МЕТОДИКА:
Расширенный индекс активностей повседневной жизни Катц
(Лестница повседневной активности)
(Katz Activities of Daily Living)
(S. Katz).
ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка Activities of Daily Living (ADL) - "активности повседневной
жизни", "функции повседневной жизнедеятельности", "повседневная актив-
ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в его пов-
седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце-
нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает воз-
можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от
состояния здоровья и функционального статуса клиента.
Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос-
ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.
Активность повседневной жизни условно разделяется на персональную
(PADL) и инструментальную (IADL).
Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение
задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру-
гие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной
мобильности, коммуникация.
Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым
функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.
Активность в повседневной жизни включает в себя:
мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использо-
вание туалета и др.);
одевание;
прием пищи;
соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
социализацию;
функциональную коммуникацию и подвижность;
возможность быть мобильным в обществе;
удовлетворение сексуальных потребностей.
Активность в работе и продуктивной деятельности:
выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры,
приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в кварти-
ре);
заботу о других людях;
возможность обучаться чему-либо новому;
исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо-
ты,
выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие
в чем-либо).
Активность в игре, отдыхе и увлечениях:
возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.
Группы тестов, измеряющие нарушение жизнедеятельности (disability)
делятся на
1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или, сог-
ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев-
ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно по-
нимают "элементарное телесное" самообслуживание.
2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и возможность
пользования предметами обихода, что необходимо для проживания в обычных
условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).
3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к на-
рушению жизнедеятельности клиента (focal disability) (например, баланс,
ходьбу, функцию кисти и др.).
4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче-
ний.
Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного
заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за
клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.
Общим требованиям к шкалам ADL является регистрация действительного
состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.
Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:
эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют уровню "пов-
реждение" (impairment) - например, пункты, отражающие состояние функций
тазовых органов;
многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;
шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та-
ких, как ориентация, общение и др.;
по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг-
нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных
функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;
почти все шкалы ADL относятся к ординальным, поэтому неправомерно
проводить сравнение результатов, достигнутых в различных реабилитационных
учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по-
мощи данных шкал.
Независимость в повседневной жизни (ADL).
В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле-
жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной
жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только наибо-
лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно
понимают основные физические функции, которые лежат в основе нормальной
жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо-
гут несколько расходиться.
Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз-
можность использования клиентом предметов обихода, то его называют расши-
ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili-
ty).
Определение персональной и инструментальной повседневной активности,
согласно шкале ступеней Расширенного индекса Катц:
0. Независим во всех активностях.
1. Зависимость при выполнении одной активности.
2. Зависимость при уборке и при выполнении еще одной активности.
3. Зависимость при уборке, посещении магазинов и при выполнении еще
одной активности.
4. Зависимость при уборке, посещении магазинов, пользовании транспор-
том и при выполнении еще одной активности.
5. Зависимость при выполнении всех инструментальных активностей и од-
ной персональной.
6. Зависимость при выполнении всех инструментальных активностей, при-
еме ванны и еще одной персональной активности.
7. Зависимость при выполнении всех инструментальных активностей, при-
еме ванны, одевании и еще одной персональной активности.
8. Зависимость при выполнении всех инструментальных активностей, при-
еме ванны, одевании, пользовании туалетом и еще одной персональной актив-
ности.
9. "В ином случае". Зависимость в двух или более активностях, но
нельзя классифицировать так, как указано выше. Если включается проблема
недержания, определение двух последних ступеней будет следующим: Зависи-
мость при выполнении всех инструментальных активностей, приеме ванны, оде-
вании, пользовании туалетом, перемещении и еще одной персональной актив-
ности.
10. Зависимость во всех активностях.
Частичная зависимость оценивается как зависимость при приготовлении
пищи, посещении магазинов и пользовании транспортом и как независимость
при уборке.
Частичная зависимость оценивается как зависимость при пользовании ту-
алетом, перемещении, контроле над функциями тазовых органов и как незави-
симость при приеме ванны, одевании и приеме пищи.
0 (уборка).
┼ ▄▄ 1 (уборка).
┼ ██ ▄▄ 2 (покупки).
┼ ██ ██ ▄▄ 3 (пользование транспортом).
┼ ██ ██ ██ ▄▄ 4 (приготовление пищи).
┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 5 (прием ванны).
┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 6 (одевание).
┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 7 (пользование туалетом).
┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 8 (перемещение).
┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 9 (тазовые функции).
┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ 10 (прием пищи).
┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Опросник состоит из 10 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Расширенный индекс активностей повседневной жизни Катц.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала.
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Структура оценочных шкал.
*
2 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄
│ █ █ █ █
1 ┼ █ █ █ ▄ ▄ █ ▄ ▄ ▄ ▄
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J
Оценочные показатели:
1. Уборка A = 2
2. Покупки B = 2
3. Пользование транспортом C = 2
4. Приготовление пищи D = 1
5. Прием ванны E = 1
6. Одевание F = 2
7. Пользование туалетом G = 2
8. Перемещение H = 2
9. Тазовые функции I = 2
10. Прием пищи J = 2
----------------------------------
Интегральный показатель - ADL = 14
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Уборка.
Зависим: не может выполнить или прибегает к посторонней помо-
щи для выполнения отдельных действий регулярно.
2. Покупки.
Зависим: выполняет, но в сопровождении одного человека; не
может делать покупки или нуждается в помощи при выполнении отдель-
ных действий.
3. Пользование транспортом.
Зависим: выполняет, но в сопровождении одного человека; не
выполняет.
4. Приготовление пищи.
Частично зависим: выполняет в случае необходимости.
5. Прием ванны (подразумевается мытье в ванне или в душе).
Частично зависим: требуется помощь только при мытье отдель-
ных частей тела, например, спины или ноги.
6. Одевание (подразумевается возможность достать необходимые
вещи из шкафов и ящиков, самостоятельно одеться, включая использо-
вание застежек, в т.ч. бюстгальтера).
Зависим: получает помощи при выборе одежды или при одевании;
остается полностью или частично раздетым.
7. Пользование туалетом (подразумевается возможность добрать-
ся до туалета для опорожнения кишечника или мочевого пузыря, ис-
пользовать туалетную бумагу и оправить одежду после посещения туа-
лета).
Частично зависим: нужна помощь, чтобы добраться до туалетной
комнаты, или при использовании туалетной бумаги, или при оправле-
нии одежды, или при пользовании прикроватным туалетом.
8. Перемещение (подразумевается возможность подняться с кро-
вати и лечь на нее, сесть на стул и подняться с него).
Частично зависим: может перемещаться с помощью.
9. Тазовые функции (подразумевается контроль опорожнения ки-
шечника и мочевого пузыря).
Частично зависим: случается эпизодическое недержание.
10. Прием пищи (подразумевается непосредственно процесс пере-
мещения пищи с тарелки или ее эквивалента в рот).
Частично зависим: ест самостоятельно, но нуждается в помощи
при резке мяса или намазывания масла.
|