дети.
Оценка эксперта: "Нет".
26. Обладает явно необычной мимикой.
Оценка эксперта: "Нет".
27. Имеет явно необычные телодвижения.
Оценка эксперта: "Нет".
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:
повышенная вероятность расстройств аутистического спектра.
Примечание.
Расстройство аутистического спектра (ASD) - спектр психологи-
ческих характеристик, описывающих широкий круг аномального поведе-
ния и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а
также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведен-
ческих актов.
|