МЕТОДИКА:                                  
                   Коэффициент аутистического спектра                       
                     (Autism-Spectrum Quotient - AQ)                        
               (S. Baron-Cohen, S. Wheelwright, R. Skinner,                 
                         J. Martin, E. Clubley).                            
 
      Методика предназначена для определения признаков аутизма у  взрослых, 
 или коэффициента аутизма AQ.                                               
 
      Расстройство аутистического спектра в DSM-V.                          
      Расстройство аутистического спектра  (РАС) -  спектр  психологических 
 характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и  затрудне- 
 ний в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограничен- 
 ных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.                   
      Вошли в расстройство аутистического спектра:                          
      аутизм (синдром Каннера);                                             
      синдром Аспергера;                                                    
      детское дезинтегративное расстройство;                                
      неспецифическое первазивное нарушение развития.                       
 
      В "Руководство по диагностике и статистике  психических  расстройств" 
 пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental  Disorders, 
 Fifth Edition, DSM-V), разработанное и опубликованное Американской  Психи- 
 атрической Ассоциацией (American Psychiatric Association) 18 мая 2013  го- 
 да, включает для расстройства аутистического спектра (Autism Spectrum Dis- 
 order, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики:                 
 
      A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимо- 
 действии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имею- 
 щееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не явля- 
 ются исчерпывающими):                                                      
      1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; начиная,  например, 
 с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием ди- 
 алога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и  реа- 
 гированию; до неспособности инициировать  или  реагировать  на  социальные 
 взаимодействия.                                                            
      2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении,  используемом  в 
 социальном взаимодействии; начиная, например, с  плохой  интегрированности 
 вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта  и 
 языка тела или дефицитов понимания и использования невербальной коммуника- 
 ции; до полного отсутствия мимики или жестов.                              
      3. Дефициты в установлении, поддержании и понимании  социальных  вза- 
 имоотношений; начиная, например, с трудностей с  подстройкой  поведения  к 
 различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых 
 задействовано воображение, и с приобретением друзей;  до  видимого  отсут- 
 ствия интереса к сверстникам.                                              
 
      B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или 
 деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры 
 приведены для наглядности и не являются исчерпывающими:                    
      1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или  исполь- 
 зование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание  иг- 
 рушек или махание объектами, эхолалия идиосинкратические фразы).           
      2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование  прави- 
 лам или схемам поведения, ритуализованные  формы  вербального  или  невер- 
 бального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, труд- 
 ности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные 
 ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде).                      
      3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по 
 интенсивности или направленности (например, сильная  привязанность  к  не- 
 обычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ог- 
 раниченная сфера занятий и интересов или персеверации).                    
      4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информа- 
 цию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, 
 видимое безразличие к боли или температуре  окружающей  среды,  негативная 
 реакция на определенные звуки или т екстуры,  чрезмерное  обнюхивание  или 
 трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в  дви- 
 жении).                                                                    
 
      Степень тяжести основана на нарушении  социального  взаимодействия  и 
 ограниченных, повторяющихся моделях поведения.                             
      С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут 
 не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят  огра- 
 ниченные возможности, или  быть  замаскированы  выученными  стратегиями  в 
 дальнейшей жизни).                                                         
      D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, про- 
 фессиональной или других важных сферах повседневного функционирования.     
      E. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуальными  воз- 
 можностями (умственная отсталость) или общей задержкой развития.  Умствен- 
 ная отсталость и расстройства аутистического спектра  часто  сосуществуют; 
 для диагностики коморбидности расстройства аутистического  спектра  и  ум- 
 ственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для 
 общего уровня развития.                                                    
 
      Примечание:                                                           
      Лицам с хорошо обоснованным по DSM-IV аутизмом, синдромом  Аспергера  
 или неспецифическим первазивным нарушением  развития  (PDD-NOS)  согласно  
 DSM-V будет поставлен диагноз расстройство аутистического спектра.         
 
             Степени тяжести расстройства аутистического спектра.           
 
                              Степень тяжести:                              
                                 Уровень 3.                                 
                 "Потребность в очень существенной поддержке".              
 
      Социальная коммуникация:                                              
      Ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Тяжелые  дефициты  в 
 вербальных и невербальных социальных коммуникативных  навыках  приводят  к  
 серьезным нарушениям в функционировании; крайне ограниченное инициирование 
 социальных взаимодействий и минимальный  ответ  на  социальные  инициативы 
 других. Например, человек с небольшим набором  нескольких  понятных  слов, 
 изредка инициирующий социальное взаимодействие, а если инициирует, то  об- 
 ращается в необычной форме и только для удовлетворения нужд,  и  реагирует 
 только на очень прямые указания и формы социального общения.               
 
      Ограниченные интересы и повторяющееся поведение.                      
      Отсутствие гибкости поведения, значительные трудности с  приспосабли- 
 ванием к переменам и изменениям, или ограниченные/повторяющиеся формы  по- 
 ведения, которые очень мешают и существенно затрудняют функционирование во 
 всех сферах. Сильный стресс и/или выраженные затруднения  при  смене  дея- 
 тельности или переключении внимания.                                       
 
                             Степень тяжести:                               
                                 Уровень 2.                                 
                   "Потребность в существенной поддержке".                  
 
      Социальная коммуникация:                                              
      Заметные дефициты в вербальных и невербальных  социальных  коммуника- 
 тивных навыках; выраженные затруднения в социальном общении  и  взаимодей- 
 ствии даже при наличии поддержки;  ограниченное  инициирование  социальных 
 взаимодействий и ограниченное или ненормальное реагирование на  социальные 
 инициативы других. Например, человек, выражающийся ограниченным  количест- 
 вом фраз и предложений, социальное взаимодействие ограниченно узкими  спе- 
 циальными интересами, и заметны странности в невербальной форме его комму- 
 никации.                                                                   
 
      Ограниченные интересы и повторяющееся поведение.                      
      Отсутствие гибкости в поведении, крайние затруднения с  адаптацией  к 
 переменам и изменениям, или  ограниченные/повторяющиеся  формы  поведения, 
 которые проявляются с достаточной частотой и заметны стороннему наблюдате- 
 лю, а также  мешают  функционированию  в  различных  контекстах.  Заметный 
 стресс и/или выраженные затруднения при смене деятельности или  переключе- 
 нии внимания.                                                              
 
                              Степень тяжести:                              
                                 Уровень 1.                                 
                          "Потребность в поддержке".                        
 
      Социальная коммуникация:                                              
      Без поддержки и содействия дефициты в социальной коммуникации  приво- 
 дят к заметным нарушениям. Испытывает сложности с инициированием  социаль- 
 ных взаимодействий и демонстрирует яркие примеры нетипичных или  неудачных 
 реакций на обращения со стороны окружающих. Может казаться  имеющим  пони- 
 женный интерес к социальным взаимодействиям.  Например,  человек,  который 
 способен говорить полноценными предложениями и коммуникабелен, но взаимный 
 диалог с окружающими не получается, а его попытки установить дружеские от- 
 ношения странные и обычно безуспешные.                                     
 
      Ограниченные интересы и повторяющееся поведение.                      
      Негибкое поведение значимо препятствует функционированию в одном  или 
 более контекстах. Сложности с  переключением  между  видами  деятельности. 
 Проблемы с организацией и планированием препятствуют независимости.        
 
 
      В первом серьезном опыте использования теста средняя оценка контроль- 
 ной группы была 16,4. Восемьдесят процентов тех, у кого диагностирован ау- 
 тизм или связанные с ним синдромы, получили результат 32  балла  и  выше.  
 Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто  получает  32 
 балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого аутизма  или 
 синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной жизни.   
      В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышен- 
 ным, а от 32 и выше - высоким.                                             
      В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых  можно  получить 
 от 0 до 10 баллов. Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по  под- 
 шкале.                                                                     
 
      Опросник состоит из 50 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе интерпретация результатов  тестирова- 
 ния по 5 субшкалам методики основана на следующих условных критериях.      
       0-2  - низкий показатель;                                            
       2-4  - пониженный показатель;                                        
       4-6  - средний показатель;                                           
       6-8  - повышенный показатель;                                        
       8-10 - высокий показатель.                                           
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Коэффициент аутистического спектра (AQ).                         
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма №1.                                   
 
                          *                                                 
                       10 ┼────────────────                                 
                        9 ┼ ▄▄       ▄▄                                     
                        8 ┼─██────▄▄─██────                                 
                        7 ┼ ██ ▄▄ ██ ██                                     
                        6 ┼─██─██─██─██─▄▄─                                 
                        5 ┼ ██ ██ ██ ██ ██                                  
                        4 ┼─██─██─██─██─██─                                 
                        3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██                                  
                        2 ┼─██─██─██─██─██─                                 
                        1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██                                  
                        0 ┼─+──+──+──+──+──*                                
                            SS AS AD Cm Im                                  
 
 
                            Диаграмма №2.                                   
 
      ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓███████────────────╢>               
 
        <──────────[-]──────────><─[+]─><──────[!]───────>                  
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
                 1. Навыки общения        - SS =  9                         
                 2. Переключение внимания - AS =  7                         
                 3. Внимание к деталям    - AD =  8                         
                 4. Коммуникация          - Cm =  9                         
                 5. Воображение           - Im =  6                         
                 ----------------------------------                         
                 Интегральный показатель  - AQ = 39                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Навыки общения.                                                    
      Высокий показатель склонности испытывать затруднения в  соци-         
 альном взаимодействии  с  другими  людьми,  а  также  в  понимании         
 чувств, мыслей и намерений окружаюших в ситуациях, связанных с об-         
 щением.                                                                    
 
      2. Переключение внимания.                                             
      Повышенный  показатель  затрудностей  переключения  внимания,         
 склонности делать что-либо одним и тем же  способом,  концентриро-         
 ваться на чем-то одном, строго следовать собственному распорядку и         
 выполнять запланированные мероприятия, иметь ограниченные,  повто-         
 ряющиеся и стереотипные интересы и занятия.                                
 
      3. Внимание к деталям.                                                
      Повышенный показатель внимания к деталям, которые не замечают         
 другие, постоянной сосредоточенности на частях предметов и интере-         
 са к определенным предметам.                                               
 
      4. Коммуникация.                                                      
      Высокий показатель затруднений  взаимной  коммуникации  (вер-         
 бальной и невербальной) при необходимости поддерживать разговор  с         
 другими людьми на различные темы.                                          
 
      5. Воображение.                                                       
      Средний показатель затруднений воображения, способности  мыс-         
 ленного создания зрительного образа, избегания ситуаций и занятий,         
 в которых надо что-то или кого-то предсталять или изображать.              
 
                      Интегральный показатель:                              
             Высокий коэффициент аутистического спектра.