МЕТОДИКА:                                  
              Шкала Активностей Повседневной Жизни Ривермид                 
              (Rivermead Аctivities of Daily Living Scales)                 
 
                      ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                   
      Оценка Activities of Daily  Living  (ADL) - "активности  повседневной 
 жизни", "функции  повседневной  жизнедеятельности",  "повседневная  актив- 
 ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в  его  пов- 
 седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце- 
 нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает  воз- 
 можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от 
 состояния здоровья и функционального статуса клиента.                      
      Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос- 
 ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.              
      Активность повседневной жизни  условно  разделяется  на  персональную 
 (PADL) и инструментальную (IADL).                                          
      Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение 
 задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру- 
 гие гигиенические мероприятия,  причесывание,  поддержание  функциональной 
 мобильности, коммуникация.                                                 
      Инструментальные активности повседневной жизни связаны с  независимым 
 функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.        
 
      Активность в повседневной жизни включает в себя:                      
      мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание,  использо- 
 вание туалета и др.);                                                      
      одевание;                                                             
      прием пищи;                                                           
      соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;  
      социализацию;                                                         
      функциональную коммуникацию и подвижность;                            
      возможность быть мобильным в обществе;                                
      удовлетворение сексуальных потребностей.                              
 
      Активность в работе и продуктивной деятельности:                      
      выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой,  уборка  квартиры,  
 приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание  в  кварти- 
 ре);                                                                       
      заботу о других людях;                                                
      возможность обучаться чему-либо новому;                               
      исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо- 
 ты,                                                                        
      выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие 
 в чем-либо).                                                               
 
      Активность в игре, отдыхе и увлечениях:                               
      возможность выбора игры, отдыха, увлечений;                           
      возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.    
 
      Группы тестов, измеряющие  нарушение  жизнедеятельности  (disability) 
 делятся на                                                                 
      1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или,  сог- 
 ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев- 
 ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно  по- 
 нимают "элементарное телесное" самообслуживание.                           
      2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и  возможность  
 пользования предметами обихода, что необходимо для  проживания  в  обычных 
 условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).      
      3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к  на- 
 рушению жизнедеятельности клиента (focal  disability)  (например,  баланс, 
 ходьбу, функцию кисти и др.).                                              
      4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче- 
 ний.                                                                       
 
      Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного 
 заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за 
 клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.               
      Общим требованиям к шкалам ADL является  регистрация  действительного 
 состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.                   
 
      Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:                       
      эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют  уровню  "пов- 
 реждение" (impairment) - например, пункты,  отражающие  состояние  функций 
 тазовых органов;                                                           
      многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;      
      шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та- 
 ких, как ориентация, общение и др.;                                        
      по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг- 
 нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных 
 функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;     
      почти все шкалы ADL относятся  к  ординальным,  поэтому  неправомерно 
 проводить сравнение  результатов, достигнутых в различных реабилитационных 
 учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по- 
 мощи данных шкал.                                                          
 
      Независимость в повседневной жизни (ADL).                             
      В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле- 
 жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в  повседневной 
 жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только  наибо- 
 лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно 
 понимают основные физические функции, которые лежат  в  основе  нормальной 
 жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо- 
 гут несколько расходиться.                                                 
 
      Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз- 
 можность использования клиентом предметов обихода, то его называют  расши- 
 ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili- 
 ty).                                                                       
 
      Расширенные функции повседневной жизни.                               
      Шкалы этого типа, отражающие возможность использования предметов оби- 
 хода, иногда еще называют шкалами,  измеряющими  инструментальные  функции 
 повседневной жизнедеятельности (instrumental  ADL)  (Lawton M.,  Brody Е., 
 1969], однако более обоснованным  считается  термин  "расширенные  функции 
 повседневной жизнедеятельности" (extend ADL, Wade., 1992). В  такие  тесты 
 включают пункты, касающиеся возможности пользоваться телефоном, способнос- 
 ти стирать, готовить пищу, посещать магазин, работать по  дому,  принимать 
 лекарства, выполнять мелкий ремонт и т.д. Данный подход вполне  обоснован, 
 поскольку значимые нарушения телесного самообслуживания выявляются  в  ос- 
 новном у наиболее тяжелых клиентов (например, при выраженных  парезах  ко- 
 нечностей и т.д.), в остальных случаях более оправдано использование шкал, 
 учитывающих не только самообслуживание, но и бытовую активность.           
      При использовании таких опросников очень важно учитывать, что способ- 
 ность к выполнению различных видов деятельности может сильно различаться в 
 зависимости от культурных условий  и  экономического  состояния  общества. 
 Так, способность стирать в значительной степени зависит  от  наличия  сти- 
 ральной машины, готовить пищу - от наличия бытовой техники. Поэтому всегда 
 должна быть оценена уместность и адекватность списка вопросов для той  по- 
 пуляции, в которой планируется использовать опросник.                      
 
      Тест - Шкалы Активностей Повседневной Жизни Ривермид  был  разработан 
 для оценки состояния клиентов, перенесших церебральный инсульт в 1980  г., 
 подтверждена его валидность и надежность  в  отношении  этого  контингента 
 клиентов. Апробирован  также  для  клиентов,  перенесших  черепно-мозговую 
 травму. Тест включает три раздела заданий: первый раздел касается телесно- 
 го самообслуживания, второй - самообслуживания в более  широком  понимании 
 этого слова и третий - бытовой активности. По замыслу авторов,  разделы  и 
 пункты в данном тесте расположены согласно определенной иерархии, в поряд- 
 ке трудности их выполнения и динамики восстановления после инсульта.  Поэ- 
 тому первоначальная версия теста включала инструкцию, которая рекомендова- 
 ла начинать тестирование по каждому из разделов с любого пункта, по  реше- 
 нию того, кто проводит тестирование. Если клиент был в состоянии выполнить 
 выбранный пункт, то необходимо было сделать три "шага" назад, чтобы удос-  
 товериться в способности клиента выполнить и три предшествовавших задания, 
 а затем делать "шаги" вперед от выбранного пункта до тех пор, пока три за- 
 дания подряд окажутся для клиента невыполнимыми; на этом тестирование  за- 
 вершалось. Все использовавшиеся или рекомендуемые вспомогательные средства  
 обязательно должны были указываться в соответствующем столбце теста.       
      В последующем тест был  видоизменен:  введены  две  градации  ответов 
 ("зависим" и "независим") вместо трех, изменен порядок расположения  пунк- 
 тов. Ниже приводится первоначальная версия теста в некоторой  модификации: 
 в авторском варианте разъяснение сути пунктов приведено на отдельном  лис- 
 те, в данном варианте это сделано непосредственно после называния  каждого 
 пункта в таблице теста. Кроме того, не приводится авторская инструкция от- 
 носительно правил начала и прекращения тестирования (см. выше),  поскольку  
 иерархия заданий в различных социальных условиях может значительно  варьи- 
 ровать, что делает вышеуказанный порядок тестирования лишенным смысла. Ло- 
 гичнее оценить все приведенные  задания  (для  повышения  чувствительности 
 теста имеет смысл пользоваться трехуровневой оценкой), обязательно  указав 
 в соответствующем столбце вспомогательные приспособления, которые  исполь- 
 зует клиент или которые ему необходимы.                                    
     К числу недостатков данного теста относят отсутствие пункта,  касающе- 
 гося контролирования функций.                                              
 
      Опросник состоит из 20 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Интегральный индекс данной методики может принимать  значения  от  20 
 до 60 баллов.                                                              
      В данной компьютерной программе  "техническая" диаграмма  результатов 
 тестирования по интегральному показателю основана на показателях  выражен- 
 ных в процентах c нулевой точкой отсчета.                                  
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        КЛИНИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Шкала Активностей Повседневной Жизни Ривермид.                   
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                      Диагностическая шкала.                                
 
      ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢>               
 
        <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                     Структура оценочных шкал.                              
 
             *                                                              
           3 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄   ▄   ▄ ▄               ▄                            
             │ █ █ █ █   █   █ █               █                            
           2 ┼ █ █ █ █ ▄ █ ▄ █ █ ▄         ▄   █ ▄ ▄                        
             │ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █         █   █ █ █                        
           1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ ▄ ▄ ▄ █ ▄ █ █ █ ▄                      
             │ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                      
           0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                    
               A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T                      
 
 
                         Оценочные показатели:                              
 
                         I. Самообслуживание.                               
          1. Питье                                 - A = 3                  
          2. Чистка зубов                          - B = 3                  
          3. Причесывание                          - C = 3                  
          4. Мытье лица/рук                        - D = 3                  
          5. Бритье/макияж                         - E = 2                  
          6. Прием пищи                            - F = 3                  
          7. Раздевание                            - G = 2                  
          8. Передвижение по квартире              - H = 3                  
          9. Перемещение с кровати на стул         - I = 3                  
         10. Приготовление пищи                    - J = 2                  
         11. Доставка покупок из магазина домой    - K = 1                  
         12. Умение перейти дорогу                 - L = 1                  
         13. Посещение магазина                    - M = 1                  
         14. Пользование общественным транспортом  - N = 1                  
 
                       II. Домашнее хозяйство.                              
         15. Стирка                                - O = 2                  
         16. Глажение белья                        - P = 1                  
         17. Легкая уборка                         - Q = 3                  
         18. Вывешивание                           - R = 2                  
         19. Приготовление постели                 - S = 2                  
         20. Более тщательная уборка               - T = 1                  
 
              Интегральный показатель - ADL = 42  55%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                        I. САМООБСЛУЖИВАНИЕ.                                
 
      1. Питье (полная чашка горячей жидкости, пролить  допускается         
 не более 1/8 части содержимого чашки):                                     
      независим (может  использовать  вспомогательные  приспособле-         
 ния).                                                                      
 
      2. Чистка зубов (выдавливание зубной пасты, нанесение  ее  на         
 щетку, включение водопроводного крана):                                    
      независим (может  использовать  вспомогательные  приспособле-         
 ния).                                                                      
 
      3. Причесывание (достижение ухоженного вида):                         
      независим (может  использовать  вспомогательные  приспособле-         
 ния).                                                                      
 
      4. Мытье лица/рук (открывание крана, пользование мылом, выти-         
 рание):                                                                    
      независим (может  использовать  вспомогательные  приспособле-         
 ния).                                                                      
 
      5. Бритье/макияж (бритье осуществляется тем способом, к кото-         
 рому привык клиент):                                                       
      требуется присмотр (вербальная помощь).                               
 
      6. Прием пищи (умение пользоваться ножом, вилкой и пр.):              
      независим (может  использовать  вспомогательные  приспособле-         
 ния).                                                                      
 
      7. Раздевание (снятие платья, пижамы, носков и ботинок):              
      требуется присмотр (вербальная помощь).                               
 
      8. Передвижение по квартире (перемещение из одной  комнаты  в         
 другую с преодолением расстояния не менее 10 м., повороты):                
      независим (может  использовать  вспомогательные  приспособле-         
 ния).                                                                      
 
      9. Перемещение с кровати на стул (из положения  лежа,  будучи         
 укрытым одеялом, переместиться на кресло, которое находится побли-         
 зости):                                                                    
      независим (может  использовать  вспомогательные  приспособле-         
 ния).                                                                      
 
      10. Приготовление пищи (очистить одну картофелину,  поджарить         
 кусок колбасы, разморозить замороженные в морозильнике овощи,  от-         
 крыть банку консервов):                                                    
      требуется присмотр (вербальная помощь).                               
 
      11. Доставка покупок из магазина домой (принести 250 г масла,         
 банку весом 500 г., сдачу):                                                
      зависим от  посторонней  помощи  (самостоятельное  выполнение         
 действия невозможно, или небезопасно, или требует  неразумных  за-         
 затрат времени).                                                           
 
      12. Умение перейти дорогу (переход улицы на сигнал светофора,         
 перешагивание бордюра тротуара):                                           
      зависим от  посторонней  помощи  (самостоятельное  выполнение         
 действия невозможно, или небезопасно, или требует  неразумных  за-         
 затрат времени).                                                           
 
      13. Посещение магазина (дойти до магазина и обратно,  преодо-         
 лев расстояние 1 км.):                                                     
      зависим от  посторонней  помощи  (самостоятельное  выполнение         
 действия невозможно, или небезопасно, или требует  неразумных  за-         
 затрат времени).                                                           
 
      14. Пользование общественным транспортом (поездка на автобусе         
 на расстояние не менее 2 км и не менее трех автобусных остановок):         
      зависим от  посторонней  помощи  (самостоятельное  выполнение         
 действия невозможно, или небезопасно, или требует  неразумных  за-         
 затрат времени).                                                           
 
 
                     II. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО.                                
 
      15. Стирка (ручная стирка нижнего белья в тазу):                      
      требуется присмотр (вербальная помощь).                               
 
      16. Глажение белья (утюгом без пара, с  приготовлением  места         
 для глажения на столе или гладильной доски):                               
      зависим от  посторонней  помощи  (самостоятельное  выполнение         
 действия невозможно, или небезопасно, или требует  неразумных  за-         
 затрат времени).                                                           
 
      17. Легкая уборка (протирание  поверхностей,  находящихся  на         
 высоте 30 - 90 см.):                                                       
      независим (может  использовать  вспомогательные  приспособле-         
 ния).                                                                      
 
      18. Вывешивание выстиранного белья (на перекладине или верев-         
 ке, расположенной в пределах квартиры, не использовать крючки):            
      требуется присмотр (вербальная помощь).                               
 
      19. Приготовление постели (застилание постели  высотой  около         
 50 см. простыней и одеялом, расправление складок):                         
      требуется присмотр (вербальная помощь).                               
 
      20. Более тщательная уборка (уборка комнаты площадью 3 кв. м.         
 с использованием пылесоса, подметание с применением щетки и  совка         
 для мусора, с передвижением только стульев):                               
      зависим от  посторонней  помощи  (самостоятельное  выполнение         
 действия невозможно, или небезопасно, или требует  неразумных  за-         
 затрат времени).