МЕТОДИКА:                                  
               Скрининговый опросник аутистического спектра                 
             (Autism Spectrum Screening Questionnaire - ASSQ)               
                     (Ehlers S., Gillberg C., Wing L.).                     
 
      Скрининговый тест ASSQ предназначен  для  предварительного  выявления 
 аутичных черт у детей в возрасте 6-16 лет. Может быть использован как  ро- 
 дителями, которые подозревают РАС у ребенка, так и просто взрослыми людьми 
 для самодиагностики (в этом случае заполняется либо самим человеком,  либо 
 его родителями по воспоминаниям о детстве).                                
 
      Восприятие аутизма как спектра расстройств, а не как одного отдельно- 
 го расстройства с четко  обозначенными  симптомами,  включает  определение 
 нескольких разновидностей синдрома аутизма. Эти разновидности характеризу- 
 ются различной степенью тяжести и нарушений в области социальной  коммуни- 
 кации, развития речи и присутствия повторяющихся и стереотипичных действий 
 и ограниченных областей интересов.                                         
 
      В спектр аутизма причисляются несколько основных синдромов:           
 
      1. Классический аутизм / Аутизм Каннера.                              
      Данный синдром является расстройством развития, имеющим  генетическую 
 нейрологическую основу. Дети в данной группе испытывают  существенные  за- 
 труднения в общении с окружающими - их попытки к общению остаются  непоня- 
 тыми другими людьми, что приводит к возникновению фрустрации и  проблем  в 
 поведении. Данное состояние не возникает по причине умственной  отсталости 
 или нарушений когнитивного мышления. Причиной данного  состояния  является 
 серьезное органическое нарушение развития.                                 
      Человек с классическим аутизмом  страдает  также  от  серьезных  рас- 
 стройств речи, как например, ограниченный словарный запас, отсутствие речи 
 или серьезные грамматические ошибки.  Кроме этого, у детей с аутизмом Кан- 
 нера наблюдаются расстройства в сенсорно-моторном плане, что выражается  в 
 возникновении стереотипий и повторяющегося поведения,  чувствительности  к 
 прикосновениям, отсутствии глазного контакта и др.                         
      Дополнительная характеристика  аутизма  Каннера -  это  неспособность 
 контролировать эмоции. Ребенок с синдромом  Каннера  часто  оказывается  в 
 состоянии фрустрации и гнева, которое может  стать  причиной  агрессивного 
 поведения. В дополнение дети в данной группе могут быть подвержены  допол- 
 нительным заболевания, таким как эпилепсия.                                
 
      2. Синдром Ретта.                                                     
      Данный синдром диагностируется в основном у девочек. Мальчики,  кото- 
 рые заболевают этим заболеванием, рождаются мертворожденными. Синдром Рет- 
 та указывает на прогрессирующие расстройства  развития.  Другими  словами, 
 параллельно с расстройством речи и коммуникации возникает также  нарушение 
 координации движений и мелкой моторики. В процессе развития заболевания  у 
 ребенка может произойти полное исчезновение речи  и  возникновении  полной 
 апатии.                                                                    
 
      3. Синдром Аспергера.                                                 
      В противовес предыдущим расстройствам, у ребенка с синдромом Асперге- 
 ра нет задержки речевого развития. Такие дети часто говорят официальным  и 
 литературным языком. В большинстве случаев синдром Аспергера является  бо- 
 лее легкой формой, чем другие расстройства спектра, у ребенка  сохраняется 
 интеллект, который иногда даже превышает норму, часто у таких детей исклю- 
 чительная память.                                                          
      Синдром Аспергера в основном характеризуется расстройством в  навыках 
 социального взаимодействия, негибкими и повторяющимися действиями и  огра- 
 ниченными, иногда странными областями интереса. Ребенок с синдромом Аспер- 
 гера обычно затрудняется понимать выражение лица собеседника, иронию, шут- 
 ки и метафоры, и может страдать в социальной ситуации или  затрудняться  в 
 развитии отношений.                                                        
 
      4. Высокофункциональный аутизм.                                       
      Высокофункциональный аутизм - это не диагноз сам по  себе,  а  способ 
 описать ту часть спектра, в которой у детей более высокий  уровень  когни- 
 тивного функционирования, чем в среднем у людей с аутизмом (IQ 70 и выше). 
 Обычно, высокофункциональные дети используют речь для общения,  они  само- 
 стоятельны в ежедневных действиях и ведут себя в рамках  социальных  норм. 
 Проблемы с поведением возникают только в  специфических  ситуациях.  Очень 
 часто данную группу путают с синдромом Аспергера, но, в отличие  от  детей 
 с синдромом Аспергера, у данной группы все же  наблюдается задержка  рече- 
 вого развития в раннем возрасте.                                           
 
      5. Аутизм-савант.                                                     
      Это самый редкий синдром в аутистическом спектре. Речь идет  о  серь- 
 езных нарушениях развития, параллельно с которыми развивается исключитель- 
 ная память и исключительные таланты в специфических  областях,  таких  как 
 игра на фортепиано или художественная деятельность.                        
      Иногда аутизм у страдающих синдромом Саванта  проявляется  в  тяжелой  
 форме, и им требуется помощь и поддержка, а иногда  проявляется  в  легкой 
 форме, которая выражается в основном в социальной отстраненности и в  рас- 
 стройстве в межличностных взаимоотношениях.                                
 
      6. Атипичный аутизм.                                                  
      Дети в этой группе имеют только часть симптомов, характерных для  ау- 
 тизма. Это может быть ребенок с серьезными расстройствами речи и  проблем- 
 ным поведением, но который интересуется сверстниками и вступает с ними  во 
 взаимодействие. Часто данный диагноз используется в случае "аутизма в лег- 
 кой степени" или как "аутичные черты".                                     
 
      Расстройство аутистического спектра в DSM-V.                          
      Расстройство аутистического спектра  (РАС) -  спектр  психологических 
 характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и  затрудне- 
 ний в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограничен- 
 ных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.                   
      Вошли в расстройство аутистического спектра:                          
      аутизм (синдром Каннера);                                             
      синдром Аспергера;                                                    
      детское дезинтегративное расстройство;                                
      неспецифическое первазивное нарушение  развития  (первазивный;  англ. 
 pervasive - обширный, глубокий, распространенный).                         
 
      В "Руководство по диагностике и статистике  психических  расстройств" 
 пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental  Disorders, 
 Fifth Edition, DSM-V), разработанное и опубликованное Американской  Психи- 
 атрической Ассоциацией (American Psychiatric Association) 18 мая 2013  го- 
 да, включает для расстройства аутистического спектра (Autism Spectrum Dis- 
 order, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики:                 
 
      A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимо- 
 действии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имею- 
 щееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не явля- 
 ются исчерпывающими):                                                      
      1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; начиная,  например, 
 с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием ди- 
 алога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и  реа- 
 гированию; до неспособности инициировать  или  реагировать  на  социальные 
 взаимодействия.                                                            
      2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении,  используемом  в 
 социальном взаимодействии; начиная, например, с  плохой  интегрированности 
 вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта  и 
 языка тела или дефицитов понимания и использования невербальной коммуника- 
 ции; до полного отсутствия мимики или жестов.                              
      3. Дефициты в установлении, поддержании и понимании  социальных  вза- 
 имоотношений; начиная, например, с трудностей с  подстройкой  поведения  к 
 различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых 
 задействовано воображение, и с приобретением друзей;  до  видимого  отсут- 
 ствия интереса к сверстникам.                                              
 
      B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или 
 деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры 
 приведены для наглядности и не являются исчерпывающими:                    
      1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или  исполь- 
 зование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание  иг- 
 рушек или махание объектами, эхолалия идиосинкратические фразы).           
      2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование  прави- 
 лам или схемам поведения, ритуализованные  формы  вербального  или  невер- 
 бального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, труд- 
 ности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные 
 ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде).                      
      3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по 
 интенсивности или направленности (например, сильная  привязанность  к  не- 
 обычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ог- 
 раниченная сфера занятий и интересов или персеверации).                    
      4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информа- 
 цию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, 
 видимое безразличие к боли или температуре  окружающей  среды,  негативная 
 реакция на определенные звуки или т екстуры,  чрезмерное  обнюхивание  или 
 трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в  дви- 
 жении).                                                                    
 
      Степень тяжести основана на нарушении  социального  взаимодействия  и 
 ограниченных, повторяющихся моделях поведения.                             
      С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут 
 не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят  огра- 
 ниченные возможности, или  быть  замаскированы  выученными  стратегиями  в 
 дальнейшей жизни).                                                         
      D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, про- 
 фессиональной или других важных сферах повседневного функционирования.     
      E. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуальными  воз- 
 можностями (умственная отсталость) или общей задержкой развития.  Умствен- 
 ная отсталость и расстройства аутистического спектра  часто  сосуществуют; 
 для диагностики коморбидности расстройства аутистического  спектра  и  ум- 
 ственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для 
 общего уровня развития.                                                    
 
      Примечание:                                                           
      Лицам с хорошо обоснованным по DSM-IV аутизмом, синдромом  Аспергера  
 или неспецифическим первазивным нарушением  развития  (PDD-NOS)  согласно  
 DSM-V будет поставлен диагноз расстройство аутистического спектра.         
 
      МКБ-10.                                                               
      F84.0 Детский аутизм.                                                 
 
      А. Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте до 3 лет 
 по меньшей мере в одной из следующих сфер:                                 
      1) рецептивная или экспрессивная речь,  используемая  при  социальном 
 общении;                                                                   
      2) развитие селективных социальных  привязанностей  или  реципрокного 
 социального взаимодействия;                                                
      3) функциональная или символическая игра.                             
 
      Б. Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симптомов из 1), 
 2) и 3), причем по меньшей мере два из перечня 1) и по меньшей мере по од- 
 ному из перечней 2) и 3):                                                  
      1) Качественные  нарушения  реципрокного  социального  взаимодействия 
 проявляются минимум в одной из следующих областей:                         
      а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального  
 взаимодействия контакт взора, мимическое выражение,  жестикуляцию  и  позы 
 тела;                                                                      
      б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрас- 
 том и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей  со  сверстниками,  что 
 включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;                         
      в) отсутствие социо-эмоциональной взаимности, что  проявляется  нару- 
 шенной или девиантной реакцией на эмоции других людей и  (или)  отсутствие 
 модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а  также  (или) 
 слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведе- 
 ния.                                                                       
      г) отсутствие спотанного поиска разделяемой радости, общих  интересов 
 или достижений с другими людьми (например, ребенок  не  показывает  другим 
 людям интересующие его предметы и не привлекает к ним их внимание).        
      2) Качественные аномалии в общении проявляются  минимум  в  одной  из 
 следующих областей:                                                        
      а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не  сопровож- 
 дается попыткой компенсировать этот  недостаток  жестикуляцией  и  мимикой 
 (часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);                  
      б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу  (при 
 любом уровне речевого развития), требующую  коммуникативной  взаимности  с 
 другим лицом;                                                              
      в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или)  идиосинкратическое  ис- 
 пользование слов и выражений;                                              
      г) отсутствие спонтанных разнообразных спонтанных ролевых игр или  (в 
 более раннем возрасте) подражательных игр.                                 
      3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение,  интересы  и 
 активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:         
      а) поглощенность стереотипными и  ограниченными  интересами,  которые 
 аномальны по содержанию или направленности; или интересами,  которые  ано- 
 мальны по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по  содержа- 
 нию или направленности;                                                    
      б) внешне навязчивая привязанность к специфическим,  нефункциональным  
 поступкам или ритуалам;                                                    
      в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы, которые  включают  
 прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или  более  сложные 
 движения всего тела;                                                       
      г) повышенное внимание к частям предметов или  нефункциональным  эле- 
 ментам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности,  издаваемому  ими  шуму 
 или вибрации).                                                             
      В. Клиническая картина не может быть объяснена другими видами  общего 
 нарушения развития: специфическим нарушением развития рецептивной речи     
 (F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблемами; реактивным расстрой- 
 ством привязанности детского возраста (F94.1) или  дезингибированным  рас- 
 стройством привязанности в детском возрасте (F94.2), умственной  отсталос- 
 тью (F70- F72), комбинирующейся с некоторыми эмоциональными и  поведенчес- 
 кими расстройствами, шизофренией (F20) с необычно ранним началом и синдро- 
 мом Ретта (F84.2).                                                         
 
      В данной версии результат 19 баллов и выше считается повышенным, (ре- 
 комендованное пороговое значение при заполнении родителями) 22 балла и вы- 
 ше - высоким (рекомендованное пороговое значение при заполнении  школьными 
 учителями).                                                                
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Скрининговый опросник аутистического спектра (ASSQ).             
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓█─────────────────────────────╢>              
 
         <──────[-]─────><[+]><───────────[!]─────────────>                 
 
               Тестовый показатель - "AS" = 22  41%                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Старомодный или "умный не по годам".                               
      Оценка эксперта: "Да".                                                
 
      2. Воспринимается другими детьми как  "эксцентричный  профес-         
 сор".                                                                      
      Оценка эксперта: "Да".                                                
 
      3. Во многом живет в своем внутреннем мире с ограниченными  и         
 вычурными интеллектуальными интересами.                                    
      Оценка эксперта: "Да".                                                
 
      4. Накапливает факты по каким-то отдельным темам (хорошая ме-         
 ханическая память), но на самом деле не понимает их смысла.                
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      5. Буквально понимает сказанное в переносном смысле и метафо-         
 ры.                                                                        
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      6. Аномальный стиль коммуникации: характерен формальный,  ви-         
 тиеватый, старомодный или "роботоподобный" стиль речи.                     
      Оценка эксперта: "Да".                                                
 
      7. Придумывает ранее не известные слова и выражения.                  
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      8. Обладает необычным голосом или манерой говорить.                   
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      9. Издает непроизвольно звуки:  "прочищает  горло",  хрюкает,         
 сопит, плачет или кричит.                                                  
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      10. Удивительно преуспевает в одних вещах и столь  же  удиви-         
 тельно неуспешен в других.                                                 
      Оценка эксперта: "Да".                                                
 
      11. Свободно пользуется речью, но не может  сделать  поправку         
 на соответствие социальному окружению или интересам другой катего-         
 рии слушателей.                                                            
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      12. Недостаток эмпатии (плохо понимает чужие эмоции).                 
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      13. Делает наивные и смущающие замечания.                             
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      14. Аномальный стиль глазного контакта.                               
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      15. Хочет общаться, но ему/ей не удается построить  отношения         
 со сверстниками.                                                           
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      16. Может быть с другими детьми, но только на своих условиях.         
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      17. Нет лучшего друга.                                                
      Оценка эксперта: "Да".                                                
 
      18. Нехватка здравого смысла.                                         
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      19. Плохо даются игры: не понимает идеи командного взаимодей-         
 ствия, считает "собственные голы".                                         
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      20. Имеются неуклюжие, плохо  cкоординированные,  нескладные,         
  неловкие движения или жесты.                                              
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      21. Есть непроизвольные движения лицом или телом.                     
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      22. Имеются сложности в выполнении повседневных дел из-за на-         
 вязчивого повторения каких-то определенных действий или мыслей.            
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      23. Привежен особому порядку (рутинам) и настаивает на отсут-         
 ствии изменений.                                                           
      Оценка эксперта: "Отчасти".                                           
 
      24. Необычно сильная привязанность к предметам.                       
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      25. Дразнят или травят другие дети.                                   
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      26. Обладает явно необычной мимикой.                                  
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
      27. Имеет явно необычные телодвижения.                                
      Оценка эксперта: "Нет".                                               
 
                 ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:                         
     повышенная вероятность расстройств аутистического спектра.             
 
      Примечание.                                                           
      Расстройство аутистического спектра (ASD) - спектр психологи-         
 ческих характеристик, описывающих широкий круг аномального поведе-         
 ния и затруднений в социальном взаимодействии и  коммуникациях,  а         
 также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведен-         
 ческих актов.