МЕТОДИКА:                                  
                             Шкала аэрофобии                                
                               (С.С. Носов).                                
 
      Методика предназначена для диагностики склонности к аэрофобии.        
      Анкета была составлена на основе анализа основных клинических  прояв- 
 лений авиафобии.                                                           
      Аэрофобия (лат. Aerophobia, от др.-греч. - "воздух"  и  - "страх")  - 
 боязнь полстов на летательных аппаратах.                                   
      Аэрофобия может быть как отдельной фобией, так и свидетельством  дру- 
 гих фобий, например, клаустрофобии (боязни закрытых пространств) или акро- 
 фобии (боязни высоты). Аэрофобия в первую очередь является не болезнью,  а 
 ес симптомом.                                                              
      По разным данным обычно аэрофобия появляется после 25 лет. Около  15% 
 взрослого, активного населения может страдать аэрофобией.                  
 
      Основными симптомами Аэрофобии являются:                              
      нервозность уже за несколько дней до полста;                          
      возможный отказ от авиаперелста из-за страха перед полстом;           
      учащснное или сбивчивое дыхание во время полста;                      
      повышенное сердцебиение;                                              
      сжатые мышцы, потные ладони;                                          
      потребность в алкоголе как в средстве успокоения в полсте;            
      анализ звуков и перемещений экипажа по салону во время полста;        
      постоянный поиск в  СМИ  информации  об  авиакатастрофах,  статистике 
 авиакатастроф или надсжности того или иного самолста;                      
      представление в воображении картин авиакатастроф.                     
 
      Лечение аэрофобии заключается в обучении пациента навыкам  релаксации 
 и контроля собственного психофизического состояния, после чего,  необходи- 
 мым этапом является экспозиционная терапия. Для освобождения от аэрофобии, 
 пациенту необходимо раз за разом пережить под контролем психолога  большое 
 количество взлстов и посадок, тренируя навыки релаксации, пока его мозг не 
 начнст ассоциировать полст с расслаблением, а не с паникой.  Для  создания 
 атмосферы полста при лечении аэрофобии  сегодня  применяются  компьютерные 
 технологи, в том числе виртуальная реальность (VRET - Virtual Reality  Ex- 
 position Therapy). С помощью специального сложного компьютерно-оптического 
 оборудования, страдающий аэрофобией пациент ощущает себя на борту  самолс- 
 та, что необходимо для активации его страха. После того, как страх активи- 
 рован, можно приступать к отработке навыков релаксации, повторяя виртуаль- 
 ный полст раз за разом до полного избавления пациента от панической  реак- 
 ции. В некоторых случаях, если причиной аэрофобии является недостаток или  
 наличие искажснной информации о безопасности полстов,  когнитивно-поведен- 
 ческая психотерапия может быть так же эффективна для лечения аэрофобии.    
 
      Существуют 8 основных типов аэрофобии,  каждый  вид  требует  особого 
 подхода и четких  методик (протоколов) лечения аэрофобии.                  
      Основные виды аэрофобии (по основополагающей причине):                
      1. Боязнь авиакатастрофы, аварии, происшествия (в небе  или  при  по- 
 садке самолета).                                                           
      2. Боязнь высоты (акрофобия).                                         
      3. Клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств).                      
      4. Гипертрофированная потребность в контроле над ситуацией.           
      5. Панические атаки в анамнезе пациента.                              
      6. Боязнь утраты самоконтроля.                                        
      7. Боязнь нестабильности, турбулентности.                             
      8. Навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство).      
 
      Анкета включает в себя 10 вопросов, на которые испытуемому предлага-  
 ется утвердительно или отрицательно ответить.                              
 
      Обработка и интерпретация результатов теста.                          
      За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл.                
      Далее производится суммирование всех набранных баллов и на этой осно- 
 ве делается вывод о выраженности аэрофобии:                                
      0-5 баллов - аэрофобия не выражена.                                   
      6-10 баллов - выраженная склонность к аэрофобии.                      
 
 
 
      Опросник состоит из 10 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 2-3 минуты.                              
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала аэрофобии.                                                 
 Ф.И.О:_______________                                                      
 Доп. данные:_________                                                      
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
                ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████──────────╢>                         
 
                  <─────[-]─────><─────[+]─────>                            
 
 
                    Тестовый показатель - АФ =  7                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Выраженная склонность к аэрофобии, которая может  проявляться         
 следующими симптомами:                                                     
      нервозность уже за несколько дней до полста;                          
      возможный отказ от авиаперелста из-за страха перед полстом;           
      учащснное или сбивчивое дыхание во время полста;                      
      повышенное сердцебиение;                                              
      сжатые мышцы, потные ладони;                                          
      потребность в алкоголе как в средстве успокоения в полсте;            
      анализ звуков и перемещений экипажа по салону во время  полс-         
 та;                                                                        
      постоянный поиск в СМИ информации об авиакатастрофах, статис-         
 тике авиакатастроф или надсжности того или иного самолста;                 
      представление в воображении картин авиакатастроф.