МЕТОДИКА:                                  
       Ноттингемский расширенный индекс активностей повседневной жизни      
                      (Notingam Extended ADL Index).                        
 
                      ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                   
      Оценка Activities of Daily  Living  (ADL) - "активности  повседневной 
 жизни", "функции  повседневной  жизнедеятельности",  "повседневная  актив- 
 ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в  его  пов- 
 седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце- 
 нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает  воз- 
 можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от 
 состояния здоровья и функционального статуса клиента.                      
      Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос- 
 ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.              
      Активность повседневной жизни  условно  разделяется  на  персональную 
 (PADL) и инструментальную (IADL).                                          
      Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение 
 задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру- 
 гие гигиенические мероприятия,  причесывание,  поддержание  функциональной 
 мобильности, коммуникация.                                                 
      Инструментальные активности повседневной жизни связаны с  независимым 
 функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.        
 
      Активность в повседневной жизни включает в себя:                      
      мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание,  использо- 
 вание туалета и др.);                                                      
      одевание;                                                             
      прием пищи;                                                           
      соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;  
      социализацию;                                                         
      функциональную коммуникацию и подвижность;                            
      возможность быть мобильным в обществе;                                
      удовлетворение сексуальных потребностей.                              
 
      Активность в работе и продуктивной деятельности:                      
      выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой,  уборка  квартиры,  
 приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание  в  кварти- 
 ре);                                                                       
      заботу о других людях;                                                
      возможность обучаться чему-либо новому;                               
      исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо- 
 ты,                                                                        
      выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие 
 в чем-либо).                                                               
 
      Активность в игре, отдыхе и увлечениях:                               
      возможность выбора игры, отдыха, увлечений;                           
      возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.    
 
      Группы тестов, измеряющие  нарушение  жизнедеятельности  (disability) 
 делятся на                                                                 
      1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или,  сог- 
 ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев- 
 ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно  по- 
 нимают "элементарное телесное" самообслуживание.                           
      2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и  возможность  
 пользования предметами обихода, что необходимо для  проживания  в  обычных 
 условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).      
      3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к  на- 
 рушению жизнедеятельности клиента (focal  disability)  (например,  баланс, 
 ходьбу, функцию кисти и др.).                                              
      4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче- 
 ний.                                                                       
 
      Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного 
 заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за 
 клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.               
      Общим требованиям к шкалам ADL является  регистрация  действительного 
 состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.                   
 
      Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:                       
      эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют  уровню  "пов- 
 реждение" (impairment) - например, пункты,  отражающие  состояние  функций 
 тазовых органов;                                                           
      многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;      
      шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та- 
 ких, как ориентация, общение и др.;                                        
      по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг- 
 нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных 
 функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;     
      почти все шкалы ADL относятся  к  ординальным,  поэтому  неправомерно 
 проводить сравнение  результатов, достигнутых в различных реабилитационных 
 учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по- 
 мощи данных шкал.                                                          
 
      Независимость в повседневной жизни (ADL).                             
      В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле- 
 жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в  повседневной 
 жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только  наибо- 
 лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно 
 понимают основные физические функции, которые лежат  в  основе  нормальной 
 жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо- 
 гут несколько расходиться.                                                 
 
      Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз- 
 можность использования клиентом предметов обихода, то его называют  расши- 
 ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili- 
 ty).                                                                       
 
      Расширенные функции повседневной жизни.                               
      Шкалы этого типа, отражающие возможность использования предметов оби- 
 хода, иногда еще называют шкалами,  измеряющими  инструментальные  функции 
 повседневной жизнедеятельности (instrumental  ADL)  (Lawton M.,  Brody Е., 
 1969], однако более обоснованным  считается  термин  "расширенные  функции 
 повседневной жизнедеятельности" (extend ADL, Wade., 1992). В  такие  тесты 
 включают пункты, касающиеся возможности пользоваться телефоном, способнос- 
 ти стирать, готовить пищу, посещать магазин, работать по  дому,  принимать 
 лекарства, выполнять мелкий ремонт и т.д. Данный подход вполне  обоснован, 
 поскольку значимые нарушения телесного самообслуживания выявляются  в  ос- 
 новном у наиболее тяжелых клиентов (например, при выраженных  парезах  ко- 
 нечностей и т.д.), в остальных случаях более оправдано использование шкал, 
 учитывающих не только самообслуживание, но и бытовую активность.           
      При использовании таких опросников очень важно учитывать, что способ- 
 ность к выполнению различных видов деятельности может сильно различаться в 
 зависимости от культурных условий  и  экономического  состояния  общества. 
 Так, способность стирать в значительной степени зависит  от  наличия  сти- 
 ральной машины, готовить пищу - от наличия бытовой техники. Поэтому всегда 
 должна быть оценена уместность и адекватность списка вопросов для той  по- 
 пуляции, в которой планируется использовать опросник.                      
 
      Notingam Extended ADL Index - это простой тест,  позволяющий  измерять 
 расширенную ADL. Данный индекс был разработан для клиентов перенесших  моз- 
 говой инсульт в 1987 г. Тест состоит из 4 разделов,  в  каждом  из  которых 
 пункты (вопросы) расположены, по  мнению  авторов,  в  порядке  возрастания 
 сложности для постинсультного клиента.                                     
      Обработка результатов:                                                
      0 - Совсем не могу.                                                   
      0 - Могу с посторонней помощью.                                       
      1 - Могу самостоятельно с трудом.                                     
      1 - Могу самостоятельно без посторонней помощи.                       
 
 
      Опросник состоит из 20 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе  диаграмма  результатов  тестирования 
 по каждому из 4 разделов основана на показателях выраженных в процентах.   
      При вводе результатов тестирования в режиме "Бланк" ответам  испытуе- 
 мого следует присвоить следующие значения:                                 
      1 - Совсем не могу.                                                   
      2 - Могу с посторонней помощью.                                       
      3 - Могу самостоятельно с трудом.                                     
      4 - Могу самостоятельно без посторонней помощи.                       
      Программа автоматически преобразует эти значения к необходимым  пока- 
 зателям.                                                                   
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        КЛИНИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Ноттингемский расширенный индекс активностей                     
           повседневной жизни.                                              
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                          Структура ADL:                                    
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────────╢>               
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>               
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢>               
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>               
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                      Интергральный индекс ADL:                             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢>               
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
               1. Подвижность        - Пд =  1  17%                         
               2. В кухне            - Кх =  2  40%                         
               3. Домашнее хозяйство - Дх =  1  25%                         
               4. Отдых              - От =  3  60%                         
               ------------------------------------                         
               Интегральный индекс  - ADL =  7  35%                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Подвижность.                                                       
      Гулять за пределами квартиры: может с посторонней помощью.            
      Подниматься по лестнице: может самостоятельно с трудом.               
      Сесть в машину и выбраться из машины: может с посторонней по-         
 мощью.                                                                     
      Ходить по неровной поверхности: может с посторонней помощью.          
      Перейти дорогу: совсем не может.                                      
      Пользоваться для передвижения общественным транспортом:  сов-         
 сем не может.                                                              
 
      2. В кухне.                                                           
      Поесть приготовленную пищу: может самостоятельно  без  посто-         
 ронней помощи.                                                             
      Приготовить себе горячее питье: может самостоятельно без пос-         
 торонней помощи.                                                           
      Перенести горячее питье из одной комнаты в  другую:  может  с         
 посторонней помощью.                                                       
      Вымыть посуду: может с посторонней помощью.                           
      Приготовить себе горячую легкую закуску: совсем не может.             
 
      3. Домашнее хозяйство.                                                
      Произвести денежные расчеты: может самостоятельно без  посто-         
 ронней помощи.                                                             
      Постирать мелкие предметы одежды: может с  посторонней  помо-         
 щью.                                                                       
      Сходить в магазин за покупками: совсем не может.                      
      Постирать крупные предметы одежды: совсем не может.                   
 
      4. Отдых.                                                             
      Читать газеты или книги: может самостоятельно без посторонней         
 помощи.                                                                    
      Пользоваться телефоном: может самостоятельно без  посторонней         
 помощи.                                                                    
      Написать письмо: может самостоятельно без посторонней помощи.         
      Участвовать в общественных мероприятиях: совсем не может.             
      Ухаживать за собственным садом: совсем не может.