МЕТОДИКА:
Исследование уровня ассертивности
(В. Каппони, Т. Новак).
Ассертивность - способность человека не зависеть от внешних влияний и
оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за
него.
В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной
из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком,
который добровольно принимает на себя роль жертвы, руководит неуверенность
в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что
уже нажито. Во втором - явное или завуалированное желание манипулировать
окружающими, подчиняя их своим интересам.
Принципы ассертивного поведения.
Принятие на себя ответственности за собственное поведение.
По своей сути ассертивность - это философия личной ответственности.
То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение
и не имеем права винить других людей за их реакцию на наше поведение.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям.
Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и
уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет ува-
жать вас?
Эффективное общение.
В данном случае главными являются три следующих качества - честность,
открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния
другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чув-
ствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего
партнера по общению.
Демонстрация уверенности и позитивной установки.
Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной
установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и
знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.
Умение внимательно слушать и понимать.
Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять
точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями,
но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от
фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы
побыстрее изложить свою точку зрения?
Переговоры и достижение рабочего компромисса.
Стремление к достижению рабочего компромисса - очень полезное качест-
во. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуа-
ции, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.
Убеждения, мешающие развитию ассертивного поведения
у человека, склонного к пассивной модели поведения.
"Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отве-
чать за их последствия". Манипулятивное предубеждение: "Я не должен бесце-
ремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В дей-
ствительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не
я, а кто-то более умудренный и авторитетный".
"Я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение". Манипуля-
тивное предубеждение: "Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми,
желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю,
извинялся перед ними за свои поступки".
"Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до ка-
кой-то степени за решение проблем других людей". Манипулятивное предубеж-
дение: "У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и
людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и
приспособиться".
"Я имею право изменить свое мнение". Манипулятивное предубеждение: "В
случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда ме-
нять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы озна-
чало, что я не компетентен и не способен решать".
"Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки". Манипулятивное
предубеждение: "Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошиб-
ку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои ре-
шения контролировали".
"Я имею право сказать: "я не знаю". Манипулятивное предубеждение:
"Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос".
"Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от
их хорошего отношения ко мне". Манипулятивное предубеждение: "Желательно,
чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь".
"Я имею право принимать нелогичные решения". Манипулятивное предубеж-
дение: "Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обос-
нованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично".
"Я имею право сказать: "я тебя не понимаю". Манипулятивное предубеж-
дение: "Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребнос-
тям окружающих, я должен "читать их мысли". В случае, если я это делать не
буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить".
"Я имею право сказать: "меня это не интересует". Манипулятивное пред-
убеждение: "Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко
всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен
стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, без-
различный".
Исследование уровня ассертивности.
Шкала А (независимость, автономность).
7-8 баллов - Чрезмерная независимость. Не прислушивается к словам
других. Эгоистичен, переоценивает себя. Попытки вести себя ассертивно,
часто выливаются в агрессию.
4-6 баллов - Достаточно независим, но в своей независимости все же с
вниманием и уважением относится к мнениям других людей. Самостоятелен,
достигает желаемой цели, не причиняя вреда окружающим. Реалистично оцени-
вает себя, что необходимого при контактах с окружающими.
0-3 балла - Выраженная зависимость от окружающих людей, несамостоя-
теленость и неуверенность в себе. Не способен решить свои проблемы само-
стоятельно, и отвечать за себя и свои поступки.
Шкала Б (уверенность, решительность, опора на свои силы).
7-8 баллов - Точно знает чего хочет и идет к цели, опираясь на свои
собственные силы. При столкновении интересов способен договориться и найти
компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. Добивается своего, не
манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным спос-
обом из разряда приемов эмоционального шантажа. Уверен в себе, действует
четко и решительно.
4-6 баллов - Ассертивностиь в типичных ситуациях, но малейшее измене-
ние обстоятельств разрушает у него чувство уверенности в себе.
0-3 балла - Страх перед непредвиденными ситуациями настолько велик,
что испытывает какие-то сомнения, опасения.
Опросник состоит из 24 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Исследование уровня ассертивности.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма.
А ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────╢>
Б ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓███────╢>
В ╟─▒▒▒▒▒▒───────────────────╢>
<──[-]──><──[==]──><[+]>
Тестовые показатели:
1. Независимость, автономность - А = 6
2. Уверенность, решительность, опора на свои силы - Б = 7
3. Социальная желательность - В = 2
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
А. Независимость, автономность.
Достаточно независим, но в своей независимости все же с вни-
манием и уважением относится к мнениям других людей. Самостояте-
лен, достигает желаемой цели, не причиняя вреда окружающим. Реа-
листично оценивает себя, что необходимого при контактах с окружаю-
щими.
Б. Уверенность, решительность, опора на свои силы.
Точно знает чего хочет и идет к цели, опираясь на свои соб-
ственные силы. При столкновении интересов способен договориться и
найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. Добива-
ется своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины
или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального
шантажа. Уверен в себе, действует четко и решительно.
В. Социальная желательность.
Правдивость, искренность.
|