МЕТОДИКА:
Шкала аэрофобии
(С.С. Носов).
Методика предназначена для диагностики склонности к аэрофобии.
Анкета была составлена на основе анализа основных клинических прояв-
лений авиафобии.
Аэрофобия (лат. Aerophobia, от др.-греч. - "воздух" и - "страх") -
боязнь полстов на летательных аппаратах.
Аэрофобия может быть как отдельной фобией, так и свидетельством дру-
гих фобий, например, клаустрофобии (боязни закрытых пространств) или акро-
фобии (боязни высоты). Аэрофобия в первую очередь является не болезнью, а
ес симптомом.
По разным данным обычно аэрофобия появляется после 25 лет. Около 15%
взрослого, активного населения может страдать аэрофобией.
Основными симптомами Аэрофобии являются:
нервозность уже за несколько дней до полста;
возможный отказ от авиаперелста из-за страха перед полстом;
учащснное или сбивчивое дыхание во время полста;
повышенное сердцебиение;
сжатые мышцы, потные ладони;
потребность в алкоголе как в средстве успокоения в полсте;
анализ звуков и перемещений экипажа по салону во время полста;
постоянный поиск в СМИ информации об авиакатастрофах, статистике
авиакатастроф или надсжности того или иного самолста;
представление в воображении картин авиакатастроф.
Лечение аэрофобии заключается в обучении пациента навыкам релаксации
и контроля собственного психофизического состояния, после чего, необходи-
мым этапом является экспозиционная терапия. Для освобождения от аэрофобии,
пациенту необходимо раз за разом пережить под контролем психолога большое
количество взлстов и посадок, тренируя навыки релаксации, пока его мозг не
начнст ассоциировать полст с расслаблением, а не с паникой. Для создания
атмосферы полста при лечении аэрофобии сегодня применяются компьютерные
технологи, в том числе виртуальная реальность (VRET - Virtual Reality Ex-
position Therapy). С помощью специального сложного компьютерно-оптического
оборудования, страдающий аэрофобией пациент ощущает себя на борту самолс-
та, что необходимо для активации его страха. После того, как страх активи-
рован, можно приступать к отработке навыков релаксации, повторяя виртуаль-
ный полст раз за разом до полного избавления пациента от панической реак-
ции. В некоторых случаях, если причиной аэрофобии является недостаток или
наличие искажснной информации о безопасности полстов, когнитивно-поведен-
ческая психотерапия может быть так же эффективна для лечения аэрофобии.
Существуют 8 основных типов аэрофобии, каждый вид требует особого
подхода и четких методик (протоколов) лечения аэрофобии.
Основные виды аэрофобии (по основополагающей причине):
1. Боязнь авиакатастрофы, аварии, происшествия (в небе или при по-
садке самолета).
2. Боязнь высоты (акрофобия).
3. Клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств).
4. Гипертрофированная потребность в контроле над ситуацией.
5. Панические атаки в анамнезе пациента.
6. Боязнь утраты самоконтроля.
7. Боязнь нестабильности, турбулентности.
8. Навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство).
Анкета включает в себя 10 вопросов, на которые испытуемому предлага-
ется утвердительно или отрицательно ответить.
Обработка и интерпретация результатов теста.
За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл.
Далее производится суммирование всех набранных баллов и на этой осно-
ве делается вывод о выраженности аэрофобии:
0-5 баллов - аэрофобия не выражена.
6-10 баллов - выраженная склонность к аэрофобии.
Опросник состоит из 10 вопросов.
Примерное время тестирования 2-3 минуты.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала аэрофобии.
Ф.И.О:_______________
Доп. данные:_________
Диагностическая шкала:
╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████──────────╢>
<─────[-]─────><─────[+]─────>
Тестовый показатель - АФ = 7
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Выраженная склонность к аэрофобии, которая может проявляться
следующими симптомами:
нервозность уже за несколько дней до полста;
возможный отказ от авиаперелста из-за страха перед полстом;
учащснное или сбивчивое дыхание во время полста;
повышенное сердцебиение;
сжатые мышцы, потные ладони;
потребность в алкоголе как в средстве успокоения в полсте;
анализ звуков и перемещений экипажа по салону во время полс-
та;
постоянный поиск в СМИ информации об авиакатастрофах, статис-
тике авиакатастроф или надсжности того или иного самолста;
представление в воображении картин авиакатастроф.
|