МЕТОДИКА:
Коэффициент аутистического спектра
(Autism-Spectrum Quotient - AQ)
(S. Baron-Cohen, S. Wheelwright, R. Skinner,
J. Martin, E. Clubley).
Методика предназначена для определения признаков аутизма у взрослых,
или коэффициента аутизма AQ.
Расстройство аутистического спектра в DSM-V.
Расстройство аутистического спектра (РАС) - спектр психологических
характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затрудне-
ний в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограничен-
ных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Вошли в расстройство аутистического спектра:
аутизм (синдром Каннера);
синдром Аспергера;
детское дезинтегративное расстройство;
неспецифическое первазивное нарушение развития.
В "Руководство по диагностике и статистике психических расстройств"
пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders,
Fifth Edition, DSM-V), разработанное и опубликованное Американской Психи-
атрической Ассоциацией (American Psychiatric Association) 18 мая 2013 го-
да, включает для расстройства аутистического спектра (Autism Spectrum Dis-
order, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики:
A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимо-
действии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имею-
щееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не явля-
ются исчерпывающими):
1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; начиная, например,
с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием ди-
алога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и реа-
гированию; до неспособности инициировать или реагировать на социальные
взаимодействия.
2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом в
социальном взаимодействии; начиная, например, с плохой интегрированности
вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта и
языка тела или дефицитов понимания и использования невербальной коммуника-
ции; до полного отсутствия мимики или жестов.
3. Дефициты в установлении, поддержании и понимании социальных вза-
имоотношений; начиная, например, с трудностей с подстройкой поведения к
различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых
задействовано воображение, и с приобретением друзей; до видимого отсут-
ствия интереса к сверстникам.
B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или
деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры
приведены для наглядности и не являются исчерпывающими:
1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или исполь-
зование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание иг-
рушек или махание объектами, эхолалия идиосинкратические фразы).
2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование прави-
лам или схемам поведения, ритуализованные формы вербального или невер-
бального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, труд-
ности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные
ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде).
3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по
интенсивности или направленности (например, сильная привязанность к не-
обычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ог-
раниченная сфера занятий и интересов или персеверации).
4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информа-
цию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например,
видимое безразличие к боли или температуре окружающей среды, негативная
реакция на определенные звуки или т екстуры, чрезмерное обнюхивание или
трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в дви-
жении).
Степень тяжести основана на нарушении социального взаимодействия и
ограниченных, повторяющихся моделях поведения.
С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут
не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят огра-
ниченные возможности, или быть замаскированы выученными стратегиями в
дальнейшей жизни).
D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, про-
фессиональной или других важных сферах повседневного функционирования.
E. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуальными воз-
можностями (умственная отсталость) или общей задержкой развития. Умствен-
ная отсталость и расстройства аутистического спектра часто сосуществуют;
для диагностики коморбидности расстройства аутистического спектра и ум-
ственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для
общего уровня развития.
Примечание:
Лицам с хорошо обоснованным по DSM-IV аутизмом, синдромом Аспергера
или неспецифическим первазивным нарушением развития (PDD-NOS) согласно
DSM-V будет поставлен диагноз расстройство аутистического спектра.
Степени тяжести расстройства аутистического спектра.
Степень тяжести:
Уровень 3.
"Потребность в очень существенной поддержке".
Социальная коммуникация:
Ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Тяжелые дефициты в
вербальных и невербальных социальных коммуникативных навыках приводят к
серьезным нарушениям в функционировании; крайне ограниченное инициирование
социальных взаимодействий и минимальный ответ на социальные инициативы
других. Например, человек с небольшим набором нескольких понятных слов,
изредка инициирующий социальное взаимодействие, а если инициирует, то об-
ращается в необычной форме и только для удовлетворения нужд, и реагирует
только на очень прямые указания и формы социального общения.
Ограниченные интересы и повторяющееся поведение.
Отсутствие гибкости поведения, значительные трудности с приспосабли-
ванием к переменам и изменениям, или ограниченные/повторяющиеся формы по-
ведения, которые очень мешают и существенно затрудняют функционирование во
всех сферах. Сильный стресс и/или выраженные затруднения при смене дея-
тельности или переключении внимания.
Степень тяжести:
Уровень 2.
"Потребность в существенной поддержке".
Социальная коммуникация:
Заметные дефициты в вербальных и невербальных социальных коммуника-
тивных навыках; выраженные затруднения в социальном общении и взаимодей-
ствии даже при наличии поддержки; ограниченное инициирование социальных
взаимодействий и ограниченное или ненормальное реагирование на социальные
инициативы других. Например, человек, выражающийся ограниченным количест-
вом фраз и предложений, социальное взаимодействие ограниченно узкими спе-
циальными интересами, и заметны странности в невербальной форме его комму-
никации.
Ограниченные интересы и повторяющееся поведение.
Отсутствие гибкости в поведении, крайние затруднения с адаптацией к
переменам и изменениям, или ограниченные/повторяющиеся формы поведения,
которые проявляются с достаточной частотой и заметны стороннему наблюдате-
лю, а также мешают функционированию в различных контекстах. Заметный
стресс и/или выраженные затруднения при смене деятельности или переключе-
нии внимания.
Степень тяжести:
Уровень 1.
"Потребность в поддержке".
Социальная коммуникация:
Без поддержки и содействия дефициты в социальной коммуникации приво-
дят к заметным нарушениям. Испытывает сложности с инициированием социаль-
ных взаимодействий и демонстрирует яркие примеры нетипичных или неудачных
реакций на обращения со стороны окружающих. Может казаться имеющим пони-
женный интерес к социальным взаимодействиям. Например, человек, который
способен говорить полноценными предложениями и коммуникабелен, но взаимный
диалог с окружающими не получается, а его попытки установить дружеские от-
ношения странные и обычно безуспешные.
Ограниченные интересы и повторяющееся поведение.
Негибкое поведение значимо препятствует функционированию в одном или
более контекстах. Сложности с переключением между видами деятельности.
Проблемы с организацией и планированием препятствуют независимости.
В первом серьезном опыте использования теста средняя оценка контроль-
ной группы была 16,4. Восемьдесят процентов тех, у кого диагностирован ау-
тизм или связанные с ним синдромы, получили результат 32 балла и выше.
Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто получает 32
балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого аутизма или
синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной жизни.
В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышен-
ным, а от 32 и выше - высоким.
В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых можно получить
от 0 до 10 баллов. Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по под-
шкале.
Опросник состоит из 50 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе интерпретация результатов тестирова-
ния по 5 субшкалам методики основана на следующих условных критериях.
0-2 - низкий показатель;
2-4 - пониженный показатель;
4-6 - средний показатель;
6-8 - повышенный показатель;
8-10 - высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Коэффициент аутистического спектра (AQ).
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма №1.
*
10 ┼────────────────
9 ┼ ▄▄ ▄▄
8 ┼─██────▄▄─██────
7 ┼ ██ ▄▄ ██ ██
6 ┼─██─██─██─██─▄▄─
5 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼─██─██─██─██─██─
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼─██─██─██─██─██─
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──*
SS AS AD Cm Im
Диаграмма №2.
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓███████────────────╢>
<──────────[-]──────────><─[+]─><──────[!]───────>
Тестовые показатели:
1. Навыки общения - SS = 9
2. Переключение внимания - AS = 7
3. Внимание к деталям - AD = 8
4. Коммуникация - Cm = 9
5. Воображение - Im = 6
----------------------------------
Интегральный показатель - AQ = 39
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Навыки общения.
Высокий показатель склонности испытывать затруднения в соци-
альном взаимодействии с другими людьми, а также в понимании
чувств, мыслей и намерений окружаюших в ситуациях, связанных с об-
щением.
2. Переключение внимания.
Повышенный показатель затрудностей переключения внимания,
склонности делать что-либо одним и тем же способом, концентриро-
ваться на чем-то одном, строго следовать собственному распорядку и
выполнять запланированные мероприятия, иметь ограниченные, повто-
ряющиеся и стереотипные интересы и занятия.
3. Внимание к деталям.
Повышенный показатель внимания к деталям, которые не замечают
другие, постоянной сосредоточенности на частях предметов и интере-
са к определенным предметам.
4. Коммуникация.
Высокий показатель затруднений взаимной коммуникации (вер-
бальной и невербальной) при необходимости поддерживать разговор с
другими людьми на различные темы.
5. Воображение.
Средний показатель затруднений воображения, способности мыс-
ленного создания зрительного образа, избегания ситуаций и занятий,
в которых надо что-то или кого-то предсталять или изображать.
Интегральный показатель:
Высокий коэффициент аутистического спектра.
|