МЕТОДИКА:
Ноттингемский расширенный индекс активностей повседневной жизни
(Notingam Extended ADL Index).
ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка Activities of Daily Living (ADL) - "активности повседневной
жизни", "функции повседневной жизнедеятельности", "повседневная актив-
ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в его пов-
седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце-
нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает воз-
можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от
состояния здоровья и функционального статуса клиента.
Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос-
ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.
Активность повседневной жизни условно разделяется на персональную
(PADL) и инструментальную (IADL).
Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение
задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру-
гие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной
мобильности, коммуникация.
Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым
функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.
Активность в повседневной жизни включает в себя:
мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использо-
вание туалета и др.);
одевание;
прием пищи;
соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
социализацию;
функциональную коммуникацию и подвижность;
возможность быть мобильным в обществе;
удовлетворение сексуальных потребностей.
Активность в работе и продуктивной деятельности:
выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры,
приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в кварти-
ре);
заботу о других людях;
возможность обучаться чему-либо новому;
исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо-
ты,
выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие
в чем-либо).
Активность в игре, отдыхе и увлечениях:
возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.
Группы тестов, измеряющие нарушение жизнедеятельности (disability)
делятся на
1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или, сог-
ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев-
ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно по-
нимают "элементарное телесное" самообслуживание.
2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и возможность
пользования предметами обихода, что необходимо для проживания в обычных
условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).
3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к на-
рушению жизнедеятельности клиента (focal disability) (например, баланс,
ходьбу, функцию кисти и др.).
4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче-
ний.
Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного
заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за
клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.
Общим требованиям к шкалам ADL является регистрация действительного
состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.
Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:
эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют уровню "пов-
реждение" (impairment) - например, пункты, отражающие состояние функций
тазовых органов;
многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;
шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та-
ких, как ориентация, общение и др.;
по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг-
нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных
функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;
почти все шкалы ADL относятся к ординальным, поэтому неправомерно
проводить сравнение результатов, достигнутых в различных реабилитационных
учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по-
мощи данных шкал.
Независимость в повседневной жизни (ADL).
В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле-
жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной
жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только наибо-
лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно
понимают основные физические функции, которые лежат в основе нормальной
жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо-
гут несколько расходиться.
Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз-
можность использования клиентом предметов обихода, то его называют расши-
ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili-
ty).
Расширенные функции повседневной жизни.
Шкалы этого типа, отражающие возможность использования предметов оби-
хода, иногда еще называют шкалами, измеряющими инструментальные функции
повседневной жизнедеятельности (instrumental ADL) (Lawton M., Brody Е.,
1969], однако более обоснованным считается термин "расширенные функции
повседневной жизнедеятельности" (extend ADL, Wade., 1992). В такие тесты
включают пункты, касающиеся возможности пользоваться телефоном, способнос-
ти стирать, готовить пищу, посещать магазин, работать по дому, принимать
лекарства, выполнять мелкий ремонт и т.д. Данный подход вполне обоснован,
поскольку значимые нарушения телесного самообслуживания выявляются в ос-
новном у наиболее тяжелых клиентов (например, при выраженных парезах ко-
нечностей и т.д.), в остальных случаях более оправдано использование шкал,
учитывающих не только самообслуживание, но и бытовую активность.
При использовании таких опросников очень важно учитывать, что способ-
ность к выполнению различных видов деятельности может сильно различаться в
зависимости от культурных условий и экономического состояния общества.
Так, способность стирать в значительной степени зависит от наличия сти-
ральной машины, готовить пищу - от наличия бытовой техники. Поэтому всегда
должна быть оценена уместность и адекватность списка вопросов для той по-
пуляции, в которой планируется использовать опросник.
Notingam Extended ADL Index - это простой тест, позволяющий измерять
расширенную ADL. Данный индекс был разработан для клиентов перенесших моз-
говой инсульт в 1987 г. Тест состоит из 4 разделов, в каждом из которых
пункты (вопросы) расположены, по мнению авторов, в порядке возрастания
сложности для постинсультного клиента.
Обработка результатов:
0 - Совсем не могу.
0 - Могу с посторонней помощью.
1 - Могу самостоятельно с трудом.
1 - Могу самостоятельно без посторонней помощи.
Опросник состоит из 20 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма результатов тестирования
по каждому из 4 разделов основана на показателях выраженных в процентах.
При вводе результатов тестирования в режиме "Бланк" ответам испытуе-
мого следует присвоить следующие значения:
1 - Совсем не могу.
2 - Могу с посторонней помощью.
3 - Могу самостоятельно с трудом.
4 - Могу самостоятельно без посторонней помощи.
Программа автоматически преобразует эти значения к необходимым пока-
зателям.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Ноттингемский расширенный индекс активностей
повседневной жизни.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Структура ADL:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────────╢>
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢>
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Интергральный индекс ADL:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢>
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Подвижность - Пд = 1 17%
2. В кухне - Кх = 2 40%
3. Домашнее хозяйство - Дх = 1 25%
4. Отдых - От = 3 60%
------------------------------------
Интегральный индекс - ADL = 7 35%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Подвижность.
Гулять за пределами квартиры: может с посторонней помощью.
Подниматься по лестнице: может самостоятельно с трудом.
Сесть в машину и выбраться из машины: может с посторонней по-
мощью.
Ходить по неровной поверхности: может с посторонней помощью.
Перейти дорогу: совсем не может.
Пользоваться для передвижения общественным транспортом: сов-
сем не может.
2. В кухне.
Поесть приготовленную пищу: может самостоятельно без посто-
ронней помощи.
Приготовить себе горячее питье: может самостоятельно без пос-
торонней помощи.
Перенести горячее питье из одной комнаты в другую: может с
посторонней помощью.
Вымыть посуду: может с посторонней помощью.
Приготовить себе горячую легкую закуску: совсем не может.
3. Домашнее хозяйство.
Произвести денежные расчеты: может самостоятельно без посто-
ронней помощи.
Постирать мелкие предметы одежды: может с посторонней помо-
щью.
Сходить в магазин за покупками: совсем не может.
Постирать крупные предметы одежды: совсем не может.
4. Отдых.
Читать газеты или книги: может самостоятельно без посторонней
помощи.
Пользоваться телефоном: может самостоятельно без посторонней
помощи.
Написать письмо: может самостоятельно без посторонней помощи.
Участвовать в общественных мероприятиях: совсем не может.
Ухаживать за собственным садом: совсем не может.
|