МЕТОДИКА:
Шкала Активностей Повседневной Жизни Ривермид
(Rivermead Аctivities of Daily Living Scales)
ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка Activities of Daily Living (ADL) - "активности повседневной
жизни", "функции повседневной жизнедеятельности", "повседневная актив-
ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в его пов-
седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце-
нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает воз-
можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от
состояния здоровья и функционального статуса клиента.
Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос-
ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.
Активность повседневной жизни условно разделяется на персональную
(PADL) и инструментальную (IADL).
Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение
задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру-
гие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной
мобильности, коммуникация.
Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым
функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.
Активность в повседневной жизни включает в себя:
мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использо-
вание туалета и др.);
одевание;
прием пищи;
соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
социализацию;
функциональную коммуникацию и подвижность;
возможность быть мобильным в обществе;
удовлетворение сексуальных потребностей.
Активность в работе и продуктивной деятельности:
выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры,
приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в кварти-
ре);
заботу о других людях;
возможность обучаться чему-либо новому;
исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо-
ты,
выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие
в чем-либо).
Активность в игре, отдыхе и увлечениях:
возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.
Группы тестов, измеряющие нарушение жизнедеятельности (disability)
делятся на
1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или, сог-
ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев-
ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно по-
нимают "элементарное телесное" самообслуживание.
2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и возможность
пользования предметами обихода, что необходимо для проживания в обычных
условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).
3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к на-
рушению жизнедеятельности клиента (focal disability) (например, баланс,
ходьбу, функцию кисти и др.).
4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче-
ний.
Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного
заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за
клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.
Общим требованиям к шкалам ADL является регистрация действительного
состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.
Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:
эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют уровню "пов-
реждение" (impairment) - например, пункты, отражающие состояние функций
тазовых органов;
многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;
шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та-
ких, как ориентация, общение и др.;
по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг-
нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных
функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;
почти все шкалы ADL относятся к ординальным, поэтому неправомерно
проводить сравнение результатов, достигнутых в различных реабилитационных
учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по-
мощи данных шкал.
Независимость в повседневной жизни (ADL).
В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле-
жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной
жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только наибо-
лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно
понимают основные физические функции, которые лежат в основе нормальной
жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо-
гут несколько расходиться.
Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз-
можность использования клиентом предметов обихода, то его называют расши-
ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili-
ty).
Расширенные функции повседневной жизни.
Шкалы этого типа, отражающие возможность использования предметов оби-
хода, иногда еще называют шкалами, измеряющими инструментальные функции
повседневной жизнедеятельности (instrumental ADL) (Lawton M., Brody Е.,
1969], однако более обоснованным считается термин "расширенные функции
повседневной жизнедеятельности" (extend ADL, Wade., 1992). В такие тесты
включают пункты, касающиеся возможности пользоваться телефоном, способнос-
ти стирать, готовить пищу, посещать магазин, работать по дому, принимать
лекарства, выполнять мелкий ремонт и т.д. Данный подход вполне обоснован,
поскольку значимые нарушения телесного самообслуживания выявляются в ос-
новном у наиболее тяжелых клиентов (например, при выраженных парезах ко-
нечностей и т.д.), в остальных случаях более оправдано использование шкал,
учитывающих не только самообслуживание, но и бытовую активность.
При использовании таких опросников очень важно учитывать, что способ-
ность к выполнению различных видов деятельности может сильно различаться в
зависимости от культурных условий и экономического состояния общества.
Так, способность стирать в значительной степени зависит от наличия сти-
ральной машины, готовить пищу - от наличия бытовой техники. Поэтому всегда
должна быть оценена уместность и адекватность списка вопросов для той по-
пуляции, в которой планируется использовать опросник.
Тест - Шкалы Активностей Повседневной Жизни Ривермид был разработан
для оценки состояния клиентов, перенесших церебральный инсульт в 1980 г.,
подтверждена его валидность и надежность в отношении этого контингента
клиентов. Апробирован также для клиентов, перенесших черепно-мозговую
травму. Тест включает три раздела заданий: первый раздел касается телесно-
го самообслуживания, второй - самообслуживания в более широком понимании
этого слова и третий - бытовой активности. По замыслу авторов, разделы и
пункты в данном тесте расположены согласно определенной иерархии, в поряд-
ке трудности их выполнения и динамики восстановления после инсульта. Поэ-
тому первоначальная версия теста включала инструкцию, которая рекомендова-
ла начинать тестирование по каждому из разделов с любого пункта, по реше-
нию того, кто проводит тестирование. Если клиент был в состоянии выполнить
выбранный пункт, то необходимо было сделать три "шага" назад, чтобы удос-
товериться в способности клиента выполнить и три предшествовавших задания,
а затем делать "шаги" вперед от выбранного пункта до тех пор, пока три за-
дания подряд окажутся для клиента невыполнимыми; на этом тестирование за-
вершалось. Все использовавшиеся или рекомендуемые вспомогательные средства
обязательно должны были указываться в соответствующем столбце теста.
В последующем тест был видоизменен: введены две градации ответов
("зависим" и "независим") вместо трех, изменен порядок расположения пунк-
тов. Ниже приводится первоначальная версия теста в некоторой модификации:
в авторском варианте разъяснение сути пунктов приведено на отдельном лис-
те, в данном варианте это сделано непосредственно после называния каждого
пункта в таблице теста. Кроме того, не приводится авторская инструкция от-
носительно правил начала и прекращения тестирования (см. выше), поскольку
иерархия заданий в различных социальных условиях может значительно варьи-
ровать, что делает вышеуказанный порядок тестирования лишенным смысла. Ло-
гичнее оценить все приведенные задания (для повышения чувствительности
теста имеет смысл пользоваться трехуровневой оценкой), обязательно указав
в соответствующем столбце вспомогательные приспособления, которые исполь-
зует клиент или которые ему необходимы.
К числу недостатков данного теста относят отсутствие пункта, касающе-
гося контролирования функций.
Опросник состоит из 20 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Интегральный индекс данной методики может принимать значения от 20
до 60 баллов.
В данной компьютерной программе "техническая" диаграмма результатов
тестирования по интегральному показателю основана на показателях выражен-
ных в процентах c нулевой точкой отсчета.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала Активностей Повседневной Жизни Ривермид.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала.
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Структура оценочных шкал.
*
3 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄
│ █ █ █ █ █ █ █ █
2 ┼ █ █ █ █ ▄ █ ▄ █ █ ▄ ▄ █ ▄ ▄
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ ▄ ▄ ▄ █ ▄ █ █ █ ▄
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T
Оценочные показатели:
I. Самообслуживание.
1. Питье - A = 3
2. Чистка зубов - B = 3
3. Причесывание - C = 3
4. Мытье лица/рук - D = 3
5. Бритье/макияж - E = 2
6. Прием пищи - F = 3
7. Раздевание - G = 2
8. Передвижение по квартире - H = 3
9. Перемещение с кровати на стул - I = 3
10. Приготовление пищи - J = 2
11. Доставка покупок из магазина домой - K = 1
12. Умение перейти дорогу - L = 1
13. Посещение магазина - M = 1
14. Пользование общественным транспортом - N = 1
II. Домашнее хозяйство.
15. Стирка - O = 2
16. Глажение белья - P = 1
17. Легкая уборка - Q = 3
18. Вывешивание - R = 2
19. Приготовление постели - S = 2
20. Более тщательная уборка - T = 1
Интегральный показатель - ADL = 42 55%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. САМООБСЛУЖИВАНИЕ.
1. Питье (полная чашка горячей жидкости, пролить допускается
не более 1/8 части содержимого чашки):
независим (может использовать вспомогательные приспособле-
ния).
2. Чистка зубов (выдавливание зубной пасты, нанесение ее на
щетку, включение водопроводного крана):
независим (может использовать вспомогательные приспособле-
ния).
3. Причесывание (достижение ухоженного вида):
независим (может использовать вспомогательные приспособле-
ния).
4. Мытье лица/рук (открывание крана, пользование мылом, выти-
рание):
независим (может использовать вспомогательные приспособле-
ния).
5. Бритье/макияж (бритье осуществляется тем способом, к кото-
рому привык клиент):
требуется присмотр (вербальная помощь).
6. Прием пищи (умение пользоваться ножом, вилкой и пр.):
независим (может использовать вспомогательные приспособле-
ния).
7. Раздевание (снятие платья, пижамы, носков и ботинок):
требуется присмотр (вербальная помощь).
8. Передвижение по квартире (перемещение из одной комнаты в
другую с преодолением расстояния не менее 10 м., повороты):
независим (может использовать вспомогательные приспособле-
ния).
9. Перемещение с кровати на стул (из положения лежа, будучи
укрытым одеялом, переместиться на кресло, которое находится побли-
зости):
независим (может использовать вспомогательные приспособле-
ния).
10. Приготовление пищи (очистить одну картофелину, поджарить
кусок колбасы, разморозить замороженные в морозильнике овощи, от-
крыть банку консервов):
требуется присмотр (вербальная помощь).
11. Доставка покупок из магазина домой (принести 250 г масла,
банку весом 500 г., сдачу):
зависим от посторонней помощи (самостоятельное выполнение
действия невозможно, или небезопасно, или требует неразумных за-
затрат времени).
12. Умение перейти дорогу (переход улицы на сигнал светофора,
перешагивание бордюра тротуара):
зависим от посторонней помощи (самостоятельное выполнение
действия невозможно, или небезопасно, или требует неразумных за-
затрат времени).
13. Посещение магазина (дойти до магазина и обратно, преодо-
лев расстояние 1 км.):
зависим от посторонней помощи (самостоятельное выполнение
действия невозможно, или небезопасно, или требует неразумных за-
затрат времени).
14. Пользование общественным транспортом (поездка на автобусе
на расстояние не менее 2 км и не менее трех автобусных остановок):
зависим от посторонней помощи (самостоятельное выполнение
действия невозможно, или небезопасно, или требует неразумных за-
затрат времени).
II. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО.
15. Стирка (ручная стирка нижнего белья в тазу):
требуется присмотр (вербальная помощь).
16. Глажение белья (утюгом без пара, с приготовлением места
для глажения на столе или гладильной доски):
зависим от посторонней помощи (самостоятельное выполнение
действия невозможно, или небезопасно, или требует неразумных за-
затрат времени).
17. Легкая уборка (протирание поверхностей, находящихся на
высоте 30 - 90 см.):
независим (может использовать вспомогательные приспособле-
ния).
18. Вывешивание выстиранного белья (на перекладине или верев-
ке, расположенной в пределах квартиры, не использовать крючки):
требуется присмотр (вербальная помощь).
19. Приготовление постели (застилание постели высотой около
50 см. простыней и одеялом, расправление складок):
требуется присмотр (вербальная помощь).
20. Более тщательная уборка (уборка комнаты площадью 3 кв. м.
с использованием пылесоса, подметание с применением щетки и совка
для мусора, с передвижением только стульев):
зависим от посторонней помощи (самостоятельное выполнение
действия невозможно, или небезопасно, или требует неразумных за-
затрат времени).
|