МЕТОДИКА:                                  
           Расширенный индекс активностей повседневной жизни Катц           
                     (Лестница повседневной активности)                     
                    (Katz Activities of Daily Living)                       
                                 (S. Katz).                                 
 
                      ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                   
      Оценка Activities of Daily  Living  (ADL) - "активности  повседневной 
 жизни", "функции  повседневной  жизнедеятельности",  "повседневная  актив- 
 ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в  его  пов- 
 седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце- 
 нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает  воз- 
 можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от 
 состояния здоровья и функционального статуса клиента.                      
      Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос- 
 ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.              
      Активность повседневной жизни  условно  разделяется  на  персональную 
 (PADL) и инструментальную (IADL).                                          
      Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение 
 задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру- 
 гие гигиенические мероприятия,  причесывание,  поддержание  функциональной 
 мобильности, коммуникация.                                                 
      Инструментальные активности повседневной жизни связаны с  независимым 
 функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.        
 
      Активность в повседневной жизни включает в себя:                      
      мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание,  использо- 
 вание туалета и др.);                                                      
      одевание;                                                             
      прием пищи;                                                           
      соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;  
      социализацию;                                                         
      функциональную коммуникацию и подвижность;                            
      возможность быть мобильным в обществе;                                
      удовлетворение сексуальных потребностей.                              
 
      Активность в работе и продуктивной деятельности:                      
      выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой,  уборка  квартиры,  
 приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание  в  кварти- 
 ре);                                                                       
      заботу о других людях;                                                
      возможность обучаться чему-либо новому;                               
      исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо- 
 ты,                                                                        
      выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие 
 в чем-либо).                                                               
 
      Активность в игре, отдыхе и увлечениях:                               
      возможность выбора игры, отдыха, увлечений;                           
      возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.    
 
      Группы тестов, измеряющие  нарушение  жизнедеятельности  (disability) 
 делятся на                                                                 
      1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или,  сог- 
 ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев- 
 ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно  по- 
 нимают "элементарное телесное" самообслуживание.                           
      2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и  возможность  
 пользования предметами обихода, что необходимо для  проживания  в  обычных 
 условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).      
      3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к  на- 
 рушению жизнедеятельности клиента (focal  disability)  (например,  баланс, 
 ходьбу, функцию кисти и др.).                                              
      4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче- 
 ний.                                                                       
 
      Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного 
 заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за 
 клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.               
      Общим требованиям к шкалам ADL является  регистрация  действительного 
 состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.                   
 
      Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:                       
      эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют  уровню  "пов- 
 реждение" (impairment) - например, пункты,  отражающие  состояние  функций 
 тазовых органов;                                                           
      многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;      
      шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та- 
 ких, как ориентация, общение и др.;                                        
      по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг- 
 нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных 
 функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;     
      почти все шкалы ADL относятся  к  ординальным,  поэтому  неправомерно 
 проводить сравнение  результатов, достигнутых в различных реабилитационных 
 учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по- 
 мощи данных шкал.                                                          
 
      Независимость в повседневной жизни (ADL).                             
      В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле- 
 жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в  повседневной 
 жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только  наибо- 
 лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно 
 понимают основные физические функции, которые лежат  в  основе  нормальной 
 жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо- 
 гут несколько расходиться.                                                 
 
      Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз- 
 можность использования клиентом предметов обихода, то его называют  расши- 
 ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili- 
 ty).                                                                       
 
      Определение персональной и инструментальной повседневной  активности, 
 согласно шкале ступеней Расширенного индекса Катц:                         
      0. Независим во всех активностях.                                     
      1. Зависимость при выполнении одной активности.                       
      2. Зависимость при уборке и при выполнении еще одной активности.      
      3. Зависимость при уборке, посещении магазинов и при  выполнении  еще  
 одной активности.                                                          
      4. Зависимость при уборке, посещении магазинов, пользовании транспор- 
 том и при выполнении еще одной активности.                                 
      5. Зависимость при выполнении всех инструментальных активностей и од- 
 ной персональной.                                                          
      6. Зависимость при выполнении всех инструментальных активностей, при- 
 еме ванны и еще одной персональной активности.                             
      7. Зависимость при выполнении всех инструментальных активностей, при- 
 еме ванны, одевании и еще одной персональной активности.                   
      8. Зависимость при выполнении всех инструментальных активностей, при- 
 еме ванны, одевании, пользовании туалетом и еще одной персональной  актив- 
 ности.                                                                     
      9. "В ином случае". Зависимость в  двух  или  более  активностях,  но 
 нельзя классифицировать так, как указано выше.  Если  включается  проблема  
 недержания, определение двух последних ступеней будет  следующим:  Зависи- 
 мость при выполнении всех инструментальных активностей, приеме ванны, оде- 
 вании, пользовании туалетом, перемещении и еще одной  персональной  актив- 
 ности.                                                                     
     10. Зависимость во всех активностях.                                   
 
      Частичная зависимость оценивается как зависимость  при  приготовлении 
 пищи, посещении магазинов и пользовании транспортом  и  как  независимость 
 при уборке.                                                                
      Частичная зависимость оценивается как зависимость при пользовании ту- 
 алетом, перемещении, контроле над функциями тазовых органов и как  незави- 
 симость при приеме ванны, одевании и приеме пищи.                          
 
       0 (уборка).                                                          
       ┼ ▄▄ 1 (уборка).                                                     
       ┼ ██ ▄▄ 2 (покупки).                                                 
       ┼ ██ ██ ▄▄ 3 (пользование транспортом).                              
       ┼ ██ ██ ██ ▄▄ 4 (приготовление пищи).                                
       ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 5 (прием ванны).                                    
       ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 6 (одевание).                                    
       ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 7 (пользование туалетом).                     
       ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 8 (перемещение).                           
       ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 9 (тазовые функции).                    
       ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 10 (прием пищи).                     
       ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                                    
 
 
      Опросник состоит из 10 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 5 минут.                                 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        КЛИНИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Расширенный индекс активностей повседневной жизни Катц.          
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                      Диагностическая шкала.                                
 
      ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>               
 
        <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                     Структура оценочных шкал.                              
 
                       *                                                    
                     2 ┼ ▄ ▄ ▄     ▄                                        
                       │ █ █ █     █                                        
                     1 ┼ █ █ █ ▄ ▄ █ ▄ ▄ ▄ ▄                                
                       │ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                                
                     0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                              
                         A B C D E F G H I J                                
 
 
                         Оценочные показатели:                              
 
                  1. Уборка                   A = 2                         
                  2. Покупки                  B = 2                         
                  3. Пользование транспортом  C = 2                         
                  4. Приготовление пищи       D = 1                         
                  5. Прием ванны              E = 1                         
                  6. Одевание                 F = 2                         
                  7. Пользование туалетом     G = 2                         
                  8. Перемещение              H = 2                         
                  9. Тазовые функции          I = 2                         
                 10. Прием пищи               J = 2                         
                 ----------------------------------                         
                 Интегральный показатель - ADL = 14                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Уборка.                                                            
      Зависим: не может выполнить или прибегает к посторонней помо-         
 щи для выполнения отдельных действий регулярно.                            
 
      2. Покупки.                                                           
      Зависим: выполняет, но в сопровождении  одного  человека;  не         
 может делать покупки или нуждается в помощи при выполнении отдель-         
 ных действий.                                                              
 
      3. Пользование транспортом.                                           
      Зависим: выполняет, но в сопровождении  одного  человека;  не         
 выполняет.                                                                 
 
      4. Приготовление пищи.                                                
      Частично зависим: выполняет в случае необходимости.                   
 
      5. Прием ванны (подразумевается мытье в ванне или в душе).            
      Частично зависим: требуется помощь только при  мытье  отдель-         
 ных частей тела, например, спины или ноги.                                 
 
      6. Одевание (подразумевается возможность достать  необходимые         
 вещи из шкафов и ящиков, самостоятельно одеться, включая использо-         
 вание застежек, в т.ч. бюстгальтера).                                      
      Зависим: получает помощи при выборе одежды или при  одевании;         
 остается полностью или частично раздетым.                                  
 
      7. Пользование туалетом (подразумевается возможность добрать-         
 ся до туалета для опорожнения кишечника или мочевого  пузыря,  ис-         
 пользовать туалетную бумагу и оправить одежду после посещения туа-         
 лета).                                                                     
      Частично зависим: нужна помощь, чтобы добраться до  туалетной         
 комнаты, или при использовании туалетной бумаги, или при  оправле-         
 нии одежды, или при пользовании прикроватным туалетом.                     
 
      8. Перемещение (подразумевается возможность подняться с  кро-         
 вати и лечь на нее, сесть на стул и подняться с него).                     
      Частично зависим: может перемещаться с помощью.                       
 
      9. Тазовые функции (подразумевается контроль опорожнения  ки-         
 шечника и мочевого пузыря).                                                
      Частично зависим: случается эпизодическое недержание.                 
 
      10. Прием пищи (подразумевается непосредственно процесс пере-         
 мещения пищи с тарелки или ее эквивалента в рот).                          
      Частично зависим: ест самостоятельно, но нуждается  в  помощи         
 при резке мяса или намазывания масла.